СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дыхание животных

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: сформировать представление о дыхании, как о сложном процессе, состоящем из двух этапов: газообмена и окисления питательных веществ с освобождением энергии, необходимой для жизни.

Задачи урока:

- формирование понятия о газообмене, типе дыхания (клеточное, жаберное, легочное) у животных;

- развитие умения работать с текстом;

- совершенствование умения делать обобщения и выводы, аргументировать свои ответы.

Просмотр содержимого документа
«Дыхание животных»


Дыхание животных

Цель урока: сформировать представление о дыхании, как о сложном процессе, состоящем из двух этапов: газообмена и окисления питательных веществ с освобождением энергии, необходимой для жизни.

Задачи урока:

- формирование понятия о газообмене, типе дыхания (клеточное, жаберное, легочное) у животных;

- развитие умения работать с текстом;

- совершенствование умения делать обобщения и выводы, аргументировать свои ответы.

Оборудование: учебник, тетрадь, презентация, раздаточный матеиал

Основные понятия урока: дыхание, жабры, трахеи, легкие



Ход урока.

  1. Организационный момент:

 Добрый день, ребята!

 Давайте посмотрим, друг на друга и улыбнёмся Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии.


  1. Проверка выполнения домашнего задания (фронтальный опрос)

1. На прошлом уроке мы изучили особенности дыхания у растений. Но дыхание – общее свойство всех живых организмов. Почему?

2. Как вы считаете, отличается ли дыхание растений от дыхания животных?

2. Вспомните, как дышат растения?

3. В результате какого процесса кислород поступает в организм?

4. Каковы отличительные признаки живого организма? (питание, дыхание, обмен веществ, рост и развитие, размножение)


  1. Актуализация

Один английский учёный- физик в 1898 году вычислил, что через 500 лет будет поглощён весь кислород. Другие утверждали, что люди погибнут от удушья значительно раньше, то есть тогда, когда в атмосфере накопится углекислого газа до 1%. На выступление английских физиков ответил русский ботаник К. А. Тимирязев.

Как вы думаете, что он сказал? К. А. Тимирязев выступил со статьей «Точно ли человечеству грозит близкая гибель?», в которой доказал, что человечеству нечего беспокоиться потому, что на Земле существуют растения.

Как же мы должны относится к растениям?

Мы изучаем курс «Живой организм», знаем отличия живых организмов от неживого.

Сегодня мы закрепим знания о дыхании и изучим особенности дыхания животных. Откройте тетради и запишите тему урока «Дыхание животных».



  1. Получение новых знаний.



Животный мир очень разнообразен, представлен одноклеточными и многоклеточными животными, которые обитают в разных средах: водной, наземной, воздушной, почвенной. В процессе длительного исторического развития животные приспособились получать такой необходимый им кислород с помощью специальной системы органов – дыхательной. Возникли разные типы дыхания и разные виды дыхательных систем, с разным принципом строения и функционирования.



Типы дыхания

  • Клеточное дыхание.

  • Трахейное дыхание.

  • Жаберное дыхание.

  • Легочное дыхание.

  • Кожное дыхание.


Клеточное дыхание

Растворенный в воде кислород поглощается всей поверхностью тела. Углекислый газ выделяется сквозь оболочки в воду. При клеточном дыхании газообмен происходит через мембрану клетки.


Трахейное дыхание

Трахеи – дыхательные трубки, пронизывающие тело и открывающиеся на его поверхности специальными отверстиями – дыхальцами. По трахеям в клетки насекомого поступает воздух, богатый кислородом.


Жаберное дыхание

Особые разветвленные кожные выросты. Заглатывая ртом воду и проталкивая ее через жаберные щели, рыба создает в них постоянный ток воды. Жабры пронизаны множеством кровеносных сосудов. Из омывающей жабры воды в кровь поступает кислород, а из крови в воду удаляется углекислый газ. Наружные - различно устроенные придатки рыб и амфибий, сидящие по большей части в жаберной области и служащие для дыхания. По природе своей они представляют, вероятно, видоизмененные жаберные лепестки внутренних жабр, мигрировавшие наружу.

Легочное дыхание

Легкие – ячеистые мешки, пронизанные множеством кровеносных сосудов.


Кожное дыхание.

Лёгкие земноводных развиты слабо, поэтому дополнительный газообмен осуществляется через влажную кожу. В тонкой коже земноводных много желёз, которые выделяют слизь. Благодаря слизи на поверхности кожи создаётся жидкостная плёнка, в которой растворяется атмосферный кислород и, благодаря чему, возможно дыхание через кожу.

  1. Закрепление.


Итак, мы познакомились с разными типами дыхания у животных.

  1. Ребята, на ваших партах лежат информационные листы «Дыхание животных», при помощи них я предлагаю вам заполним обобщающую таблицу.


1 ряд – клеточное, трахейное дыхание;

2 ряд – жаберное, легочное дыхание;

3 ряд –легочное, кожное дыхание.






