СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельникова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельникова»

Методики коррекции речевого дыхания при дизартрии (от греч. dys – приставка, означающая расстройство, arthroo – членораздельно произношу) — нарушение произношения, обусловленное недостаточной иннервации речевого аппарата при поражениях заднелобных и подкорковых отделов мозга. При этом из–за ограничений подвижности органов речи (мягкого неба, языка, губ) затруднена артикуляция, но при возникновении во взрослом возрасте, как правило, не сопровождается распадом речевой системы. В детском же возрасте могут нарушаться чтение и письмо, а также и общее развитие речи.

Для коррекции дизартрии прежде всего необходимо установить тесный контакт с ребенком, внимательно, бережно относиться к нему. Обучение состоит в коррекции дефекта устной речи и подготовке к усвоению грамоты. При обучении арифметике особое внимание обращается на развитие понимания текста задач. Пути компенсации зависят от природы дефекта и индивидуальных особенностей ребенка.


МЕТОДИКИ КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ ПРИ ДИЗАРТРИИ

В клинической картине дизартрии неизменно присутствуют расстройства дыхания. Неречевое дыхание дизартриков имеет свои особенности. Оно, как правило, поверхностное, ритм его недостаточно устойчив, легко нарушается при эмоциональном напряжении.

Речевое дыхание представляет собой высококоординированный акт, во время которого дыхание и артикуляция строго соотносятся в процессе речевого высказывания. У дизартриков эта координация нередко нарушается даже в процессе плавной речи. Перед вступлением в речь дизартриков делают недостаточный по объему вдох, что не обеспечивает целостного произнесения интонационно-смыслового отрезка сообщения. Нередко дизартрики (не только дети, но и взрослые) говорят на вдохе, либо в фазе полного выдоха.

При коррекции дизартрии в практике, как правило, используется регуляция речевого дыхания, как один из ведущих приемов установления плавности речи.


Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой


В логопедической работе над речевым дыханием детей, подростков и взрослых широко используется дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой.

Эта гимнастика - единственная в мире, в которой короткий и резкий вдох носом делается на движениях, сжимающих грудную клетку.

Упражнения активно включают в работу все части тела (руки, ноги, голову, брюшной пресс, плечевой пояс) и вызывают общую физиологическую реакцию всего организма, повышенную потребность в кислороде.

Все упражнения выполняются одновременно с коротким и резким вдохом через нос (при абсолютно пассивном выдохе), что усиливает внутреннее тканевое дыхание и повышает усвояемость кислорода тканями, а также раздражает ту обширную зону рецепторов на слизи-стой оболочке носа, которая обеспечивает рефлекторную связь полости носа почти со всеми органами.

Вот почему эта дыхательная гимнастика имеет такой широкий спектр воздействия и помогает при массе различных заболеваний органов и систем. Она полезна всем и в любом возрасте.

В гимнастике основное внимание уделяется вдоху. Вдох производится очень коротко, мгновенно, эмоционально и активно. Главное, по мнению А.Н. Стрельниковой, - это уметь затаить дыхание, "спрятать" дыхание. О выдохе совершенно не думать. Выдох уходит самопроизвольно.

При обучении гимнастике А.Н. Стрельникова советует выполнять 4 основных правила.


Правило 1. "Гарью пахнет! Тревога!" И резко, шумно, на всю квартиру, нюхайте воз-дух, как собака след. Чем естественнее, тем лучше. Самая грубая ошибка - тянуть воздух, что-бы взять воздуха побольше. Вдох короткий, как укол, активный и чем естественнее, тем лучше. Думайте только о вдохе. Чувство тревоги организует активный вдох лучше, чем рассуждения о нем. Поэтому, не стесняясь, яростно, до грубости, нюхайте воздух.


Правило 2. Выдох - результат вдоха. Не мешайте выдоху уходить после каждого вдоха как угодно, сколько угодно - но лучше ртом, чем носом. Не помогайте ему. Думайте только: "Гарью пахнет! Тревога!" И следите за тем только, чтобы вдох шел одновременно с движением. Выдох уйдет самопроизвольно. Во время гимнастики рот должен быть слегка приоткрыт. Увлекайтесь вдохом и движением, не будьте скучно-равнодушными. Играйте в дикаря, как играют дети, и все получится. Движения создают короткому вдоху достаточный объем и глубину без особых усилий.


