УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 9 КЛАССЕ
Тема: Двоеточие в бессоюзном сложном предложении
Цель урока: создать условия для формирования умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания.
Задачи урока:
Образовательные: формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания
Развивающие: формировать у обучающихся положительную мотивацию и готовность к восприятию нового материала; развитие умений сопоставлять изученный материал с новым, обобщать, систематизировать; развитие творческих способностей.
Воспитательные: воспитание уважения к предмету; воспитание любви к слову на примере материала урока.
Тип урока: урок изучения нового материала.
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
Ребята, на предыдущих занятиях вы познакомились с понятием «бессоюзное сложное предложение», разобрали случаи постановки запятой и точки с запятой между частями БСП.
Напомните, какие сложные предложения называются бессоюзными?
- В каких случаях между частями БСП ставится запятая?
- В каких случаях между частями БСП ставится точка с запятой? Приведите примеры из домашнего упражнения.
3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ, ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ УРОКА.
1. – Ребята, прочитайте слова, которые в качестве эпиграфа написаны на доске:
Бог видит: тяжело из сердца вырвать друга,
Легко изгнать корысть, отринуть суету.
Хочу подобен быть закрытому бутону:
В саду,в кругу друзей,я мигом расцвету.
Омар Хайям
– Сегодня на уроке мы продолжим изучать бессоюзные сложные предложения, будем сопоставлять их с другими сложными предложениями, закрепим умение устанавливать смысловые отношения между частями БСП, продолжим совершенствовать пунктуационные навыки, а настроиться я вас прошу на разговор о доброте.
– Что означает это слово? (Отзывчивость, душевное расположение к людям, ко всему окружающему).
– Подберите и запишите синонимы к этому слову. (Добродушие, добросердечность отзывчивость, душевность, милосердие, сострадание).
- Какой знак поставлен в бессоюзном сложном предложении эпиграфа?
- Мы можем его объяснить? (проблемная ситуация).
- Что мы должны узнать, чтобы разрешить проблемную ситуацию?
2. Повторение темы «Постановка двоеточия в простом предложении».
Прежде чем перейти к новому материалу, давайте вспомним, какие пунктограммы, связанные с постановкой двоеточия, мы уже знаем. (Постановка двоеточия в предложениях с прямой речью и после обобщающего слова, стоящего перед ОЧП.) На доске записан текст, прочитайте его и объясните, почему ставится двоеточие:
1. Пётр Александрович Плетнёв – поэт, литературный критик, издатель сочинений Пушкина – писал: «Я имел счастие в течение двадцати лет пользоваться дружбою нашего знаменитого поэта».
2. П. Плетнёв был для Пушкина всем: и родственником, и другом, и издателем.
3. Печален я: со мною друга нет.
Задание:
- определите структуру предложений;
- объясните постановку двоеточия в первых двух предложениях;
- можете ли вы объяснить постановку двоеточия в последнем предложении?
Объяснение нового материала.
Ролевая игра.
-С чего начать «открытие нового знания?» Чтобы ответить на этот вопрос, проанализируйте предложения и выясните, какие смысловые отношения присутствуют между частями данных вам сложных предложений на примере упр. 264.
- Представьте, что вы учитель. Постарайтесь прочесть бессоюзные предложениия так, чтобы ваши ученики правильно поставили знак препинания между частями БСП и не допустили ошибок в диктанте.
(Цель: отработка умения правильно интонировать БСП, определять смысловые отношения между частями предложения) .
2. Работа с учебником (с.177-178). .
3. Коллективное составление таблицы «Двоеточие в БСП» (на доске и в тетрадях) с примерами из упр.265 (систематизация и уточнение сделанных выводов на основе ознакомления с материалом параграфа учебника):
Двоеточие в БСП |
Схема пунктуационного правила | Пример |
а именно [ ]: [пояснение]. | Через секунду произошло чудо: негр стал белым, красивым и не черным. |
что [ ]:[ ]. и увидел, что и услышал, что [ ]:[ ] |
Доказано: хищник является необходимым звеном в механизме природы. Я стал осматриваться: это была огромная комната в пять окон. |
потому что [ ] : [причина]. | Только в рыбачьей гавани в полдень оживленно: уходят на лов рыбаки. |
4. [ ] : [вопрос]? | Зададим себе прямой вопрос: растет или не растет на земле зло? |
5. Орфоэпическая пятиминутка:
- работа над произносительными нормами в словах, вынесенных в рамочку (купе [пэ], но купейный [п’э] — купейный вагон, темп [тэ], лазер [зэ]); правильная постановка ударения в словах начать, начал, начала, начало, начат, начата, начато, начаты, начатый, начатая, начатые, начав, начавший.
6.Физкульминутка
7. Закрепление изученного материала.
