Т Е М А :
ТЕМА : Т Е М А : БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
ЗАДАНИЕ №1
А) Прочитать выразительно текст, записать в тетрадь.
Б) Объяснить знаки.
В) Постановка какого знака вызывает затруднение?
Г) Какие это предложения по структуре?
1 . Сейчас он работал над выращиванием
быстрорастущих деревьев из наших
отечественных пород ивы сосны ели.
2. Жизнь даётся один раз и хочется
прожить её бодро осмысленно красиво.
3. Погода утихла тучи расходились перед
ним лежала равнина.
4. Птиц не было слышно они не поют в
часы зноя.
:
,
,
,
,
,
,
,
:
Цель нашего урока
научиться ставить двоеточие
В БСП.
Запятая и точка с запятой в бессоюзном
сложном предложении
Схема
Значение
1[ ].[ ]
одновременностьдействий, перечисление фактов, событий
2.[ , ,];[,]
части сложного предложения осложнены
Знак
препинания
Схема
Запятая
Точка с запятой
Интонация
[ ];[ ]
[ ],[ ].
Двоеточие
Перечисление
Провероч
и
ный союз
Перечисление
[ ]:[ ]
и
или слово
?
?
ЗАДАНИЕ №2
ЗАДАЧИ УРОКА
1.
2.
3.
4.
5.
ЗАДАНИЕ №3: СРАВНИТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Заполнить таблицу (смысловые отношения)
1.Птиц не было слышно , потому что они не поют в часы зноя.
Птиц не было слышно : они не поют в часы зноя.
2.Я понимал , что выручить нас может только случайность.
3.Приказ есть приказ , а именно так его воспитал фронт.
Я понимал : выручить нас может только случайность
Приказ есть приказ : так его воспитал фронт.
БСП
СПП
ЗАДАНИЕ №4
Работа с текстом
Я знаю : в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь. Я доверяю любящим : они великодушны. На ярмарке случилось странное происшествие : все наполнилось слухом о красной свитке, появившейся среди возов Горлинки неумолчно ворковали, изредка свистала иволга, зяблик выделывал свое милое коленце. В саду были видны фруктовые деревья : цветущие яблони, груши , сливы.
Двоеточие в бессоюзном сложном предложении
Значение.
1. Я знаю в вашем сердце есть и гордость и прямая честь.
2. Я доверяю любящим они великодушны.
Дополнение
3. На ярмарке случилось странное происшествие все наполнилось слухом о красной свитке появившейся среди возов Горлинки неумолчно ворковали изредка свистала иволга зяблик выделывал свое милое коленце
причина
а именно – раскрывает содержание первой части
ЗАДАНИЕ №5
Работа в группах
Цель:
-определить смысловые отношения между
предложениями;
-отличать БСП от предложений других типов;
-выписать предложение (по заданию) с
определенными смысловыми отношениями;
предложения (по заданию) повесить на
магнитную доску.
Задания для 1 группы
.
Записать предложения в тетрадь, поставить знаки препинания.
Найти (на лист)предложение, где второе предложение поясняет сказуемое первой части, можно поставить союз что или глагол увидел.
.
Записать предложения в тетрадь, поставить знаки препинания.
Выписать (на лист)предложение, где второе указывает на причину того, о чем говорится в первом.
Записать предложения в тетрадь, поставить знаки препинания.
Выписать (на лист) предложение, где второе предложение поясняет сказуемое первой части, можно поставить союз что или глагол увидел
Записать предложения в тетрадь, поставить знаки препинания.
Выписать (на лист) предложение, где второе раскрывает содержание первого, можно вставить а именно.
Записать предложения в тетрадь, поставить знаки препинания.
Выписать (на лист) предложение, где второе предложение поясняет сказуемое первой части, можно поставить союз что или глагол увидел.
Задания для 2 группы
Задания для 3 группы
Задания для 4 группы
Задания для 5 группы
2. Второе предложение (или группа предложений) поясняет первое, т. е. раскрывает его содержание, например:
3. Второе предложение дополняет смысл первого предложения или какого-нибудь его члена (обычно сказуемого), например:
Памятка
Двоеточие ставится между предложениями, входящими в бессоюзное сложное предложение, в следующих случаях:
1. Второе предложение указывает причину того, о чём говорится в первом, например:
ТЕКСТ
- Я засветил серную спичку и поднес ее к носу мальчика: она озарила два белых глаза.(поясняет)
-Я не мог заснуть: передо мной во мраке вертелся мальчик с белыми глазами.(причина)
- Я привстал и взглянул в окно: кто-то вторично пробежал мимо него и скрылся бог знает куда.(поясняет)
-Меня, однако, поразило одно: слепой говорил со мной малороссийским наречием, а теперь изъяснялся чисто по-русски
-Я, с трудом спускаясь, пробирался по крутизне и вот вижу слепой остановился, потом повернул вправо.
ЗАДАНИЕ №6
Работа с тестом
Двоеточие в бессоюзном сложном предложении
Схема
Проверяй подстановкой союза
1. [ ]:[причина]
потому что
2.[ ]:[пояснение]
и именно, и увидел(и)
3.[ ]:[дополнение]
что
Проверь себя!
Между частями предложения в бессоюзном сложном предложении ставится двоеточие
если
если
если
если
.
: (потому что)
2
1
.
: (а именно)
1
2
.
1
: ( что)
2
: (увидел, что)
.
1
2
4.Значение смысловых отношений между простыми предложениями в бессоюзном сложном:
- Поднявшись на холм, мы увидели неожиданную картину: на опушке леса стояли два лося.
- А)Условие
- В)Время
- С)Пояснение
- Д)Последовательность
- Е)Дополнение.
IV. Итог урока. Рефлексия.
- Итак, пришла пора подвести итоги. Вы сдаёте таблицу самооценки.
Если вы поставили себе 0 баллов, не отчаивайтесь: вы обнаружили пробелы, которые предстоит восполнить.
- Ребята, подымите руки те, кто получил «5», «4», «3», «2».
- Наш урок заканчивается. Осталось поставить последнюю точку.
- Как вы думаете, мы на сегодняшнем уроке реализовали цели, которые поставили в начале урока?
- На уроке мы обобщили изученное о БСП.
- Какими словами описали бы вы своё состояние после урока?
1. Я разобрался с этой темой и чувствую себя комфортно и уверенно при выполнении заданий по этой теме. (зелёный)
2. К сожалению, я обнаружил пробелы в своих знаниях. (жёлтый)
3. Я испытываю большие затруднения при выполнении заданий по этой теме. (красный)