СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я.   

5 класс

Просмотр содержимого документа
«Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я»

Тема урока: Двойная роль  букв е, ё, ю, я.

Цель деятельности учителя: актуализировать и восстановить знания о двойной роли букв е, ё, ю, я; развить навыки определения фонетических позиций, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один или два звука.

Тип урока: комбинированный

Планируемые образовательные результаты:

  • предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать звуковое значение букв е, ё, ю, я в разных фонетических позициях; уметь различать звуковое значение букв е, ё, ю, я в разных фонетических позициях, объяснять, почему в русском языке 6 гласных звуков и 10 букв, их обозначающих;

  • метапредметные (компоненты культурно- компетентностного опыта): способность осознавать цели учебной деятельности и пояснять их; умение поставить цель и организовать ее достижение, рефлексивное мышление.

  • личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к русскому языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры, стремление к речевому самосовершенствованию.

Методы и формы обучения: наблюдение над языком, исследовательский метод, создание проблемной ситуации, индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Наглядно-демонстрационный материал: презентация по теме урока

Реализуемая программа:  по русскому языку для  5-9 классов .Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский и др./ Москва.:Просвещение 2023

УМК:    Русский язык. 5 кл.: учебник для общеобразовательных  учреждений. В 2ч. Авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба, Н.В.Ладыженская.


1.Организационный момент (мотивация к учебной деятельности). Эмоциональная психологическая и мотивационная подготовка уч-ся к усвоению изучаемого материала

Вступительное слово. -Здравствуйте, ребята! Встали все прямо, улыбнулись мне, друг другу, садитесь.

Я хотела начать урок с пословицы, но она рассыпалась.(везде применение умение найдет)

Помогите мне её собрать (Умение везде найдет применение.)

-Произведите синтаксический разбор предложения. (У доски работает ученик)

2. Актуализация и пробное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях.

- Cегодня мы с вами продолжим изучения раздела языкознания Фонетика. Давайте вспомним, что такое Фонетика?

- Как называются единицы фонетики? (звуки)

-Чем отличается звук от буквы? ( звук произносим, а букву пишем)

-Сколько букв в алфавите? (33 буквы)

Сколько гласных букв? (10)

-Почему гласных букв 10, а звуков гласных 6 ?

Учащиеся испытывают затруднения при ответе.

3. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднений

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Проверка заданий. Беседа по вопросам

- Сегодня мы будем работать с необычными буквами в русском языке: е, ё, ю, я

-А в чем их необычность? Сколько звуков они могут обозначать? (могут обозначать 2 звука и 1 звук, указывают на мягкость)

-Какова тема нашего урока?

Формулируем вместе тему. Записываем на доске и в тетрадях. Двойная роль букв е,ё,ю,я.

4 слайд

-А чему мы должны научиться? (узнать ,в каких позициях буквы е,ё,ю,я обозначают 2 звука, а когда 1 звук)

4.Практическая деятельность по реализации построения проекта.

-Ребята, давайте решим небольшую исследовательскую задачу. Обратимся к словам и определим, от каких условий будет зависеть двойная роль букв е,ё,ю.я. слайд и упр.215 в учебнике

Прочитайте все слова.

Мера

Полёт

Клюв

сяду

Ем

Ёлка

Юг

яблоко

Боец

Прём

Каюта

стоят

Отъезд

Вьюга

Обезьяна

льёт

-Назовите слова, в которых е,ё,ю,я стоят:

1) в начале слова( 2 столбик)

2) после гласной (3 столбик)

3) после разделительного ь и ъ (4 столбик)

- Какой звук стоит на месте букв е,ё,ю,я? Произнесём слова медленно, протяжно. Что слышим? е- [й’э], ё-[й’о ], ю- [ й’у ], я-[ й’а]

Вывод: буквы обозначают 2 звука. Запишите их.

-В каких словах названные буквы стоят после согласной? (1 столбик)

-Что обозначают в этих случаях? ( [э ] [о ] [ у] [ а] ) Запишите, проверьте записи со сладом.

Делаем вывод, формулируем правило:

-А теперь, ребята, поработайте в парах и сформулируйте правило, когда эти буквы обозначают 2 звука, а когда 1 звук.

-Обратимся к учебнику стр 1114 , читаем правило.

-Совпали наши выводы с правилом?

5.Первичное закрепление

Делаем опорную схему (чертим в тетради), приводим свои примеры. Индивидуальная и групповая работа



Е , Ё, Ю, Я (2 звука)



В начале слова после гласных после Ъ и Ь

Язык, юг поёт, спокойные бьёт, вьюга

-Найдите в предложении, которое мы записали, слова, в которых звуков больше , чем букв.( умение, применение)

-Обратимся к слову везде. Какую роль играет здесь буква е? ( обозначает звук [э ]), а ещё? (смягчает согласный звук)

6.Физкультминутка - Устали? Немного поиграем. Я называю слова. Если гласные обозначают два звука, приседают девочки, если один звук, то приседают мальчики.

Юнга, хлеб, барьер, люстра, пень, клюква, память, ружье, озеро, памятник, вьюга, свекла, каюта, пень, баян,бельё.


7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Самостоятельное выполнение разных по сложности упражнений, подобранных учителем

1.Распределительный диктант (работа в парах)

Задание. Распределите слова в 2 столбика:

1) буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 1 звук,

2) буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 2 звука.

Мёд, еда, якорь, каюта, лес, тепло, ёлка, тень, люди, вьюга, льёт, летит, лямка, яма, баян, река, баня.

Меняемся тетрадями , проверяем по слайду

2.Упражнение – загадки. Задание: отгадайте слово, запишите его, определите, сколько букв и звуков в словах. 1 человек у доски

  • Что больше всего на свете любит медведь? (мёд)

  • Какая рыба начинается на Ё? (ёрш)

  • Куда улетают птицы? (юг)

  • Самый младший матрос на судне?(юнга)

(Слайд 11) ( мёд- [ м’от ], ёрш- [ й’о`рш ], юг -[ йу’к ] , юнга- [ й’у`нга ]

-Молодцы, ребята! И с этим заданием вы справились прекрасно.

- Давайте проведём фонетический разбор слова ЁРШ ( 1 человек у доски)

8.Рефлексия учебной деятельности (подведение итогов урока)

Заключительная беседа по вопросам

-Что нового узнали на уроке?

- Какие трудности у вас появились в процессе работы?

- Понравилось ли вам на уроке? Выберите полоску и покажите мне.

-Давайте оценим работу одноклассников.

9.Задание на дом.

Упр. 216 + сделать фонетический разбор 1 слова (по выбору учащегося) в зависимости от сформированности умения делать фонетический разбор. Кто-то может взять слово подлиннее и посложнее, кто не до конца уверен в своих силах, может потренироваться на более лёгких словах