СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"душа моей родины"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий фольклорного театрально-сценического представления для детей подготовительной к школе группы.

Просмотр содержимого документа
«"душа моей родины"»

"Душа моей Родины"

Фольклорное театрально-сценическое представление для детей подготовительной к школе группы.

Шувалова Римма Наильевна

музыкальный руководитель, МКДОУ

детского сада № 14 г. Лузы Кировской

Цель: Приобщать детей к русскому народному устному творчеству (загадки, попевки, частушки, игры, хороводы).

Образовательная область « Познание»

Задачи:

-Воспитывать любовь и уважение к русскому народному творчеству, традициям русского народа.

-Познакомить детей с народной глиняной игрушкой – дымковской, технологией её изготовления, её росписью, с историей возникновения и развития этого промысла. 

Образовательная область « Чтение художественной литературы»

Задачи:

-Развивать интерес детей к малым фольклорным формам (загадки, считалки, частушки), формировать умение выразительно, с естественными интонациями читать стихи, участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках.

-Активизировать детей, развивать речь, слуховое внимание, музыкальную память.

Образовательная область « Музыка»

Задачи:

-Формирование музыкальной культуры на основе знакомства с народной музыкой.

-Воспитывать любовь к народной музыке, развивать чувство ритма, умение передавать через движение характер музыки, её эмоционально – образное содержание; умение свободно ориентироваться в пространстве, выполнять простейшие перестроения, переходить от умеренного к быстрому темпу.

-Учить чувствовать и понимать настроение музыки, передавать его в движениях, соответствующий характеру музыки.

-Развивать чувство ритма.

-Развивать творческую фантазию, воображение, память.

-Обогащать музыкальные впечатления детей.

-Закреплять навыки выполнения музыкально - ритмических движений, знакомить с новыми элементами хоровода и русских плясок.

Образовательная игрушка «Социализация»

Задачи:

-Развивать интерес к народному декоративно-прикладному искусству, способность испытывать чувство радости и удовлетворения от участия в совместной деятельности.

-Воспитывать уважительное и бережное отношение к народным традициям и истории России, продолжать знакомить с народными играми.

-Совершенствовать умение объективно оценивать действия других детей.

Предварительная работа:

-Разучивание стихотворений, частушек, песен, танцев, связанных с промыслом вятской дымковской игрушки.

Беседа, рассматривание: народных глиняных и дымковских игрушек различных промыслов, вышивки, вязание крючком и на спицах, лоскутное шитье, вятская роспись по дереву, плетение из бересты – учить видеть характерные отличия их изготовления, формы и орнаменты.

Сравнение различных глиняных игрушек, современных и старинных.

Самостоятельное исследование и поиск информации совместно с родителями: народная дымковская игрушка.

Изготовление детских костюмов (совместная работа педагогов МКДОУ и родителей)

Оборудование и материалы:

-Зал оформлен в традиционном русском стиле (люлька с «младенцем», лавка с рукоделиями: вышивка, вязание крючком, вязание на спицах; стол с дымковскими игрушками, резьба по дереву и т.д.).

-Костюмы для театрально-сценического представления.

-Фонограммы песенного и танцевального репертуара.

Участники:

Дети подготовительной к школе группы,

Хозяин - музыкальный руководитель,

Хозяйка - воспитатель.

Ход представления:

Хозяйка и хозяин: (сидят и поют, начинает хозяйка, а хозяин ей подпевает. Хозяйка сидит на лавке с рукоделием, Хозяин за столом «раскрашивает» дымковские игрушки)


***«Не дозрелая калинушка» - русская народная песня

Хозяйка: Я скотинку напоила, сладким пойлом накормила.

Звуки на ночь замирают, дети в зыбках засыпают. (покачивает «младенца»)

Хозяин: Да, в зимний вечер скучно мне, посидим-ка в тишине.

Хозяйка: Ой, нет! Сейчас избу приберу, и гостей я позову. (стелет коврик, прибирается)


Хозяйка: Ну, вот кажется и все готово к посиделкам.

Позову – ка я ребят на посиделки! Будут песни, будут пляски и народная

игра, Эй, подруженьки – подружки, веселушки, хохотушки,

Приходите навестить и меня развеселить.

***заходят девочки 4-е девочки

1-я девочка: Эх, чай, чай, чай, ты Хозяюшка встречай.

2- девочка: Ты, Хозяюшка встречай, У себя нас привечай!

3-я девочка: У Хозяюшки весело пройдёт вечерок наш.

4-я девочка: Какую, хозяюшка, нам работу дашь?


Хозяйка: Одним – шить, другим – вязать, третьим – играть.

А четвертым – песни напевать!


(девочки рассаживаются на места и берут рукоделие в руки: вяжет коврик, вяжет носки, вышивание на пяльцах и т.д.)


Раздается стук в дверь.


Хозяин: Проходи, честной народ, не пыли дорожка!

Добры – молодцы идут, погулять немножко!

 

***Звучит задорная мелодия.


1-й молодец: Обойди хоть всю планету, лучше русской пляски нету!

