Просмотр содержимого презентации
«двоеточие в бсп»
Бессоюзное сложное предложение со значением причины, пояснения, дополнения.
Парушкина Г.Н.
МБОУ «Бородинская ООШ» Омского района Омской области
Лингвистическая разминка
Найдите предложения, в которых необходимо поставить двоеточие. Какие это предложения по структуре?
А) По горизонту лежал сероватый туман _ предвестник суховея.
Б) Приезжий поёжился _ «Холодновато у вас!»
В) В человеке должно быть всё прекрасно _ и лицо, и одежда, и душа, и мысли.
Г) Приглашаем учиться на юридический факультет по следующим специальностям _ правоведение, правоохранительная деятельность.
Д) Причастия и деепричастия _ формы глагола.
Ответы: Б, В, Г – предложения простые.
Беседа по вопросам
- Какое предложение называют сложным?
- В чём различия союзных и бессоюзных сложных предложений?
- На какие две группы делятся союзные сложные предложения?
- Дайте определение бессоюзного сложного предложения. Приведите примеры.
- Что помогает установить смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения?
Проверка домашнего задания
139. Укажите, из каких частей состоит каждое сложное предложение. Найдите простые предложения с однородными членами. Перепишите, расставляя знаки препинания. Начертите схемы сложных бессоюзных предложений, в которых ставится точка с запятой, используя для обозначения входящих в их состав предложений квадратные скобки.
1) [Я не видел вас целую неделю],[ я не слышал вас долго]. (Ч.) 2) [Море в дали покрылось багрянцем], [навстречу солнцу поднималось розово-дымчатое облако мягких очертаний]. (М. Г.) 3) [Зеленели дубы и островерхие пихты]; [вековые липы, развесив свои кудрявые кроны, закрывали небо]. (Крут.) 4) [Смутно поблёскивает река в предрассветной дымке, журчит по прибрежным камешкам – голышам]. (Н. О.) 5) [Батарейный командир казался вовсе не таким суровым, как вчера]; [напротив, он имел вид доброго, гостеприимного хозяина и старшего товарища]. (Л. Т.) 6) [Вот и солнце встаёт, из-за пашен блестит, за морями ночлег свой покинуло, на поля, на луга, на макушки ракит золотыми потоками хлынуло]. (Ник.) 7) [Край неба алеет], [в берёзах просыпаются птицы].
Ознакомление с теоретическим материалом учебника по теме урока с. 195-196.
Наблюдение, работа над интонацией: стр. 196 учебника, упр. №268
Составьте схемы всех БСП, обозначая их основы.
Спишите БСП (3,5) и разберите их по членам.
Анализ предложений
Определите значения частей бессоюзных сложных предложений.
- Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя.
- Я понимал: выручить нас может только случайность.
- Мне стало совестно: я не мог закончить начатой речи.
- Собака была славная: уши торчком, хвост колечком, глаза умные-умные.
- Учись мой сын: наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни.
- Свойство зеркальце имело: говорить оно умело.
Наблюдение над возможностью замены бессоюзного сложного предложения синтаксическим синонимом.
Выполнение тренировочных упражнений: упр. 270
упр. 271
Дома