СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку русского языка в 9 классе "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок является третьим в цикле уроков о бессоюзном сложном предложении в системе изучения темы «Синтаксис сложного предложения» в 9 классе.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка в 9 классе "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении"»

Т Е М А :              ТЕМА :        Т Е М А :             БЕССОЮЗНОЕ  СЛОЖНОЕ  ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Т Е М А :

ТЕМА : Т Е М А : БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

ЗАДАНИЕ №1 А) Прочитать выразительно текст, записать в тетрадь. Б) Объяснить знаки. В) Постановка какого знака вызывает затруднение? Г) Какие это предложения по структуре?

ЗАДАНИЕ №1

А) Прочитать выразительно текст, записать в тетрадь.

Б) Объяснить знаки.

В) Постановка какого знака вызывает затруднение?

Г) Какие это предложения по структуре?

1 . Сейчас он работал над выращиванием  быстрорастущих деревьев из наших  отечественных пород  ивы сосны ели.  2. Жизнь даётся один раз и хочется  прожить её бодро осмысленно красиво.  3. Погода утихла  тучи расходились перед  ним лежала равнина.  4. Птиц не было слышно  они не поют в  часы зноя. : , , , , , , , :

1 . Сейчас он работал над выращиванием

быстрорастущих деревьев из наших

отечественных пород ивы сосны ели.

2. Жизнь даётся один раз и хочется

прожить её бодро осмысленно красиво.

3. Погода утихла тучи расходились перед

ним лежала равнина.

4. Птиц не было слышно они не поют в

часы зноя.

:

,

,

,

,

,

,

,

:

Цель нашего урока научиться ставить двоеточие  В БСП.

Цель нашего урока

научиться ставить двоеточие

В БСП.

Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении Схема Значение 1[ ].[ ]   одновременностьдействий, перечисление фактов, событий 2.[ , ,];[,] части сложного предложения осложнены

Запятая и точка с запятой в бессоюзном

сложном предложении

Схема

Значение

1[ ].[ ]

одновременностьдействий, перечисление фактов, событий

2.[ , ,];[,]

части сложного предложения осложнены

Знак препинания Схема  Запятая Точка с запятой Интонация [ ];[ ] [ ],[ ].  Двоеточие Перечисление Провероч и ный союз Перечисление [ ]:[ ] и или слово ? ?

Знак

препинания

Схема

Запятая

Точка с запятой

Интонация

[ ];[ ]

[ ],[ ].

Двоеточие

Перечисление

Провероч

и

ный союз

Перечисление

[ ]:[ ]

и

или слово

?

?

ЗАДАНИЕ №2 ЗАДАЧИ УРОКА 1. 2. 3. 4. 5.

ЗАДАНИЕ №2

ЗАДАЧИ УРОКА

1.

2.

3.

4.

5.

ЗАДАНИЕ №3: СРАВНИТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Заполнить таблицу (смысловые отношения)    1.Птиц не было слышно ,  потому что они не поют в часы зноя. Птиц не было слышно : они не поют в часы зноя. 2.Я понимал , что выручить нас может только случайность. 3.Приказ есть приказ ,  а именно так его воспитал фронт. Я понимал : выручить нас может только случайность Приказ есть приказ : так его воспитал фронт. БСП СПП

ЗАДАНИЕ №3: СРАВНИТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Заполнить таблицу (смысловые отношения)

1.Птиц не было слышно , потому что они не поют в часы зноя.

Птиц не было слышно : они не поют в часы зноя.

2.Я понимал , что выручить нас может только случайность.

3.Приказ есть приказ , а именно так его воспитал фронт.

Я понимал : выручить нас может только случайность

Приказ есть приказ : так его воспитал фронт.

БСП

СПП

ЗАДАНИЕ №4 Работа с текстом  Я знаю : в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь. Я доверяю любящим :  они великодушны. На ярмарке случилось странное происшествие : все наполнилось слухом о красной свитке, появившейся среди возов Горлинки неумолчно ворковали, изредка свистала иволга, зяблик выделывал свое милое коленце. В саду были видны фруктовые деревья :  цветущие яблони, груши , сливы.

ЗАДАНИЕ №4

Работа с текстом

Я знаю : в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь. Я доверяю любящим : они великодушны. На ярмарке случилось странное происшествие : все наполнилось слухом о красной свитке, появившейся среди возов Горлинки неумолчно ворковали, изредка свистала иволга, зяблик выделывал свое милое коленце. В саду были видны фруктовые деревья : цветущие яблони, груши , сливы.

