СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 16.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Духовный мир личности

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок обществознания, 10 класс

Просмотр содержимого документа
«Духовный мир личности»

 Что объединяет данные изображения?

Что объединяет данные изображения?

Духовный мир личности «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».  (А.П. Чехов)

Духовный мир личности

«В человеке всё должно быть прекрасно:

и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

(А.П. Чехов)

Духовная жизнь – это сфера деятельности человека и общества, связанная с производством, сохранением, распространением и потреблением ценностей духовной культуры.   В процессе духовной жизни человек реализует потребности в знании, любви, творчестве, красоте, познавая окружающий мир и самого себя, развивая и совершенствуя свою человеческую природу.   Наука, искусство, философия, религия, мораль дают человеку многогранное представление о реальном мире и себе самом.

Духовная жизнь – это сфера деятельности человека и общества, связанная с производством, сохранением, распространением и потреблением ценностей духовной культуры. В процессе духовной жизни человек реализует потребности в знании, любви, творчестве, красоте, познавая окружающий мир и самого себя, развивая и совершенствуя свою человеческую природу. Наука, искусство, философия, религия, мораль дают человеку многогранное представление о реальном мире и себе самом.

Что относится к духовной культуре? Духовная культура – часть общей культуры, совокупный духовный опыт человечества, включающий его интеллектуальную и духовную деятельность и её результаты. Духовная культура охватывает нравственность, науку, образование, воспитание, религию, право, искусство, литературу, этику, эстетику. Духовная культура – это внутреннее богатство сознания, степень развитости человека и общества.

Что относится к духовной культуре?

  • Духовная культура – часть общей культуры, совокупный духовный опыт человечества, включающий его интеллектуальную и духовную деятельность и её результаты.
  • Духовная культура охватывает нравственность, науку, образование, воспитание, религию, право, искусство, литературу, этику, эстетику.
  • Духовная культура – это внутреннее богатство сознания, степень развитости человека и общества.
Как вы думаете, от кого (или от чего) зависит духовный мир личности? Приведите примеры

Как вы думаете, от кого

(или от чего) зависит духовный мир личности?

Приведите примеры

ДУХОВНЫЙ МИР ЛИЧНОСТИ знания вера чувства ценности убеждения стремления способности

ДУХОВНЫЙ МИР ЛИЧНОСТИ

знания

вера

чувства

ценности

убеждения

стремления

способности

Духовный мир означает внутреннюю, духовную жизнь человека, которая включает знания, веру, чувства, стремления людей Духовность Бездуховность Исследователи характеризуют духовность как нравственно сориентированные волю и разум человека, стремление к высоте идеалов и помыслов, определяющих направленность деятельности людей. Это высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности.  Согласно современным философским взглядам, человек, у которого духовная жизнь мало развита – бездуховен, не способен увидеть и почувствовать всё многообразие и красоту окружающего мира.

Духовный мир означает внутреннюю, духовную жизнь человека, которая включает знания, веру, чувства, стремления людей

Духовность

Бездуховность

Исследователи

характеризуют духовность как нравственно сориентированные волю и разум человека, стремление к высоте идеалов и помыслов, определяющих направленность деятельности людей.

Это высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности.

Согласно современным философским взглядам, человек, у которого духовная жизнь мало развита – бездуховен, не способен увидеть и почувствовать всё многообразие и красоту окружающего мира.

Духовные ориентиры личности Мораль – система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей, обеспечивающих единство общественных и личных интересов. Ценности – это то, что наиболее дорого, свято как для одного человека, так и для всего человечества. Идеал – это совершенство, высшая цель человеческого стремления, представление о высших моральных требованиях, о наиболее возвышенном в человеке.

Духовные ориентиры личности

Мораль – система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей, обеспечивающих единство общественных и личных интересов.

Ценности – это то, что наиболее дорого, свято как для одного человека, так и для всего человечества.

Идеал – это совершенство, высшая цель человеческого стремления, представление о высших моральных требованиях, о наиболее возвышенном в человеке.

