формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания;
развитие навыка опознавания и анализа бессоюзного сложного предложения с различными смысловыми отношениями между его частями.
Общая часть |
Предмет | Русский язык | Класс | 9 |
Тема урока | Двоеточие в бессоюзном сложном предложении |
Тип урока | Урок усвоения новых знаний |
Цель | Выяснить при каких условиях ставится двоеточие в БСП. Научиться определять смысловые особенности БСП. Уметь ставить знаки препинания в БСП. |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные (УУД) | Личностные |
-формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания; -развитие навыка опознавания и анализа бессоюзного сложного предложения с различными смысловыми отношениями между его частями. | -формирование навыков владения всеми видами речевой деятельности (понимание информации,владение разными видами чтения; -развитие способности извлечения информации из различных источников; -развитие способности определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты. | -формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; -развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; -накопление достаточного объема словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения. |
Коррекция нарушений развития ребенка (в соответствии с картой динамики развития ребенка) | -развитие быстрой переключаемости внимания; -формирование навыков самоконтроля; -коррекция и развитие связной устной речи (орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса). |
Основные понятия и термины | Бессоюзное сложное предложение; грамматическая основа; смысловые связи; двоеточие. |
Образовательные ресурсы | Презентация, |
Методы обучения | Наблюдение, выполнение заданий |
Организационная структура урока |
|
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | Формируемые умения |
I. Мотивация (самоопреде-ление) к учебной деятель- ности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. | Разминка. «Собери слово» Корень мой находится в цене, в очерке найди приставку мне, суффикс мой в тетрадке все встречали, вся же в дневнике я и журнале. Что ты должен получить за работу на уроке? - В русском языке есть два двухэтажных знака. Какие? | Отгадывают слово. Оценка. Называют точку с запятой и двоеточие. | Л – имеет желание учиться; проявляет интерес к изучаемому предмету; желает приобретать новые знания и совершенствовать имеющиеся П — осознает учебно-познавательную задачу Р – планирует в сотрудничестве с учителем необходимые учебные действия, принимает и сохраняет учебную задачу |
Актуализация знаний | Акцентируется внимание на особенностях постановки запятой и точки с запятой в БСП. Определяется их роль. | Вспомните, в каких случаях ставится точка с запятой. Проверка домашнего задания: изложение по тексту упражнения 192. К какому типу речи относится этот текст? Какую роль в нем играют БСП? | Если части в БСП распространенные, имеют собственные знаки препинания, то между ними ставится точка с запятой. Представляет выполненную работу. Отвечает на вопросы. Тип речи — описание. БСП помогают автору нарисовать картину деревни Маниловки; изобразить и выписать разные бытовые детали. | Р – ориентируется в информации; контролирует учебные действия; выделяет существенное и второстепенное; осознает правило контроля и успешно использует его в решении учебной задачи. К – высказывает свое мнение; умеет задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; Л – способен адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилием, трудолюбием. Умения слушать, применять теорию на практике |
Акцентируется внимание на двоеточии и его роли в предложениях разного типа | Какой знак препинания пропущен в этом предложении? Все вокруг дышало безмолвием деревья, прибрежные кусты, примятая трава. В каких еще предложениях может употребляться двоеточие. Рассказчик спросил: «А вы, Максим Максимыч, разве не едете?» Сколько грамматических основ в этом предложении? Как они соединены между собой? | Определяют, что пропущено двоеточие в предложении с обобщающим словом. Отвечают на вопрос учителя, вспоминают предложения с прямой речью. Выделяют грамматические основы; определяют, что предложение бессоюзное. |
Постановка целей урока | Побуждение к самостоятельной деятельности | О чем мы будем говорить сегодня на уроке? С помощью опорных слов попробуйте сформулировать цели сегодняшнего урока. | Определяют и записывают тему урока. Формулируют цели урока: выяснить, при каких условиях ставится двоеточие в БСП; научиться определять смысловые особенности БСП; уметь ставить знаки препинания в БСП | Л — положительно относится к учению, желая приобретать новые знания; П — осознает учебно-познавательную задачу; Р — планирует в сотрудничестве с учителем необходимые действия |
Первичное усвоение новых знаний | Побуждение к осмысленной аналитической деятельности | Продолжи предложения: Об одном прошу вас … Я увидел … Он покраснел … Что нужно сделать, чтобы продолжить предложения? Какую роль играет вторая часть в каждом предложении? Обращается внимание на таблицу. С помощью чего здесь соединяются простые предложения? | Осмысливают предложенные фрагменты предложений, задают смысловой вопрос. Об одном прошу вас (о чем?)… Я увидел, на крыше (что?)… Он покраснел (почему?)… Определяют, что простые предложения здесь соединяются с помощью интонации и смысловых вопросов. Составляют предложения Об одном прошу вас: стреляйте скорее. Я увидел, на крыше хаты моей стояла девушка в полосатом платье. Он покраснел, ему было стыдно убить человека безоружного. | П — выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; определяют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации. Р — принимают и сохраняют учебную задачу. К — высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
Первичная проверка понимания | Обобщение и систематизация полученных знаний, формирование рациональных приемов использования их на практике. | Дайте характеристику предложений: Темный лес хорош в яркий осенний день: тут и прохлада, и чудеса световые. Помню также: день ото дня нам было веселее. Науку надо любить: у людей нет силы более мощной и победоносной. | Находят грамматические основы, определяют смысловые отношения между частями БСП, объясняют постановку двоеточия | К – формулирование собственного мнения, построение монологического высказывания. Р – принятие и сохранение учебной задачи, внесение необходимых корректив. Л – формирование ценностных ориентиров, решение моральных проблем |
Первичное закрепление | Работа с текстом, изученным на уроках литературы. Анализ примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, письменная работа. | Вспомните содержание главы «Тамань» в романе «Герой нашего времени». В ней много бессоюзных сложных предложений. С чем, по-вашему, это связано? Помните? Печорин попал в непривычную обстановку, он пытается разгадать загадку. Все кажется ему необычным, он ищет объяснение поступкам героев. Ему интересно и тревожно одновременно, чувства его обострены. Упражнение 195 | Выполняют задане, находят и анализируют БСП, аргументируют ответ. Делают вывод: Бессоюзные связи в сложном предложении создают легкость, лаконичность изложения мысли | П -Умеют грамотно строить устную речь, связывая грамматически слова между собой Р – осуществляют контроль, коррекцию. К – выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; адекватно используют речевые средства для решения коммуникативных задач; формулируют и аргументируют свое мнение и позицию в коммуникации; используют критерии для обоснования своего суждения. Л – осуществляют смыслообразование, нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания |
Самостоятельная работа | | Объясните постановку двоеточия в следующих предложениях Я не мог заснуть: передо мной во мраке все вертелся мальчик с белыми глазами. Я привстал и взглянул в окно: кто-то вторично пробежал мимо него и скрылся бог знает куда. Меня, однако, поразило одно: слепой говорил со мной малороссийским наречием, а теперь изъяснялся чисто по-русски. Употребляется ли в разговорной речи выделенное слово? | Работают с заданием. Отвечают на вопрос учителя (Изъясняться — говорить, разговаривать, слово устаревшее, употребляется обычно в книжной речи) | Р — адеватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. К — формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
Включение в систему знаний и повторение | Обобщение полученных на уроке знаний | Из упражнения 197 выпишите 3 и 4 предложения, вставьте в них пропущенные знаки препинания. Прочитайте предложения, соблюдая интонационную особенность. | Работают с предложениями, выполняя задание учителя. Коментируют постановку знаков препинания, используя полученные на уроке знания. | Л — понимают в чем значение знаний для человека. Р — оценивают свою работу, исправляют и объясняют ошибки. К — формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
Подведение итогов занятия | Анализ объема приобретенных знаний, оценка работы | Какие цели мы ставили сегодня на уроке? Все ли мы их достигли? На какой ступеньке лесенки ты бы поставила себя после сегодняшнего урока: на нижней, на средней или на самой высокой? Все ли тебе было понятно? | Определяют уровень своих знаний и умений. | П — устанавливают связь между объемом приобретенных знаний умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных сложных действий. Р — оценивают свою работу. К — строят небольшие монологические высказывания. |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | | § 34 Упражнение 196 | Записывает Д|З Задает уточняющие вопросы | Умения воспринимать информацию |