Тип дыхания

Органы дыхания

Организмы, для которых характерно.

клеточное



трахейное



жаберное



легочное



кожное




Тип дыхания

Органы дыхания

Организмы, для которых это характерно

1.Клеточное

Вся поверхность тела

Одноклеточные, кишечнополостные, некоторые черви

2. Трахейное

Дыхальца, трахеи

Насекомые

3. Жаберное

Жабры

Рыбы, ракообразные, моллюски

4. Лёгочное

Лёгкие

Наземные позвоночные животные

5. Кожное

Кожа

Земноводные

  1. К предложенным типам дыхания подобрать правильно органы дыхания и представителей (магниты на доске)

  1. Рефлексия (слайд 26)

  1. Домашнее задание :

§32

Творческое задание:

Кроссворд «Дыхание» с оформлением



Тип дыхания: клеточное.

Организмы: одноклеточные животные (амёба, эвглена зелёная, инфузория туфелька); кишечнополостные (медузы, коралловые полипы); некоторые черви.

Механизм дыхания: Одноклеточные организмы поглощают растворённый в воде кислород всей поверхностью тела. Кислород участвует в расщеплении сложных органических веществ, в результате чего освобождается энергия, которая необходима для жизни животного. Образующийся в результате дыхания углекислый газ выделяется наружу также через всю поверхность тела.


Тип дыхания: трахейное.

Организмы: класс Насекомые (жуки, бабочки, кузнечики, мухи)

Механизм дыхания: Брюшко насекомого разделено на 5–11 частей (сегментов). На каждом из них имеется пара небольших отверстий – дыхалец. От каждого дыхальца внутрь отходят ветвящиеся трубочки – трахеи, которые пронизывают всё тело насекомого. Наблюдая за майским жуком, можно заметить, как его брюшко то уменьшается в объёме, то увеличивается. Это дыхательные движения. При вдохе в организм через дыхальца поступает воздух, содержащий кислород, а при выдохе выходит воздух, насыщенный углекислым газом.


Тип дыхания: жаберное.

Организмы: многие водные обитатели (рыбы, раки, моллюски)

Механизм дыхания: Рыбы дышат кислородом, растворённым в воде, с помощью особых разветвлённых кожных выростов, которые называются жабры. Рыбы постоянно заглатывают воду. Из ротовой полости вода проходит через жаберные щели, омывают жабры и из-под жаберных крышек выходит наружу. Жабры состоят из жаберных дуг и жаберных лепестков, которые пронизаны множеством кровеносных сосудов. Из воды, которая омывает жабры, в кровь поступает кислород, а из крови в воду удаляется углекислый газ. Жабры, находящиеся внутри тела, называются внутренними жабрами.


Тип дыхания: лёгочное.

Организмы: наземные позвоночные (земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери, человек)

Механизм дыхания: Во время вдоха, воздух, содержащий кислород попадает в лёгкие. Лёгкие имеют вид ячеистых мешков. В каждом лёгком (левое и правое) очень сильно разветвляются бронхи, которые оканчиваются многочисленными лёгочными пузырьками. Каждый лёгочный пузырёк оплетён сетью кровеносных сосудов. Из лёгочного пузырька кислород воздуха переходит в кровь, а углекислый газ из крови в воздух. После накопления углекислого газа в лёгочном пузырьке происходит выдох. Ячеистое строение лёгких позволяет увеличить их внутреннюю поверхность во много раз.


Тип дыхания: кожное.

Организмы: земноводные (саламандры, лягушки)

Механизм дыхания: Лёгкие земноводных развиты слабо, поэтому дополнительный газообмен осуществляется через влажную кожу. В тонкой коже земноводных много желёз, которые выделяют слизь. Благодаря слизи на поверхности кожи создаётся жидкостная плёнка, в которой растворяется атмосферный кислород и, благодаря чему, возможно дыхание через кожу.

Особое значение кожное дыхание имеет в то время, когда земноводные долго находятся в воде (зимняя спячка, длительное пребывание в воде в случае опасности). Лёгочное и кожное дыхание у земноводных развито не одинаково. У тех из них, кто большую часть жизни проводит в воде, слабее развиты лёгкие, а лучше – кожное дыхание. У земноводных, живущих вдали от водоёмов, более развиты лёгкие и менее – кожное дыхание.


КЛЕТОЧНОЕ

ТРАХЕЙНОЕ

ЖАБЕРНОЕ

ЛЁГОЧНОЕ

КОЖНОЕ

ВСЕЙ ПОВЕРХНОСТЬЮ ТЕЛА

ДЫХАЛЬЦА, ТРАХЕИ

ЖАБРЫ

ЛЁГКИЕ

КОЖА

Одноклеточные, кишечнополостные, некоторые черви

Насекомые

Рыбы, ракообразные, моллюски

Наземные позвоночные животные

Земноводные






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!