№ | Задача этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Результат |
1 | Организационный момент и проверка домашнего задания (3 мин) |
| Проверка ранее изученных знаний Прием: таблица верных/неверных утверждений | Включение учеников в деятельность. - Здравствуйте. Я очень рада вас видеть. Надеюсь, все вы готовы к плодотворному сотрудничеству. Возьмите таблицу верных/неверных утверждений по теме прошлого урока, заполните ее. | Заполняют таблицу верных/неверных утверждений | Таблица с ответами проецируется на доску. Самопроверка и самооценка |
2 | Языковая разминка (3 мин) |
2.1. | Актуализация знаний учащихся о постановке двоеточия в простом предложении | Читает эпиграф: В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. (А. Чехов) Проецируется на доску без знаков препинания. | Рассуждают, расставляют знаки препинания на интерактивной доске и объясняют их. | Повторение условий постановки знаков препинания в простом предложении при обобщающем слове. |
| - Согласны со словами А. Чехова? Посмотрите на доску, чего не хватает? Как вы объясните знаки препинания? | Предполагаемые ответы обучающихся: Это предложение с однородными подлежащими, которые соединены повторяющимся союзом «и», поэтому разделяются запятыми, и обобщающим словом, которое находится перед рядом однородных членов, поэтому ставится двоеточие. |
2.2 | Актуализация знаний учащихся о постановке двоеточия в предложении с прямой речью | Организует работу по конструированию предложения с прямой речью | Записывают в тетрадях предложение с прямой речью | Повторение условий постановки двоеточия в предложении с прямой речью |
| - Чтобы лучше запомнить, кому принадлежит это высказывание, оформите мысль А. Чехова в виде предложения с прямой речью, когда слова автора стоят перед прямой речью. Объясните вновь поставленные знаки препинания. - Какая интонация предупреждает о постановке двоеточия? - К выделяющим или отделяющим знакам относится двоеточие? - Что отделяет двоеточие в этих предложениях? | Предполагаемые ответы обучающихся: - После слов автора ставится двоеточие, прямая речь заключается в кавычки. - Перед двоеточием голос понижается, делается пауза. Это интонация пояснения. - Двоеточие относится к отделяющим знакам препинания. - Отделяет обобщающее слово от однородных членов предложениях и слова а втора от прямой речи. |
3. | Этап мотивации к обучению и целеполагание (5 мин) |
3.1. | Создать условия для формулирования учащимися темы урока в процессе наблюдения над языковым материалом. Для постановки и решения учебной проблемы используется побуждающий диалог. Подготовка к ГИА (анализ текста) | Задает вопросы для анализа текста. | Работают с текстом, отвечают на вопросы учителя. | Анализ предъявленного текста позволяет развивать навыки понимания, оценивания явной и скрытой информации текста. Анализ текста – один из ресурсов развития универсальных учебных действий. |
| - О чем этот рассказ? Имеет ли он какую-то смысловую связь с высказыванием А.П. Чехова? Сформулируйте тему и главную мысль рассказа. - Какой художественный прием использует автор в данном повествовании, чтобы мы поняли его мысль? - Каким стилистически нейтральным синонимом можно заменить слово «подмога»? - Почему автор отдает предпочтение этому слову? | Предполагаемые ответы обучающихся: - Это рассказ о добром человеке с прекрасной душой. Высказывание А. Чехова можно использовать в качестве эпиграфа к этому рассказу. - Помощь елочке. Надо быть добрым, помогать, беречь окружающую природу. - Автор использует олицетворение, наделяет елочку человеческими качествами: «Живи, дыши», рисует ее «беззащитность, смелость, наивность». |
3.2. | Актуализация знаний о бессоюзном сложном предложении и фиксация затруднений в деятельности | Организует работу по поиску бессоюзных предложений в тексте | Ищут в тексте бессоюзные сложные предложения и зачитывают их. | Называют признаки бессоюзных сложных предложений. |
| - Найдите в тексте бессоюзные сложные предложения. - По каким признакам вы их нашли? | Предполагаемые ответы обучающихся: - В этих предложениях не менее двух основ, части связаны без помощи союзов, только интонацией. |
3.3 | Формулирование проблемы, определение темы урока и постановка цели деятельности. | Задает наводящие вопросы. | Учащиеся формулируют проблемный вопрос. Определяют тему урока и ставят цель деятельности. | Записывают тему урока в тетради. Ставят цель урока |
| - Есть ли еще какие-нибудь особенности у этих предложений в отличие от тех, что мы уже изучили? - Какой же возникает вопрос? - Какова тему урока? - Какой будет цель урока? | Предполагаемые ответы обучающихся: - Части в них разделены не запятой, а двоеточием. - Почему в этих бессоюзных предложениях ставится не запятая, а двоеточие? - Цель: определить условия постановки двоеточия в БСП. |
3.4 | Выдвижение версий решения проблемы | Задает наводящие вопросы. | Предлагают свои версии | |
| - Какие у вас будут версии, предположения? От чего может зависеть постановка двоеточия в БСП? - А как их определить? | Предполагаемые ответы обучающихся: - Возможно, выбор знака зависит от значения предложения, то есть смысловых отношений между частями БСП. - Наверное, можно задать вопрос и подставить союзы. |
3.5 | Проверка версии путем выполнения продуктивного задания | Предлагает выполнить задание. Правильный ответ проецируется на доску. Проводит коррекцию ошибочных суждений обучающихся | Выполняют задание. Проверяют. | Самостоятельно формулируют правило постановки двоеточия в БСП. |