2-й молодец: Балалайка и гармонь, разжигают в нас огонь!

3-й молодец: Раздайся народ, меня пляска берет!

4-й молодец: Пойду, попляшу, на людей погляжу!

 

(садятся к хозяину за стол)

Хозяйка: Проходите, проходите и себя покажите! Каждому гостю - почётное место.

Хозяин: Гость в доме - счастье в дом!

Хозяйка: (к девочкам) Вижу, к вечерке вы готовы: на вас красивые обновы, сарафаны расписные, бусы разные, да рубашки …….

Хозяин: Всем вам, здравствовать!

Хозяйка: Сядем рядком, да поговорим ладком. Ой, люблю я петь, играть, всех вокруг забавлять!

1-й молодец: Наша - то Настенька в дому, что оладышек в меду!

3-й молодец: А Олеся – краса! Подними-ка глаза! Ты по кругу пройдись, и всем людям покажись!


1-я девочка: Ах, Никитка – силач! Поднимает калач. Бублики, ватрушки.

Хлеба краюшки!

2-й молодец: (говорит молодцам) Наша - то Дашенька, сметлива была. Всем в избе работушку к празднику дала: Чашечку собачка моет язычком. Мышка собирает крошки под окном. По столу котище лапою скребёт. Половички курочка веничком метёт.

2-я девочка: (говорит девочкам) Вы слыхали-ка, девчата? Как у нашего – то Саши полтораста рублей сани. Семисотый конь – с позолоченной дугой! Ещё новая уздечка, колокольчик и колечко!

4-й молодец: Ой, качи, качи, качи. К нам приедут торгачи. Станут Сашу покупать, мы не будем продавать. Сашу мы не отдадим. Саша нам нужна самим!

Хозяйка: Ну и, молодцы! И насмешили.

Хозяин: Точно, золотое яблочко по небу катается. Всем, всем улыбается!

Хозяйка: А улыбки – то, лучи. Очень, очень горячи! В круг скорей вставайте, пляску дружно начинайте.

(берут деревянные ложки)

***Танец «Травушка-муравушка»

Хозяин: Танцевать вы мастера, да за дело браться нам пора. Сядем рядком, поработаем ладком.

(все садятся за свое рукоделие)

Хозяйка: (садится с девочками и берет свое рукоделие) Сяду рядышком на лавке, вместе с вами посижу. Даша запевай-ка песню, чтоб веселее было.

*** «Вот уж зимушка проходит» - под редакцией П.И. Чайковского

  1. Вот уж зимушка проходит, белоснежная проходит. 1-я девочка

Люли, люли проходит…2р поют все

  1. Снег и холод прочь уводит, весну красную приводит. 2я- девочка

Люли, люли приводит…2р поют все

  1. Встанет солнышко пораньше, светит красное подольше 3я- девочка

Люли, люли подольше…2р поют все

  1. Теплый луч на снег бросает, от него снежок растает 4я- девочка

Люли, люли растает…2р поют все

  1. Почернеет на дорожках, побежит ручьем в канавках хозяйка

Люли, люли в канавках…2р поют все

  1. Прощай саночки, конечки, наши зимние дружочки молодцы

Люли, люли дружочки…2р поют все

Хозяйка: Ой, как ладненько поем, как хорошо, что зимушка скоро закончится. Хозяин: А я загадаю-ка вам загадки, и кто смышленей погляжу!

Загадки:

*Какая домашняя живность живет в подворье Дымковских мастериц?

1-й молодец: корова да коза – они давали молоко, куры, утки, гуси – от них

получали желток яйца;

*Из чего готовят Дымковские мастерицы яичницу?

2-я девочка: из белков, т.к. желтки идут на краску;

*За студёною водицей молодица, как лебёдушка плывёт,

Ведра красные несёт, на коромысле не спеша, посмотри, как хороша!

4-й молодец: Водоноска

*Вот стоит нарядный! Весь такой он ладный! Все расписаны бока у большого?

2-й молодец: индюка

*Кофточки цветные, юбки расписные, шляпки трех – этажные, статные и важные – это кто?

4-я девочка: Дымковские барышни;

*Вятка вздрогнула от свиста, всяк свисток к губам прижал!

И пошла базаром сказка – родился в веселый час – Вятский праздник…

Город весь пустился в пляс! Название праздника?

Все: Свистопляска


Хозяйка: Все загадки отгадали, вот так молодцы.

А теперь частушки споём мы для души!


*** Частушки

1-й молодец: В нашем славном городишке на окошках цветики,

А, мы Лузские ребята, чистые портретики.

1-я девочка: Пойду-выйду на ледок, на холодный ветерок,

Погляжу я на дружка – согреюсь, как от солнышка.

2-й молодец: Ах, на небе облака снеговые, белые,

Поскорее мы проводим зиму оголтелую.

3-й молодец: (показывает игрушку)

Наши руки крендельком щёки словно яблоки

С нами издавна знаком весь народ на Ярмарке!

4-й молодец: (показывает игрушку)

Дымковские Барыни, всех на свете краше,

А гусары – баловни кавалеры наши!! 

