УРОК 46 _____________________
ТЕМА: Двоеточие в БСП (продолжение)
ЦЕЛИ:
- совершенствовать умения определять смысловые отношения между частями в БСП, правильно выбирать знаки препинания, интонировать БСП;
- учить выделять главное, существенное в изученном материала; развивать познавательные интересы, монологическую речь учащихся;
- содействовать формированию у учащихся мировоззренческих понятий, важности деятельности на благо других людей и общества.
ТИП УРОКА: урок закрепления изученного материала.
ОБОРУДОВАНИЕ: учебник, карточки задания.
ХОД УРОКА
Эпиграф: Я всегда с гордостью думаю: вот какие чудеса могут делать люди.
М. Горький
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП.
- Здравствуйте, ребята. Я хочу, чтобы сегодняшний урок пополнил копилку ваших знаний о русском языке, о БСП.
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Параграф 30, упр. 281
Опрос.
- Когда между частями БСП ставится запятая, точка с запятой, двоеточие?
У каждого учащегося карточки с предложениями. Расставить знаки препинания и объяснить их постановку. Построить схемы БСП
Облака бегут над морем, крепнет ветер, зыбь черней.
Я знаю: в вашем сердце есть и гордость и прямая честь.
Вдруг потемнело: набежала на небо туча.
Луна сияла, июльская ночь была тиха.
Утро было чудесным: умытый лес улыбался, пели птицы.
Все сугробы да овраги; поминутно сани опрокидывались, поминутно он их понимал.
Зададим себе прямой вопрос: растет или не растет на земле зло?
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО
Работа с эпиграфом. Создание мотивации.
- Максиму Горькому принадлежат такие слова: «Я всегда с гордостью думаю: вот какие чудеса могут делать люди». Как вы понимаете эти слова? Согласны ли вы с этим высказыванием? Запишем эпиграф в тетради, подчеркнём грамматические основы, объясним постановку знаков препинания, построим схему.
Я всегда с гордостью думаю: вот какие чудеса могут делать люди.
Изъяснительные отношения
Работа с таблицей «Обратите внимание»
Упр. 283, с. 162
Упр. 284, 285 (по вариантам)
Работа с текстом
Мысли о родном языке
Любая страна сильна не территорией, армией или вооружением, а прежде всего своими достойными гражданами и настоящими профессионалами: они ее основное богатство.
Без родного языка не будущего у наших детей и внуков: утрачивая язык, люди утрачивают всё и теряют себя.
Мы слушаем звучащую речь, читаем написанные тексты, но воспринимаем не звуки, слова и предложения. Мы воспринимаем содержание, идеи, мысли, оттенки мыслей, тончайшие движения души, забывая о том, что в данный момент пользуемся языком. Между родным языком и мышлением настолько тесная и естественная связь, что мы о ней даже не задумываемся, как не задумываемся о необходимости дыхания.
Можно не есть и не пить несколько дней. Нельзя не пользоваться родным языком в течение часа: человек не может не мыслить. А мыслит он на родном языке. Как необходим воздух, чтобы дышать, так необходим родной язык, чтобы мыслить (по В. А. Филатову).
Задание к тексту:
Определите стиль речи, тип речи, тему и основную мысль текста;
Выписать предложения с постановкой двоеточия, подчеркнуть грамматические основы, построить схемы; объяснить постановку знаков препинания в предложениях.
РЕФЛЕКСИЯ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
ИНФОРМАЦИЯ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ.
Параграф 30, упр. 287 (комплексная работа)
Выставление отметок за урок.
Расставить знаки препинания и объяснить их постановку. Построить схемы БСП
Облака бегут над морем, крепнет ветер, зыбь черней.
Я знаю: в вашем сердце есть и гордость и прямая честь.
Вдруг потемнело: набежала на небо туча.
Луна сияла, июльская ночь была тиха.
Утро было чудесным: умытый лес улыбался, пели птицы.
Все сугробы да овраги; поминутно сани опрокидывались, поминутно он их понимал.
Зададим себе прямой вопрос: растет или не растет на земле зло?
Мысли о родном языке
Любая страна сильна не территорией, армией или вооружением, а прежде всего своими достойными гражданами и настоящими профессионалами: они ее основное богатство.
Без родного языка не будущего у наших детей и внуков: утрачивая язык, люди утрачивают всё и теряют себя.
Мы слушаем звучащую речь, читаем написанные тексты, но воспринимаем не звуки, слова и предложения. Мы воспринимаем содержание, идеи, мысли, оттенки мыслей, тончайшие движения души, забывая о том, что в данный момент пользуемся языком. Между родным языком и мышлением настолько тесная и естественная связь, что мы о ней даже не задумываемся, как не задумываемся о необходимости дыхания.
Можно не есть и не пить несколько дней. Нельзя не пользоваться родным языком в течение часа: человек не может не мыслить. А мыслит он на родном языке. Как необходим воздух, чтобы дышать, так необходим родной язык, чтобы мыслить (по В. А. Филатову).
Задание к тексту:
Определите стиль речи, тип речи, тему и основную мысль текста;
Выписать предложения с постановкой двоеточия, подчеркнуть грамматические основы, построить схемы; объяснить постановку знаков препинания в предложениях.
6