Работа в группах — упр. 266.
Каждой из групп предлагается преобразовать два простых предложения в БСП, определить смысловые отношения между частями, прочитать с соответствующей интонацией, правильно расставить знаки препинания, объяснить орфограммы.
1.Гляжу в окно: огромное солнце уходит в эту минуту куда-то в пески Ливийской пустыни.
БСП с изъяснительными отношениями между частями.
и вижу, что [ ]:[ ].
2. Сзади послышался гул, грохот: обвалившаяся сверху льдина удаударилась о подножье, разорвалась шрапнелью.
БСП с пояснительными отношениями между частями (отношения можно квалифицировать как причинно-следственные).
а именно потому что
[ ] : [пояснение]. [ ] : [причина].
3. К утру в душе Литвинова созрело, наконец, решение: он поположил уехать в тот же день навстречу Татьяне.
БСП с пояснительными отношениями между частями.
а именно
[ ] : [пояснение].
4. Я оглянулся: это белая птица снялась с ветки и полетела.
БСП с изъяснительными отношениями между частями.
и увидел, что
[ ] : [ ].
Работа с текстом.
Прочитайте текст выразительно. Найдите предложения, в которых нужно поставить двоеточие между простыми предложениями, связанными бессоюзной связью. Объясните постановку двоеточия.
О комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».
(1)Вы помните, как начинается комедия? (2)В маленьком безымянном городке переполох: чиновники ждут приезда ревизора, который должен прибыть из Петербурга инкогнито и с секретным предписанием. (3)Озабочен этим известием городничий, за которым водятся «грешки». (4)Взволнован попечитель больницы: его больные грязны, как кузнецы. (5)Дрожит от страха смотритель училищ. (6)Спокоен лишь судья: у него в бумагах такое творится, «что никто не разберет, где правда, а где неправда».
(7)Ожидая ревизора, чиновники волнуются, но скоро находят выход из положения. (8)Ведь они твердо усвоили истину: хочешь благополучного исхода – дай взятку начальству. (9)И вот один за другим входят чиновники в комнату Хлестакова и, оставшись с ним наедине, под разными предлогами дают ему деньги. (10)Им кажется: теперь все в порядке.
(11)Но вот беда: «ревизор» не был ревизором. (12)Едва он успел уехать, как появился другой, на этот раз подлинный. (13)Что же будет дальше? (14)Гоголь представляет читателю и зрителю возможность догадаться об этом без его помощи.
ОТВЕТ:
2,4,6 – указывает на причину.
10 – дополняет.
8,11 – поясняет.
8. ОБОБЩЕНИЕ. КОНТРОЛЬ.
Итоговая тестовая работа по теме урока с последующей самопроверкой.
А) Какие утверждения верны:
Двоеточие между частями БСП ставится:
1.Если во второй части перечисляются последовательно происходящие события;
2.Если первая часть указывает на причину того, о чём говорится во второй части;
3.Если вторая часть поясняет содержание первой части;
4.Если вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой части. (ответ 3, 4).
Б) Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Учился Слепцов хорошо, но с товарищами сходился трудно и неохотно: мешали замкнутость и нелюдимость, которые с годами не только не исчезли, а наоборт, усилились.
1.Первая часть БСП указывает условие того, о чём говорится во второй части.
2.Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
3.Вторая часть БСП указывает причину того, о чём говорится в первой части.
4.Вторая часть БСП содержит в себе вывод из того, о чём говорится в первой части. (ответ 3)
В) Найдите предложение, соответствующее схеме [ ]: [ причина ] (знаки препинания не проставлены):
1) Настанет утро двинемся в путь.
2) Дрова все вышли топить нечем.
3) Пассажиры спешили до отправления поезда оставалось пять минут.
Ответ: 3
Г. В каких предложениях знаки препинания расставлены верно:
1) Он обладал всеми лучшими качествами: необыкновенной добротой, честностью, любовью ко всему живому.
2) Я с опаской поглядел вверх, тучи опускались все ниже и ниже.
3) То там, то здесь замаячили огни, но как-то недружно: солдаты, видимо, неохотно разводили их.
4) От луж капель на листьях мокрых витрин было больно глазам, потому что все сверкало, переливалось.
Ответ: 2,3.
9.Рефлексия
- При каких условиях будем ставить двоеточие в БСП?
-Какие союзы можно поставить между частями БСП?
Вернёмся к эпиграфу нашего урока
Бог видит: тяжело из сердца вырвать друга,
Легко изгнать корысть, отринуть суету.
Хочу подобен быть закрытому бутону:
В саду,в кругу друзей,я мигом расцвету.
Из скольких предложений состоит это высказывание. Охарактеризуйте их. Объясните постановку двоеточия.
10. Домашнее задание: § 31, упр.268.