| - Сделайте это. Выпишите из рассказа БСП и поставьте смысловые вопросы. - Все ли справились с заданием, что вызвало затруднение? - Как в этом предложении части соотносятся между собой? - Прочитайте вопрос, ставший темой нашего урока. Сформулируйте ответ на него, то есть назовите условия постановки двоеточия в БСП. | Предполагаемые ответы обучающихся: - Трудно задать вопрос в последнем предложении. - Вторая часть поясняет, что именно увидел человек. - Между частями БСП ставится двоеточие, если второе предложение указывает на причину, или поясняет смысл первого, или дополняет содержание первого. |
4 | Этап освоения нового знания (3 мин) |
4.1 | Знакомство с теоретическим материалом учебника. Стратегия смыслового чтения и работа с учебным текстом: поиск информации и понимание прочитанного. Поиск ключевых слов в определении понятия урока | Предлагает сравнить сформулированные правила с положениями учебника. | Читают текст изучающим чтением. Выделяют микротемы. Сравнивают сформулированные правила с положениями учебника, выделяют ключевые слова | Запоминание условий постановки двоеточия в БСП |
| - Прочитайте текст параграфа и сравните собственные выводы с положениями правила. - Выделите в тексте микротемы. Как они соотносятся с условиями постановки двоеточия между частями бессоюзного сложного предложения? - Назовите ключевые слова в каждой части. | Предполагаемые ответы обучающихся: - Микротемы определяются количеством условий – их три. - Двоеточие указывает на причину; второе предложение поясняет смысл первое; второе предложение поясняет первое. |
4.2. | Включение нового материала в систему знаний и повторение | Задает наводящие вопросы | Отвечают на вопросы учителя | Систематизация знаний. |
| - Вернемся к началу нашего урока. Есть ли что-то общее в правилах постановки двоеточия в простых предложениях с обобщающим словом, предложениях с прямой речью и бессоюзных сложных предложениях? | Предполагаемые ответы обучающихся: - Общее есть. Всем предложениям с двоеточием свойственна пояснительная интонация, понижение голоса перед двоеточием и пауза. |
5 | Этап практического применения знаний (16 мин) |
5.1. | Организовать работу в парах | Предлагает выполнить задание. Проверка с помощью доски. | Выполняют задание: выбирают пример на свое правило, расставляют знаки препинания, чертят схемы, объясняющие постановку знаков. | Представление результата. |
| - Прочитайте предложения. Определите, какое из положений правила иллюстрирует каждая группа примеров. Первый ряд должен записать номер примеров, иллюстрирующих первое положение, второй – второе, третий – третье. Не забудьте расставить знаки препинания. Составьте схемы, объясняющие постановку знака, на листе А 4. | На интерактивной доске расставляют знаки препинания, комментируют схемы. |
5.2. | Организовать выбор задания в соответствии с силами учащихся. | Предлагает выполнить задания 1 или 2 уровня. | Выполняют задания. Задание 2 уровня выполняется одним учащимся за компьютером. | Проверка выполненных заданий с помощью экрана. |
5.3. | Активизировать работу учащихся через конструирование предложений | Предлагает выполнить устное задание, которое проецируется на доску. | Прочитывают предложения, конструируют из них синонимичные сложноподчиненные. | Формируется умение определять смысловые отношения между частями сложного предложения. |
| - Замените БСП синонимичными сложноподчиненными. - как вы думаете, почему нужно производить такую замену? |
Предполагаемые ответы обучающихся: - Такая замена позволяет выяснить смысловые отношения между частями сложного предложения и правильно выбрать знак препинания в БСП. |
5.4. | Проведение физ/паузы | | | Смена деятельности |
5.5. | Выполнить задания электронного модуля. Практическая отработка полученных знаний. | Предлагает выполнить задания электронного модуля на персональных компьютерах. | Выполняют задание. Модуль дает возможность применить знания, полученные на этом и предыдущих уроках по теме БСП. | При выполнении задания учащиеся видят свои ошибки, получают возможность найти правильный ответ и исправить их. После выполнения заданий видят результат и объективную оценку своей работы. |
5.6. | Подготовка к ГИА. | Предлагает выполнить тест (отработка задания В 9): найти среди приведенных предложений текста предложения с бессоюзной связью, написать их номер. | Выполняют тест | Сдают работы на проверку. |
6. | Подведение итогов урока. Рефлексия (4 мин) |
| Понятие значимости урока | Предлагает ответить на вопрос, поставленный в ходе урока. | Делают выводы | |
| Подготовка к следующему уроку | Предлагает заполнить оценочный лист, чтобы знать на что обратить внимание на следующем уроке, подобрать индивидуальные задания для учащихся | Заполняют оценочный лист и сдают учителю. | | Оценка | Знание теоретического материала | | Умение определять смысловые отношения в БСП | | Умение конструировать БСП | | Умение находить БСП в тексте | | |
| Рефлексия | Предлагает составить синквейн. | Составляют и зачитывают | Рефлексия. |
| | Предлагает выполнение домашнего задания | | Домашнее задание |
| § 216. Составьте алгоритм работы над правилом постановки двоеточия в БСП. На выбор: 1. Выполните упражнение № . 2. Выпишите из читаемого вами произведения 5 примеров БСП с двоеточием, объясните выбор этого знака. 3. Творческое задание: Написать сочинение-рассуждение по эпиграфу нашего урока, используя БСП. | | |