СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Двоеточие в бессоюзном сложном предложениии

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка по теме "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении" с мультимедийной презентацией.( по учебнику Муриной Л.А., 9 класс)

Просмотр содержимого документа
«ДВОЕТОЧИЕ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 9 КЛАССЕ»

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 9 КЛАССЕ

Тема: Двоеточие в бессоюзном сложном предложении


Цель урока: создать условия для формирования умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе  правильно выбирать знаки препинания.



Задачи урока:

  1. Образовательные: формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе  правильно выбирать знаки препинания

  2. Развивающие: формировать у обучающихся положительную мотивацию и готовность к восприятию нового материала; развитие умений сопоставлять изученный материал с новым, обобщать, систематизировать; развитие творческих способностей.

  3. Воспитательные: воспитание уважения к предмету; воспитание любви к слову на примере материала урока.



Тип урока: урок изучения нового материала.


1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

Ребята, на предыдущих занятиях вы познакомились с понятием «бессоюзное сложное предложение», разобрали случаи постановки запятой и точки с запятой между частями БСП.

Напомните, какие сложные предложения называются бессоюзными?

- В каких случаях между частями БСП ставится запятая?

- В каких случаях между частями БСП ставится точка с запятой? Приведите примеры из домашнего упражнения.


3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ, ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ УРОКА.


1. – Ребята, прочитайте слова, которые в качестве эпиграфа написаны на доске:

Бог видит: тяжело из сердца вырвать друга,

Легко изгнать корысть, отринуть суету.

Хочу подобен быть закрытому бутону:

В саду,в кругу друзей,я мигом расцвету.

Омар Хайям

– Сегодня на уроке мы продолжим изучать бессоюзные сложные предложения, будем сопоставлять их с другими сложными предложениями, закрепим умение устанавливать смысловые отношения между частями БСП, продолжим совершенствовать пунктуационные навыки, а настроиться я вас прошу на разговор о доброте.

Что означает это слово? (Отзывчивость, душевное расположение к людям, ко всему окружающему).

Подберите и запишите синонимы к этому слову(Добродушие, добросердечность отзывчивость, душевность, милосердие, сострадание).

- Какой знак поставлен в бессоюзном сложном предложении эпиграфа?

- Мы можем его объяснить? (проблемная ситуация).

- Что мы должны узнать, чтобы разрешить проблемную ситуацию?


2. Повторение темы «Постановка двоеточия в простом предложении».

Прежде чем перейти к новому материалу, давайте вспомним, какие пунктограммы, связанные с постановкой двоеточия, мы уже знаем. (Постановка двоеточия в предложениях с прямой речью и после обобщающего слова, стоящего перед ОЧП.) На доске записан текст, прочитайте его и объясните, почему ставится двоеточие:


1. Пётр Александрович Плетнёв – поэт, литературный критик, издатель сочинений Пушкина – писал: «Я имел счастие в течение двадцати лет пользоваться дружбою нашего знаменитого поэта».

2. П. Плетнёв был для Пушкина всем: и родственником, и другом, и издателем.

3. Печален я: со мною друга нет.

Задание:

- определите структуру предложений;

- объясните постановку двоеточия в первых двух предложениях;

- можете ли вы объяснить постановку двоеточия в последнем предложении?

  1. Объяснение нового материала.

  1. Ролевая игра.

-С чего начать «открытие нового знания?» Чтобы ответить на этот вопрос, проанализируйте предложения и выясните, какие смысловые отношения присутствуют между частями данных вам сложных предложений на примере упр. 264.

- Представьте, что вы учитель. Постарайтесь прочесть бессоюзные предложениия так, чтобы ваши ученики правильно поставили знак препинания между частями БСП и не допустили ошибок в диктанте.

(Цель: отработка умения правильно интонировать БСП, определять смысловые отношения между частями предложения) .


2. Работа с учебником (с.177-178). .

3. Коллективное составление таблицы «Двоеточие в БСП» (на доске и в тетрадях) с примерами из упр.265 (систематизация и уточнение сделанных выводов на основе ознакомления с материалом параграфа учебника):



Двоеточие в БСП

Схема пунктуационного правила

Пример

а именно

  1. [ ]: [пояснение].


Через секунду произошло чудо: негр стал

белым, красивым и не черным.


что

  1. [ ]:[ ].

и увидел, что

и услышал, что

[ ]:[ ]



Доказано: хищник является необхо­димым звеном в механизме природы. Я стал осматриваться: это была ог­ромная комната в пять окон.

потому что

  1. [ ] : [причина].


Только в рыбачьей гавани в полдень оживленно: уходят на лов рыбаки.



4. [ ] : [вопрос]?

Зададим себе прямой вопрос: растет или не растет на земле зло?




