Просмотр содержимого документа
««Единицы длины. Километр»»
Тема урока:
«Единицы длины. Километр»
Цели урока:
- Познакомить учеников с новой единицей измерения длины – километром.
- Дать представление использования новой единицы измерения на практике.
- Развивать логическое мышление и умение творчески подходить к решению задач.
- Совершенствовать умение читать, записывать и сравнивать многозначные числа.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и целей урока.
3. Объяснение нового материала. Путешествие по карте:
- Станция «СМЕКАЛКИНО». Устная работа.
- Станция «ИЗМЕРЯЙКИНО»:
- Занимательная страничка «38 ПОПУГАЕВ». Практическая работа ( № 168, с. 38; № 170 (1,2 столбик), с. 39).
- Занимательная страничка «38 ПОПУГАЕВ».
- Практическая работа ( № 168, с. 38; № 170 (1,2 столбик), с. 39).
- Станция «ЗАДАЧКИНО». Коллективная работа ( № 167, с. 38; № 171, с. 39).
- Станция «ВЫЧИСЛЯЙКИНО». Самостоятельная работа
( № 172, с. 39).
4. Итоги урока. Королевство математики.
5. Домашнее задание: № 169, №170 (3 столбик),с. 39 .
Единицы длины.
- Какие единицы длины вы знаете?
- Выразите 1 дм в см и мм :
1 дм = см = мм
- Начертите отрезки длиной 1 дм и 1 см.
1 м = дм = см
10
100
10
100
Карта путешественника по КОРОЛЕВСТВУ МАТЕМАТИКИ .
Станция «СМЕКАЛКИНО».
Какого числа не хватает на голове у третьего человечка?
?
3
9
4
1
17
14
6
2
Станция «СМЕКАЛКИНО».
Проверим:
10
3
9
4
1
17
14
6
2
Станция «ИЗМЕРЯЙКИНО».
Занимательная страничка «38 ПОПУГАЕВ».
Как появились меры длины…
- Сегодня все знакомы с линейкой, метром,
а чем измеряли длину раньше?
- Первыми измерительными приборами были части тела: пальцы рук, ладонь, ступня .
- У древних египтян основной мерой длины служил локоть (расстояние от конца пальцев до согнутого локтя).
- А как измеряли длину удава в мультфильме
«38 попугаев»?
- А мы сегодня измерим длину парты в локтях, ладонях и пальцах . А потом сделаем вывод.
Знаете ли вы…
- Многие народы измеряли длину шагами , двойными шагами и тростями .
Очень большие расстояния измерялись переходами , привалами или даже
днями .
- В Японии существовала мера, называемая лошадиным башмаком . Она
была равна пути, в течение которого изнашивалась соломенная подошва,
привязанная к копытам лошади.
- В Англии существовали единицы длины, связанные с частями тела
человека: дюйм (2,5 см) – в переводе с голландского означает «большой
палец»; фут (30 см или 12 дюймов) с английского «нога»; ярд – это
Расстояние от носа короля Генриха I до конца среднего пальца его
вытянутой руки.
- Издавна на Руси в качестве меры длины использовали:
сажень (маховая, косая) , верста , локоть и аршин . Маховая сажень (1,76 м)
– расстояние между раскинутыми в сторону руками. Косая сажень (2,48 м)
- расстояние от каблука правой ноги до кончиков пальцев вытянутой вверх левой руки. Слово аршин пришло с Востока. Он равен 71 см.
Практическая работа.
- № 150, с. 36. Задание : определить на глаз длину отрезков. Для проверки измерить их длину в см и мм.
- № 154 (1,2 столбики), с. 37.
Заполни пропуски:
620 = дес 756 = дес ед
620 мм = см 756 мм = см мм
620 дм = м 756 дм = м дм
62
75
6
62
75
6
62
75
6
Новая единица измерения длины – КИЛОМЕТР.
- Какие известные тебе единицы длины удобно использовать при измерении толщины спички , длины карандаша , ширины окна , длины коридора ?
- В каких единицах измеряется расстояние от одного населенного пункта до другого?
- Для измерения больших расстояний используют более крупную, чем метр, единицу длины – километр .
- Краткое обозначение километра – км .
- Сколько в 1 км метров?
1 км = 1000 м
Запомни:
1 км = 1000 м
1 м = 10 дм
1 дм = 10 см
1 см = 10 мм
Станция «ЗАДАЧКИНО».
Коллективная работа.
Ответ: 1000 шагов .
Как движется транспорт или люди?
ДРУГ ЗА ДРУГОМ
НАВСТРЕЧУ
В РАЗНЫЕ СТОРОНЫ
Работа над содержанием.
1. Как движутся пешеходы на 1 чертеже?
?
160 м
140 м
1 км
- Сколько прошел первый пешеход? второй?
- Какое расстояние между остановками ?
- 1 км – это сколько метров?
- Каким стало расстояние между пешеходами?
- Решение: 1000 – (160 + 140) = 700 (м)
Ответ:
Расстояние между пешеходами стало 700 м .
Работа над содержанием.
2. Как движутся пешеходы на 2 чертеже?
160 м
140 м
1 км
?
- Расстояние между остановками изменится?
- Из чего состоит расстояние между пешеходами?
- Решение: 1000 + (160 + 140) = 1300 (м)
1300 м = 1 км 300 м
Ответ: Расстояние между пешеходами стало 1300 м или 1 км 300 м .
- Сравним решения 1 и 2 задач и ответы .
Станция «ВЫЧИСЛЯЙКИНО».
Самостоятельная работа.
552 : 8
200 – 80 : 2 + 6
905 – 359 · 2
= 69
= 187
= 166
836 : 4
801 – 198 · 4
(300 - 90) : 3 + 7
= 9
= 209
= 77
703 – 135 · 5
600 – 120 : (4+2)
978 : 3
= 326
= 28
= 580
Итоги урока.
- С какой новой единицей длины познакомились?
- 1 км – это сколько метров ?
- Какая из этих единиц измерения самая большая?
- Какая самая маленькая?
1000
10
100
10
100
Станция «ЗАМОК ЕДИНИЦЫ ДЛИНЫ».
Ребята! Вы прибыли
на конечную станцию
«Замок единицы длины».
Примите поздравление и
волшебный подарок
«Измерялки»
от принцессы замка.
А также пожелание:
новых и интересных
путешествий вам по королевству математики!
Домашнее задание:
№ 155, с.37
№ 154 (3 столбик), с. 37
Спасибо за работу на уроке!