Двигательная активность школьника на уроке
2)Цель:
-обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе,
-сформировать знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Для достижения целей здоровьесберегающих технологий применяются
3)Задачи:
Уменьшить утомляемость, снизить отрицательное влияние однообразной рабочей позы (Физминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата), активизировать внимание и повысить способность к восприятию изучаемого материала; снять психологическое напряжение путем переключения с одного вида деятельности на другой; укрепить здоровье детей в школе.
4)Требования к проведению физкультминуток:
Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания.
Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, следовательно, их результативность.
Внешними проявлениями утомления:
5)Применение в учебном процессе физкультурных минуток, физкультурных пауз способствует:
-повышение уровня успеваемости и эффективности учебного процесса,
-сохранение и укрепление физического здоровья детей,
-способствует развитию познавательных процессов,
-повышению работоспособности, творческой активности учащихся,
-созданию положительного эмоционального фона и атмосферы психологического комфорта, ситуаций успеха, укрепляющих уверенность в своих силах.
6 Виды Физминутки (по характеру деятельности).
Оздоровительно-гигиенические: выполняют: стоя, сидя расправить плечи, прогнуть спину, потянуться, повертеть головой, «поболтать ножками», зарядка для глаз: не поворачивая головы, посмотреть налево, направо, вверх, вниз.
Танцевальные: выполняются под музыку, движения произвольны, танцуют, кто как умеет, либо с четким исполнением элементов.
Физкультурно-спортивные: традиционная гимнастика, которая выполняется строго под счет с равномерным чередованием вдохов и выдохов (укрепление определенных групп мышц): бег, прыжки, приседания, ходьбу на месте.
Подражательные: имитация движений и звуков машин, паровозиков, животных, птиц, движения зайчиков, кузнечиков пчел, обезьянок (переключиться и поднять настроение).
Двигательно-речевые: коллективное чтение небольших стихов и одновременно выполняют различные движений, инсценируя их.
7) Возрастные особенности от 6 до 14 лет
активное совершенствование мышечной и костной системы (подвергаются деформации),
неуравновешенность возбудительно-тормозных процессов ЦНС (быстрая утомляемость, кратковременность активного внимания),
глаз как орган заканчивает структурно-функциональное формирование к 11-12 годам.
8) Биологическая достаточность движений -количество движений, которое необходимо для нормального развития ребенка
зависит от возраста: чем старше ребёнок, тем больше движений он должен совершать.
закреплено в санитарно-эпидемиологических правилах СанПиН 2.4.2 1178-02 ,раздел «Требования к режиму общеобразовательного процесса»:
Время начала физминутки определяет учитель:
1 класс -две на уроке (15-я — 20-я минута урока).
2 — 4 класс -по одной, начиная со 2-го или 3-го урока в связи с развитием первой фазы умственного утомления (длительность 1-5 мин).
Комплекс состоит: 3-4 правильно подобранных упражнений, повторяемых 4-6 раз
9 )Кинезиологические упражнение – комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие (развитии умственных способностей и физического здоровья через двигательные упражнения). Она существует уже двести лет и используется во всем мире.
Растяжки - нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).
Упражнения для развития мелкой моторики
Дыхательные упражнения - улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
Глазодвигательные упражнения - позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
Телесные движения- развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.
Упражнения для релаксации - способствуют расслаблению, снятию напряжения.
10) Виды физкультминуток (воздействие на определенные органы и системы органов)
упражнения для снятия общего или локального утомления;
упражнения для развития мелкой моторики(кисти рук);
гимнастика для глаз;
гимнастика для улучшения слуха;
упражнения для профилактики плоскостопия;
упражнения, корректирующие осанку;
дыхательная гимнастика.
11) Растяжки
“Дерево”
И.п. – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками.
Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево.
Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь.
Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево
12 ) Телесные движения-
«Словить комара»:
Разведите руки в стороны.
Представьте, что ловите комара. Медленно сводите руки, чтоб его не испугать.
При этот беспрерывно произносите звук [з]. Прихлопните комара и быстро разведите руки - получится автоматический вздох
“Перекрестное марширование” :
шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем шагать касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.
“Маршировка”
Выполнять лучше под ритмичную музыку. Шагать на месте. При этом шаг левой ногой сопровождается взмахом левой руки. Шаг правой ногой сопровождается взмахом правой руки.
