СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку русского языка в 9 классе по теме "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении" (Бессоюзное сложное предложение со значением причины, пояснения, дополнения).

Просмотр содержимого презентации
«двоеточие в бсп»

Бессоюзное сложное предложение со значением причины, пояснения, дополнения. Парушкина Г.Н. МБОУ «Бородинская ООШ» Омского района Омской области

Бессоюзное сложное предложение со значением причины, пояснения, дополнения.

Парушкина Г.Н.

МБОУ «Бородинская ООШ» Омского района Омской области

Лингвистическая разминка Найдите предложения, в которых необходимо поставить двоеточие. Какие это предложения по структуре? А) По горизонту лежал сероватый туман _ предвестник суховея. Б) Приезжий поёжился _ «Холодновато у вас!» В) В человеке должно быть всё прекрасно _ и лицо, и одежда, и душа, и мысли. Г) Приглашаем учиться на юридический факультет по следующим специальностям _ правоведение, правоохранительная деятельность. Д) Причастия и деепричастия _ формы глагола. Ответы: Б, В, Г – предложения простые.

Лингвистическая разминка

Найдите предложения, в которых необходимо поставить двоеточие. Какие это предложения по структуре?

А) По горизонту лежал сероватый туман _ предвестник суховея.

Б) Приезжий поёжился _ «Холодновато у вас!»

В) В человеке должно быть всё прекрасно _ и лицо, и одежда, и душа, и мысли.

Г) Приглашаем учиться на юридический факультет по следующим специальностям _ правоведение, правоохранительная деятельность.

Д) Причастия и деепричастия _ формы глагола.

Ответы: Б, В, Г – предложения простые.

Беседа по вопросам - Какое предложение называют сложным? - В чём различия союзных и бессоюзных сложных предложений? - На какие две группы делятся союзные сложные предложения? - Дайте определение бессоюзного сложного предложения. Приведите примеры. - Что помогает установить смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения?

Беседа по вопросам

- Какое предложение называют сложным?

- В чём различия союзных и бессоюзных сложных предложений?

- На какие две группы делятся союзные сложные предложения?

- Дайте определение бессоюзного сложного предложения. Приведите примеры.

- Что помогает установить смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения?

Проверка домашнего задания

139. Укажите, из каких частей состоит каждое сложное предложение. Найдите простые предложения с однородными членами. Перепишите, расставляя знаки препинания. Начертите схемы сложных бессоюзных предложений, в которых ставится точка с запятой, используя для обозначения входящих в их состав предложений квадратные скобки.

1) [Я не видел вас целую неделю],[ я не слышал вас долго]. (Ч.) 2) [Море в дали покрылось багрянцем], [навстречу солнцу поднималось розово-дымчатое облако мягких очертаний]. (М. Г.) 3) [Зеленели дубы и островерхие пихты]; [вековые липы, развесив свои кудрявые кроны, закрывали небо]. (Крут.) 4) [Смутно поблёскивает река в предрассветной дымке, журчит по прибрежным камешкам – голышам]. (Н. О.) 5) [Батарейный командир казался вовсе не таким суровым, как вчера]; [напротив, он имел вид доброго, гостеприимного хозяина и старшего товарища]. (Л. Т.) 6) [Вот и солнце встаёт, из-за пашен блестит, за морями ночлег свой покинуло, на поля, на луга, на макушки ракит золотыми потоками хлынуло]. (Ник.) 7) [Край неба алеет], [в берёзах просыпаются птицы].

Ознакомление с теоретическим материалом учебника по теме урока с. 195-196. Наблюдение, работа над интонацией: стр. 196 учебника, упр. №268 Составьте схемы всех БСП, обозначая их основы. Спишите БСП (3,5) и разберите их по членам.

Ознакомление с теоретическим материалом учебника по теме урока с. 195-196.

Наблюдение, работа над интонацией: стр. 196 учебника, упр. №268

Составьте схемы всех БСП, обозначая их основы.

Спишите БСП (3,5) и разберите их по членам.

Анализ предложений Определите значения частей бессоюзных сложных предложений.

Анализ предложений

Определите значения частей бессоюзных сложных предложений.

  • Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя.
  • Я понимал: выручить нас может только случайность.
  • Мне стало совестно: я не мог закончить начатой речи.
  • Собака была славная: уши торчком, хвост колечком, глаза умные-умные.
  • Учись мой сын: наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни.
  • Свойство зеркальце имело: говорить оно умело.
Наблюдение над возможностью замены бессоюзного сложного предложения синтаксическим синонимом. Выполнение тренировочных упражнений: упр. 270 упр. 271

Наблюдение над возможностью замены бессоюзного сложного предложения синтаксическим синонимом.

Выполнение тренировочных упражнений: упр. 270

упр. 271

Дома

Дома

  • С.195-196, у. 272


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!