Правило 3. Повторяйте вдохи так, как будто вы накачиваете шину в темпоритме песен и плясок. И, тренируя движения и вдохи, считайте на 2, 4 и 8. Темп - 60-72 вдоха в минуту. Вдохи громче выдохов. Норма урока - 1000-1200 вдохов, можно и больше – 2000 вдохов. Паузы между дозами вдохов - 1-3 секунды.


Правило 4. Подряд делайте столько вдохов, сколько в данный момент можете сделать легко.


Весь комплекс состоит из 8 упражнений.

В начале - разминка. Встаньте прямо. Руки по швам. Ноги на ширине плеч. Делайте короткие, как укол, вдохи громко, шмыгая носом. Не стесняйтесь. Заставьте крылья носа соединяться в момент вдоха, а не расширяйте их. Тренируйте по 2, по 4 вдоха подряд в темпе прогулочного шага "сотню" вдохов. Можно и больше, чтобы ощутить, что ноздри двигаются и слушаются вас. Вдох, как укол, мгновенный. Думайте: "Гарью пахнет! Откуда?" Чтобы понять гимнастику, делайте шаг на месте и одновременно с каждым шагом - вдох. Правой-левой, правой-левой, вдох-вдох, вдох-вдох. А не вдох-выдох, как в обычной гимнастике.

Сделайте 96 (сотню) шагов-вдохов в прогулочном темпе. Можно, стоя на месте, можно при ходьбе по комнате, можно переминаясь с ноги на ногу: вперед-назад, вперед-назад, тяжесть тела то на ноге, стоящей впереди, то на ноге, стоящей сзади. В темпе шагов делать длинные вдохи невозможно. Думайте: "ноги накачивают в меня воздух". Это помогает. С каждым шагом - вдох, короткий, как укол, и шумный.

Освоив движение, поднимая правую ногу, чуть-чуть приседайте на левой, поднимая левую - на правой. Получится танец рок-н-ролл. Следите за тем, чтобы движения и вдохи шли одновременно. Не мешайте и не помогайте выходить выдохам после каждого вдоха. Повторяйте вдохи ритмично и частою Делайте их столько, сколько сможете сделать легко.


Движения головы

Повороты. Поворачивайте голову вправо-влево, резко, в темпе шагов. И одновременно с каждым поворотом - вдох носом. Короткий, как укол, шумный. 96 вдохов. Думайте: "Гарью пахнет! Откуда? Слева? Справа?". Нюхайте воздух..

"Ушки". Покачивайте головой, как будто кому-то говорите: "Ай-яй-яй, как не стыдно!". Следите, чтобы тело не поворачивалось. Правой ухо идет к правому плечу, левое - к левому. Плечи неподвижны. Одновременно с каждым покачиванием - вдох.

"Малый маятник". Кивайте головой вперед-назад, вдох-вдох. Думайте: "Откуда пахнет гарью? Снизу? Сверху?".

Главные движения

"Кошка". Ноги на ширине плеч. Вспомните кошку, которая подкрадывается к воробью. Повторяйте ее движения - чуть-чуть приседая, поворачивайтесь то вправо, то влево. Тяжесть тела переносите то на правую ногу, то на левую. На ту, в которую сторону вы повернулись. И шумно нюхайте воздух справа, слева, в темпе шагов.

"Насос". Возьмите в руки свернутую газету или палочку, как рукоятку насоса, и думайте, что накачиваете шину автомобиля. Вдох - в крайней точке наклона. Кончился наклон - кончился вдох. Не тяните его, разгибаясь, и не разгибайтесь до конца. Шину надо быстро накачать и ехать дальше. Повторяйте вдохи одновременно с наклонами часто, ритмично и легко. Голову не поднимать. Смотреть вниз на воображаемый насос. Вдох, как укол, мгновенный. Из всех наших движений-вдохов это самое результативное.

"Обними плечи". Поднимите руки на уровень плеч. Согните их в локтях. Поверните ла-дони к себе и поставьте их перед грудью, чуть ниже шеи. Бросайте руки навстречу друг другу так, чтобы левая обнимала правое плечо, а правая - левую подмышку, то есть, чтобы руки шли параллельно друг другу. Темп шагов. Одновременно с каждым броском, когда руки теснее всего сошлись, повторите короткие шумные вдохи. Думайте: "Плечи помогают воздуху". Руки не уводите далеко от тела. Они - рядом. Локти не разгибайте.

