СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дыхательная гимнастика

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дыхательная гимнастика»


 «ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА»

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА - В.В.ЕМЕЛЬЯНОВА.

Для развития навыков правильного певческого дыхания полезно провести упражнения для работы диафрагмы во время вдоха и выдоха («Затяни ремешок», «Надуваем шины», «Месим тесто», «Мячик»). Важно научить ребенка выполнять задержание  воздуха в проговаривании скороговорок, выполняя вдох через нос, а выдох через рот, ощущая как работает диафрагма.

Комплекс дыхательной гимнастики

Упражнение «НАСОС».

Поставить руки замком на область диафрагмы, выполнить вдох носом, ощутить растягивание диафрагмы, выдохнуть:

- медленно – «большой насос»;

- резко коротко – «маленький насос», ощутить сжатие диафрагмы (повторить 4 раза)

Упражнение «НЮХАЕМ ЦВЕТОК».

Вдох носом, задержать дыхание и медленно выдыхать (повторить 4 раза)

Упражнение «ГРЕЕМ РУКИ».

Подставить ладони к лицу, выполнить глубокий вдох носом, широко открыть рот и выдыхать медленно на ладони теплым воздухом.

Упражнение «РЕМЕШОК».

Поставить руки на пояс, выполнить вдох носом, ощутить растягивание диафрагмы, выдохнуть, ощутить сжатие диафрагмы.

Упражнение  «МЯЧИКИ».

Выполнить вдох носом, рассмотреть растягивание диафрагмы, выдыхать ритмично, регулируя взглядом работу мышцы до 8 раз за выдох.

Упражнение  «ЗМЕЯ».

Вдох носом, челюсти сжать, издавать шипение на долгом выдохе.

                                             Упражнение  «СВЕЧИ».                                                                                               Вдох носом, широко открыть рот, сделать 4 резких выдоха на звуке «Х», как будто тушим свечи (повторить 4 раза).

Упражнение  «ПУТЕШЕСТВИЕ КИСЛОРОДИКА».

  1. Зажать правую ноздрю указательным пальцем, сделать вдох левой ноздрей, выдохнуть через рот (повторить 4 раза).

  2. Зажать левую ноздрю, сделать вдох правой ноздрей, выдохнуть через рот (повторить 4 раза).

  3. Вдох носом – выдох ртом.

  4. Вдох через рот – выдох через нос

Упражнение  «ТРИДЦАТЬ ТРИ ЕГОРКИ».

Руки на пояс, вдох носом, на выдохе проговорить скороговорку, у кого сколько Егорок? Кто больше? С каждым разом постепенно увеличивать объем текста и скорость.

            ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИ А. Н. СТРЕЛЬНИКОВОЙ.
1. Ушки – Наклонить голову к плечу, сделать короткий вдох, на выдохе пропеть звук А (снимает любые спазмы, лечит сердце, О (оживляет деятельность поджелудочной железы, У (улучшает дыхание, И («прочищает» нос) .
2. Кошечка - присесть с разворотом в сторону, сделать вдох, выпрямиться и на выдохе произносить: АХ, ОХ, УХ (сброс негативной энергии, расслабление) 
3. Ладошки – руки согнуты в локтях, ладошки раскрыты. Короткие вдохи с одновременным сжиманием пальцев в кулачки, на выдохе пропеть: Ы (лечит уши, улучшает дыхание, Э (улучшает работу головного мозга) .
                                              «ВОЗДУШНЫЕ ШАРЫ».                                                                                                    Очень сложно объяснить даже 6-7летним детям, что значит правильно дышать! Тем более невозможно произнести такие страшные слова как нижне-реберно-диафрагмальное дыхание! На помощь приходят знакомые и понятные образы. Все дети любят воздушные шарики, которые используются в данном случае. Вместе с детьми мы надуваем воздушные шары и смотрим, что с ними происходит - если выпускать воздух. Ну, а если одеть на шарик пищалку, получится незаменимое пособие по изучению техники дыхания! Далее мы представляем, что шарики находятся внутри нас. Глубоко вдыхаем, на плечи «кладём кирпичи» -чтобы они не поднимались и потихоньку выпускаем воздух… - «греем брошенного котенка в руках». Чем дольше будем дуть теплым воздухом, тем быстрее согреется котенок. То есть каждую фразу, каждое упражнение я стараюсь превратить в игру, чтобы оно не звучало сухо и скучно. Чтобы научиться выговаривать такие звуки, как «С», «З», «Ш», «Ж», «Р» ребенок должен уметь делать достаточно сильный вдох. Также эти упражнения помогут в профилактике заикания, «глотания» звуков и слов.

