Двоеточие в БСП |
Схема пунктуационного правила | Пример |
а именно [ ]: [пояснение]. | |
что [ ]:[ ]. и увидел, что и услышал, что [ ]:[ ] |
|
потому что [ ] : [причина]. | |
4. [ ] : [вопрос]? |
|
Раздаточный материал
2. Работа с текстом.
Прочитайте текст выразительно. Найдите предложения, в которых нужно поставить двоеточие между простыми предложениями, связанными бессоюзной связью. Объясните постановку двоеточия.
О комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».
(1)Вы помните, как начинается комедия? (2)В маленьком безымянном городке переполох: чиновники ждут приезда ревизора, который должен прибыть из Петербурга инкогнито и с секретным предписанием. (3)Озабочен этим известием городничий, за которым водятся «грешки». (4)Взволнован попечитель больницы: его больные грязны, как кузнецы. (5)Дрожит от страха смотритель училищ. (6)Спокоен лишь судья: у него в бумагах такое творится, «что никто не разберет, где правда, а где неправда».
(7) Ожидая ревизора, чиновники волнуются, но скоро находят выход из положения. (8) Ведь они твердо усвоили истину: хочешь благополучного исхода – дай взятку начальству. (9) И вот один за другим входят чиновники в комнату Хлестакова и, оставшись с ним наедине, под разными предлогами дают ему деньги. (10) Им кажется: теперь все в порядке.
(11)Но вот беда: «ревизор» не был ревизором. (12)Едва он успел уехать, как появился другой, на этот раз подлинный. (13)Что же будет дальше? (14)Гоголь представляет читателю и зрителю возможность догадаться об этом без его помощи.
Итоговый тест с последующей самопроверкой.
А) Какие утверждения верны:
Двоеточие между частями БСП ставится:
1.Если во второй части перечисляются последовательно происходящие события;
2.Если первая часть указывает на причину того, о чём говорится во второй части;
3.Если вторая часть поясняет содержание первой части;
4.Если вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой части.
Б) Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Учился Слепцов хорошо, но с товарищами сходился трудно и неохотно: мешали замкнутость и нелюдимость, которые с годами не только не исчезли, а наоборт, усилились.
1.Первая часть БСП указывает условие того, о чём говорится во второй части.
2.Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
3.Вторая часть БСП указывает причину того, о чём говорится в первой части.
4.Вторая часть БСП содержит в себе вывод из того, о чём говорится в первой части.
В) Найдите предложение, соответствующее схеме [ ]: [ причина ] (знаки препинания не проставлены):
1) Настанет утро двинемся в путь.
2) Дрова все вышли топить нечем.
3) Пассажиры спешили до отправления поезда оставалось пять минут.
Г. В каких предложениях знаки препинания расставлены верно:
1) Он обладал всеми лучшими качествами: необыкновенной добротой, честностью, любовью ко всему живому.
2) Я с опаской поглядел вверх, тучи опускались все ниже и ниже.
3) То там, то здесь замаячили огни, но как-то недружно: солдаты, видимо, неохотно разводили их.
4) От луж капель на листьях мокрых витрин было больно глазам, потому что все сверкало, переливалось.