ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
Методические рекомендации по организации активного отдыха детей дошкольного и младшего школьного возраста
Без дыханья жизни нет,
Без дыханья меркнет свет.
Дышат птицы и цветы,
Дышим он, и я, и ты.
Упражнения дыхательной разминки, позволяющие подготовить организм ребёнка к проведению более сложных дыхательных упражнений.
1. «Ароматы природы» (восстанавливает обонятельный компонент дыхания, носовое и кожное дыхание).
И. п. - стоя. После выдоха медленно втягивается воздух. Делается попытка уловить тончайшие ароматы природы. Тело предельно расслабляется. Ребёнок добивается ощущения, что он дышит не только носом, но и всем телом. Повторить 4 раза в максимально медленном темпе.
2. «Медуза» (упражнение на релаксацию).
И. п. - стоя. Глаза закрыты. Тело максимально расслабляется до полного «размягчения» мышц. Дыхание очень медленное.
3. «Ныряние» (выполняется между другими дыхательными упражнениями, чтобы избежать головокружения).
И. п. - стоя. Резкий выдох ртом одновременно с быстрым приседанием на корточки, нос зажимается пальцами. Насколько возможно, задерживается дыхание.
4. «Пылесос» (тренировка мышц, участвующих при вдохе).
И. п. - стоя. Глубокий выдох. Нос и рот плотно закрыты. Производится попытка вдохнуть через нос воздух. При этом втягиваются все межрёберные промежутки, надключичные впадины. Делать один раз.
5. «Трясучка» (стимулирует обменные процессы).
И. п. - стоя. Полностью расслабить тело и потрясти всеми его частями, стараясь, чтобы вибрировали даже внутренние органы. Делать один раз.
6. «Машина» (обучение постепенно выдыхать воздух).
Дети становятся на одной линии, делают вдох («наливают бензин») и начинают движение вперёд, при этом делая губами «бр-р-р», как дети обычно копируют работу мотора. Победитель тот, кто дальше всех «уехал» на одном дыхании.
7. «Чудо-нос».
После слов «задержу дыхание», делают вдох и задерживают дыхание.
Носиком дышу, дышу свободно, глубоко и тихо, как угодно.
Выполняю задание, задержу дыхание...
Раз, два, три, четыре –
Снова дышим - глубже, шире.
8. «Охота».
Дети закрывают глаза. Охотники по запаху должны определить предмет (апельсин, духи, земляничное варенье и т. д.).
9. «Шарик».
Педагог предлагает детям представить, что они воздушные шарики. На счёт 1-4 дети делают 4 глубоких вдоха, задерживают дыхание. Затем на счёт 1-8 медленно выдыхают.
10. «Паровоз».
а) Педагог предлагает сначала брать дыхание после каждой строчки, затем через строчку и постепенно научиться говорить на выдохе.
Паровоз кричит: «Ду-ду-у-у!
Я иду, иду, иду!».
А колёса стучат,
А колёса говорят:
«Так-так, так-так.
Чуф-чуф, чуф-чуф.
Ш-ш-ш. у-у-у!».
Приехали.
б) Ускорять темп до максимального, с движением, переходящим в бег. Затем перейти на медленный темп, а в конце остановиться через «пх» и расслабить тело.
Я могу дышать как паровоз, чух, чух, чух.
Я пыхчу, пыхчу под стук колёс, чух, чух, чух.
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, пыхчу, чух, чух, чух.
Развивать дыхание хочу чух, чух, чух (Много раз.)
11. «Скороговорки».
а) Музыкальные. После глубокого вдоха вздохнуть и произнести скороговорку на одном дыхании. Когда воздух закончился, ребёнок должен заметить сколько «Егорок» он назвал.
«На пригорке возле горки жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка...».
Педагог может использовать любую другую скороговорку.
12. «Музыкальный алфавит».
Упражнение выполняется несколько раз: 1 - дыхание берём после каждой строчки; 2 - через строчку и т.п. Постепенно научиться петь на выдохе.
А, б, в, г, д, е,
Ё, ж з,
И, й, к, л, м, н,
О, п, р, с, т,
У, ф, х, ц, ч, ш, щ,
Мягкий знак и твёрдый знак,
Э, ю, я.
Наизусть весь алфавит знаю я.
«Чудо-нос».
Муз. и сл. М. Лазарева
Носиком дышу, дышу свободно,
Глубоко и тихо, как угодно.
Выполню задание, задержу дыхание…
Раз, два, три, четыре –
И пойму я мудрое сказание.
Припев (2 раза):
Без дыхания жизни нет.
Без дыхания меркнет свет.
Дышат птицы и цветы,
Дышим он, и я, и ты.