"Большой маятник". Это движение слитное, похожее на маятник: "насос"-"обними пле-чи", "насос"-"обними плечи". Темп шагов. Наклон вперед, руки тянутся к земле - вдох, наклон назад, руки обнимают плечи - тоже вдох. Вперед - назад, вдох-вдох, тик-так, тик-так, как маятник.

"Полуприседы". Одна нога впереди, другая сзади. Вес тела на ноге, стоящей впереди, нога сзяди чуть касается пола, как перед стартом. Выполняйте легкий, чуть заметный присед, как бы пританцовывая на месте, и одновременно с каждым приседом повторяйте вдох – короткий, легкий. Освоив движение, добавьте одновременные встречные движения рук.

Далее следует специальная тренировка "затаенного" дыхания: короткий вдох с наклоном, дыхание максимально задерживается, не разгибаясь, надо вслух считать до восьми, постепенно количество произнесенных на одном выдохе "восьмерок" увеличивается. На одном крепко задержанном вдохе надо набрать как можно больше "восьмерок".


С третьей или четвертой тренировки произнесение дизартриками "восьмерок" сочетается не только с наклонами, но и с упражнениями "полуприседы".


Главное, по мнению А.Н. Стрельниковой, почувствовать "схваченное в кулак" дыхание и проявить выдержку, повторяя вслух максимальное количество восьмерок на крепко задержанном дыхании. Разумеется, "восьмеркам" на каждой тренировке предшествует весь комплекс перечисленных выше упражнений.


Упражнения для развития речевого дыхания

В логопедической практике рекомендуются следующие упражнения:

Выберите удобную позу (лежа, сидя, стоя), положите одну руку на живот, другую – сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделайте глубокий вдох через нос (при этом живот выпячивается вперед, и расширяется нижняя часть грудной клетки, что контролируется той и другой рукой). После вдоха сразу же произведите свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимает прежнее положение).

Произведите короткий, спокойный вдох через нос, задержите на 2-3 секунды воздух в легких, затем произведите протяжный, плавный выдох через рот.

Сделайте короткий вдох при открытом рте и на плавном, протяжном выдохе произнесите один из гласных звуков (а, о, у, и, э, ы).

Произнесите плавно на одном выдохе несколько звуков:

аaaaa аaaaaooooooo аaaaaуууууу


Произведите счет на одном выдохе до 3-5 (один, два, три...), стараясь постепенно увеличивать счет до 10-15. Следите за плавностью выдоха. Произведите обратный счет (десять, девять, восемь...).

Прочтите пословицы, поговорки, скороговорки на одном выдохе. Обязательно соблюдайте установку, данную в первом упражнении.

Капля и камень долбит.

Правой рукой строят – левой ломают.

Кто вчера солгал, тому завтра не поверят.

На скамеечке у дома целый день рыдала Тома.

Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.

На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова – не руби дрова на траве двора.

Как у горки на пригорке жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка...


Прочитайте русскую народную сказку «Репка» с правильным воспроизведением вдоха на паузах.

Репка.

Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая.

Пошел дед репку рвать. Тянет-потянет, вытянуть не может.

Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут!

Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут!

Позвала внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут!

Позвала Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут!

Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут - вытянули репку!


Отработанные умения можно и нужно закреплять и всесторонне применять на практике.


«Чей пароход лучше гудит?» Возьмите стеклянный пузырек высотой примерно 7 см, диаметром горлышка 1-1,5 см или любой другой подходящий предмет. Поднесите его к губам и подуйте. «Послушай, как гудит пузырек. Как настоящий пароход. А у тебя получится пароход? Интересно, чей пароход будет громче гудеть, твой или мой? А чей дольше?» Следует помнить: чтобы пузырек загудел, нижняя губа должна слегка касаться края его горлышка. Струя воздуха должна быть сильной и выходить посередине. Только не дуйте слишком долго (больше 2-3 секунд), а то закружится голова.


«Капитаны». Опустите в таз с водой бумажные кораблики и предложите ребенку покататься на кораблике из одного города в другой. Чтобы кораблик двигался, нужно на него дуть не торопясь, сложив губы трубочкой. Но вот налетает порывистый ветер - губы складываются, как для звука п.


Также способствуют развитию речевого дыхания свистульки, игрушечные дудочки, губные гармошки, надувание шариков и резиновых игрушек.


Задания усложняются постепенно: сначала тренировка длительного речевого выдоха проводится на отдельных звуках, потом – словах, затем – на короткой фразе, при чтении стихов и т. д.


