МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Отдел образования Администрации Егорлыкского района
МБОУ ИООШ№21
РАССМОТРЕНО Протоколом заседания ШМО гуманитарного цикла МБОУ ИООШ №21 ________________________ Дорофеева Т.А. Протокол №1 от «29» 08 2023 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МБОУ ИООШ №21 ________________________ Вербицкая Л.Н. Протокол №1 от «30» 08 2023 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ ИООШ №21 ________________________ Гамов А.А. Приказ №81 от «31» 08 2023 г. |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Двигательное развитие»
6 класс
вариант 2
(для обучающихся с задержкой психического развития
на 2023-2024 учебный год)
Пояснительная записка
Двигательная активность является естественной потребностью человека. Развитие двигательных навыков необходимо для нормальной жизнедеятельности всех систем и функций человека (дыхание, работа сердечно-сосудистой системы и других внутренних органов). У большинства детей с РАС, имеющих умеренную, тяжелую, глубокую умственную отсталость, ТМНР наблюдаются выраженные нарушения опорно- двигательных функций, значительно ограничивающие возможности самостоятельной деятельности обучающихся. Поэтому работа по обогащению сенсомоторного опыта, поддержанию и развитию способности к движению и функциональному использованию двигательных навыков является ведущей целью данного коррекционного курса.
Цели:
Активизация защитных сил организма ребёнка.
Выработка устойчивой правильной осанки, укрепление и сохранение гибкости позвоночника, предотвращающие его деформации.
Укрепление и развитие мышечной системы, нормализация работы опорно- двигательного аппарата.
Развитие общей организованности, внимания, доброжелательности.
Задачи и направления.
Общие задачи, характерные для образовательного процесса в целом:
Создание благоприятных условий, способствующих формированию здорового образа жизни, умственному, физическому, эмоциональному развитию личности.
Обеспечение психолого-педагогической реабилитации, социальной адаптации и интеграции в общество детей с
Организация коррекционно-образовательного и воспитательного процесса в интересах личности, общества и государства с учётом психофизических возможностей и особенностей детей с РАС:
формирование познавательных процессов обучающихся на основе разнообразных видов предметно-практической деятельности на доступном для детей уровне;
формирование прикладных, трудовых, творческих умений обучающихся;
формирование доступных норм и правил поведения в обществе людей, способов индивидуального взаимодействия воспитанников с окружающим миром.
Обеспечение охраны прав и интересов обучающихся, охраны и укрепления здоровья воспитанников.
Осуществление образовательного процесса в соответствии с уровнями образовательных программ.
Основные задачи характерные для коррекционного курса: мотивация двигательной активности, поддержка и развитие имеющихся движений, расширение диапазона движений и профилактика возможных нарушений. Благоприятные предпосылки для обучения ребенка самостоятельным движениям, действиям с предметами, элементарным операциям самообслуживания, что способствует развитию познавательных процессов.
Задачи.
Мотивация двигательной активности, поддержка и развитие имеющихся движений, расширение диапазона движений и профилактика возможных нарушений. Благоприятные предпосылки для обучения ребенка самостоятельным движениям, действиям с предметами, элементарным операциям самообслуживания, что способствует развитию познавательных процессов.
Коррекционно-развивающие: коррекция вторичных нарушений в двигательной сфере, предупреждение их возможного прогрессирования; освоение новых способов передвижения (включая передвижение с помощью технических средств реабилитации); развитие зрительного, тактильного, слухового восприятия.
Воспитательные: воспитывать устойчивый интерес, мотивацию к занятиям; воспитывать в детях чувство уверенности в себе, в своих силах и возможностях; воспитывать преодоление страха высоты, пространства, скованности движения; формировать у учащихся осознанного отношения к своему здоровью и мотивации к повышению двигательной активности.
Содержание учебного предмета.
Количество часов в неделю – 1 ч Количество часов в год – 34 ч
Содержание программного материала занятий ДР состоит из базовых основ физической культуры и большого количества подготовительных, и коррекционных упражнений, а также подвижных игр коррекционной направленности, упражнений на развитие мелкой и общей моторики.
Основы знаний по двигательному развитию. ТБ на занятиях по двигательному развитию. Представления о правильной осанке. Основы знаний о личной гигиене.
Упражнения для мелкой моторики. Сгибание, разгибание пальцев рук в кулак. Игра "Фигура из пальцев". Работа с дидактическим пособием "Черепашка". Подбрасывание мяча на разную высоту. Бросание мяча в цель. Самомассаж рук, головы, ног, живота. Упражнения с массажными мячами. Игра "Передай мяч". Упражнения для мышц рук и пальчиков. Игра "Сложи картинку".