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении Значение. 1.  Я знаю в вашем сердце есть и гордость и прямая честь. 2. Я доверяю любящим они великодушны. Дополнение 3. На ярмарке случилось странное происшествие все наполнилось слухом о красной свитке появившейся среди возов Горлинки неумолчно ворковали изредка свистала иволга зяблик выделывал свое милое коленце причина а именно – раскрывает содержание первой части

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

Значение.

1. Я знаю в вашем сердце есть и гордость и прямая честь.

2. Я доверяю любящим они великодушны.

Дополнение

3. На ярмарке случилось странное происшествие все наполнилось слухом о красной свитке появившейся среди возов Горлинки неумолчно ворковали изредка свистала иволга зяблик выделывал свое милое коленце

причина

а именно – раскрывает содержание первой части

ЗАДАНИЕ №5 Работа в группах Цель: -определить смысловые отношения между  предложениями; -отличать БСП от предложений других типов; -выписать предложение (по заданию) с  определенными смысловыми отношениями;  предложения (по заданию) повесить на  магнитную доску.

ЗАДАНИЕ №5

Работа в группах

Цель:

-определить смысловые отношения между

предложениями;

-отличать БСП от предложений других типов;

-выписать предложение (по заданию) с

определенными смысловыми отношениями;

предложения (по заданию) повесить на

магнитную доску.

Задания для 1 группы . Записать предложения в тетрадь, поставить знаки препинания. Найти (на лист)предложение, где второе предложение поясняет сказуемое первой части, можно поставить союз что или глагол увидел. . Записать предложения в тетрадь, поставить знаки препинания. Выписать (на лист)предложение, где второе указывает на причину того, о чем говорится в первом. Записать предложения в тетрадь, поставить знаки препинания. Выписать (на лист) предложение, где второе предложение поясняет сказуемое первой части, можно поставить союз что или глагол увидел Записать предложения в тетрадь, поставить знаки препинания. Выписать (на лист) предложение, где второе раскрывает содержание первого, можно вставить а именно. Записать предложения в тетрадь, поставить знаки препинания. Выписать (на лист) предложение, где второе предложение поясняет сказуемое первой части, можно поставить союз что или глагол увидел. Задания для 2 группы Задания для 3 группы Задания для 4 группы Задания для 5 группы

Задания для 1 группы

.

Записать предложения в тетрадь, поставить знаки препинания.

Найти (на лист)предложение, где второе предложение поясняет сказуемое первой части, можно поставить союз что или глагол увидел.

.

Записать предложения в тетрадь, поставить знаки препинания.

Выписать (на лист)предложение, где второе указывает на причину того, о чем говорится в первом.

Записать предложения в тетрадь, поставить знаки препинания.

Выписать (на лист) предложение, где второе предложение поясняет сказуемое первой части, можно поставить союз что или глагол увидел

Записать предложения в тетрадь, поставить знаки препинания.

Выписать (на лист) предложение, где второе раскрывает содержание первого, можно вставить а именно.

Записать предложения в тетрадь, поставить знаки препинания.

Выписать (на лист) предложение, где второе предложение поясняет сказуемое первой части, можно поставить союз что или глагол увидел.

Задания для 2 группы

Задания для 3 группы

Задания для 4 группы

Задания для 5 группы

2. Второе предложение (или группа предложений) поясняет первое, т. е. раскрывает его содержание, например: 3. Второе предложение дополняет смысл первого предложения или какого-нибудь его члена (обычно сказуемого), например: Памятка Двоеточие ставится между предложениями, входящими в бессоюзное сложное предложение, в следующих случаях: 1. Второе предложение указывает причину того, о чём говорится в первом, например:

2. Второе предложение (или группа предложений) поясняет первое, т. е. раскрывает его содержание, например:

3. Второе предложение дополняет смысл первого предложения или какого-нибудь его члена (обычно сказуемого), например:

Памятка

Двоеточие ставится между предложениями, входящими в бессоюзное сложное предложение, в следующих случаях:

1. Второе предложение указывает причину того, о чём говорится в первом, например:

ТЕКСТ - Я засветил серную спичку и поднес ее к носу мальчика: она озарила два белых глаза.(поясняет) -Я не мог заснуть: передо мной во мраке вертелся мальчик с белыми глазами.(причина) - Я привстал и взглянул в окно: кто-то вторично пробежал мимо него и скрылся бог знает куда.(поясняет) -Меня, однако, поразило одно: слепой говорил со мной малороссийским наречием, а теперь изъяснялся чисто по-русски -Я, с трудом спускаясь, пробирался по крутизне и вот вижу слепой остановился, потом повернул вправо.

