СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Двоеточие в бессоюзном сложном предложении»

Тип урока:  урок новых знаний

Предмет, класс: русский язык, 9  класс (общеобразовательный)

УМК (учебник): В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова  «Русский язык. Теория. 5-9 классы», «Практика. 9 класс» (базовый)

Мотивация урока (методы и технологии): технологии личностно-ориентированного обучения: ИКТ – технология, проблемный метод обучения,  технология критического мышления, здоровьесберегающие технологии.

Формы работы на уроке: индивидуальная, коллективная; работа в парах.

Ресурсы урока: мультимедиа оборудование, интерактивная доска, АРМ учителя, персональные компьютеры, ЦОР «Электронный учебный модуль «Бессоюзное сложное предложение».

 

Просмотр содержимого документа
«Урок "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении»»

План - конспект урока


Пояснительная записка к уроку


Тема урока: «Двоеточие в бессоюзном сложном предложении»

Тип урока: урок новых знаний

Предмет, класс: русский язык, 9 класс (общеобразовательный)

УМК (учебник): В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова «Русский язык. Теория. 5-9 классы», «Практика. 9 класс» (базовый)

Мотивация урока (методы и технологии): технологии личностно-ориентированного обучения: ИКТ – технология, проблемный метод обучения, технология критического мышления, здоровьесберегающие технологии.

Учитель: Павлова Ольга Владимировна, учитель русского языка и литературы.

Формы работы на уроке: индивидуальная, коллективная; работа в парах.

Ресурсы урока: мультимедиа оборудование, интерактивная доска, АРМ учителя, персональные компьютеры, ЦОР «Электронный учебный модуль «Бессоюзное сложное предложение».



Конспект урока


Цель урока: учащиеся научатся определять условия постановки двоеточия в бессоюзных сложных предложениях.


Задачи урока:


  1. актуализировать знания о постановке двоеточия в простом предложении;

  2. организовать проблемную ситуацию для постановки цели урока;

  3. организовать работу с теоретическим материалом для развития критического мышления по теме урока

  4. обеспечить способы запоминания условий постановки двоеточия в БСП

  5. организовать работу в парах;

  6. создать условия для выбора учащимися задания «по своим силам»;

  7. создать условия для изучения правила о постановке двоеточия в БСП через практическую работу

  8. создать условия для отработки практических навыков постановки двоеточия в БСП

  9. организовать работу по подготовке к ГИА;

  10. создать условия для оценки своей деятельности, саморефлексия обучающихся.



Проектирование урока

Задача этапа

Деятельность учителя


Деятельность ученика

Результат


1

Организационный момент и проверка домашнего задания (3 мин)


Проверка ранее изученных знаний

Прием: таблица верных/неверных утверждений

Включение учеников в деятельность.

- Здравствуйте. Я очень рада вас видеть. Надеюсь, все вы готовы к плодотворному сотрудничеству. Возьмите таблицу верных/неверных утверждений по теме прошлого урока, заполните ее.

Заполняют таблицу верных/неверных утверждений

Таблица с ответами проецируется на доску. Самопроверка и самооценка

2

Языковая разминка (3 мин)

2.1.

Актуализация знаний учащихся о постановке двоеточия в простом предложении

Читает эпиграф:

В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. (А. Чехов)

Проецируется на доску без знаков препинания.

Рассуждают, расставляют знаки препинания на интерактивной доске и объясняют их.

Повторение условий постановки знаков препинания в простом предложении при обобщающем слове.


- Согласны со словами А. Чехова? Посмотрите на доску, чего не хватает? Как вы объясните знаки препинания?

Предполагаемые ответы обучающихся:

Это предложение с однородными подлежащими, которые соединены повторяющимся союзом «и», поэтому разделяются запятыми, и обобщающим словом, которое находится перед рядом однородных членов, поэтому ставится двоеточие.

2.2

Актуализация знаний учащихся о постановке двоеточия в предложении с прямой речью

Организует работу по конструированию предложения с прямой речью

Записывают в тетрадях предложение с прямой речью

Повторение условий постановки двоеточия в предложении с прямой речью


- Чтобы лучше запомнить, кому принадлежит это высказывание, оформите мысль А. Чехова в виде предложения с прямой речью, когда слова автора стоят перед прямой речью. Объясните вновь поставленные знаки препинания.

- Какая интонация предупреждает о постановке двоеточия?

- К выделяющим или отделяющим знакам относится двоеточие?

- Что отделяет двоеточие в этих предложениях?

