СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я»

Тема: Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я

Цель: формировать умение различать звуки от букв, рассмотреть случаи, когда буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 2 звука, воспитывать интерес к учебному предмету

Ход урока

1 Орг. момент

2 Проверка Д.З.

2.1 Упр.

2.2 Фронтальный опрос «Задай вопрос однокласснику»

(опрос по теме «Фонетика»)

3 Лингвистическая разминка

3.1 Игра «Третье лишнее»

-Что, чтобы, нечто

-Конечно, нарочно, игрушечный

-Скворечник, яичница, отличник.

3.2 Игра «Образуй»

-От данных слов образуйте прилагательные по образцу: проверка-проверочный.

Следите за правильным произношением.

Энергия, мелочь, солнце, сердце, подарок, молоко, лоток, скука.

3.3 Индивидуальная работа: фонетический разбор слова «ЧТО»

4 Изучение нового материала

4.1 Слово учителя

-Сейчас вам расскажу о богатых буквах Е, Ё, Ю, Я. «Богатство» их в том, что они могут играть двойную роль. Первая роль вам уже известна. Ноя все-таки, проверю, что вы запомнили. Что происходит с согласной, когда после неё стоит одна из этих букв? Назовите и запишите её после слов, в которых эти буквы играют свою первую роль: днем, рядом, лес, речка, любовь.

-А какой звук вы слышите в начале слов ЁЛКА, ЯМА, ЕЛЬ, ЮЛА?

-Вторая роль этих букв – умение обозначать сразу 2 звука. Но как распознать их роли, особенно вторую? Посмотрите на слова и место в слове интересующих букв; сделайте выводы:

ЁЛКА, ЯМА, ЕЛЬ, ЮЛА, ПОЕЛ, ЗАЯВИЛ, УЮТ, ПОЁМ ПОДЪЁМ, ВЬЮН, БЬЮТ, ВЪЕЗД

-Оформим наш ответ в виде схемы:

Ё О [ЙО] В НАЧАЛЕ СЛОВА: ёлка - [йо]

Е Э [ЙЭ] ПОСЛЕ ГЛАСНОЙ: поют - [йу]

Я 2 звука [Й] + А [ЙА] ПОСЛЕ Ь, Ъ: вьюга, съёмка - [йо, йу]

Ю У [ЙУ]


5 Закрепление

-Запишите под диктовку четверостишие. Найдите в тексте слова с буквами Е, Ё, Ю, Я. Какие звуки они обозначают?

Я в ладоши хлопаю и ногами топаю.

Ручки разотру,

Тепло сохраню.

-Объясните постановку ЗП, составьте схемы предложений.

1 Распределительный диктант

-Запишите слова, в которых Е, Ё, Ю, Я обозначают 2 звука (1 в), затем слова, которые служат для смягчения. Обозначьте количество букв и звуков

Въезд, есть, приют, ясно, ем, елка, тюльпан, сяду, ясный, бег, пуля, мера.

6 Подведение итогов урока. Рефлексия

-Какие буквы выполняют двойную роль? Когда они обозначают 2 звука? Решите математическую пропорцию:

Я Ю Ё

А У ?

7 Д.З.

П. 1, УПР.9