Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Лабинский медицинский колледж»
министерства здравоохранения Краснодарского края
Учебно-методическое пособие
для практических работ по дисциплине «Анатомия и физиология человека»
раздел «Дыхательная система»
специальность 31.02.01 – «Лечебное дело»
Разработано преподавателем анатомии и физиологии
Остапенко О.А.
Лабинск
Практическая работа
Тема: Анатомия органов дыхательной системы
Цель: углубить и закрепить знания по теме занятия с помощью работы с иллюстративным материалом и наглядными пособиями (муляжи, плакаты, иллюстрации атласа и др.).
Оборудование: атлас, таблицы, муляжи
Вопросы для самоподготовки:
Дыхательная система. Определение. Структура. Функции.
Мертвое пространство. Определение. Особенности строения. Значение.
Полость носа. Придаточные пазухи. Функции.
Гортань. Топография. Функции. Строение стенки. Отделы. Хрящи и мышцы гортани.
Трахея. Топография. Функция. Строение стенки.
Бронхи. Виды бронхов. Бронхиальное дерево. Строение стенки.
Альвеолы.
Легкие. Топография. Функции. Внешнее строение, границы, внутреннее строение: доли, сегменты, дольки, ацинус. Корень легкого. Сосуды легкого.
Плевра. Строение. Листки. Плевральная полость. Значение отрицательного внутригрудного давления. Синусы.
Средостение. Верхнее: тимус, трахея, пищевод, восходящая аорта, блуждающий нерв, верхняя полая вена, грудной лимфатический проток. Нижнее: сердце, перикард, главные бронхи, пищевод, нисходящая аорта, непарная, полунепарная вены, соответствующие отделы блуждающего нерва, грудного лимфатического протока.
Самостоятельная работа студентов:
1. Используя учебные наглядные пособия, изучить месторасположение и строение органов дыхания.
2. Рассмотреть строение отделов дыхательной системы, сделать обозначения, заполнить таблицу
Рис. 1. Органы дыхания
Таблица «Отделы дыхательной системы»
Отделы дыхательной системы | Топография | Строение | Функции |
1. Полость носа (с придаточными пазухами) 2. Гортань 3. Трахея 4. Бронхи (разного порядка) 5. Легкие | | | |
3. Обозначить рисунок, описать местоположение передней, задней, верхней и нижних границ легких, пояснить словосочетание «анатомические часы».
4.Ответить на вопросы, обозначить рисунки
Значение носового дыхания.
За счет чего происходит согревание воздуха в носовой полости?
Почему область верхнего носового хода называется обонятельной?
Какие воздухоносные пазухи связаны с носовой полостью?
Рис. 2. Хрящи (А) и мышцы (Б) гортани.
Рис. 3. Полость гортани (А) трахея и бронхи (Б).
Какие отделы включает гортань, где локализуются и к каким хрящам крепятся голосовые связки?
Как называется место раздвоения трахеи? Указать топографию.
Перечислить виды бронхов и бронхиол в виде схемы. Указать отличия в понятиях: бронх и бронхиола.
В каких отделах дыхательных путей чаще возникают дыхательные расстройства? Пояснить.
Рис. 4. Правое (П) и левое (Л) легкие; вид спереди (вверху) и с медиальной стороны (внизу).
Какие поверхности и края имеют легкие?
Как называется оболочка, покрывающая легкие, какими листками она образована?
Что собой представляет средостение?
Известно, что каждое легкое состоит из
долей________________
сегментов_________________
долек______________________________, а дольки включают
ацинусы, которые представляют собой _________________________________________
_______________________________________________________________________________
включающие
альвеолы – это______________
Сурфактант – это_________________
Практическая работа
Тема: Физиология дыхания
Цель: углубить и закрепить знания по теме занятия с помощью работы с иллюстративным материалом и наглядными пособиями (муляжи, плакаты, иллюстрации атласа и др.).
Оборудование: атлас, таблицы, муляжи
Вопросы для самоподготовки:
Дыхание. Определение. Значение. Функции легких.
Структура акта дыхания. Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.
Дыхательный цикл. Механизм вдоха и выдоха.
Легочные объемы.
Легочная вентиляция. МОД.
Дыхательный центр.
Регуляция дыхания.
Механизм первого вдоха новорожденного.
Дыхание при пониженном и повышенном атмосферном давлении, при физической нагрузке.
Искусственное дыхание. ИВЛ.
Типы дыхания: грудной, брюшной, смешанный.
Аускультация и перкуссия легких.
(8-12 письменно)
Термины:
ЧД
ДО
Апноэ
Брадипноэ
Тахипноэ
инспирация
экспирация
гиперкапния
гипоксия
Самостоятельная работа студентов:
1. Рассмотреть схему «Механизм вдоха и выдоха», описать дыхательный цикл (3 этапа: вдох, выдох, пауза).
2. Дополнить схему:
3.Заполнить таблицу «Содержание газов в вдыхаемом и выдыхаемом воздухе», пояснить разницу газового состава
Содержание в % | Вдыхаемый воздух | Альвеолярный воздух | Выдыхаемый воздух |
О2 | | | |
CO2 | | | |
N2 | | | |
4. Заполнить таблицу «Дыхательные объемы»
Дыхательные объемы | Определение | Объем, мл |
ДО | | |
РО вдоха | | |
РО выдоха | | |
ОО | | |
ЖЕЛ | | |
ОЕЛ | | |
МОД | | |