                                         «ВОЗДУШНЫЕ  ШАРИКИ».
Детям предлагается надуть «воздушные шарики» (дыхание короткое через нос). Сначала «надуваем шар», затем со звуком «тс-с-с…» - «сдуваем», делая полный сброс воздуха. Для контроля нужно держать руку на животе.                                                                       Надуваем, дети, шарик, он становится большой. 
Вдруг шар лопнул, воздух вышел – ш-ш-ш… 
Стал он тонкий и худой. 
                                         «ВЕСЕЛЫЙ ПАРОВОЗИК».                                                                             Детям дается установка: «Чей паровозик дольше проедет?». Предлагается сделать глубокий вдох носом. По знаку педагога паровозик едет: «Чух-чух-чух…» - так долго, насколько хватит дыхания. Победит тот «паровозик», у которого дольше хватило дыхания.
«ВЕТЕР».на звук «А» – теплое дыхание, на звук «У» -  холодное дыхание.

                                                  «ОДУВАНЧИК»                                                                                                                             (материал: цветок одуванчика)
На прогулке найдите одуванчик. Взрослый предлагает подуть на цветок так, чтобы слетели все пушинки. Обычно ребенок справляется за 3-4 раза. 
                                                  «СНЕЖИНКИ»
(материал: несколько кусочков ваты или маленькие бумажные снежинки, кусочки салфеток)
Взрослый показывает, как сдуть «снежинки» с раскрытой ладони, ребенок повторяет. Упражнение повторить 2-3 раза. 
                                             «БАБОЧКА, ЛЕТИ!»
(материал: 2-3 яркие бумажные бабочки, каждая подвешена на нитке к чему-либо на уровне лица ребенка) 
Задача ребенка – дуть на бабочек, чтобы они «летели». Дуть не более 10 секунд, с паузами, чтобы не закружилась голова.

«ПО  ЯГОДЫ».

Цель: развивать у детей внимание, динамический слух, равномерный вдох и выдох при наклоне;

Дети врассыпную ходят по залу под спокойную музыку. На акцент делают наклон («срывают ягодку»).

«ПОНЮХАЙ ЦВЕТОК».

Упражнение на дыхание выполняется сначала без музыки, затем то же с музыкой. Ребёнок распределяет дыхание в соответствии с музыкальной фразой. Представить, что каждый звук можно понюхать как цветок. Для этого собрать все пальцы вместе и втянуть воздух носом, а затем:

- понюхать, затем медленно и долго подуть на свои ладошки;

- понюхать и коротко выдохнуть на каждый пальчик;

- понюхать, подуть, но не до конца, а, задержав дыхание, выдуть до конца ве воздух.

То же самое можно сделать с использованием духовых музыкальных инструментов: свистулек, дудок и пр. Важно, чтобы дети все действия выполняли по руке педагога.

Вот какой, вот какой маленький цветочек мой.                                                                              Он фиалкою зовётся. Пахнет солнцем и весной.                                                           Пчёлки быстрые ищут мёд в цветочках.                                                                     И над ними кружат, самолёты точно.

«ДИРИЖЕР» 
Выбирается ребенок – дирижер, ему дается дирижерская палочка. Ребенок медленно поднимает палочку вверх, дети делают глубокий вдох, медленно опускает – выдох.