В каждом упражнении внимание детей направляется на спокойный, ненапряженный выдох, на длительность и громкость произносимых звуков.


Нормализации речевого дыхания и улучшению артикуляции в начальный период помогают «сценки без слов». В это время логопед показывает детям пример спокойной выразительной речи, поэтому на первых порах во время занятий больше говорит сам. В «сценках без слов» присутствуют элементы пантомимы, а речевой материал специально сведен к минимуму, чтобы дать основы техники речи и исключить неправильную речь. Во время этих «представлений» используются только междометия (А! Ах! Ох! и т. д.), звукоподражания, отдельные слова (имена людей, клички животных), позже – короткие предложения. Постепенно речевой материал усложняется: появляются короткие или длинные (но ритмические) фразы, когда речь начинает улучшаться. Внимание начинающих артистов постоянно обращается на то, с какой интонацией следует произносить соответствующие слова, междометия, какими жестами и мимикой пользоваться. В ходе работы поощряются собственные фантазии детей, их умение подобрать новые жесты, интонацию и т. д. Постановка звуков при дизартрии

При дизартрии нарушается как правило большое число звуков.


Перед тем как ставить звуки у дизартрика необходимо провести подготовительную работу: нормализовать речевое дыхание улучшить подвижность речевых мышц.


Подготовительная работа это первый этап постановки звуков в него входит:


· Дыхательная гимнастика


· Мимическая гимнастика


· Артикуляционная гимнастика


· Голосовые упражнения


· Массаж органов артикуляции, назначают один из видов массажа: ручной логопедический, зондовый или точечный.


· Электрофорез органов артикуляции


И только после этой работы можно приступать к обучению произносить звук изолированно.


Последовательность постановки звуков при дизартрии:

Если ребенок произносит гласные звуки в нос, то первыми необходимо поставить именно их. Если ребенок произносит какие-либо звуки смягченно, то их так же исправляют в первую очередь, исключение из этого правила составляют звуки Р, Л.


Через запятую обозначена последовательность работа над нарушенными звуками:

А, О, У, Э, Ы, Ф, В, К, Г, Х, Т, Д, Й, С, З, Ц, Ш, Ж, Ч Щ, Л, Р


Ввиду трудности нахождения каждой артикуляционной позы при дизартрии постановка изолированного звука проводится над каждым звуком отдельно. После того, как звук будет поставлен изолированно его, так же как и при дислалии закрепляют в слогах, словах и самостоятельной речи.


У дизартриков длительное время занимает автоматизация звука – закрепление его в самостоятельной речи. Чтобы ускорить работу над звуками, после того как ребенок научится произносить один нарушенный звук в словах, можно ставить другой звук изолированно, соблюдая при этом порядок работы над звуками.


Звук Р самый сложный в произношении, работать над его правильным произношение необходимо в последнюю очередь. Однако из этого правила есть исключение: если у ребенка, когда вы уже начали заниматься постановкой других звуков, появилось горловое Р, необходимо предупредить не правильное произношение и поставить этот звук хотя бы одноударно.


Бывает так, что у дизартрика какой-то звук длительно не получается в силу того, что артикуляционный аппарат в начале ваших занятий еще не достаточно развит, тогда отложите постановку сложного звука на время.


Какие звуки можно ставить одновременно:


Если у ребенка не нарушен фонематический слух (речевой слух), то одновременно можно работать над произношение звуков:


Ф, В и его мягкими парами


К, Г, Х и их мягкими парами


Т, Д и их мягкими парами


Й, Л, ЛЬ


С, З, и их мягкими парами и звуком Ц


Ш, Ж, Ч, Щ


Звук Р и его мягкая пара


Если у ребенка нарушен фонематический слух:


Нельзя ставить одновременно звуки Ф, В и их мягкие пары


Нельзя ставить одновременно звуки К, Г, Х и их мягкие пары


Нельзя ставить одновременно звуки Т, Д и их мягкие пары


Нельзя ставить одновременно звуки С, З, Ц


Нельзя ставить одновременно звуки С,З, Ц и Ш, Ж, Ч, Щ


Нельзя ставить одновременно звуки Р, Л


А также нельзя ставить звуки, которые ребенок произносит похожим образом


При нарушенном фонематическом слухе можно ставить звуки принадлежащие к разным группам.