5. Орфоэпическая пятиминутка:

- работа над произносительными нормами в словах, вынесенных в рамочку (купе [пэ], но купейный [п’э] — купейный вагон, темп [тэ], лазер [зэ]); правильная постановка ударения в словах начать, начал, начала, начало, начат, начата, начато, начаты, начатый, начатая, начатые, начав, начавший.

6.Физкульминутка

7. Закрепление изученного материала.

  1. Работа в группах — упр. 266.

Каждой из групп предлагается преобразовать два простых предложения в БСП, определить смысловые отношения между частями, прочитать с соответствующей интонацией, правильно расставить знаки препинания, объяснить орфограммы.



1.Гляжу в окно: огромное солнце уходит в эту минуту куда-то в пески Ливийской пустыни.

БСП с изъяснительными отношениями между частями.

и вижу, что [ ]:[ ].


2. Сзади послышался гул, грохот: обвалившаяся сверху льдина удаударилась о подножье, разорвалась шрапнелью.

БСП с пояснительными отношениями между частями (отношения можно квалифицировать как причинно-следственные).

а именно потому что

[ ] : [пояснение]. [ ] : [причина].


3. К утру в душе Литвинова созрело, наконец, решение: он поположил уехать в тот же день навстречу Татьяне.

БСП с пояснительными отношениями между частями.

а именно

[ ] : [пояснение].

4. Я оглянулся: это белая птица снялась с ветки и полетела.

БСП с изъяснительными отношениями между частями.

и увидел, что

[ ] : [ ].



  1. Работа с текстом.

Прочитайте текст выразительно. Найдите предложения, в которых нужно поставить двоеточие между простыми предложениями, связанными бессоюзной связью. Объясните постановку двоеточия.


О комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».


(1)Вы помните, как начинается комедия? (2)В маленьком безымянном городке переполох: чиновники ждут приезда ревизора, который должен прибыть из Петербурга инкогнито и с секретным предписанием. (3)Озабочен этим известием городничий, за которым водятся «грешки». (4)Взволнован попечитель больницы: его больные грязны, как кузнецы. (5)Дрожит от страха смотритель училищ. (6)Спокоен лишь судья: у него в бумагах такое творится, «что никто не разберет, где правда, а где неправда».

(7)Ожидая ревизора, чиновники волнуются, но скоро находят выход из положения. (8)Ведь они твердо усвоили истину: хочешь благополучного исхода – дай взятку начальству. (9)И вот один за другим входят чиновники в комнату Хлестакова и, оставшись с ним наедине, под разными предлогами дают ему деньги. (10)Им кажется: теперь все в порядке.

(11)Но вот беда: «ревизор» не был ревизором. (12)Едва он успел уехать, как появился другой, на этот раз подлинный. (13)Что же будет дальше? (14)Гоголь представляет читателю и зрителю возможность догадаться об этом без его помощи.


ОТВЕТ:

2,4,6 – указывает на причину.

10 – дополняет.

8,11 – поясняет.


8. ОБОБЩЕНИЕ. КОНТРОЛЬ.

Итоговая тестовая работа по теме урока с последующей самопроверкой.


А) Какие утверждения верны:

Двоеточие между частями БСП ставится:

1.Если во второй части перечисляются последовательно происходящие события;

2.Если первая часть указывает на причину того, о чём говорится во второй части;

3.Если вторая часть поясняет содержание первой части;

4.Если вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой части. (ответ 3, 4).


Б) Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Учился Слепцов хорошо, но с товарищами сходился трудно и неохотно: мешали замкнутость и нелюдимость, которые с годами не только не исчезли, а наоборт, усилились.

1.Первая часть БСП указывает условие того, о чём говорится во второй части.

2.Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

3.Вторая часть БСП указывает причину того, о чём говорится в первой части.

4.Вторая часть БСП содержит в себе вывод из того, о чём говорится в первой части. (ответ 3)

В) Найдите предложение, соответствующее схеме [ ]: [ причина ] (знаки препинания не проставлены):

1) Настанет утро двинемся в путь.

2) Дрова все вышли топить нечем.

3) Пассажиры спешили до отправления поезда оставалось пять минут.

Ответ: 3



Г. В каких предложениях знаки препинания расставлены верно:

1) Он обладал всеми лучшими качествами: необыкновенной добротой, честностью, любовью ко всему живому.

2) Я с опаской поглядел вверх, тучи опускались все ниже и ниже.

3) То там, то здесь замаячили огни, но как-то недружно: солдаты, видимо, неохотно разводили их.

4) От луж капель на листьях мокрых витрин было больно глазам, потому что все сверкало, переливалось.

Ответ: 2,3.

9.Рефлексия

- При каких условиях будем ставить двоеточие в БСП?

-Какие союзы можно поставить между частями БСП?

Вернёмся к эпиграфу нашего урока

Бог видит: тяжело из сердца вырвать друга,

Легко изгнать корысть, отринуть суету.