Предполагаемые ответы обучающихся:

- После слов автора ставится двоеточие, прямая речь заключается в кавычки.



- Перед двоеточием голос понижается, делается пауза. Это интонация пояснения.

- Двоеточие относится к отделяющим знакам препинания.

- Отделяет обобщающее слово от однородных членов предложениях и слова а втора от прямой речи.

3.

Этап мотивации к обучению и целеполагание (5 мин)

3.1.

Создать условия для формулирования учащимися темы урока в процессе наблюдения над языковым материалом. Для постановки и решения учебной проблемы используется побуждающий диалог.

Подготовка к ГИА (анализ текста)

Задает вопросы для анализа текста.

Работают с текстом, отвечают на вопросы учителя.


Анализ предъявленного текста позволяет развивать навыки понимания, оценивания явной и скрытой информации текста. Анализ текста – один из ресурсов развития универсальных учебных действий.



- О чем этот рассказ? Имеет ли он какую-то смысловую связь с высказыванием А.П. Чехова? Сформулируйте тему и главную мысль рассказа.

- Какой художественный прием использует автор в данном повествовании, чтобы мы поняли его мысль?

- Каким стилистически нейтральным синонимом можно заменить слово «подмога»?

- Почему автор отдает предпочтение этому слову?

Предполагаемые ответы обучающихся:

- Это рассказ о добром человеке с прекрасной душой. Высказывание А. Чехова можно использовать в качестве эпиграфа к этому рассказу.

- Помощь елочке. Надо быть добрым, помогать, беречь окружающую природу.

- Автор использует олицетворение, наделяет елочку человеческими качествами: «Живи, дыши», рисует ее «беззащитность, смелость, наивность».

3.2.

Актуализация знаний о бессоюзном сложном предложении и фиксация затруднений в деятельности

Организует работу по поиску бессоюзных предложений в тексте

Ищут в тексте бессоюзные сложные предложения и зачитывают их.

Называют признаки бессоюзных сложных предложений.


- Найдите в тексте бессоюзные сложные предложения.

- По каким признакам вы их нашли?



Предполагаемые ответы обучающихся:

- В этих предложениях не менее двух основ, части связаны без помощи союзов, только интонацией.

3.3

Формулирование проблемы, определение темы урока и постановка цели деятельности.

Задает наводящие вопросы.

Учащиеся формулируют проблемный вопрос. Определяют тему урока и ставят цель деятельности.


Записывают тему урока в тетради.

Ставят цель урока


- Есть ли еще какие-нибудь особенности у этих предложений в отличие от тех, что мы уже изучили?

- Какой же возникает вопрос?

- Какова тему урока?

- Какой будет цель урока?

Предполагаемые ответы обучающихся:

- Части в них разделены не запятой, а двоеточием.

- Почему в этих бессоюзных предложениях ставится не запятая, а двоеточие?

- Цель: определить условия постановки двоеточия в БСП.

3.4

Выдвижение версий решения проблемы

Задает наводящие вопросы.


Предлагают свои версии



- Какие у вас будут версии, предположения? От чего может зависеть постановка двоеточия в БСП?

- А как их определить?

Предполагаемые ответы обучающихся:

- Возможно, выбор знака зависит от значения предложения, то есть смысловых отношений между частями БСП.

- Наверное, можно задать вопрос и подставить союзы.

3.5

Проверка версии путем выполнения продуктивного задания

Предлагает выполнить задание.

Правильный ответ проецируется на доску.

Проводит коррекцию ошибочных суждений обучающихся

Выполняют задание.

Проверяют.

Самостоятельно формулируют правило постановки двоеточия в БСП.


- Сделайте это. Выпишите из рассказа БСП и поставьте смысловые вопросы.

- Все ли справились с заданием, что вызвало затруднение?

- Как в этом предложении части соотносятся между собой?

- Прочитайте вопрос, ставший темой нашего урока. Сформулируйте ответ на него, то есть назовите условия постановки двоеточия в БСП.

Предполагаемые ответы обучающихся:

- Трудно задать вопрос в последнем предложении.

- Вторая часть поясняет, что именно увидел человек.

- Между частями БСП ставится двоеточие, если второе предложение указывает на причину, или поясняет смысл первого, или дополняет содержание первого.

4

Этап освоения нового знания (3 мин)

4.1

Знакомство с теоретическим материалом учебника.

Стратегия смыслового чтения и работа с учебным текстом: поиск информации и понимание прочитанного. Поиск ключевых слов в определении понятия урока

Предлагает сравнить сформулированные правила с положениями учебника.