Так же если у ребенка дизартрия очень важно соблюдать все этапы автоматизации звуков.


Автоматизация звуков - это доведение произношения до автоматизма.


Гимнастика А. Н. Стрельниковой

теги дыхание

Думайте только о вдохе носом, тренируйте только вдох. Вдох - шумный, резкий и короткий (как хлопок в ладоши). Выдох должен уходить после каждого вдоха самостоятельно через рот. Не задерживайте и не выталкивайте выдох. Вдох - предельно активный (носом), выдох - абсолютно пассивный (через рот). Вдох делается одновременно с движением.


В Стрельниковской дыхательной гимнастике нет вдоха без движения. А движения - без вдоха.

Все вдохи - движения Стрельниковской гимнастики делаются в темпоритме строевого шага. Счет в Стрельниковской дыхательной гимнастике только на 8, считать мысленно, не вслух.


Упражнение А.

Упражнения можно делать стоя, сидя, лежа.

Исходное положение: встаньте прямо, руки опущены. Немного наклонитесь вперед, к полу, округлив спину, как показано на рисунке. Голова и руки должны быть опущены, а шея расслаблена.

Сделайте быстрый шумный вдох в конечной точке поклона, как будто вы нюхаете пол. Приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью. В этот же момент сделайте пассивный выдох носом или ртом. Снова наклонитесь, сделав быстрый шумный вдох и так далее. Это упражнение напоминает накачивание шины. Делать его нужно легко, не оказывая нагрузку на поясницу.

Сделайте подряд 8 вдохов, после чего отдохните 5 секунд. И снова 8 вдохов. Норма – 12 подходов по 8 вдохов.


Вот еще одно упражнение из той же серии:

Упражнение В.


Исходное положение: встаньте прямо, ноги на ширине плеч. Для удобства можно положить руки по бокам.

Поверните голову влево и сделайте быстрый шумный вдох. Затем поворачиваем голову вправо – еще вдох. Выдох делается в промежутке, когда голова поворачивается от левого плеча к правому. Но при этом остановку посередине делать ненужно.

Во время упражнения не напрягайте шею, ваши руки и туловище должны быть неподвижными.

Для начала будет достаточно сделать 8 вдохов. Когда почувствуете в себе уверенность, можно увеличить количество подходов. Но не забывайте делать между ними короткие передышки. Норма – 3 подхода по 32 вдоха.


Не зря этой гимнастикой занимаются артисты, для которых речь - один из главных инструментов.


Эти и другие упражнения данного комплекса оказывают благоприятное действие на всю дыхательную систему человека. Она учит больного дышать глубоко, всеми легкими, тренирует диафрагму, заставляя ее активно участвовать в голосообразовании, делает голосовые связки максимально подвижными, что позволяет им тесно смыкаться во время разговора.


Выполняйте упражнения по 15-20 минут утром перед завтраком и столько же вечером после ужина. Первые результаты вы должны заметить спустя 2-3 месяца. Перемены: дыхание станет более свободным, а голос – более естественным.


Еще несколько упражнений Стрельниковой.


Упражнение 1. Исходное положение: встать прямо, поднять ладошки на уровень лица, локти опустить.

Делать короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимать кулаки. Выдох плавный, свободный через нос или рот, пальцы разжать, кисти рук расслабить.


Упражнение 2. Исходное положение: встать прямо, сжать кулаки, прижать их к поясу.

В момент короткого шумного вдоха носом с силой толкнуть кулаки к полу, как будто сбрасывая что-то с рук. Во время толчка кулаки разжать, пальцы растопырить. На выдохе вернуться в исходное положение.


Упражнение 3. Исходное положение: встать прямо, кисти рук на уровне пояса, локти чуть согнуты.

Делать легкие пружинистые приседания, поворачивая туловище то влево, то вправо. При повороте с одновременным коротким шумным вдохом сделать руками «сбрасывающее» движение в сторону (как будто кошка хочет схватить птичку). На выдохе вернуться в исходное положение.


Упражнение 4. Исходное положение: встать прямо, руки согнуть в локтях на уровне плеч, кистями друг к другу.

В момент короткого шумного вдоха носом обнять себя за плечи (руки должны двигаться параллельно). На выдохе вернуться в исходное положение.


Упражнение 5. Исходное положение: встать прямо, руки опущены.