ТЕКСТ

- Я засветил серную спичку и поднес ее к носу мальчика: она озарила два белых глаза.(поясняет)

-Я не мог заснуть: передо мной во мраке вертелся мальчик с белыми глазами.(причина)

- Я привстал и взглянул в окно: кто-то вторично пробежал мимо него и скрылся бог знает куда.(поясняет)

-Меня, однако, поразило одно: слепой говорил со мной малороссийским наречием, а теперь изъяснялся чисто по-русски

-Я, с трудом спускаясь, пробирался по крутизне и вот вижу слепой остановился, потом повернул вправо.

ЗАДАНИЕ №6 Работа с тестом

ЗАДАНИЕ №6

Работа с тестом

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении Схема Проверяй подстановкой союза 1. [ ]:[причина] потому что 2.[ ]:[пояснение] и именно, и увидел(и) 3.[ ]:[дополнение] что

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

Схема

Проверяй подстановкой союза

1. [ ]:[причина]

потому что

2.[ ]:[пояснение]

и именно, и увидел(и)

3.[ ]:[дополнение]

что

Проверь себя! Между частями предложения в бессоюзном сложном предложении ставится двоеточие  если  если если  если . : (потому что) 2 1 . : (а именно) 1 2 . 1 :  ( что) 2 : (увидел, что) . 1 2

Проверь себя!

Между частями предложения в бессоюзном сложном предложении ставится двоеточие

если

если

если

если

.

: (потому что)

2

1

.

: (а именно)

1

2

.

1

: ( что)

2

: (увидел, что)

.

1

2

4.Значение смысловых отношений между простыми предложениями в бессоюзном сложном: Поднявшись на холм, мы увидели неожиданную картину: на опушке леса стояли два лося. А)Условие В)Время С)Пояснение Д)Последовательность Е)Дополнение.

4.Значение смысловых отношений между простыми предложениями в бессоюзном сложном:

  • Поднявшись на холм, мы увидели неожиданную картину: на опушке леса стояли два лося.
  • А)Условие
  • В)Время
  • С)Пояснение
  • Д)Последовательность
  • Е)Дополнение.
IV. Итог урока. Рефлексия.    - Итак, пришла пора подвести итоги. Вы сдаёте таблицу самооценки. Если вы поставили себе 0 баллов, не отчаивайтесь: вы обнаружили пробелы, которые предстоит восполнить.    - Ребята, подымите руки те, кто получил «5», «4», «3», «2».   - Наш урок заканчивается. Осталось поставить последнюю точку.    - Как вы думаете, мы на сегодняшнем уроке реализовали цели, которые поставили в начале урока?    - На уроке мы обобщили изученное о БСП.    - Какими словами описали бы вы своё состояние после урока? 1. Я разобрался с этой темой и чувствую себя комфортно и уверенно при выполнении заданий по этой теме. (зелёный) 2. К сожалению, я обнаружил пробелы в своих знаниях. (жёлтый) 3. Я испытываю большие затруднения при выполнении заданий по этой теме. (красный)  

IV. Итог урока. Рефлексия.  

- Итак, пришла пора подвести итоги. Вы сдаёте таблицу самооценки.

Если вы поставили себе 0 баллов, не отчаивайтесь: вы обнаружили пробелы, которые предстоит восполнить.

 

- Ребята, подымите руки те, кто получил «5», «4», «3», «2».

  - Наш урок заканчивается. Осталось поставить последнюю точку.

 

- Как вы думаете, мы на сегодняшнем уроке реализовали цели, которые поставили в начале урока?

 

- На уроке мы обобщили изученное о БСП.

 

- Какими словами описали бы вы своё состояние после урока?

1. Я разобрался с этой темой и чувствую себя комфортно и уверенно при выполнении заданий по этой теме. (зелёный)

2. К сожалению, я обнаружил пробелы в своих знаниях. (жёлтый)

3. Я испытываю большие затруднения при выполнении заданий по этой теме. (красный)

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!