Читают текст изучающим чтением.

Выделяют микротемы. Сравнивают сформулированные правила с положениями учебника, выделяют ключевые слова

Запоминание условий постановки двоеточия в БСП


- Прочитайте текст параграфа и сравните собственные выводы с положениями правила.

- Выделите в тексте микротемы. Как они соотносятся с условиями постановки двоеточия между частями бессоюзного сложного предложения?

- Назовите ключевые слова в каждой части.

Предполагаемые ответы обучающихся:

- Микротемы определяются количеством условий – их три.

- Двоеточие указывает на причину; второе предложение поясняет смысл первое; второе предложение поясняет первое.

4.2.

Включение нового материала в систему знаний и повторение

Задает наводящие вопросы

Отвечают на вопросы учителя

Систематизация знаний.


- Вернемся к началу нашего урока. Есть ли что-то общее в правилах постановки двоеточия в простых предложениях с обобщающим словом, предложениях с прямой речью и бессоюзных сложных предложениях?

Предполагаемые ответы обучающихся:

- Общее есть. Всем предложениям с двоеточием свойственна пояснительная интонация, понижение голоса перед двоеточием и пауза.

5

Этап практического применения знаний (16 мин)

5.1.

Организовать работу в парах

Предлагает выполнить задание.

Проверка с помощью доски.

Выполняют задание: выбирают пример на свое правило, расставляют знаки препинания, чертят схемы, объясняющие постановку знаков.

Представление результата.


- Прочитайте предложения. Определите, какое из положений правила иллюстрирует каждая группа примеров. Первый ряд должен записать номер примеров, иллюстрирующих первое положение, второй – второе, третий – третье. Не забудьте расставить знаки препинания. Составьте схемы, объясняющие постановку знака, на листе А 4.

На интерактивной доске расставляют знаки препинания, комментируют схемы.

5.2.

Организовать выбор задания в соответствии с силами учащихся.

Предлагает выполнить задания 1 или 2 уровня.

Выполняют задания.

Задание 2 уровня выполняется одним учащимся за компьютером.

Проверка выполненных заданий с помощью экрана.

5.3.

Активизировать работу учащихся через конструирование предложений

Предлагает выполнить устное задание, которое проецируется на доску.

Прочитывают предложения, конструируют из них синонимичные сложноподчиненные.

Формируется умение определять смысловые отношения между частями сложного предложения.


- Замените БСП синонимичными сложноподчиненными.

- как вы думаете, почему нужно производить такую замену?



Предполагаемые ответы обучающихся:

- Такая замена позволяет выяснить смысловые отношения между частями сложного предложения и правильно выбрать знак препинания в БСП.

5.4.

Проведение физ/паузы



Смена деятельности

5.5.

Выполнить задания электронного модуля. Практическая отработка полученных знаний.

Предлагает выполнить задания электронного модуля на персональных компьютерах.

Выполняют задание.

Модуль дает возможность применить знания, полученные на этом и предыдущих уроках по теме БСП.

При выполнении задания учащиеся видят свои ошибки, получают возможность найти правильный ответ и исправить их. После выполнения заданий видят результат и объективную оценку своей работы.

5.6.

Подготовка к ГИА.

Предлагает выполнить тест (отработка задания В 9): найти среди приведенных предложений текста предложения с бессоюзной связью, написать их номер.

Выполняют тест

Сдают работы на проверку.

6.

Подведение итогов урока. Рефлексия (4 мин)


Понятие значимости урока

Предлагает ответить на вопрос, поставленный в ходе урока.

Делают выводы



Подготовка к следующему уроку

Предлагает заполнить оценочный лист, чтобы знать на что обратить внимание на следующем уроке, подобрать индивидуальные задания для учащихся

Заполняют оценочный лист и сдают учителю.


Оценка

Знание теоретического материала


Умение определять смысловые отношения в БСП


Умение конструировать БСП


Умение находить БСП в тексте




Рефлексия

Предлагает составить синквейн.

Составляют и зачитывают

Рефлексия.



Предлагает выполнение домашнего задания


Домашнее задание


§ 216. Составьте алгоритм работы над правилом постановки двоеточия в БСП.

На выбор:

1. Выполните упражнение № .

2. Выпишите из читаемого вами произведения 5 примеров БСП с двоеточием, объясните выбор этого знака.

3. Творческое задание: Написать сочинение-рассуждение по эпиграфу нашего урока, используя БСП.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!