ДУХОВНОСТЬ КАК ЦЕННОСТЬ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ
КОНСТАНТИНА ДМИТРИЕВИЧА УШИНСКОГО
Качественная подготовка педагогических кадров современного времени невозможна без обращения к историческому прошлому педагогики и величайшим педагогам всех времен. В этой связи изучение педагогического наследия Константина Дмитриевича Ушинского – русского педагога, писателя, основоположника научной педагогики в России – никогда не потеряет своей актуальности и значимости для мыслящего педагога, которому важно найти подход к каждому своему воспитаннику.
Особое значение в своих работах, а их количество едва ли умещается в 11-томном издании трудов, Константин Дмитриевич придавал вопросу духовности. Подход к нему осуществлялся ученым с разных позиций, автор рассматривал философско-историческую, физиологическую, этико-эстетическую и этнографическую его сущность. Множество писем, статей, лекций, рецензий и книг К. Д. Ушинского посвящено изучению сути понятий «душа», «духовность», «дух». Стоит обратить внимание, что, к примеру, в статье «Родное слово», объем которой составляет всего лишь 13 страниц, автор употребляет данные понятия в совокупности 36 раз, причем слово «духовность» используется автором 18 раз. Этот факт заставляет нас, будущих педагогов, задуматься о важности понятия «духовность» для К. Д. Ушинского, основателя научной педагогики в России.
Можно с уверенностью сказать, что сегодня учителей и воспитателей не могут не волновать вопросы духовной составляющей человека, так как во многом это является основой воспитания будущего гражданина, целостной личности, а ее осознание среди молодых умов оставляет желать лучшего. Духовность – это не мода, а требование души человеческой.
В трудах Ушинского нет четких формулировок определения понятий «дух», «душа», «духовность», но в его работах бесконечное множество ценных положений для педагога – ведь именно ему предстоит осуществить непростую миссию духовного развития подрастающего поколения, именно от него во многом зависит качество отношений между членами общества, существование которого возможно, как на основах духовности, так и без них.
В ранних выступлениях Ушинского на лекциях в роли профессора Ярославского лицея, когда Константину Дмитриевичу было всего 22-23 года, уже присутствуют теоретические положения и методологические подходы, которые позже лягут в основу разработанной им педагогической концепции, в них уже сформированы первичные суждения о духовности.
Духовное, по мнению Ушинского, включает религиозный, социально-исторический и педагогический аспекты. Изучая научное обоснование материальной жизненной природы и природы самого существа человека, ученый отмечал, что важно включать человека в общественно-преобразующую деятельность, и говорил о том, что у каждого человека есть потребность, самая существенная, на его взгляд. Это потребность развития и совершенствования. «Причина такого совершенствования лежит не вне человека, но вложена творцом в самый дух его, или, глубже сказать, это причина и есть самый дух человека... Божественным духом своим человек приближается к подобию Божию... Человек – один носитель сознательного духа во всей окружающей его бессознательной природе...» [1, с. 39].
Развитие этого сознательного духа возможно в человеке только в том случае, если он будет общаться с себе подобным существом (человеком), поэтому от религиозного аспекта К. Д. Ушинский переходит к социально-историческому: «Общественная жизнь необходима для развития... Без общества нет развития. Без развития нет общества. Развитие есть принцип общества» [1, с. 40]. Последующие рассуждения ученого следует отнести уже к социально-педагогической проблематике: «...весь человек, и телесный, и духовный, развивается в истории… В общественном организме должны быть устроены органы для всех сторон души человеческой, в нем должно быть место историческому развитию любви кровной, народному характеру, любви к отчизне, единичной личности, общественному разуму и гению народному» [1, с. 96].
Константин Дмитриевич Ушинский изучал проблемный вопрос о сущности души и духовности в течение всей своей жизни. За несколько лет до своей кончины им была опубликована большая содержательная статья: «Вопрос о душе в его современном состоянии», где ученый обобщил понимание категорий «дух» и «душа» мыслителями разных исторических эпох: начиная с Конфуция и Аристотеля, продолжая Локком, Гельмгольцем, Спенсером, Вундтом и другими мыслителями. Интересно наблюдать в этой работе, как развивалось в истории прочтение и осмысление души и духовности.
По мнению Ушинского, духовность – понятие, определяющее нравственную сущность человека. В размышлениях великого педагога всех времен о «духовном бытие», «духовной природе человека», «духовной жизни», «духовных силах», «духовной связи», «духовных порывах», «духовных потребностях», «духовном развитии» и т. д. педагог современности – учитель, воспитатель, преподаватель, наставник – достаточно быстро и точно найдет ответ на вопрос, где кроются истоки духовности, и определит ценностные ориентиры, актуальные сегодня. Ушинский отмечает, что первостепенным источником духовности следует считать историю человечества, каждому педагогу очень важно «донести» это до своих подопечных. «Великая школа, – говорит К. Д. Ушинский, – прежде всего должна показать человеку то, что в нем есть самого драгоценного, заставив его познать себя частицей бессмертного и живым органом мирового духовного развития человечества» [2, с. 21].
