СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Два мира - две музыкальные культуры

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья раскрывает разницу в своей основе двух музыкальных культур - Восточной и Западной.

Просмотр содержимого документа
«Два мира - две музыкальные культуры»



Два мира – две музыкальные культуры

В силу исторических обстоятельств только в России есть опыт не поглощения одного этноса другим, а взаимообогащения двух культур, двух миров. Именно Россия, являясь естественным перекрестком многих караванных дорог, сумела впитать в себя черты двух полноводных культурных рек и на сплаве их создать свою особенную богатую культуру. Мы находимся на перекрестке двух дорог и давно уже срослись корнями. Нам надо хорошо знать, кто мы и откуда пришли, где наши истоки, ибо лишь в этом случае сможем по – настоящему понять, какие задачи это накладывает на нас.

Какие же различия таят в своей основе две музыкальные культуры – Восточная и Западная?

1.Ритм. На Западе в основном, двудольный, играет организующую мелодику роль. На Востоке он несет главенствующую нагрузку, является основополагающим, формообразующим началом музыки. Опирается на разветвленную систему «усулей», иногда выступает отдельно от мелодии.

2. Мелодика. В Западной музыкальной культуре является главенствующей. Стройная выверенная структура мелодии обычно поступенна в своей динамике, волнообразна, с точно обозначенными фразами, подводящими к общей кульминации произведения. Удивительная по красоте и динамизму мелодия вычерчена прямыми, устремленными ввысь линиями, пересекающимися волнообразной бесконечностью.

На Востоке сама структура мелодии стелящаяся, клубящаяся, слегка размытая, словно вечно текущий песок пустыни или обдуваемая ветерком степная трава.

3. Характеристика звучания. Западноевропейское направление: рожденный в голосовых связках звук. Певец Запада направляет вверх к переносице – тон звука чист, прозрачен по природе, словно морская глубина. Певец Востока часто поет как бы нижней частью голосового аппарата, используя приемы «горлового» пения. Звук получается густым, непрозрачным, словно мутные воды азиатских рек с медленной, пульсирующей, очень крупной вибрацией. Певец как бы раскачивает границы звучания.

4. Ладотональный строй. Стройные лады западноевропейской музыки имеют 7 основных ступеней, восточная ладовая система имеет более 12 полутоновых ступеней, причем есть почти четвертьтоновые интонации, которые не прописываются, а только слышны во время исполнения.

5. Фразировка. В западноевропейской музыке концы фраз с «мужским» или «женским» окончаниями нередко имеют закругленную форму, дименуэндную. В восточной музыке фразы часто оканчиваются на крещендо и акцент.

6. Фактура музыкальной ткани. Западноевропейская музыка многоголосна, полифонична. Истоки ее – древние храмовые распевы, гимны, литургический речитатив. Восточная музыка одноголосна, даже аккомпанемент очень неброский, монофункциональный.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!