СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Двоеточие в сложном бессоюзном предложении

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация содержит: 1) материал для подготовки к экзамену; 2) теоретический материал по теме "Двоеточие в БСП"; 3) тестовая часть для закрепления изученного материала

Просмотр содержимого документа
«Двоеточие в сложном бессоюзном предложении»

Двоеточие в сложном бессоюзном предложении

Двоеточие

в сложном бессоюзном предложении

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.    Эгоизм (1) и добросердечность (2) высокие порывы (3) и чувственность (4) тщеславие (5) бескорыстие (6) мужество (7) лень (8) неуверенность в себе - все это уживается в одном человеке (9) не создавая особой дисгармонии.  2456789

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. 

Эгоизм (1) и добросердечность (2) высокие порывы (3) и чувственность (4) тщеславие (5) бескорыстие (6) мужество (7) лень (8) неуверенность в себе - все это уживается в одном человеке (9) не создавая особой дисгармонии. 

2456789

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.    Кто в молодости не связал себя прочными связями с прекрасным делом (1) или по крайней мере с простым (2) но честным и полезным трудом (3) тот может считать свою молодость бесследно потерянною (4) как бы весело она ни прошла (5) и (6) сколько бы приятных воспоминаний ни оставила...   234

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.  Кто в молодости не связал себя прочными связями с прекрасным делом (1) или по крайней мере с простым (2) но честным и полезным трудом (3) тот может считать свою молодость бесследно потерянною (4) как бы весело она ни прошла (5) и (6) сколько бы приятных воспоминаний ни оставила...  

234

2.Выполните синтаксический анализ предложений текста. Прочитайте текст.  (1)Ртуть- уникальный химический элемент. (2)Это единственный жидкий металл. (3)До сих пор это утверждение неизменно воспроизводится не только в школьных учебниках, но и в справочниках по химии и металлургии. (4)Однако уникальность ртути исчезла в тот самый день, когда МаргаритаПерé, ученица Марии Склодóвской-Кюри́, открыла новый элемент и назвала его в честь своей родины францием. (5)Плавясь при температуре 8оС, франций устранил монополию ртути на право считаться единственным жидким металлом.  Запишите номера ответов. В предложении 1 содержится простое глагольное сказуемое. Предложение 2 распространённое. Предложение 3 сложносочинённое. Предложение 4 сложноподчинённое . Предложение 5 осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. 245

2.Выполните синтаксический анализ предложений текста.

Прочитайте текст.

(1)Ртуть- уникальный химический элемент. (2)Это единственный жидкий металл. (3)До сих пор это утверждение неизменно воспроизводится не только в школьных учебниках, но и в справочниках по химии и металлургии. (4)Однако уникальность ртути исчезла в тот самый день, когда МаргаритаПерé, ученица Марии Склодóвской-Кюри́, открыла новый элемент и назвала его в честь своей родины францием. (5)Плавясь при температуре 8оС, франций устранил монополию ртути на право считаться единственным жидким металлом.

Запишите номера ответов.

  • В предложении 1 содержится простое глагольное сказуемое.
  • Предложение 2 распространённое.
  • Предложение 3 сложносочинённое.
  • Предложение 4 сложноподчинённое .
  • Предложение 5 осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

245

Широкое использование БСП в устной речи и литературе объясняется тем, что это придаёт повествованию лаконичность, внутреннюю динамику и афористичность. К примеру, очень часто бессоюзные предложения встречаются в пословицах и поговорках. Благодаря этому они кратки и просты в запоминании.   Работа не волк — в лес не убежит.

Широкое использование БСП в устной речи и литературе объясняется тем, что это придаёт повествованию лаконичность, внутреннюю динамику и афористичность. К примеру, очень часто бессоюзные предложения встречаются в пословицах и поговорках. Благодаря этому они кратки и просты в запоминании.

Работа не волк — в лес не убежит.

