СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Двоеточие в бессоюзном сложном предложении"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Двоеточие в бессоюзном сложном предложении"»

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Лаврехина Е.Н. и сегодня урок русского языка в вашем классе проведу я. А начать урок мне хотелось словами Е. Евтушенко:

Людей неинтересных в мире нет,

Их судьбы как истории планет,

У каждой все особое, свое, и нет планет, похожих на неё.

Я произношу эти слова и представляю каждого из вас, интересного и неповторимого. Именно такими мне хочется видеть вас на уроке. А для этого нам потребуется ваше желание, хорошее настроение, умение мыслить и, конечно же, запас знаний.

Посмотрите на экран: как вы думаете: Кто изображён на экране?

Янус – самый таинственный Бог раннего Рима, первородный, сложный , неоднозначный.

Почему неоднозначный?

Два лица у него.

Двуликий Янус взирает на мир глазами старца и отрока одновременно. Взор юноши проникает в будущее, а глаза старика хранят знания прошедших лет.

Американский писатель Ральф Эмерсон писал: «Наше знание – накопленная мысль и опыт бесчисленных умов»

Как вы понимаете смысл высказывания?

Для того, чтобы двигаться нам вперёд, вспомните то, что вы изучали на прошлых уроках.

Итак, мы начинаем.

Я попрошу вас заслушать небольшие отрывки музыкальных произведений. (заслушивают)

Кто из вас может сказать: что это за произведения и кто их авторы?

Что отличает эти произведения?

Темп звучания, настроение. А с помощью чего авторам удаётся создавать такие разные по звучанию и настроению произведения? (С помощью нот).

А теперь обратимся к другому виду искусства, к литературе.

Прочитайте текст. (Ученик зачитывает текст вслух)

Почему сложно читать этот текст? Легко ли воспринимать этот текст слушателям? (нет)

Вернёмся ещё раз к этому тексту. Что изменилось в нём?

И в итоге текст со знаками препинания и читается и воспринимается легче . знаки препинания помогают верно передать смысл высказывания, без знаков препинания текст остаётся непонятным.

«Знаки препинания - это как нотные знаки: они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться» говорил А.С. Пушкин.

Какие знаки препинания вам известны?

Найдите в тексте сложные предложения, охарактеризуйте их.

  1. Служба, о которой за минуту думал я с таким восторгом, показалась мне тяжким несчастием.

  2. На другой день поутру подвезена была к крыльцу дорожная кибитка; уложили в неё чемодан.

  3. И помни: береги платье снову, а честь смолоду.

Какие смысловые отношения в БСП? 2 – разновременность, последовательность; 3 -значение дополнения.

Вернёмся к высказыванию А.А. Пушкина: установите смысловые отношения в этом предложении.

«Знаки препинания - это как нотные знаки: они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться»

(причина)

Итак, тема нашего урока: «Двоеточие в бессоюзном сложном предложении».

А теперь отталкиваясь от темы, сформулируйте цели урока.

Цель: познакомиться с условиями постановки двоеточия в БСП, совершенствовать пунктуационные умения.

Какие ассоциации возникают у вас по поводу заявленной темы. Одним словом или сочетанием.

(Учитель записывает на доске слова)

А теперь прочтем статью учебника:

«Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения имеют следующие особенности:

  1. В них выделяется две части; вторая часть поясняет первую, дополняет её или указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

  2. Эти сложные предложения произносятся с особой интонацией: первая часть сложного бессоюзного предложения обычно произносится с интонацией предупреждения (с понижением голоса, что как бы намекает на незавершённость высказывания); затем следует значительная и ощутимая пауза; вторая часть сложного предложения произносится с обычной заключительной интонацией, т.е. с понижением голоса.

  3. Основной знак препинания в бессоюзных сложных предложениях со значением причины, пояснения, дополнения – двоеточие.

Бессоюзные сложные предложения со значением причины и дополнения соотносятся с союзными сложными предложениями.

- бессоюзное сложное предложение со значением причины можно преобразовать в сложноподчиненное предложение с придаточным причины, присоединяемым союзами потому что, так как.

- бессоюзное сложное предложение со значением дополнения, как правило, можно преобразовать в сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным, присоединенным подчинительным союзом что.

- бессоюзное сложное предложение со значением пояснения обычно можно преобразовать в сложное предложение с пояснительными союзами а именно, то есть.

Что нового узнали из статьи.

На экран выводится таблица.

Найдите «Третье лишнее»

  1. Тут был на эпиграммы падкий

На всё сердитый господин:

На чай хозяйский слишком сладкий,

На плоскость дам, на тон мужчин…

  1. Всё те же мы: нам целый мир чужбина,

Отечество нам Царское село.

  1. Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты.



Проанализируйте смысловые отношения между частями БСП. Какой знак препинания нужно поставить между частями предложений? (Работа в парах)

  1. Вот утро встали все давно, Моей Татьяне всё равно.

  2. И были детские проказы

Ей чужды страшные рассказы

Зимою в темноте ночей

Пленяли больше сердце ей.

  1. Но Вас я не виню в тот страшный час

Вы поступили благородно, Вы были правы предо мной…

  1. Погода была ужасная ветер выл, мокрый снег падал хлопьями.

  2. Я знаю в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.



А сейчас мы попробуем с вами решить лингвистическую задачу.

Разъясните анатомическо-арифметический парадокс Какая ошибка в знаках препинания привела к искажению смысла?

Пальцев у него двадцать пять: на каждой руке десять, на ногах всего двадцать.

О чём говорит данный пример?

Укажите верные убеждения.

Двоеточие между частями сложного предложения ставится:

а) если вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой части;

б) если вторая часть разъясняет, раскрывает содержание первой части или каких-либо её членов;

в) если первая часть указывает на время того, о чём говорится во второй части;

г) если вторая часть поясняет сказуемое первой части.

Ребята сегодня на уроке вместе с нами был великий человек. Вы не догадались, кто это? С предложениями из произведений какого автора мы работали с вами на уроке?

Ребята, как вы думаете БСП чаще используются в устной или письменной речи? (письменной)

Вот и писатели часто используют сложные бессоюзные предложения в своих произведениях. А.С. Пушкин в романе «Евгений Онегин» часто пользовался запятой, точкой с запятой, реже – двоеточием, совсем редко – тире. В романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» часто встречается двоеточие, а в поэме Гоголя «Мертвые души» - точка с запятой.

Приём «Закончи предложение»:

Закончите предложения:

- Ухожу с урока в хорошем настроении: (причина)

- Я понял (а): (дополнение)

- Мне не всё понятно: (пояснение, что именно)

Как-то на просторах интернета я встретила Фразу: «Цвет своего неба мы выбираем сами!» Мне хочется пожелать вам, чтобы цвет вашего неба был ярко-голубым, чтобы его никогда не омрачали тучи.

Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет.

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!