Коррекционные упражнения для развития пространственно-временной дифференцировки и точности движения. Ходьба на носках, на пятках. Построение в обозначенном месте (в кругах). Построение в обозначенном месте (в квадрате). Гимнастические построения и перестроения. Повороты по ориентирам.
Упражнения для коррекции нарушений осанки. Упражнения стоя и сидя на четвереньках. Упражнения сидя и лёжа на полу. Упражнения с гимнастической палкой. Коррекция нарушения осанки.
Общеразвивающие упражнения (ОРУ). Общеразвивающие упражнения для всех групп мышц. Общеразвивающие упражнения с гимнастической палкой. Дыхательные упражнения. Упражнения для профилактики плоскостопия.
Планируемые результаты изучения коррекционного курса Предметные результаты:
формирование знаний о положительном влиянии физических упражнений на организм,
формирование представлений о правильной осанке, о правильном дыхании,
формирование представлений о последовательности действий при осуществлении личной гигиены и закрепление этих представлений на практике.
коррекция и компенсация недостатков физического развития (нарушение осанки, плоскостопие, отставание в массе, росте тела и т.д.);
коррекция нарушений в движениях (нарушение координации, ориентировке в пространстве, равновесия и т.д.);
устранение недостатков в развитии двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и др.).
выполнение комплексов по двигательному развитию на основе демонстрации (самостоятельно, с помощью, со значительной помощью).
формирование знаний о положительном влиянии физических упражнений на организм,
формирование представлений о правильной осанке, о правильном дыхании,
формирование представлений о последовательности действий при осуществлении личной гигиены и закрепление этих представлений на практике.
коррекция и компенсация недостатков физического развития (нарушение осанки, плоскостопие, отставание в массе, росте тела и т.д.);
коррекция нарушений в движениях (нарушение координации, ориентировке в пространстве, равновесия и т.д.);
устранение недостатков в развитии двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и др.).
выполнение комплексов по двигательному развитию на основе демонстрации (самостоятельно, с помощью, со значительной помощью).
Личностные результаты:
- освоение доступной социальной роли обучающейся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций.
Календарно – тематическое планирование «Двигательное развитие»
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения |
1-2 | Повторение основных видов движений, выполнение их в различном темпе, сочетание движений туловища, рук и ног. | 2 | 06.09 13.09 |
3-4 | Ходьба, начиная с левой ноги. Ходьба с носка. Бег в медленном темпе с соблюдением строя. | 2 | 20.09 27.09 |
5-6 | Прыжки на одной ноге с продвижением ноги. Прыжок в длину. | 2 | 04.10 11.10 |
7-8 | Перекладывание мячей из одной руки в другую. | 2 | 18.10 25.10 |
9-10 | Подбрасывание мяча перед собой и ловля его. | 2 | 08.11 15.11 |
11-12 | Подвижные игры . | 2 | 22.11 29.11 |
13-14 | Дыхательные упражнения. | 2 | 06.12 13.12 |
15-16 | Упражнения на формирование правильной осанки. | 2 | 20.12 27.12 |
17-18 | Метание мяча из-за головы с места и на дальность. | 2 | 10.01 17.01 |
19-20 | Удары мяча об пол двумя руками. | 2 | 24.01 31.01 |
21-22 | Переноска нескольких предметов одновременно. | 2 | 07.02 14.02 |
23-25 | Подвижные игры «Фигуры», «Волк и овцы» «Кот и мыши». | 3 | 21.02 28.02 06.03 |
26-27 | Дыхательные упражнения. Правильное дыхание при выполнении простейших упражнений. | 2 | 13.03 20.03 |
28-30 | Ходьба с различным положением рук. Бег наперегонки. | 3 | 03.04 10.04 17.04 |
31-34 | Комплекс упражнений с малыми мячами. | 4 | 24.04 08.05 15.05 22.05 |
Рекомендации по учебно-методическому и материально-техническому обеспечению образовательной деятельности по предмету
дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) спортивного, туристического инвентаря;
спортивный инвентарь: маты, гимнастические мячи разного диаметра, гимнастические скамейки, гимнастические лестницы, обручи, кегли, мягкие модули различных форм, гимнастические коврики, корзины, футбольные, волейбольные, баскетбольные мячи, гимнастические палки, скакалки, обручи, ленты; сетки, тренажёры,
технические средства реабилитации (кресла-коляски, ходунки, вертикализаторы);
средства для фиксации ног, груди, таза;
мягкие формы и приспособления для придания положения лежа, сидя, стоя;
специальный велосипед, тренажеры («Пони», «Мотомед» и др.), подъемники и др.