Хочу подобен быть закрытому бутону:

В саду,в кругу друзей,я мигом расцвету.

Из скольких предложений состоит это высказывание. Охарактеризуйте их. Объясните постановку двоеточия.

10. Домашнее задание: § 31, упр.268.



Просмотр содержимого документа
«раздаточный материал»

Двоеточие в БСП

Схема пунктуационного правила

Пример

а именно

  1. [ ]: [пояснение].



что

  1. [ ]:[ ].

и увидел, что

и услышал, что

[ ]:[ ]




потому что

  1. [ ] : [причина].





4. [ ] : [вопрос]?






Раздаточный материал



2. Работа с текстом.

Прочитайте текст выразительно. Найдите предложения, в которых нужно поставить двоеточие между простыми предложениями, связанными бессоюзной связью. Объясните постановку двоеточия.

О комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».

(1)Вы помните, как начинается комедия? (2)В маленьком безымянном городке переполох: чиновники ждут приезда ревизора, который должен прибыть из Петербурга инкогнито и с секретным предписанием. (3)Озабочен этим известием городничий, за которым водятся «грешки». (4)Взволнован попечитель больницы: его больные грязны, как кузнецы. (5)Дрожит от страха смотритель училищ. (6)Спокоен лишь судья: у него в бумагах такое творится, «что никто не разберет, где правда, а где неправда».

(7) Ожидая ревизора, чиновники волнуются, но скоро находят выход из положения. (8) Ведь они твердо усвоили истину: хочешь благополучного исхода – дай взятку начальству. (9) И вот один за другим входят чиновники в комнату Хлестакова и, оставшись с ним наедине, под разными предлогами дают ему деньги. (10) Им кажется: теперь все в порядке.

(11)Но вот беда: «ревизор» не был ревизором. (12)Едва он успел уехать, как появился другой, на этот раз подлинный. (13)Что же будет дальше? (14)Гоголь представляет читателю и зрителю возможность догадаться об этом без его помощи.





  1. Итоговый тест с последующей самопроверкой.



А) Какие утверждения верны:

Двоеточие между частями БСП ставится:

1.Если во второй части перечисляются последовательно происходящие события;

2.Если первая часть указывает на причину того, о чём говорится во второй части;

3.Если вторая часть поясняет содержание первой части;

4.Если вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой части.

Б) Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Учился Слепцов хорошо, но с товарищами сходился трудно и неохотно: мешали замкнутость и нелюдимость, которые с годами не только не исчезли, а наоборт, усилились.

1.Первая часть БСП указывает условие того, о чём говорится во второй части.

2.Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

3.Вторая часть БСП указывает причину того, о чём говорится в первой части.

4.Вторая часть БСП содержит в себе вывод из того, о чём говорится в первой части.

В) Найдите предложение, соответствующее схеме [ ]: [ причина ] (знаки препинания не проставлены):

1) Настанет утро двинемся в путь.

2) Дрова все вышли топить нечем.

3) Пассажиры спешили до отправления поезда оставалось пять минут.

Г. В каких предложениях знаки препинания расставлены верно:

1) Он обладал всеми лучшими качествами: необыкновенной добротой, честностью, любовью ко всему живому.

2) Я с опаской поглядел вверх, тучи опускались все ниже и ниже.

3) То там, то здесь замаячили огни, но как-то недружно: солдаты, видимо, неохотно разводили их.

4) От луж капель на листьях мокрых витрин было больно глазам, потому что все сверкало, переливалось.



Просмотр содержимого презентации
«Двоеточие в БСП»

Тема. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

Тема. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

Эпиграф: Бог видит: тяжело из сердца вырвать друга, Легко изгнать корысть, отринуть суету. Хочу подобен быть закрытому бутону: В саду,в кругу друзей,я мигом расцвету.  Омар Хайям

Эпиграф:

Бог видит: тяжело из сердца вырвать друга,

Легко изгнать корысть, отринуть суету.

Хочу подобен быть закрытому бутону:

В саду,в кругу друзей,я мигом расцвету.

Омар Хайям

1. Пётр Александрович Плетнёв – поэт, литературный критик, издатель сочинений Пушкина – писал: «Я имел счастие в течение двадцати лет пользоваться дружбою нашего знаменитого поэта». 2. П. Плетнёв был для Пушкина всем: и родственником, и другом, и издателем. 3. Печален я: со мною друга нет.
  • 1. Пётр Александрович Плетнёв – поэт, литературный критик, издатель сочинений Пушкина – писал: «Я имел счастие в течение двадцати лет пользоваться дружбою нашего знаменитого поэта».
  • 2. П. Плетнёв был для Пушкина всем: и родственником, и другом, и издателем.
  • 3. Печален я: со мною друга нет.
А сейчас поиграем!  Ролевая игра  ( упр.264 ) ,

А сейчас поиграем!