МОДЕЛЬ ДУХОВНОЙ ЛИЧНОСТИ Деятельность Поведение Социализация Личность Биологический компонент: -потребности -темперамент -задатки   Социальный компонент: -потребности -способности -характер Свобода воли Духовный компонент: - мировоззрение -убеждения -культурный диапазон

МОДЕЛЬ ДУХОВНОЙ ЛИЧНОСТИ

Деятельность

Поведение

Социализация

Личность

Биологический компонент:

-потребности

-темперамент

-задатки

Социальный компонент:

-потребности

-способности

-характер

Свобода воли

Духовный компонент:

- мировоззрение

-убеждения

-культурный

диапазон

О ДУХОВНОМ МИРЕ И ДУХОВНОСТИ Духовный мир связан с принадлежностью человека к социальной общности и духовной жизни общества «ДУХ, ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОТЛИЧАЕТ ЧЕЛОВЕКА ОТ ДРУГИХ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ» (ФИЛОСОФ Г.П.ФЕДОТОВ) Человек с развитой духовной жизнью обладает духовностью. На этом уровне мотивами, смыслами жизни человека становятся не личные потребности, а высшие человеческие ценности

О ДУХОВНОМ МИРЕ И ДУХОВНОСТИ

Духовный мир связан с принадлежностью человека к социальной общности и духовной жизни общества

«ДУХ, ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОТЛИЧАЕТ ЧЕЛОВЕКА ОТ ДРУГИХ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ» (ФИЛОСОФ Г.П.ФЕДОТОВ)

Человек с развитой духовной жизнью обладает духовностью. На этом уровне мотивами, смыслами жизни человека становятся не личные потребности, а высшие человеческие ценности

Ценности (по Еврасову Б.С.) Витальные  Жизнь Семья Здоровье Благополучие Окружающая среда Моральные Дружба Добро Любовь Верность Бескорыстие Социальные Статус Труд Работа Коллектив Эстетические Красота Стиль Гармония  Вкус Имидж Политические Религиозные Гражданское общество Права человека Гражданские свободы Государство Закон Бог Спасение Закон Божий Благодать Предание Обряды 9

Ценности (по Еврасову Б.С.)

Витальные

  • Жизнь
  • Семья
  • Здоровье
  • Благополучие
  • Окружающая среда

Моральные

  • Дружба
  • Добро
  • Любовь
  • Верность
  • Бескорыстие

Социальные

  • Статус
  • Труд
  • Работа
  • Коллектив

Эстетические

  • Красота
  • Стиль
  • Гармония
  • Вкус
  • Имидж

Политические

Религиозные

  • Гражданское общество
  • Права человека
  • Гражданские свободы
  • Государство
  • Закон
  • Бог
  • Спасение
  • Закон Божий
  • Благодать
  • Предание
  • Обряды

9

Мировоззрение – это… Это совокупность взглядов человека на мир, который его окружает. Это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.

Мировоззрение – это…

Это совокупность взглядов человека на мир, который его окружает.

Это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.

Одна из классификаций типов мировоззрения Обыденное, житейское (складывается стихийно на основе жизненного опыта) Религиозное (складывается под впечатлением религиозных текстов, проповедей) Научное (опирается на достижения науки и передовой мысли)

Одна из классификаций типов мировоззрения

  • Обыденное, житейское (складывается стихийно на основе жизненного опыта)
  • Религиозное (складывается под впечатлением религиозных текстов, проповедей)
  • Научное (опирается на достижения науки и передовой мысли)

 В чём состоит значение мировоззрения для деятельности человека? Даёт ориентиры и цели в практической и теоретической деятельности. Позволяет понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает методами познания и деятельности. Даёт возможность определять истинные ценности жизни и культуры, отличать действительно важное для человека в достижении ориентиров и целей.

В чём состоит значение мировоззрения для деятельности человека?

Даёт ориентиры и цели в практической и теоретической деятельности.

Позволяет понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает методами познания и деятельности.

Даёт возможность определять истинные ценности жизни и культуры, отличать действительно важное для человека в достижении ориентиров и целей.

