Здравствуйте, ребята. Меня зовут Лаврехина Е.Н. и сегодня урок русского языка в вашем классе проведу я. А начать урок мне хотелось словами Е. Евтушенко:
Людей неинтересных в мире нет,
Их судьбы как истории планет,
У каждой все особое, свое, и нет планет, похожих на неё.
Я произношу эти слова и представляю каждого из вас, интересного и неповторимого. Именно такими мне хочется видеть вас на уроке. А для этого нам потребуется ваше желание, хорошее настроение, умение мыслить и, конечно же, запас знаний.
Посмотрите на экран: как вы думаете: Кто изображён на экране?
Янус – самый таинственный Бог раннего Рима, первородный, сложный , неоднозначный.
Почему неоднозначный?
Два лица у него.
Двуликий Янус взирает на мир глазами старца и отрока одновременно. Взор юноши проникает в будущее, а глаза старика хранят знания прошедших лет.
Американский писатель Ральф Эмерсон писал: «Наше знание – накопленная мысль и опыт бесчисленных умов»
Как вы понимаете смысл высказывания?
Для того, чтобы двигаться нам вперёд, вспомните то, что вы изучали на прошлых уроках.
Итак, мы начинаем.
Я попрошу вас заслушать небольшие отрывки музыкальных произведений. (заслушивают)
Кто из вас может сказать: что это за произведения и кто их авторы?
Что отличает эти произведения?
Темп звучания, настроение. А с помощью чего авторам удаётся создавать такие разные по звучанию и настроению произведения? (С помощью нот).
А теперь обратимся к другому виду искусства, к литературе.
Прочитайте текст. (Ученик зачитывает текст вслух)
Почему сложно читать этот текст? Легко ли воспринимать этот текст слушателям? (нет)
Вернёмся ещё раз к этому тексту. Что изменилось в нём?
И в итоге текст со знаками препинания и читается и воспринимается легче . знаки препинания помогают верно передать смысл высказывания, без знаков препинания текст остаётся непонятным.
«Знаки препинания - это как нотные знаки: они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться» говорил А.С. Пушкин.
Какие знаки препинания вам известны?
Найдите в тексте сложные предложения, охарактеризуйте их.
Служба, о которой за минуту думал я с таким восторгом, показалась мне тяжким несчастием.
На другой день поутру подвезена была к крыльцу дорожная кибитка; уложили в неё чемодан.
И помни: береги платье снову, а честь смолоду.
Какие смысловые отношения в БСП? 2 – разновременность, последовательность; 3 -значение дополнения.
Вернёмся к высказыванию А.А. Пушкина: установите смысловые отношения в этом предложении.
«Знаки препинания - это как нотные знаки: они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться»
(причина)
Итак, тема нашего урока: «Двоеточие в бессоюзном сложном предложении».
А теперь отталкиваясь от темы, сформулируйте цели урока.
Цель: познакомиться с условиями постановки двоеточия в БСП, совершенствовать пунктуационные умения.
Какие ассоциации возникают у вас по поводу заявленной темы. Одним словом или сочетанием.
(Учитель записывает на доске слова)
А теперь прочтем статью учебника:
«Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения имеют следующие особенности:
В них выделяется две части; вторая часть поясняет первую, дополняет её или указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
Эти сложные предложения произносятся с особой интонацией: первая часть сложного бессоюзного предложения обычно произносится с интонацией предупреждения (с понижением голоса, что как бы намекает на незавершённость высказывания); затем следует значительная и ощутимая пауза; вторая часть сложного предложения произносится с обычной заключительной интонацией, т.е. с понижением голоса.
Основной знак препинания в бессоюзных сложных предложениях со значением причины, пояснения, дополнения – двоеточие.
Бессоюзные сложные предложения со значением причины и дополнения соотносятся с союзными сложными предложениями.
- бессоюзное сложное предложение со значением причины можно преобразовать в сложноподчиненное предложение с придаточным причины, присоединяемым союзами потому что, так как.
- бессоюзное сложное предложение со значением дополнения, как правило, можно преобразовать в сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным, присоединенным подчинительным союзом что.
- бессоюзное сложное предложение со значением пояснения обычно можно преобразовать в сложное предложение с пояснительными союзами а именно, то есть.
Что нового узнали из статьи.
На экран выводится таблица.
Найдите «Третье лишнее»
Тут был на эпиграммы падкий
На всё сердитый господин:
На чай хозяйский слишком сладкий,
На плоскость дам, на тон мужчин…
Всё те же мы: нам целый мир чужбина,
Отечество нам Царское село.
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты.
Проанализируйте смысловые отношения между частями БСП. Какой знак препинания нужно поставить между частями предложений? (Работа в парах)
Вот утро встали все давно, Моей Татьяне всё равно.
И были детские проказы
Ей чужды страшные рассказы
Зимою в темноте ночей
Пленяли больше сердце ей.
Но Вас я не виню в тот страшный час
Вы поступили благородно, Вы были правы предо мной…
Погода была ужасная ветер выл, мокрый снег падал хлопьями.
Я знаю в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.
А сейчас мы попробуем с вами решить лингвистическую задачу.
Разъясните анатомическо-арифметический парадокс Какая ошибка в знаках препинания привела к искажению смысла?
Пальцев у него двадцать пять: на каждой руке десять, на ногах всего двадцать.
О чём говорит данный пример?
Укажите верные убеждения.
Двоеточие между частями сложного предложения ставится:
а) если вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой части;
б) если вторая часть разъясняет, раскрывает содержание первой части или каких-либо её членов;
в) если первая часть указывает на время того, о чём говорится во второй части;
г) если вторая часть поясняет сказуемое первой части.
Ребята сегодня на уроке вместе с нами был великий человек. Вы не догадались, кто это? С предложениями из произведений какого автора мы работали с вами на уроке?
Ребята, как вы думаете БСП чаще используются в устной или письменной речи? (письменной)
Вот и писатели часто используют сложные бессоюзные предложения в своих произведениях. А.С. Пушкин в романе «Евгений Онегин» часто пользовался запятой, точкой с запятой, реже – двоеточием, совсем редко – тире. В романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» часто встречается двоеточие, а в поэме Гоголя «Мертвые души» - точка с запятой.
Приём «Закончи предложение»:
Закончите предложения:
- Ухожу с урока в хорошем настроении: (причина)
- Я понял (а): (дополнение)
- Мне не всё понятно: (пояснение, что именно)
Как-то на просторах интернета я встретила Фразу: «Цвет своего неба мы выбираем сами!» Мне хочется пожелать вам, чтобы цвет вашего неба был ярко-голубым, чтобы его никогда не омрачали тучи.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.