СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Духовный концерт»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Духовный концерт»

Цели урока: дать представление об одном из лучших образцов русской духовной музыки, познакомить с творчеством М. С. Березовского

Просмотр содержимого документа
««Духовный концерт»»

Урок № 25-26 _________________

«Духовный концерт»

Цели урока: дать представление об одном из лучших образцов русской духовной музыки, познакомить с творчеством М. С. Березовского

Ход урока.

1. Орг.момент

2. работа по теме урока

Древние славяне до Крещения Руси были язычниками. Они думали, что природные явления: дождь, грозу, засуху, жару и холод, вызывают на земле боги. В честь этих богов они совершали обряды: пели песни, танцевали, играли на музыкальных инструментах. Чтобы поклоняться этим богам, славяне изготавливали идолов. Идол – это статуя, изваяние, которой поклоняются язычники как божеству.

До сих пор популярностью пользуется языческий праздник – день Ивана Купалы. В ночь накануне праздника было принято купаться или мыться в бане, прыгать через костёр, плести венки, искать папоротник. День этот отмечается летом и посвящён летнему солнцестоянию. В древности люди по большей части были неграмотными, не умели писать и читать, песни и сказания передавались из «уст в уста». Старшее поколение передавало младшему, а младшее – дальше, своим детям. Такое устное народное творчество называется фольклор. Существовало два типа артистов: певцы-сказители и скоморохи.

Певцы-сказители аккомпанировали себе на гуслях. Образы самых известных гусляров, Баяна и Садко, встречаются в творчестве русских композиторов: Баян в опере Глинки «Руслан и Людмила», «Садко» в одноимённой опере Н. А. Римского-Корсакова.

В противовес серьёзным сказителям выступали скоморохи. Это странствующие актёры, бывшие одновременно певцами, танцорами, музыкантами, акробатами и авторами большинства исполнявшихся ими драматических сценок.

Их выступления были связаны с праздниками, гуляниями, часто они поднимали острые темы в своих выступлениях. Обычно их изображают с музыкальными инструментами: гуслями, дудками, гудками и бубнами.

Николай Андреевич Римский-Корсаков изобразил скоморохов в балетном фрагменте в опере «Снегурочка». Благодаря скоморохам на Руси развивались литературные жанры: эпос, поэзия, драма.

Другое направление в музыке Древней Руси появилось в связи с эпохальным событием – Крещением. Произошло Крещение Руси в 988 году.

Киевский князь Владимир Святославович провозгласил христианскую веру. Красота богослужения христиан, увиденная в Греции, поразила его послов. После этого языческие традиции стали уходить на второй план, скоморохи были подвержены гонению. Их высылали из городов, отбирали музыкальные инструменты.

Древнее церковное пение было одноголосным и без сопровождения. Такое пение без сопровождения называется «а капелла». Нот в привычном понимании не существовало. Мелодия обозначалась специальными значками. Они назывались «знаменами». Отсюда и пошло название знаменного пения.

Знаменный распев – это сплав византийской культуры с русскими народными традициями. Один из известных распевов: «Покаяния отверзи ми двери».

Знаменный распев – это музыка сосредоточения, погружения. Звучит величественно и строго. Голоса звучат в унисон.

Унисон – это одновременное звучание двух или нескольких звуков одной высоты или одинаковых звуков в разных октавах.

С XV века появляется многоголосная церковная музыка.

Многоголосие – это склад музыки, основанный на одновременном сочетании в музыкальном произведении нескольких мелодических голосов.

В семнадцатом веке на русских музыкантов стала оказывать влияние музыка Западной Европы. Старая культура одноголосного знаменного пения стала вытесняться новой, многоголосной.

Вершиной многоголосного церковного пения считается духовный концерт. Этот жанр появился на Руси в XVIII веке.

Один из наиболее известных и значимых духовных концертов «Не отвержи мене во время старости» написал Максим Созонтович Березовский. Концерт написан на текст одного из псалмов Давида из Ветхого Завета. Это музыка звучит «а капелла», то есть без музыкального сопровождения. Инструментами здесь выступают голоса самих хористов. Красота архитектуры и иконописи храмов, вместе подобными образцами духовной музыки производят поистине потрясающее впечатление на слушателей.

Таким образом, на Руси закрепилось два музыкальных течения: светская музыка – всё многообразие русского народного творчества: лирические и плясовые, частушки и плачи, обрядовые и исторические песни. А после Крещения Руси появилась и стала развиваться духовная музыка, сначала одноголосная, а затем и многоголосная, постепенно вбирая в себя интонации русских лирических протяжных песен. Вершиной духовной многоголосной музыки стал духовный концерт.

Духовный концерт появился в XVIII веке. Самые известные создатели русских хоровых концертов – Максим Созонтович Березовский и Дмитрий Степанович Бортнянский. Оба они учились композиторскому мастерству в Италии. К сожалению, многие произведения этих композиторов были найдены спустя годы после их смерти, а часть безвозвратно утрачена.

Д. С. Бортнянский был продолжателем идей М. С. Березовского и перенял у него полифоническую технику, гармонию и образный строй концерта. Некоторые его хоровые концерты праздничные и торжественные, другие проникнуты лиризмом и возвышенностью. Сегодня духовные концерты Д. С. Бортнянского и М. С. Березовского можно услышать в исполнении лучших хоровых коллективов России

Максим Созонтович Березовский.

русский композитор XVIII века, вокалист, автор произведений в жанре духовной музыки. Считается одним из первых создателей хорового концерта в Российской империи.

Ранние годы в биографии композитора освещены незначительно. Достоверно не удалось установить даже год его рождения. По разным оценкам биографов, это может быть 1725, 1732, 1743 или 1745 год – последний принято считать официальным вариантом. А днем появления Максима на свет полагают 16 октября по новому стилю.

С местом рождения тоже нет ясности. Предположительно мальчик появился на свет в Глухове, Малороссийской губернии, в семье мелкопоместного дворянина или шляхтича Созонта Березовского. Исследователями обнаружен семейный герб Березовских, свидетельствующий о польском происхождении. Предположительно, в семье был еще один сын – Павел Созонтович, потомки которого продолжили род до наших дней.

Детские годы Максима предположительно прошли в Глухове. Есть версии, что именно там он постигал азы хорового искусства. В городе в те годы располагалось хоровое отделение, готовившее солистов для Петербургской капеллы. После школы Максим продолжил обучение после выпуска из Глуховского музыкального училища в Киевской духовной академии.

В 1758 году его принимают на должность певца в капеллу в Ораниенбауме. Юноша участвовал в оперных постановках на итальянском языке. Его имя встречается в сохранившихся либретто того времени.

В 1762 году Максим поступает служить в итальянскую капеллу при дворце императора. Здесь его педагогом был знаменитый вокалист Гарани. Вскоре Максим создает свои первые самостоятельные произведения. А при дворе остается в качестве певца и композитора до конца 60 годов XVIII века. В этот период своей жизни Максим сочиняет преимущественно церковную музыку – песни и концерты на религиозные темы, для хорового и акапельного исполнения. Именно отсутствие инструментального сопровождения стало в дальнейшем основой для творчества композитора. Он стремился приблизить свою музыку к духовным канонам православной традиции, где мелодия также не сопровождает хоровое пение. А следующим этапом в творческих опытах молодого композитора стали еще более сложные произведения – кантаты.

В начале 60 годов XVIII века Максим создает одно из самых известных своих произведений – концерт «Не отвержи мене». Точная датировка затруднена из-за того, что рукописные версии не печатались, а расходились путем самиздата. Концерт снискал заслуженную популярность.

В 1769 (по другим данным в 1765) году Максим поступает в Болонскую филармоническую академию, по направлению императорского двора. Учебное заведение при наставничестве Джованни Мартини он окончил блистательно, получив диплом с отличием. Интересно, что ту же академию за несколько месяцев до Максима покинул другой знаменитый выпускник – Вольфганг Моцарт. В качестве выпускного задания Березовский вместе с однокурсником Мысливечеком написал полифоническую пьесу для четырех голосов.

Последующие годы выпускник Филармонической академии Березовский живет в Италии. Здесь он пишет свою первую и единственную оперу – «Демофонте» с либретто итальянца Метастазио. Ее успешно поставили в Ливорно в 1773 году. Затем Березовский отправился в Пизу и Венецию. В этот период своего творчества он создал 3 сонаты для клавира и симфонию. Интересно, что ноты произведений обнаружили итальянские архивисты, гораздо позже. Предполагается, что также был написан концерт и, возможно, кантата. Но их судьба остается неизвестной.

После этого Максим возвращается в Петербург. В 1773 году он поступил на должность сотрудника императорского театра, а через 8 месяцев занял пост капельмейстера придворной капеллы – ответственную, и весьма почетную должность.

Березовский предпочитал создавать лирические композиции. Но были в его арсенале и торжественные панегирики – «Хвалите Господа с небес» №3 и «Радуйтесь о праведных». Всего Березовский создал 12 известных концертов. Один опубликован капеллой при его жизни. Еще 11 были обнаружены исследователями только в XXI веке.

Единственная опера Березовского – «Демофонте», полностью не сохранилась. Остались партитуры 4 арий к ней. Его музыку отличает нежность и лиричность, мелодичность и гармония. О том, что Березовский писал не только хоровые партии, но и инструментальные произведения, биографам хорошо известно. До наших дней дошло одно из них – соната для скрипки и клавесина. Ее рукопись долгие годы хранилась в Париже, в архиве Национальной библиотеки.

Последним из обнаруженных произведений Максима Березовского стала симфония до мажор. Ее обнаружили случайно, в архивах Ватикана. Произведение привлекло внимание американского дирижера Стивена Фокса. И он предал свою находку огласке. Впервые оно прозвучало в исполнении оркестра лишь в XXI столетии.

Максим Березовский покончил жизнь самоубийством в апреле 1777 года (по другим версиям умер от болезни). Точных данных об обстоятельствах его смерти не сохранилось. Последние годы композитор провел в бедственном положении, борясь с нищетой, совершенно один. Был замкнут и нелюдим. Все это, по мнению биографов, может служить подтверждением его душевного расстройства. Подтолкнуть к самоубийству Максима Созонтовича могли и многочисленные интриги, которые плелись против него недоброжелателями в капелле. Свое творчество композитор считал заслуживающим более высокой оценки.