Запишите слово, про­пу­щен­ное в таблице.   ФОРМА МИРОВОЗЗРЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Мифология Фантастическое от­ра­же­ние дей­стви­тель­но­сти в эмоционально-образной форме. ... Особая форма пред­став­ле­ния о мире, которая обусловлена верой в сверхъестественные силы, яв­ля­ю­щи­е­ся пред­ме­том поклонения.

Запишите слово, про­пу­щен­ное в таблице.

 

ФОРМА МИРОВОЗЗРЕНИЯ

ХАРАКТЕРИСТИКА

Мифология

Фантастическое от­ра­же­ние дей­стви­тель­но­сти в эмоционально-образной форме.

...

Особая форма пред­став­ле­ния о мире, которая обусловлена верой в сверхъестественные силы, яв­ля­ю­щи­е­ся пред­ме­том поклонения.

Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание). Знания, мировоззрение, ценности, установки, убеждения.

Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Знания, мировоззрение, ценности, установки, убеждения.

«Мировоззрение — система взглядов человека на _____(А) и его место в нём. В структуре мировоззрения выделяют знания, принципы, идеи, убеждения, (Б). _____(В) является порождением повседневной жизни людей, в сфере которой осуществляется удовлетворение их потребностей. _____(Г) связано с признанием сверхъестественного начала, поддерживает в людях надежду на получение ими того, чего они лишены в повседневной жизни. _____(Д) — теоретическое осмысление результатов познавательной деятельности людей, её обобщённых итогов. Мировоззрение играет значительную роль в жизни человека: даёт человеку ориентиры и цели для его практической и теоретической деятельности; позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, даёт возможность определить истинные ценности и _____(Е). Список терминов: 1) идеалы 2) обыденное мировоззрение 3) научное мировоззрение 4) чувственное познание 5) религиозное мировоззрение 6) материальные блага 7) окружающий мир 8) смысл жизни 9) рациональное познание

«Мировоззрение — система взглядов человека на _____(А) и его место в нём. В структуре мировоззрения выделяют знания, принципы, идеи, убеждения, (Б). _____(В) является порождением повседневной жизни людей, в сфере которой осуществляется удовлетворение их потребностей. _____(Г) связано с признанием сверхъестественного начала, поддерживает в людях надежду на получение ими того, чего они лишены в повседневной жизни. _____(Д) — теоретическое осмысление результатов познавательной деятельности людей, её обобщённых итогов. Мировоззрение играет значительную роль в жизни человека: даёт человеку ориентиры и цели для его практической и теоретической деятельности; позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, даёт возможность определить истинные ценности и _____(Е).

Список терминов: 1) идеалы 2) обыденное мировоззрение 3) научное мировоззрение 4) чувственное познание 5) религиозное мировоззрение

6) материальные блага 7) окружающий мир 8) смысл жизни

9) рациональное познание

 Задание 25 Используя обществоведческие знания, 1) раскройте смысл понятия «мировоззрение»; 2) составьте два предложения: − одно предложение, содержащее информацию об уровнях мировоззрения; − одно предложение, раскрывающее любую функцию мировоззрения в жизни человека.

Задание 25

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «мировоззрение»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию об уровнях мировоззрения;

− одно предложение, раскрывающее любую функцию мировоззрения в жизни человека.

Задание 28   Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Мировоззрение и его роль в жизни человека».

Задание 28 

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Мировоззрение и его роль в жизни человека».

 Выводы урока Духовная жизнь – это то, что возвышает человека, наполняет его деятельность глубоким смыслом и способствует выбору верных ориентиров. Нравственное самовоспитание означает единство сознания и поведения, неуклонную реализацию нравственных норм в жизни и деятельности. Наше время позволяет человеку совершить мировоззренческое самоопределение. Каждый сам выбирает то, что, по его мнению помогает жить.

Выводы урока

Духовная жизнь – это то, что возвышает человека, наполняет его деятельность глубоким смыслом и способствует выбору верных ориентиров.

Нравственное самовоспитание означает единство сознания и поведения, неуклонную реализацию нравственных норм в жизни и деятельности.

Наше время позволяет человеку совершить мировоззренческое самоопределение. Каждый сам выбирает то, что, по его мнению помогает жить.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя