СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном материале представлена технологическая карта урока и презентация по теме "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении".

Просмотр содержимого документа
«╨Ф╨▓╨╛╨╡╤В╨╛╤З╨╕╨╡ ╨▓ ╨▒╨╡╤Б╤Б╨╛╤О╨╖╨╜╨╛╨╝ ╨в╨╡╤Е. ╨║╨░╤А╤В╨░»

Двоеточие

в бессоюзном сложном предложении



Цели:

Предметые

формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе  правильно выбирать знаки препинания;

развитие навыка опознавания и анализа бессоюзного сложного предложения с различными смысловыми отношениями между его частями.


Метапредметные

формирование навыков владения всеми видами речевой деятельности (понимание информации,владение разными видами чтения;

развитие способности извлечения информации из различных источников;

развитие способности определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты.


Личностные

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

накопление достаточного объема словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.


Коррекционные

развитие быстрой переключаемости внимания;

формирование навыков самоконтроля;

коррекция и развитие связной устной речи (орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса).


Технологическая карта урока


Общая часть

Предмет

Русский язык

Класс

9

Тема урока

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

Тип урока

Урок усвоения новых знаний

Цель

Выяснить при каких условиях ставится двоеточие в БСП.

Научиться определять смысловые особенности БСП.

Уметь ставить знаки препинания в БСП.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные (УУД)

Личностные

-формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе  правильно выбирать знаки препинания;

-развитие навыка опознавания и анализа бессоюзного сложного предложения с различными смысловыми отношениями между его частями.

-формирование навыков владения всеми видами речевой деятельности (понимание информации,владение разными видами чтения;

-развитие способности извлечения информации из различных источников;

-развитие способности определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты.

-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

-развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

-накопление достаточного объема словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.

Коррекция нарушений развития ребенка

(в соответствии с картой динамики развития ребенка)

-развитие быстрой переключаемости внимания;

-формирование навыков самоконтроля;

-коррекция и развитие связной устной речи (орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса).

Основные понятия и термины

Бессоюзное сложное предложение; грамматическая основа; смысловые связи; двоеточие.

Образовательные ресурсы

Презентация,


Методы обучения

Наблюдение, выполнение заданий

Организационная структура урока


Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Формируемые умения

I. Мотивация
(самоопреде-ление)

к
учебной деятель-
ности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Разминка. «Собери слово»

Корень мой находится в цене, в очерке найди приставку мне, суффикс мой в тетрадке все встречали, вся же в дневнике я и журнале.

Что ты должен получить за работу на уроке?

- В русском языке есть два двухэтажных знака. Какие?


Отгадывают слово. Оценка.

Называют точку с запятой и двоеточие.



Л – имеет желание учиться; проявляет интерес к изучаемому предмету; желает приобретать новые знания и совершенствовать имеющиеся

Посознает учебно-познавательную задачу

Р – планирует в сотрудничестве с учителем необходимые учебные действия, принимает и сохраняет учебную задачу

Актуализация знаний

Акцентируется внимание на особенностях постановки запятой и точки с запятой в БСП.

Определяется их роль.

Вспомните, в каких случаях ставится точка с запятой.

Проверка домашнего задания: изложение по тексту упражнения 192. К какому типу речи относится этот текст? Какую роль в нем играют БСП?



Если части в БСП распространенные, имеют собственные знаки препинания, то между ними ставится точка с запятой. Представляет выполненную работу. Отвечает на вопросы. Тип речи — описание. БСП помогают автору нарисовать картину деревни Маниловки;

изобразить и выписать разные бытовые детали.


Р ориентируется
в
информации; контролирует учебные действия; выделяет существенное и второстепенное; осознает правило контроля и успешно использует его в решении учебной задачи.

К высказывает свое
мнение;
умеет задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации;

Л способен адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилием, трудолюбием.

Умения слушать, применять теорию на практике

Акцентируется внимание на двоеточии и его роли в предложениях разного типа

Какой знак препинания пропущен в этом предложении? Все вокруг дышало безмолвием деревья, прибрежные кусты, примятая трава.

В каких еще предложениях может употребляться двоеточие.

Рассказчик спросил: «А вы, Максим Максимыч, разве не едете?»

Сколько грамматических основ в этом предложении? Как они соединены между собой?

Определяют, что пропущено двоеточие в предложении с обобщающим словом.



Отвечают на вопрос учителя, вспоминают предложения с прямой речью.

Выделяют грамматические основы; определяют, что предложение бессоюзное.

Постановка целей урока

Побуждение к самостоятельной деятельности

О чем мы будем говорить сегодня на уроке?

С помощью опорных слов попробуйте сформулировать цели сегодняшнего урока.

Определяют и записывают тему урока. Формулируют цели урока:

выяснить, при каких условиях ставится двоеточие в БСП; научиться определять смысловые особенности БСП; уметь ставить знаки препинания в БСП

Л — положительно относится к учению, желая приобретать новые знания;

П — осознает учебно-познавательную задачу;

Р — планирует в сотрудничестве с учителем необходимые действия

Первичное усвоение новых знаний

Побуждение к осмысленной аналитической деятельности

Продолжи предложения:

Об одном прошу вас

Я увидел

Он покраснел

Что нужно сделать, чтобы продолжить предложения?


Какую роль играет вторая часть в каждом предложении?

Обращается внимание на таблицу.

С помощью чего здесь соединяются простые предложения?



Осмысливают предложенные фрагменты предложений, задают смысловой вопрос.

Об одном прошу вас чем?)

Я увидел, на крыше (что?)

Он покраснел (почему?)


Определяют, что простые предложения здесь соединяются с помощью интонации и смысловых вопросов. Составляют предложения

Об одном прошу вас: стреляйте скорее.

Я увидел, на крыше хаты моей стояла девушка в полосатом платье.

Он покраснел, ему было стыдно убить человека безоружного.

П — выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; определяют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.

Р — принимают и сохраняют учебную задачу.

К — высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Первичная проверка понимания

Обобщение и систематизация полученных знаний, формирование рациональных приемов использования их на практике.


Дайте характеристику предложений:

Темный лес хорош в яркий осенний день: тут и прохлада, и чудеса световые.

Помню также: день ото дня нам было веселее.

Науку надо любить: у людей нет силы более мощной и победоносной.

Находят грамматические основы, определяют смысловые отношения между частями БСП, объясняют постановку двоеточия

К – формулирование собственного мнения, построение монологического высказывания.

Р – принятие и сохранение учебной задачи, внесение необходимых корректив.

Л – формирование ценностных ориентиров, решение моральных проблем

Первичное закрепление

Работа с текстом, изученным на уроках литературы. Анализ примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, письменная работа.

Вспомните содержание главы «Тамань» в романе «Герой нашего времени». В ней много бессоюзных сложных предложений. С чем, по-вашему, это связано?

Помните? Печорин попал в непривычную обстановку, он пытается разгадать загадку. Все кажется ему необычным, он ищет объяснение поступкам героев. Ему интересно и тревожно одновременно, чувства его обострены.

Упражнение 195



Выполняют задане, находят и анализируют БСП, аргументируют ответ.

Делают вывод:

Бессоюзные связи в сложном предложении создают легкость, лаконичность изложения мысли

П -Умеют грамотно строить устную речь, связывая грамматически слова между собой

Р осуществляют контроль, коррекцию.

К выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; адекватно используют речевые средства для решения коммуникативных задач; формулируют и аргументируют
свое мнение и позицию в коммуникации; используют критерии для обоснования своего суждения.

Л – осуществляют смыслообразование, нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания

Самостоятельная работа


Объясните постановку двоеточия в следующих предложениях

Я не мог заснуть: передо мной во мраке все вертелся мальчик с белыми глазами.

Я привстал и взглянул в окно: кто-то вторично пробежал мимо него и скрылся бог знает куда.

Меня, однако, поразило одно: слепой говорил со мной малороссийским наречием, а теперь изъяснялся чисто по-русски.

Употребляется ли в разговорной речи выделенное слово?

Работают с заданием.

Отвечают на вопрос учителя

(Изъясняться — говорить, разговаривать, слово устаревшее, употребляется обычно в книжной речи)

Р — адеватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

К — формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Включение в систему знаний и повторение

Обобщение полученных на уроке знаний

Из упражнения 197 выпишите 3 и 4 предложения, вставьте в них пропущенные знаки препинания. Прочитайте предложения, соблюдая интонационную особенность.


Работают с предложениями, выполняя задание учителя.

Коментируют постановку знаков препинания, используя полученные на уроке знания.

Л — понимают в чем значение знаний для человека.

Р — оценивают свою работу, исправляют и объясняют ошибки.

К — формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Подведение итогов занятия

Анализ объема приобретенных знаний, оценка работы


Какие цели мы ставили сегодня на уроке? Все ли мы их достигли?


На какой ступеньке лесенки ты бы поставила себя после сегодняшнего урока: на нижней, на средней или на самой высокой?

Все ли тебе было понятно?

Определяют уровень своих знаний и умений.

П — устанавливают связь между объемом приобретенных знаний умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных сложных действий.

Р — оценивают свою работу.

К — строят небольшие монологические высказывания.


Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению




§ 34

Упражнение 196


Записывает

Д|З

Задает уточняющие
вопросы

Умения воспринимать информацию





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!