14) -15) Развитие мелкой моторики
Пальчиковая гимнастика- активизация работы внутренних органов
16)«Птичка»
1)развитие мышц кисти: соединить большой и средний палец, а сверху кладут указательный, словно держат ручку (работает только кисть). Дети движениями кисти вверх-вниз, влево - вправо отвечают на вопросы. - Птичка хочет есть? Движением кисти вверх-вниз дети отвечают: «Да». - Птичка хочет пить? Движением кисти вверх-вниз дети отвечают: «Да». - Птичка хочет спать? Движением кисти влево - вправо дети отвечают: «Нет». - Птичка хочет играть? Движением кисти влево - вправо дети отвечают: «Нет».
2)курочка клюет зёрнышки.
3) развитие движения указательного пальца: подушечки большого и среднего пальца прижаты друг к другу. Дети несколько раз поднимают средний палец вверх. Безымянный палец и мизинец прижаты к ладони, показать, как «у птички открывается клювик».
“Ухо – нос” Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
17) Звуковая гимнастика – пение звуков
(делаем глубокий вдох, на выдохе начинаем петь звуки)
Звук А - снимает напряжение, стимулирует верхнюю часть легких и сенсорные центры, повышает тонус, воздействует на систему «трех обогревателей»: сердце, печень, толстый кишечник, щитовидную железу. Снимает физическую и умственную усталость.
Звук О – глубокой гармонии, состояния равновесия.
Звук У – чувственный звук, помогает стабилизировать эмоциональное равновесие, положительно воздействует на психику.
Звук И – звук разума. Долгое и протяжное пение звука стимулирует головной мозг, глаза, нос. Ощущение радостного возбуждения.
18) Кричалки и речёвки
Раз, два! Носом вдох! Три, четыре! Выдох ртом! Пять, шесть! Дышим глубже! Семь, восемь, двести! Шаг на месте! Десять, девять! Не спеша! Как погода? Хо-ро-ша!!! Собирайся детвора- ра-ра, Начинается игра-ра-ра. Ты ладошки не жалей-лей- лей, Бей в ладошки веселей-лей- лей. Сколько времени сейчас– час-час, Сколько будет через час– час–час, И не правда будет два-ва-ва Ходит кругом голова-ва-ва.
Поет в семье петух-ух-ух, Нет, не филин, а петух-ух-ух, Вы уверены, что так-так- так? А на самом деле как-как- как?
19) Дыхательные упражнения
Дыхательная гимнастика –от правильного дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность.
Роль: увеличивают вентиляцию, лимфо - и кровообращение в легких, снижают спазм бронхов и бронхиол, улучшают их проходимость, способствуют выделению мокроты, тренируют умение произвольно управлять дыханием.
“Свеча”
Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу.
А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек.
Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.
“Ныряльщик”
Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами.
Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.
20) Упражнения на развитие слуха -более тысячи биологически активных точек, массируя их, воздействуем на организм
Рисунок точек на ухе
21) Биологически активные точки стопы
Рисунок точек на стопе
22) Массаж ушных раковин
Пригибаем верхнюю часть уха вниз. Разгибаем, пригибаем, словно бы раскатывая и скатывая ушко. Ушки должны стать теплыми.
Найдите ямочку возле козелка. Нажали на ямочки сразу обоих ушек — отпустили, нажали, отпустили.
Нажали пальчиками на мочки, помассировали, отпустили.
Массируем круговыми движениями все ухо, в одну сторону, в другую сторону(одновременно оба уха).
Сделали веточку из безымянного и указательного пальцев, засунули свои ушки и — вверх-вниз, вверх-вниз — передняя и задняя стороны ваших ушек хорошенько массировались. Начинаем дергать себя за ушки — 20 раз вниз, потом беремся за серединку и дергаем вверх 20 раз.
Возьмитесь за мочку уха, помассируйте. Потяните ушки в сторону — снова 20 раз. Теперь выгибаем их вперед, а затем в обратную сторону (20 раз).
23)гимнастика для глаз
Коррекция зрения по методу Брэгга
Не двигая головой, не торопясь, переводите взгляд с потолка на стену, на пол, вновь на стену и на потолок, т. е. сверху вниз и снизу вверх.
перевести глаза из стороны в сторону: справа налево и слева направо.
Переводите глаза вправо вверх и влево вниз.
по другой диагонали – влево вверх и вправо вниз.
Совершать повороты по кругу по часовой стрелке и против часовой стрелки.
