Консультация для родителей
Два метода заучивания стихотворений
Учитель-логопед:
Орленко Н.А.
Ваш ребенок не может выучить стихотворение, а детский утренник уже завтра? Вы раздражены, ребенок плачет. Ваша ошибка в том, что вы пытаетесь заставить ребенка заучить стихотворение механически, вызубрить, не вникая в смысл, не проживая сюжет.
Механическая память в заучивании художественного текста (как стихотворения, так и прозы) – плохой помощник. Она хороша, когда нужно заучить новое иностранное слово, понятие, формулы или даты, но не стихи, потому что в художественном тексте важны эмоции, чувства, переживания, которые отображены в образах. У ребенка необходимо развивать ассоциативную память и образное мышление. А это легко сделать с помощью движений, жестов и мимики.
Методика «движений»:
Прочитайте стихотворение вслух – сами, а если ребенок уже умеет читать, то он вам.
Вместе разбейте текст на логические куски. Если ребенок мал, то такой отрывок должен включать одну строку, а для старших детей – 2-4 строки.
Выберете в каждом куске 1-2 слова, которые можно показать. Пусть малыш сначала сам попробует придумать, как именно он изобразит это слово. Если не сможет, помогите ему (прыгает зайчик, крадется лиса, едет паровоз, Дед Мороз стучит посохом).
Взрослый рассказывает стихотворение, а ребенок показывает движениями ключевые фразы.
Ребенок рассказывает стихотворение, при этом изображая движения. Вы ему помогаете.
Ребенок сам старается вспомнить слова и рассказать стихотворение с минимальной помощью взрослого. А взрослый должен стимулировать малыша к этому. Движения пока сохраняются.
Ребенок старается продекламировать стихотворение без движений.
Эта методика подходит для детей, начиная с 3-х лет. Не требуйте от него в первый же раз рассказать стихотворение без запинки. Если малыш продолжает забывать слова, отложите заучивание. Через 2-3 часа повторите 4-7 этапы. На следующее утро повторите снова. На этом этапе ребенок должен постараться рассказать стихотворение самостоятельно и без явных движений. Происходят заминки? Пусть еще несколько раз расскажет с движениями. Вы заметите, что малыш, запинавшийся вечером, утром замечательно все продекламирует, это происходит благодаря работе долговременной памяти.
Методика «рисования».
Ребенок, заучивая стихотворение, не показывает движениями, а рисует на листке бумаги. Если ваш малыш затрудняется изобразить текст, вы можете ему помочь. Не требуйте от малыша шедевров живописи - чем проще рисунок, тем легче его будет запомнить и воспроизвести. Не стоит рисовать целые сюжеты, ограничьтесь простой и понятной картинкой. Если у малыша хорошо развито абстрактное мышление, он может нарисовать не совсем понятные вам композиции, состоящие из фигур и линий. Не надо требовать конкретизации. Главное – чтобы ребенок был способен вспомнить строки стихотворения, опираясь на созданные им образы. На финальном этапе запоминания картинки убираются, но ребенок к этому моменту уже настолько запомнил собственные образы, что они остаются у него в памяти и будут помогать вспомнить стихотворение.
Данная методика подходит детям, начиная с 3-х лет, но пока ребенок не научится хоть немного рисовать сам, картинки должен будет рисовать взрослый, советуясь с малышом. С 4-4,5 лет ребенок может начинать рисовать изображения самостоятельно.
Выберите ту методику, которая более соответствует способностям вашего ребенка. Методика «движений» хорошо подходит для подвижных, неусидчивых детей, а методика «рисования» хороша для обстоятельных малышей, любящих бумагу и карандаши. Вскоре вы обнаружите, что с каждым разом ребенок легче находит образы, изображает их, и стихотворение оказывается выученным быстрее. Более того, вы заметите, что малыш получает удовольствие от чтения стихотворения, ведь он «прожил» его через движение или рисунок. Проблема заучивания стихов останется в прошлом, а вы сможете гордиться своим маленьким чтецом.