СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дыхательная система

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебно-методическая разработка для практических занятий по дисциплине "Анатомия и физиология человека" раздел "Дыхательная система" для средних медицинских учреждений

Просмотр содержимого документа
«Дыхательная система»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Лабинский медицинский колледж»

министерства здравоохранения Краснодарского края








Учебно-методическое пособие

для практических работ по дисциплине «Анатомия и физиология человека»

раздел «Дыхательная система»

специальность 31.02.01 – «Лечебное дело»





Разработано преподавателем анатомии и физиологии

Остапенко О.А.



Лабинск





Практическая работа

Тема: Анатомия органов дыхательной системы

Цель: углубить и закрепить знания по теме занятия с помощью работы с иллюстративным материалом и наглядными пособиями (муляжи, плакаты, иллюстрации атласа и др.).

Оборудование: атлас, таблицы, муляжи

Вопросы для самоподготовки:

  1. Дыхательная система. Определение. Структура. Функции.

  2. Мертвое пространство. Определение. Особенности строения. Значение.

  3. Полость носа. Придаточные пазухи. Функции.

  4. Гортань. Топография. Функции. Строение стенки. Отделы. Хрящи и мышцы гортани.

  5. Трахея. Топография. Функция. Строение стенки.

  6. Бронхи. Виды бронхов. Бронхиальное дерево. Строение стенки.

  7. Альвеолы.

  8. Легкие. Топография. Функции. Внешнее строение, границы, внутреннее строение: доли, сегменты, дольки, ацинус. Корень легкого. Сосуды легкого.

  9. Плевра. Строение. Листки. Плевральная полость. Значение отрицательного внутригрудного давления. Синусы.

  10. Средостение. Верхнее: тимус, трахея, пищевод, восходящая аорта, блуждающий нерв, верхняя полая вена, грудной лимфатический проток. Нижнее: сердце, перикард, главные бронхи, пищевод, нисходящая аорта, непарная, полунепарная вены, соответствующие отделы блуждающего нерва, грудного лимфатического протока.

Самостоятельная работа студентов:

1. Используя учебные наглядные пособия, изучить месторасположение и строение органов дыхания.

2. Рассмотреть строение отделов дыхательной системы, сделать обозначения, заполнить таблицу





Рис. 1. Органы дыхания






Таблица «Отделы дыхательной системы»



Отделы

дыхательной

системы

Топография

Строение

Функции


1. Полость носа (с придаточными пазухами)



2. Гортань




3. Трахея



4. Бронхи


(разного порядка)





5. Легкие











3. Обозначить рисунок, описать местоположение передней, задней, верхней и нижних границ легких, пояснить словосочетание «анатомические часы».







4.Ответить на вопросы, обозначить рисунки


  • Значение носового дыхания.

  • За счет чего происходит согревание воздуха в носовой полости?

  • Почему область верхнего носового хода называется обонятельной?

  • Какие воздухоносные пазухи связаны с носовой полостью?






Рис. 2. Хрящи (А) и мышцы (Б) гортани.

  • Какими хрящами образован скелет гортани?



  • С какой анатомической особенностью связано изменение голоса в период полового созревания?




Рис. 3. Полость гортани (А) трахея и бронхи (Б).


  • Какие отделы включает гортань, где локализуются и к каким хрящам крепятся голосовые связки?

  • Как называется место раздвоения трахеи? Указать топографию.

  • Перечислить виды бронхов и бронхиол в виде схемы. Указать отличия в понятиях: бронх и бронхиола.

  • В каких отделах дыхательных путей чаще возникают дыхательные расстройства? Пояснить.


Рис. 4. Правое (П) и левое (Л) легкие; вид спереди (вверху) и с медиальной стороны (внизу).

  • Какие поверхности и края имеют легкие?

  • Как называется оболочка, покрывающая легкие, какими листками она образована?

  • Что собой представляет средостение?

  • Известно, что каждое легкое состоит из

долей________________

сегментов_________________

долек______________________________, а дольки включают

ацинусы, которые представляют собой _________________________________________

_______________________________________________________________________________

включающие

альвеолы – это______________

Сурфактант – это_________________




Практическая работа

Тема: Физиология дыхания

Цель: углубить и закрепить знания по теме занятия с помощью работы с иллюстративным материалом и наглядными пособиями (муляжи, плакаты, иллюстрации атласа и др.).

Оборудование: атлас, таблицы, муляжи

Вопросы для самоподготовки:


  1. Дыхание. Определение. Значение. Функции легких.

  2. Структура акта дыхания. Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.

  3. Дыхательный цикл. Механизм вдоха и выдоха.

  4. Легочные объемы.

  5. Легочная вентиляция. МОД.

  6. Дыхательный центр.

  7. Регуляция дыхания.

  8. Механизм первого вдоха новорожденного.

  9. Дыхание при пониженном и повышенном атмосферном давлении, при физической нагрузке.

  10. Искусственное дыхание. ИВЛ.

  11. Типы дыхания: грудной, брюшной, смешанный.

  12. Аускультация и перкуссия легких.

(8-12 письменно)


Термины:

ЧД

ДО
Апноэ

Брадипноэ

Тахипноэ


инспирация

экспирация

гиперкапния

гипоксия



Самостоятельная работа студентов:

1. Рассмотреть схему «Механизм вдоха и выдоха», описать дыхательный цикл (3 этапа: вдох, выдох, пауза).







2. Дополнить схему:




3.Заполнить таблицу «Содержание газов в вдыхаемом и выдыхаемом воздухе», пояснить разницу газового состава


Содержание в %

Вдыхаемый воздух

Альвеолярный воздух

Выдыхаемый воздух

О2




CO2




N2





4. Заполнить таблицу «Дыхательные объемы»


Дыхательные объемы

Определение

Объем, мл


ДО



РО вдоха






РО выдоха





ОО






ЖЕЛ






ОЕЛ





МОД







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!