1. Поставьте знаки препинания, выделите устно грамматическую основу и объясните постановку знаков препинания. 2. Данные предложения нужно сгруппировать по определенному принципу. 1) Спит вода спят кувшинки спят рыбы и птицы. 2) И вспомнил я отцовский дом ущелье наше и кругом в тени рассыпанный аул мне слышался вечерний гул домой бегущих табунов и дальний лай знакомых псов. 3) Отец любил говорить нет музыки слаще шума дождя и шума реки. 4) Огромный барский дом утопающий в зелени деревьев и дикого винограда, стоял на холме он был виден тут всюду. 5) Природа является открытым учебником жизни она вобрала в себя вечную мудрость жизни. 6) Я скажу Не надо рая дайте родину мою!

1. Поставьте знаки препинания, выделите устно грамматическую основу и объясните постановку знаков препинания.

2. Данные предложения нужно сгруппировать по определенному принципу.

1) Спит вода спят кувшинки спят рыбы и птицы.

2) И вспомнил я отцовский дом ущелье наше и кругом в тени рассыпанный аул мне слышался вечерний гул домой бегущих табунов и дальний лай знакомых псов.

3) Отец любил говорить нет музыки слаще шума дождя и шума реки.

4) Огромный барский дом утопающий в зелени деревьев и дикого винограда, стоял на холме он был виден тут всюду.

5) Природа является открытым учебником жизни она вобрала в себя вечную мудрость жизни.

6) Я скажу Не надо рая дайте родину мою!

1. Поставьте знаки препинания, выделите устно грамматическую основу и объясните постановку знаков препинания. 2. Данные предложения нужно сгруппировать по определенному принципу. 1) Спит вода, спят кувшинки, спят рыбы и птицы. 2) И вспомнил я отцовский дом, ущелье наше и кругом в тени рассыпанный аул; мне слышался вечерний гул домой бегущих табунов и дальний лай знакомых псов. 3) Отец любил говорить: нет музыки слаще шума дождя и шума реки. 4) Огромный барский дом, утопающий в зелени деревьев и дикого винограда, стоял на холме; он был виден тут всюду. 5) Природа является открытым учебником жизни: она вобрала в себя вечную мудрость жизни. 6) Я скажу: “Не надо рая, дайте родину мою!”. 1 (,) – 1 (;) – 2, 4 (:) – 3, 5, 6

1. Поставьте знаки препинания, выделите устно грамматическую основу и объясните постановку знаков препинания.

2. Данные предложения нужно сгруппировать по определенному принципу.

1) Спит вода, спят кувшинки, спят рыбы и птицы.

2) И вспомнил я отцовский дом, ущелье наше и кругом в тени рассыпанный аул; мне слышался вечерний гул домой бегущих табунов и дальний лай знакомых псов.

3) Отец любил говорить: нет музыки слаще шума дождя и шума реки.

4) Огромный барский дом, утопающий в зелени деревьев и дикого винограда, стоял на холме; он был виден тут всюду.

5) Природа является открытым учебником жизни: она вобрала в себя вечную мудрость жизни.

6) Я скажу: “Не надо рая, дайте родину мою!”.

1 (,) – 1

(;) – 2, 4

(:) – 3, 5, 6

ПОСТАНОВКА ДВОЕТОЧИЯ В ПРОСТОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ. Снег лежал везде: на склонах горы, на ветвях деревьев.  “ В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”. (А.П. Чехов) Если обобщающее слово стоит впереди однородных членов, то перед однородными членами ставится двоеточие.

ПОСТАНОВКА ДВОЕТОЧИЯ В ПРОСТОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ.

Снег лежал везде: на склонах горы, на ветвях деревьев.

 “ В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”. (А.П. Чехов)

Если обобщающее слово стоит впереди однородных членов, то перед однородными членами ставится двоеточие.

Когда следует ставить двоеточие в БСП.

Когда следует

ставить двоеточие в БСП.

