СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Движение - это жизнь

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Достаточная двигательная активность в течение дня является залогом нормального роста и психического здоровья ребёнка. Повышение двигательной активности во время игр способствует общению детей. Они становятся уверенными в себе. Постепенно исчезает скованность.

Просмотр содержимого документа
«Движение - это жизнь»

Развитие двигательной активности детей раннего возраста

Кулдыркаева Эльвира Александровна, воспитатель

ГБУ РХ «Саяногорский реабилитационный Центр для детей»

Под двигательной активностью подразумевается целый ряд двигательных действий, которые необходимо выполнять в повседневной жизни каждому. Потребность человека в движении давно подмечена учёными и физиологами. Известно, что залогом здоровья является постоянное и регулярное движение, которое играет огромное значение как в раннем детском возрасте, так и на протяжении всей жизни.

В раннем детстве закладываются все функции системы организма человека. Это самое хорошее время для формирования интереса детей к двигательной активности. В этом возрасте формируются двигательные навыки, закладываются основы для их дальнейшего совершенствования, прививается любовь к физическим упражнениям, различным видам спорта, которые выполняются детьми самостоятельно и под руководством взрослых. Двигательная активность является мудрым воспитателем. Только благодаря ей происходит социализация детей в обществе. Необходимо помнить, что развитие двигательной активности тесно связано с нервной системой ребёнка. При перевозбуждении происходит лишняя трата и расходование нервной системы. И наоборот, если поведение неактивное и вялое, то происходит отставание в психическом и физическом развитии детей. Для гармоничного развития личности необходима разумная двигательная активность, которая является естественной потребностью ребёнка. От этого зависит состояние здоровья и его всестороннее развитие. Кроме того, всё это является источником здоровья и работоспособности. Формирует интеллект. Особенно это важно для детей с ОВЗ.

У детей с раннего возраста необходимо формировать простейшие жизненно важные необходимые двигательные умения и навыки. Поэтому основы жизни детского организма и его развития должны составлять физические и гимнастические упражнения, подвижные игры, которые считаются универсальным средством, где двигательные действия повторяются многократно и доводятся до автоматизма. И физические и гимнастические упражнения должны сменяться отдыхом в зависимости от возможностей организма каждого ребёнка. Именно двигательная активность оказывает воздействие на рост и развитие нервно-психического здоровья.

Доказано, что работоспособность всего организма напрямую зависит от движения, и эта потребность с каждым годом растёт. Возникают определённые трудности. Например, в этом возрасте трудно сохранить равновесие. Они часто неуклюжи. Ин тяжело правильно выполнять некоторые виды движений.

У детей с ОВЗ значительно снижена двигательная активность, они малоподвижны и не активны. Огромную пользу для детей принесут гимнастические упражнения и подвижные игры соревновательного характера, в которых они с удовольствием и желанием принимают участие. Игры привлекают детей своей игровой основой, сюжетом, эмоциональностью, способствуют развитию интереса к двигательной деятельности.

Задача взрослых, как можно чаще привлекать детей к участию в подвижных играх, которые создают благоприятную почву для развития речи, памяти, внимания и интеллекта. Во время коллективных занятий дети активны, инициативны. Стараются быть самостоятельными, дружелюбными. Движения их становятся более уверенными и точными. Этому способствуют и двигательные упражнения. В подвижных играх и двигательных упражнениях дети приобретают определённый двигательный опыт, учатся правильно и адекватно реагировать, взаимодействовать как с товарищами по команде, так со взрослыми. Поэтому следует прививать интерес и потребность к данным видам деятельности, т.к. они имеют важное значение в жизни ребёнка.

Бесспорна необходимость привлечения всех детей к выполнению физических упражнений, к участию в подвижных играх и спортивных соревнованиях. При помощи выполнения различных физических упражнений развивать умения сохранять правильную осанку, устойчивое положение тела, координацию движений. Всё это способствует укреплению детского организма. Заниматься этим можно в любое время в течение дня.

Важно помнить, что нужно вести постоянные наблюдения за общим состоянием детского организма.

Дети с ОВЗ быстро переутомляются. Регулярное проведение правильно подобранных подвижных игр и физических упражнений приводит к тому, что у детей возникает желание действовать. Двигательная активность растёт. У них проявляется интерес. Ребята становятся активными, проявляют инициативу и предлагают свою помощь.

Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что проблема развития двигательной активности в данный момент актуальна. В это время приобретается и накапливается двигательный опыт, связанный с выполнением определённых упражнений, направленных на освоение основных движений, координацию и равновесие.

Достаточная двигательная активность в течение дня является залогом нормального роста и психического здоровья ребёнка Повышение двигательной активности во время игр способствует общению детей. Они становятся уверенными в себе. Постепенно исчезает скованность. У ребят появляется желание самостоятельно находить решения по выходу из сложившейся ситуации в зависимости от обстоятельств. Необходимо равномерно распределять двигательную активность в течение дня

Огромное значение в развитии двигательной активности детей раннего возраста играют лечебно-оздоровительные мероприятия. Часто, к сожалению, они вызывают у детей отрицательные эмоции. Перед взрослыми встает огромная задача сделать все, чтобы физические упражнения выполнялись с детьми с радостью и удовольствием. Развитие двигательной активности происходит намного быстрее, если при выполнении упражнений будут применяться необычные спортивные снаряды и приспособления, изготовленные руками взрослых из подручных материалов.

Во время наблюдений отмечается, что у детей возникает потребность в движении, их активность растёт и сопровождается только положительными эмоциями. У ребят возникает желание заниматься. Они сами готовы придумывать различные упражнения и движения.

Почему же так важна двигательная активность именно с раннего возраста? В результате малоподвижности могут возникнуть различные заболевания, нарушается обмен веществ, слабеет опорно-двигательная система и многое другое. Даже самые простые , но разнообразные движения при выполнении в момент утренней гимнастики имеют большое значение для ребёнка. Ежедневная утренняя зарядка как это глоток воздуха для растущего организма!

В работе детьми с ОВЗ мною уделяется много времени двигательной активности. Однозначно нельзя ответить: пользу или вред она приносит растущему организму. Практика показывает, правильно подобранные физические упражнения, постепенное увеличение нагрузки, ее дозирование оказывает только положительное влияние на укрепление детского организма, развитие психических процессов.

Большой эффект приносят и ежедневные прогулки, которые важны как для здоровья, таки и для настроения детей. В эти занятия целесообразно включать экскурсии, которые являются любимым занятием во все времена года. Они проводятся с целью знакомства с родным краем, когда можно любоваться достопримечательностями и красотой природы. Такая работа тоже даст свой положительный результат.

Неоспоримо значение бесед с детьми о значении движения в жизни человека. Подрастающее поколение должно знать и понимать, что движение – это не только крепкое здоровье, но и хорошая память, цепкий ум, крепкий сон и хорошее настроение. Только при выполнении этого условия дети будут заниматься с удовольствием

Стараюсь убедить ребят как важно соблюдать режим дня. Говорим и о том, что долгое сидение за выполнением домашних заданий без движений не даст хороших результатов.

Из всего вышесказанного следует, что движение и различные физические упражнения оказывают огромное влияние во всестороннем и гармоничном развитии. Наряду с закреплением и совершенствованием двигательных действий и детей вырабатывается чувство коллективизма, воспитывается коммуникабельность, доброжелательность к окружающим, появляется уверенность в собственных силах. Для развития двигательной активности проводятся много разнообразных мероприятий: утренняя зарядка, физкультурные паузы, различные игры с движениями, прогулки, экскурсии и т.д.

Развитие двигательной активности помогает в воспитании целого ряда положительных двигательных и морально-волевых качеств детей. Воспитываются наблюдательность, любознательность, внимание, дисциплинированность, умение владеть своими чувствами, эмоциями и движениями, развивается воля, вырабатывается характер. Очень важно подбирать физические упражнения и задания, учитывающие возраст ребёнка и его развитие, которые бы выполнялись с удовольствием и дарили положительные эмоции детям.


Литература

  1. Аксенова О.Е. и др. Введение в абилитацию детей. Архангельск, 2009.

  2. Жуковин И.Ю. Развитие двигательных способностей учащихся старших классов вспомогательных школ на уроках физической культуры спортивно-тренировочной направленности - /Автореферат, Красноярск 2000.

  1. Любимова Н. Н. Двигательная активность и ее влияние на развитие речи детей с ограниченными возможностями здоровья // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №2. — С. 114-116. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/54/2055/ (дата обращения: 26.01.2019).

  2. Рунова М.А. Двигательная активность детей.- М.: Линко-пресс, 2003 г.