Следующим, не менее важным источником духовности, по мнению Ушинского, является народ – такой, какой он есть: самобытный, с присущим ему своеобразным характером, уникальной культурой, особенностями. Уже в первых публикациях, таких как «Поездка в Ростов», «Путешествие по Волге» и других, показавших литературные способности и талант педагога, выражается подобная мысль. В своих ранних очерках Ушинский описывает простых людей, восхитивших его своей самобытностью. Мудра мысль Константина Дмитриевича: «Всякая живая историческая народность есть самое прекрасное создание Божие на земле, и воспитанию остается только черпать из этого богатого и чистого источника» [1, с. 254].
Безусловно, отдельная личность – это тоже ценность, причем по-своему уникальная. Идея свободной личности, ее высокого исторического предназначения находит свое яркое выражение в работах Ушинского. Он подчеркивает единство двух ценностных для педагога ориентиров – души ребенка и души народа – в статье «О нравственном элементе в воспитании»: «Если, воспитывая дитя, мы должны с уважением приближаться к душе его, то во сколько раз должно быть больше это уважение к душе народа, когда мы принимаемся за дело воспитания» [2, с. 55].
В числе значимых духовных ценностей Ушинский отмечал язык народа. В статье «Родное слово» он пишет: «Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни, начинающейся далеко за границами истории. В языке одухотворяется весь народ и вся его родина...» [2, с. 110-111]. В предисловии к книге «Родное слово» читаем: «Вводя дитя в родной язык, мы вводим его в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа» [4, с. 16], «... родное слово есть именно та духовная одежда, в которую должно облечься всякое знание, чтобы сделаться истинной собственностью человеческого сознания» [4, с. 22]. Душа народа ярко проявляется в различных жанрах устного народного творчества, поэтому Константин Дмитриевич ориентирует читателя на сказки и фольклорное творчество, как определенные духовные ценности. Сказки русского народа он называет «первыми блестящими попытками народной педагогики, … где с гением народа трудно соперничать».
Для великого русского народа всегда была значима православная религия, и, конечно, Ушинский говорит о ней, как об одном из первостепенных источников духовности: «...высокое и святое ясно для всего христианского мира» [2, с. 419]. Он писал: «Наши духовные пастыри сберегли для нас драгоценное сокровище» [2, с. 455]. Словно о сегодняшнем дне его строки: «В России восстают великолепные храмы и в небогатых селениях. Все смотрят на это, как на святое дело, прихожане видят в нем … славу и гордость своего селения...» [1, с. 159].
К. Д. Ушинский указывает еще на один источник духовности – семья, с принятыми в ней порядками, законами, правилами, бытом и общим духом. Именно в семье «сеются семена добра и истины» [1, с. 249]. Учебные книги Ушинского «Родное слово» и «Детский мир» раскрывают многообразие духовного мира ребенка и обращены к семье. Вопросу духовного развития ребенка в семье Ушинский придавал большое значение. Считал, что женщина, будущая мать, «продолжательница божьего творения» – естественная воспитательница, во многом именно она «созидательница» духовного мира семьи, несущая в себе «инстинкт душевной красоты».
Для развития духовного мира ребенка, который состоит из мира богатых эмоций, Ушинский предлагает использовать источник, на его взгляд, неисчерпаемый. Это – природа, которая способна наполнить душу сильными, живыми впечатлениями и оказать огромное воспитательное воздействие. Вспоминая свое детство, он писал: «А воля, а простор, природа, … а эти душистые овраги и колыхающиеся поля, а розовая весна и золотистая осень разве не были нашими воспитателями? … я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога» [1, с. 314].
Духовное становление личности, подчеркивает К. Д. Ушинский, происходит, в том числе, и под влиянием трудовой деятельности. Он считает ценностью трудовое воспитание, без которой невозможно духовное развитие личности. «Материальные плоды трудов, – пишет он, – составляют человеческое достояние, но только внутренняя, духовная, животворная сила труда служит источником человеческого достоинства, а вместе с тем и нравственности, и счастья» [2, с. 11]. Опасность для нравственности представляет тот факт, что часто материальные потребности преобладают над духовными: «Меркантильное направление нашего века, постоянно усиливающее свой натиск, проникло не только во все слои общества, во все сферы жизни, но даже в науку и школу» [2, с. 21]. Несмотря на то, что Ушинским это было написано еще в XIX веке, а актуально и в наши дни.
Изучение богатого педагогического наследия Константина Дмитриевича Ушинского посредством чтения его педагогических сочинений, дневниковых записей, литературно-биографических воспоминаний побуждает нас, будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений, задуматься и осознать смысл понятий: порядочность, долг, благо, истина, красота, созидание. Это возможно сделать, обращаясь к духовным ценностям, так доступно описанным «Учителем русских учителей».
Список литературы
Ушинский, К. Д. Педагогическая антропология: учебник / К. Д. Ушинский. – В 2-х т. Т. 1. – Изд-во Юрайт, 2018. – 449 с.
Ушинский, К. Д. Педагогическая антропология: учебник / К. Д. Ушинский. – В 2-х т. Т. 2. – Изд-во Юрайт, 2018. – 488 с.
Ушинский, К. Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 1 / Сост. С. Ф. Егоров. – М. : Педагогика, 1998. – 416 с.
Ушинский, К. Д. Родное слово. Книга для детей и родителей / К. Д. Ушинский. – М. : Лествица, 2003. – 495 с.