2-я девочка: С лентами да бантами, мы гуляем с франтами,

Мы гуляем парами, проплываем павами. 

3-я девочка: Кабы не было погоды, не кружил бы белый снег.

Петь, плясать и веселиться не устанем мы вовек.

4-я девочка: Мы кончаем петь частушки до другого вечера,

Скоро нам весну встречать, то-то будет весело.


Хозяин: Русь талантами богата, Русь талантами сильна,

Если будут петь девчата, значит, будет жить она!


Хозяйка: По широкой Руси нашей матушке колокольный звон разливается

Колокольным звоном, ребятушки, Русь великая прославляется.

Хозяин: Русоволосые и сероглазые, лицом все светлые и сердцем славные

Древляне, русичи, поляне. Скажите, кто вы?


Дети: Мы славяне!


Хозяин: Своею статью все пригожие все разные и непохожие

Зовётесь ныне россияне. Издревле кто вы?


Дети: Мы славяне!


Хозяйка: Ой, девочки-касаточки, так уж повелось в русской сторонке

Удалого парня называли «соколом», девицу – «лебёдушкой», «галкой»

белокрылой

Вдоль улицы во - конец шёл удалый молодец

Соколом пролетал, соловьём просвистал

(на эти слова мальчик – «Сокол» идёт по залу)


Хозяин: Высоко сокол летает, а повыше того белая лебёдушка

Вдоль по реченьке лебёдушка плывёт

Выше бережка головушку несёт

Белым крылышком помахивает

На цветы водицу стряхивает.


***под музыку выходит девочка - «Лебёдушка», дети образуют полукруг возле «Сокола» и «Лебёдушки»


1-й молодец: Не летай ты, ясный сокол высоко,

Не маши, да ты крылами широко Лебедь белая совсем недалеко.


Сокол: Ты, Лебёдушка, лучше всех, Ты, Лебёдушка, краше всех

Я возьму тебя за белое крыло за собою поведу, да далеко.


Дети: Ты её, дружок, поймай, а потом и забирай!


***проводиться русская игра «Сахаринка» по подобию «Кошки мышки», - все берутся за руки, а «Сокол» ловит «Лебедушку»


«Сокол» берёт «Лебёдушку» за руку, дети выстраиваются за ними парами, идут, Хозяин с Хозяйкой поют, дети подпевают:


*** «В сыром бору тропина» - дети с зелеными платочками (роща)

Обработка Р. Рустамова

  1. В сыром бору тропина, в сыром бору тропина,

Тропина, тропина … 2р идут через центр, расходятся на шеренги

  1. По той тропке галка шла, по той тропке галка шла,

Галка, шла…4р «Галка» - идет по кругу, пружинка, кружиться

  1. А за галкой соколок, а за галкой соколок,

Соколок….4р. «Сокол» обходит девочку, руки за спиной, пружинка, кружится

  1. Поймал галку за крыло, поймал галку за крыло, «летает» по кругу

За крыло..4р ловит за белый платочек

  1. Постой галка не скачи, постой, галка, не скачи, «Сокол» притопывает ногой

Не скачи…4р. оба кружатся держась за концы платочка

  1. А ты, сокол, не держи, а ты сокол не держи «Галка» притопывает ногой

Не держи…4р. «Галка» идет между детей

Все расходятся в разные стороны

Хозяин, дремлет, на него показывает Хозяйка

Хозяйка: Тише гости не шумите, у нас в горнице Дрема появился.

*** «Дрема»

Редакция И. Пономарькова


  1. Сидит Дрема, сидит Дрема на скамейке поет Хозяйка

Сидит Дрема на скамейке. Да - дети говорят говорком

  1. Вяжет Дрема, вяжет Дрема рукавицы,

Вяжет Дрема рукавицы. Пятый год - дети говорят говорком

  1. Сколь не вяжет, сколь не вяжет, сколько дремлет.

Сколь не вяжет, сколько дремлет. Спит - дети говорят говорком

  1. Вставай, Дрема, будет, Дремушка, дремать.

Будет, Дремушка, дремать. Встань - дети говорят говорком

  1. Гляди, Дрема, гляди, Дрема, на народ,

Вставай, Дрема, в хоровод. Спляши - дети говорят говорком

*** Дрема пляшет, - а дети подыгрывают на музыкальных инструментах: ложки, шаркунки, трещетки. В конце Дрема выносить корзину с варежками .

Хозяин: Я хоть и дремал, но смотрите сколько варежек навязал, раз вы такие ловкие, найдите себе варежки. - детям нужно найти одинаковые варежки

1-й молодец: Ну и варежки, просто красота.

4-й молодец: Нечего в избе сидеть, ай-да на улицу, последние зимние деньки догуливать.

*** «Русская зима» - пляска – все гости уходят

Хозяйка: Всё на свете когда-нибудь да заканчивается.

Подошёл к концу и наш праздник,

Хозяин: Но никогда не кончится наша любовь к родному краю, к народной песне, к нашей Родине.

Глубоки у нас моря

Широки у нас поля

Изобильная, родная

Славься, русская земля!