Движения нужно делать «от упора и до упора», максимально расширяя амплитуду движений.
Каждое упражнение выполнить(10 раз), после любого 5 раз сильно зажмуриться.
В конце занятий 10 раз сильно моргнуть.
24) Упражнения для улучшения мозгового кровообращения
1-2 - плавно наклонить голову назад,
3-4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз.
Темп медленный.
1 - поворот головы направо,
2 - и.п., 3 -поворот головы налево,
4 - и.п. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.
1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево,
2 - и.п.,
3-4 - то же правой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный. Во время выполнений упражнений включается дыхание.
25)Упражнения для релаксации
Приёмы, которые успокаивают нервную систему, снимают напряжение. В этом случае особенно важными являются голос учителя и его внутреннее спокойствие. При этом максимум внимания надо уделять окраске своего голоса и темпу произношения слов.
«Путешествие на облаке»
Сядьте удобнее и закройте глаза. Два – три раза глубоко вдохните и выдохните… приглашаю в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как ваши ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что –либо чудесное и волшебное… Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, на ваше место в классе. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.
26)«После грозы»:
Закройте глаза. Вы - в лесу. Отгремела гроза. Прошёл дождь, блестит мокрая листва на берёзах. На траве - серебряные капли. Как хорошо пахнет в лесу! Как легко дышется! Вот ландыши -вдохните их чудный запах. Вдыхайте медленно, ровно, глубоко.
27) Гигиеническая гимнастика
Точечный массаж – элементарный приём самопомощи своему организму. Упражнения точечного массажа учат детей сознательно заботиться о своём здоровье, прививают им уверенность в том, что они сами могут помочь себе улучшить своё самочувствие.
Профилактика простудных заболеваний- пальцевой массаж раздражет рецепторы кожи, мышц, сухожилий, пальцев рук, импульсы от которых проходят одновременно в головной и спинной мозг, а оттуда уже поступает команда включиться в работу различным органам и структурам.
Роль: повышает защитные свойства оболочек носоглотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов. Под действием массажа организм начинает вырабатывать свои собственные лекарства (интерферон, которые очень часто намного эффективнее и безопаснее таблеток).
Гигиенический массаж- улучшает крово- и лимфообращение, нормализует обмен веществ, помогает снимать мышечное напряжение на лице, шее, в руках; профилактика простудных заболеваний, ангин, катаракты верхних дыхательных путей.
1)Подушечками указательных пальцев обеих рук проводим под глазами, слегка надавливая, от переносицы до ушей (5 раз).
2)Тыльными сторонами правой и левой ладоней проведем от подбородка в стороны (7раз).
3)Откройте рот, сильно натяните на зубы одновременно верхнюю и нижнюю губу, а затем слегка их прикусите(5 раз).
На уроке
1.Использование двух досок, когда учащиеся поневоле совершают повороты от одной доски к другой, достаточно двигаются, тем самым сохраняя интерес к уроку и активность участия в нем.
2. проверка домашней работы: к доске выходят по три-шесть учащихся, которых сменяют следующие ученики. Таким образом, учащиеся совершают движения во время напряженного трудного урока
2.игровые технологии- помогают решать проблемы мотивации, развития учащихся, но и здоровьесбережения, социализации. В игре и через игровое общение у растущего человека проявляется и формируется мировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее. В игре независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц, что благотворно влияет на здоровье.
Элементы игры используются в качестве обратной связи и оценки ответов одноклассников: хлопанье в ладоши, топанье ногами, поднятие руки или сигнальных карточек различного цвета, обозначающего «да», «нет».
Во время фронтального опроса можно использовать игру с мячом или воздушным шариком: ученик ловит мяч на правильный ответ, не ловит - на неправильный или ловит шарик и дает свой вариант ответа.
-«Уроки-праздники», способствуют сохранению здоровья учащихся, там каждый ребенок вовлечен в активную сменяемую деятельность: то он артист, то художник, то зритель, то технический исполнитель. Ощущение значимости каждого в подготовке и участии в уроке решает целый комплекс учебно-воспитательных задач, в том числе и здоровьесбережения.
28) ВЫВОДЫ
-постоянное проведение вырабатывает потребность и привычку двигаться;
- изменяют отношение учащихся к урокам физической культуры;
-способствуют повышению работоспособности, активности учащихся,
-помогают преодолеть усталость и сонливость, приобрести уверенность в своих силах.