СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Движение без трения

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мы можем, например, поступиться требованием абсолютной пустоты и заставить вагоны двигаться в воздушной среде. Это значительно удешевит путь, не слишком уменьшив проектированную скорость передвижения. Мы можем, далее, усилив электромагниты, заставить вагоны катиться по потолку трубы, причем трение уменьшится до крайности; можем также, наоборот, ослабив магниты, заставить облегченные вагоны мчаться по дну трубы с самым ничтожным трением. Конечно, мы не получим тогда полностью всех выгод проекта, но значительную часть их мы все же получим.

Просмотр содержимого документа
«Движение без трения»

Движение без трения


В железной дороге, которую предлагает устроить проф. Б. П. Вейнберг, вагоны будут совершенно невесомы; их вес уничтожается электромагнитным притяжением. Вы не удивитесь поэтому, если узнаете, что, согласно проекту, вагоны не катятся по рельсам, не плавают по воде, даже не скользят в воздухе – они летят без всякой опоры, не прикасаясь ни к чему, вися на невидимых нитях могучих магнитных сил. Они не испытывают ни малейшего трения и, следовательно, будучи раз приведены в движение, сохраняют по инерции свою колоссальную скорость, не нуждаясь в работе локомотива.

Осуществляется все это следующим образом. Вагоны должны двигаться внутри широкой трубы, из которой выкачан воздух, чтобы стенки вагонов не терлись об него. Трение о дно уничтожается тем, что вагоны двигаются, не касаясь стенок трубы, поддерживаемые в пустоте силою электромагнитов. С этою целью вдоль всего пути над трубою расставлены, на определенных расстояниях друг от друга, очень сильные электромагниты. Они притягивают к себе железные вагоны, движущиеся внутри трубы, и мешают им падать. Сила магнитов рассчитана так, что железный вагон, проносящийся в трубе, все время остается между ее «потолком» и «полом», не прикасаясь ни к тому, ни к другому. Электромагнит подтягивает проносящийся под ним вагон вверх, но вагон не успевает удариться в потолок, ибо его влечет вниз сила тяжести; едва он готов коснуться пола, его подхватывает притяжение следующего электромагнита… Так, все время подхватываемый электромагнитами, вагон мчится по волнистой линии, без трения, без толчков, в пустоте, как планета в мировом пространстве.


Экипаж, движущийся без трения. – Проект профессора Б. П. Вейнберга. (Пунктиром обозначен путь вагона.)


Что же представляют собой сами вагоны? Это – сигарообразные цилиндры, высотой немногим больше человеческого роста, длиной около двух саженей. Конечно, вагон герметически закрыт – ведь он движется в безвоздушном пространстве, – и, подобно подводным лодкам, снабжен аппаратами для автоматической очистки воздуха. Способ отправления вагонов в путь также совершенно отличен от всего, что применялось до сих пор: его можно сравнить разве только с пушечным выстрелом. И действительно, вагоны эти буквально «выстреливаются», как ядра, – только «пушка» здесь электромагнитная. Устройство станции отправления основано на свойстве спирально закрученной, в форме катушки, проволоки («соленоида») при прохождении тока втягивать в себя железный стержень: втягивание происходит с такой стремительностью, что стержень, при достаточной длине обмотки и силе тока, может приобрести огромную скорость. В новой магнитной дороге эта‑то сила и будет выбрасывать вагоны. Так как внутри туннеля трения нет, то скорость вагонов не ослабляется – они мчатся по инерции, пока их не задержит соленоид станции назначения.

Скорость движения вагонов теоретически может быть как угодно велика – тысяча или хоть десять тысяч верст в час. Изобретатель остановился пока на сравнительно скромной цифре около 720 верст. Но и такая скорость перенесет нас из Петрограда в Москву в 45 минут, а в 10–11 часов промчит поперек всего Старого Света, от Финляндии до Великого океана.

Проект профессора Б. П. Вейнберга, как мы его описали, представлен в его наиболее совершенном виде. Но он может быть осуществлен и в упрощенном виде, не утрачивая при этом существенных выгод. Мы можем, например, поступиться требованием абсолютной пустоты и заставить вагоны двигаться в воздушной среде. Это значительно удешевит путь, не слишком уменьшив проектированную скорость передвижения. Мы можем, далее, усилив электромагниты, заставить вагоны катиться по потолку трубы, причем трение уменьшится до крайности; можем также, наоборот, ослабив магниты, заставить облегченные вагоны мчаться по дну трубы с самым ничтожным трением. Конечно, мы не получим тогда полностью всех выгод проекта, но значительную часть их мы все же получим.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!