смысловые отношения между предложениями интонация «проверочные» союзы и слова второе предложение выражает значение причины союз  потому что, так как  предупредительная ПОЧЕМУ ? Катя не дочитала книгу мама попросила помочь по дому. ПОЧЕМУ ? Катя не дочитала книгу , потому что мама попросила помочь по дому. ПРИЧИНА

смысловые отношения между предложениями

интонация

«проверочные»

союзы и слова

второе предложение выражает значение причины

союз  потому что, так как

предупредительная

ПОЧЕМУ ?

Катя не дочитала книгу мама попросила помочь по дому.

ПОЧЕМУ ?

Катя не дочитала книгу , потому что мама попросила помочь по дому.

ПРИЧИНА

смысловые отношения между предложениями «проверочные» интонация союзы и слова второе предложение выражает значение причины союз  потому что, так как предупредительная ПОЧЕМУ ? Витя прекрасно говорит по-английски он каждый день занимается с репетитором. ПОЧЕМУ ? , Витя прекрасно говорит по-английски так как он каждый день занимается с репетитором.

смысловые отношения между предложениями

«проверочные»

интонация

союзы и слова

второе предложение выражает значение причины

союз  потому что, так как

предупредительная

ПОЧЕМУ ?

Витя прекрасно говорит по-английски он каждый день занимается с репетитором.

ПОЧЕМУ ?

,

Витя прекрасно говорит по-английски так как он каждый день занимается с репетитором.

смысловые отношения между предложениями «проверочные» интонация союзы и слова  союз  а именно, то есть пояснения второе предложение поясняет первое Саша убрался в своей комнате книги стояли на полках, вещи были сложены в шкаф. На улице шел сильный дождь крупные капли стучали в окна.

смысловые отношения между предложениями

«проверочные»

интонация

союзы и слова

союз  а именно, то есть

пояснения

второе предложение поясняет первое

Саша убрался в своей комнате книги стояли на полках, вещи были сложены в шкаф.

На улице шел сильный дождь крупные капли стучали в окна.

смысловые отношения между предложениями интонация «проверочные» союзы и слова  предупредительная союз  что; словосочетания:  и увидел, что; и услышал, что; и понял, что  второе предложение дополняет первое что? Он помнил это правило нельзя нарушать. Ученик заглянул в класс никого не было. Ученик заглянул в класс и увидел, что никого не было.

смысловые отношения между предложениями

интонация

«проверочные»

союзы и слова

предупредительная

союз  что;

словосочетания:  и увидел, что; и услышал, что; и понял, что

второе предложение дополняет первое

что?

Он помнил это правило нельзя нарушать.

Ученик заглянул в класс никого не было.

Ученик заглянул в класс и увидел, что никого не было.

Постановка двоеточия между частями бессоюзного сложного предложения является обязательной, если в первой части употребляются слова  так, таков, такой, одно,  конкретное значение которых приводится во второй части. Сергею было понятно только  одно :  всем понравилось его выступление. У нас в школе было  так : к Новому году наряжали большую елку.

Постановка двоеточия между частями бессоюзного сложного предложения является обязательной, если в первой части употребляются слова  так, таков, такой, одно,  конкретное значение которых приводится во второй части.

Сергею было понятно только  одно : всем понравилось его выступление.

У нас в школе было  так : к Новому году наряжали большую елку.

смысловые отношения между предложениями «проверочные» интонация союзы и слова второе предложение содержит прямой вопрос  вопросительного предложения ПОЧЕМУ? На перроне было пусто: неужели мы опоздали?  Он прервал себя на полуслове и прислушался: где стреляют?   ПОЧЕМУ?

смысловые отношения между предложениями

«проверочные»

интонация

союзы и слова

второе предложение содержит прямой вопрос

вопросительного предложения

ПОЧЕМУ?

На перроне было пусто: неужели мы опоздали?

Он прервал себя на полуслове и прислушался: где стреляют?

ПОЧЕМУ?