Ролевая игра

( упр.264 )

,

Двоеточие в БСП Схема пунктуационного правила  Пример  а именно  1. [ ]: [пояснение].    что  2. [ ] : [ ].       потому что    и увидел, что   4. [ ] : [вопрос]?  и услышал, что  3. [ ] : [причина].  [ ] : [ ].  

Двоеточие в БСП

Схема пунктуационного правила

Пример

а именно

1. [ ]: [пояснение].

 

что

2. [ ] : [ ].

 

 

потому что

 

и увидел, что

4. [ ] : [вопрос]?

и услышал, что

3. [ ] : [причина].

[ ] : [ ].

 

Двоеточие в БСП Схема пунктуационного правила  Пример  а именно  что  1. [ ]: [пояснение]. Через секунду произошло чудо: негр стал     2. [ ] : [ ]. белым, красивым и не черным.   Доказано: хищник является необхо­димым звеном в механизме природы. Я стал осматриваться: это была ог­ромная комната в пять окон.  потому что Только в рыбачьей гавани в полдень оживленно: уходят на лов рыбаки.    и увидел, что     4. [ ] : [вопрос]?  и услышал, что  3. [ ] : [причина].  [ ] : [ ]. Зададим себе прямой вопрос: растет или не растет на земле зло?  

Двоеточие в БСП

Схема пунктуационного правила

Пример

а именно

что

1. [ ]: [пояснение].

Через секунду произошло чудо: негр стал

 

2. [ ] : [ ].

белым, красивым и не черным.

 

Доказано: хищник является необхо­димым звеном в механизме природы. Я стал осматриваться: это была ог­ромная комната в пять окон.

потому что

Только в рыбачьей гавани в полдень оживленно: уходят на лов рыбаки.

 

и увидел, что

 

4. [ ] : [вопрос]?

и услышал, что

3. [ ] : [причина].

[ ] : [ ].

Зададим себе прямой вопрос: растет или не растет на земле зло?

 

Орфоэпическая норма:  купе [ пэ ], но купейный [ п’э ] — купейный  вагон  темп [ тэ ]  лазер [ зэ ]  постановка ударения:  нач а ть, н а чал, начал а , н а чало, н а чат,  начат а , н а чато, н а чаты, н а чатый,  н а чатая , нач а тые, нач а в, нач а вший.

Орфоэпическая норма:

купе [ пэ ], но купейный [ п’э ] — купейный

вагон

темп [ тэ ]

лазер [ зэ ]

постановка ударения:

нач а ть, н а чал, начал а , н а чало, н а чат,

начат а , н а чато, н а чаты, н а чатый,

н а чатая , нач а тые, нач а в, нач а вший.

ФИЗкултьминУТКА

ФИЗкултьминУТКА

Упр.266  1.Гляжу в окно: огромное солнце уходит в эту минуту куда-то в пески Ливийской пустыни.  БСП с изъяснительными отношениями между частями.  и вижу, что  [ ]:[ ].

Упр.266

1.Гляжу в окно: огромное солнце уходит в эту минуту куда-то в пески Ливийской пустыни.

БСП с изъяснительными отношениями между частями.

и вижу, что

[ ]:[ ].

Упр.266  2. Сзади послышался гул, грохот: обвалившаяся сверху льдина ударилась о подножье, разорвалась шрапнелью.

Упр.266

2. Сзади послышался гул, грохот: обвалившаяся сверху льдина ударилась о подножье, разорвалась шрапнелью.

  • БСП с пояснительными отношениями между частями (отношения можно квалифицировать как причинно-следственные).
  • а именно потому что
  • [ ] : [пояснение]. [ ] : [причина].
Упр.266

Упр.266

  • 3. К утру в душе Литвинова созрело, наконец, решение: он положил уехать в тот же день навстречу Татьяне.
  • БСП с пояснительными отношениями между частями.
  • а именно
  • [ ] : [пояснение].
Упр.266 4. Я оглянулся: это белая птица снялась с ветки и полетела.  БСП с изъяснительными отношениями между частями.  и увидел, что  [  ] : [ ].

Упр.266

  • 4. Я оглянулся: это белая птица снялась с ветки и полетела.

БСП с изъяснительными отношениями между частями.

и увидел, что

[ ] : [ ].

Работа с текстом   О комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».    Ключ:   2,4,6 – указывает на причину.

Работа с текстом О комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».

Ключ:

  • 2,4,6 – указывает на причину.

  • 10 – дополняет.
  • 8,11 – поясняет
Ключ к итоговой тестовой работе:

Ключ к итоговой тестовой работе:

  • А. 3,4.
  • Б. 3.
  • В. 3.
  • Г. 2,3.
Домашнее задание:

Домашнее задание:

  • § 31, упр.268.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!