Слегка наклониться вперед, руки опустить к коленям - шумный вдох. Сразу же немного откинуться назад, чуть прогнувшись в пояснице, обнимая себя за плечи – еще один вдох. Выдох пассивный между двумя вдохами – движениями. Вернуться в исходное положение.


Упражнение 6. Исходное положение: встать прямо, смотреть перед собой.

Слегка наклонить голову к правому плечу – короткий шумный вдох носом. Затем наклонить голову влево – тоже вдох. Выдох пассивный между вдохами, наклоны делать без перерыва.


Упражнение 7. Исходное положение: встать прямо, руки опущены.

Опустить голову вниз, посмотреть на пол – вдох. Откинуть голову вверх, посмотреть на потолок – тоже вдох. Выдох пассивный между вдохами, движения делаются без остановки. Шею не напрягать.


Упражнение 8. Исходное положение: правая нога впереди, левая – на расстоянии одного шага сзади. Тяжесть тела на обеих ногах.

Перенести тяжесть тела на впереди стоящую правую ногу. Слегка присесть на ней – вдох. Выпрямиться, перенести тяжесть тела на стоящую сзади левую ногу. Слегка присесть на ней – вдох. Между вдохами пассивный выдох. Упражнение выполнять 8 раз без остановки. Поменять ноги.


Упражнение 9. Исходное положение: встать прямо, руки опущены вдоль тела.

Поднять согнутую в колене правую ногу до уровня живота, слегка приседая на левой ноге – вдох. Вернуться в исходное положение – пассивный свободный выдох. Затем присесть на правой ноге, поднимая левую ногу – вдох. Выдох свободный после каждого вдоха.


Дыхание играет важную роль в проблеме дизартрии, но далеко не ключевую. В данном деле важно все, что может помочь выздороветь. И правильное дыхание необходимо брать на вооружение.


Важность дыхания в речевом процессе трудно переоценить.


Одна из наиболее важных проблем, с которой приходится сталкиваться при коррекции дизартрии — нарушение «речевого дыхания». Это может быть нехватка воздуха для произнесения полной фразы, вынужденные дополнительные вдохи внутри слова, попытка речи на вдохе, чувство стеснения в груди, ком в горле.


Врачи знают, что дыхание является, пожалуй, одной из немногих, если не единственной вегетативной функций, которая с одной стороны обеспечивает поддержание жизненноважных параметров организма (человек без дыхания может жить всего-лишь несколько минут), а с другой — поддается эффективному волевому контролю.


Влиять на дыхание гораздо легче, чем, скажем, на работу сердца или почек. Только йоги и специально тренированные люди могут затормозить или ускорить ритм сердца, скажем, в два раза. А вот дыхание - не менее важную систему организма относительно легко ускорить или затормозить без специального обучения, более того, не сложно изменять фазы дыхания: увеличить продолжительность выдоха, сделать задержку на вдохе в достаточно широких пределах.


I. Почему природа позволила сознанию вмешиваться в постоянство внутренней среды организма? Она сделала это послабление только ради дара речи! Роль дыхания в голосообразовании основополагающая. Легкие обеспечивают подпор воздуха под голосовыми связками, являясь мехами и трубами человеческого органа. При правильном резонансном речеобразовании, как и при правильном пении потеря воздуха в единицу времени минимальная.


Для обеспечения речи двигательные речевые центры перехватывают управление дыханием. А если имеется недостаточность или гипертонус этих центров, естественно, начинает расстраиваться и дыхание.

Оно аналогично морскому прибою. Неудивительно, что слово бриз в английском языке созвучно со словом дыхание. Если волны от речевого центра идут не ритмично, нарушается ритм речи. Если встречают препятствие — нарушается громкость и плавность речи. Если наталкиваются одна на другую, начинается вегетативная буря: спазм дыхательной мускулатуры, ступор, чувство раздражения и т.п.


II. Как научиться контролю речевого дыхания.

В целом, методики постановки дыхания можно разделить на две большие группы: группа методик волевой настройки дыхания и методики автоматической настройки дыхания.

К первой группе можно отнести парадоксальную дыхательную гимнастику А. Н. Стрельниковой, которая кроме всего прочего, применяется для лечения дизартрии и заикания; системы дыхательной гимнастики йогов. Также используют дыхательные упражнения, направлены на координацию ротового и носового дыхания, на выработку нижнереберного типа дыхания при активном участии диафрагмы, на выработку продолжительного и экономного выдоха. Обычно дыхательные упражнения сначала проводятся без речи.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!