ТЕСТ «ДВОЕТОЧИЕ В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ»

ТЕСТ

«ДВОЕТОЧИЕ

В БЕССОЮЗНОМ

СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ»

В каком случае в бессоюзном сложном предложении ставится двоеточие? Если второе предложение выражает значение причины Если второе предложение выражает значение следствия Если второе предложение выражает значение последовательности Если второе предложение выражает значение условия 1 В каком случае в сложном предложении не ставится двоеточие?  Если второе предложение выражает значение причины  Если второе предложение выражает значение условия  Если второе предложение объясняет первое  Если второе предложение дополняет первое 2

В каком случае в бессоюзном сложном предложении ставится двоеточие?

  • Если второе предложение выражает значение причины
  • Если второе предложение выражает значение следствия
  • Если второе предложение выражает значение последовательности
  • Если второе предложение выражает значение условия

1

В каком случае в сложном предложении не ставится двоеточие?

  • Если второе предложение выражает значение причины
  • Если второе предложение выражает значение условия
  • Если второе предложение объясняет первое
  • Если второе предложение дополняет первое

2

Каким союзом можно проверить употребление двоеточия в бессоюзном сложном предложении, вторая часть которого выражает значение причины?   А именно  Потому что  То есть  Что 2 В каком из бессоюзных сложных предложений ставится двоеточие? В магазине Дима купил все (?) что было нужно (?) ручку, карандаш и две тетради. Лес рубят (?) щепки летят. Пока мама готовила обед (?) мы помыли посуду. Мужчина остановился у здания (?) ему показалось, что он здесь бывал раньше. 4

Каким союзом можно проверить употребление двоеточия в бессоюзном сложном предложении, вторая часть которого выражает значение причины?

  • А именно
  • Потому что
  • То есть
  • Что

2

В каком из бессоюзных сложных предложений ставится двоеточие?

  • В магазине Дима купил все (?) что было нужно (?) ручку, карандаш и две тетради.
  • Лес рубят (?) щепки летят.
  • Пока мама готовила обед (?) мы помыли посуду.
  • Мужчина остановился у здания (?) ему показалось, что он здесь бывал раньше.

4

В каком из вариантов приведено бессоюзное сложное предложение, вторая часть которого объясняет первую?  Петя помнил: в девять утра нужно позвонить соседу. Мы шли очень медленно: за стеной густого тумана не было видно дороги. Миша был рад подарку: об этой книге он мечтал. Папа переставил мебель: стол теперь стоял у окна, а диван у двери. 4 В каком из вариантов приведено бессоюзное сложное предложение, вторая часть которого дополняет первую?  Женщина долго не могла уснуть: ей мешали шорохи. Погода испортилась: небо стало темно-серым, солнце исчезло за тучами. Она знала: кто-нибудь точно забудет учебник. В доме было сыро: тут давно никто не топил печь. 3

В каком из вариантов приведено бессоюзное сложное предложение, вторая часть которого объясняет первую?

  • Петя помнил: в девять утра нужно позвонить соседу.
  • Мы шли очень медленно: за стеной густого тумана не было видно дороги.
  • Миша был рад подарку: об этой книге он мечтал.
  • Папа переставил мебель: стол теперь стоял у окна, а диван у двери.

4

В каком из вариантов приведено бессоюзное сложное предложение, вторая часть которого дополняет первую?

  • Женщина долго не могла уснуть: ей мешали шорохи.
  • Погода испортилась: небо стало темно-серым, солнце исчезло за тучами.
  • Она знала: кто-нибудь точно забудет учебник.
  • В доме было сыро: тут давно никто не топил печь.

3

Почему в бессоюзном сложном предложении ставится двоеточие: «Совет мой такой: всегда проверяйте написанное и не сдавайте листики так быстро»?  Второе предложение выражает значение причины Второе предложение выражает значение условия В первом предложении употреблено слово «такой» Во втором предложении употреблено слово «так» 3

Почему в бессоюзном сложном предложении ставится двоеточие: «Совет мой такой: всегда проверяйте написанное и не сдавайте листики так быстро»?

  • Второе предложение выражает значение причины
  • Второе предложение выражает значение условия
  • В первом предложении употреблено слово «такой»
  • Во втором предложении употреблено слово «так»

3


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!