СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок. Технологическая карта урока «Единственное и множественное число имён существительных»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок. Технологическая карта урока «Единственное и множественное число имён существительных»»



№п/п

Этапы урока

Содержание этапа,

деятельность учителя

1.

Самоопределение. Мотивация к учебной деятельности.


Приветствие учителя.

- Сейчас у нас урок русского языка. Давайте настроимся на работу и улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет всем общения и новые открытия.

- На протяжении всего урока вы будете оценивать свою деятельность в листе самооценки.

Объяснение порядка работы с листом самооценки.

Лист самооценки (смайлик рисуют)

Лист самооценки


ФИ


Начало урока

(смайлик, настроение)

Этапы урока

+

(все понятно)

-

(ничего не понятно)

? (понятно, но остались вопросы)

Чистописание




Работа в группе




Работа в паре




Физминутка




Самостоятельная работа




Конец урока

(смайлик, настроение)


Сигнал готовности к дальнейшей работе (поднятая ручка в руке)


2.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Работа в тетрадях.

-Откройте тетрадь, запишите число

15 марта.

Классная работа.

Минутка чистописания.

- Начнем наш урок по традиции с минутки чистописания.

- Взгляните на слайд, прочитайте стихотворение. Один ученик читает стихотворение вслух.

Был у бабушки баран

Бил он бойко в барабан.

И плясали бабочки

Под окном у бабушки.

- Какой звук чаще других встречается в этом стихотворении? [б]

- Охарактеризуйте этот звук. (согласный, звонкий, парный, твёрдый).

-Сегодня на уроке мы будем прописывать строчную букву б.

- Какими буквами обозначается этот звук на письме? (Буквами Б, б).

- Пропишите красиво аккуратно строчную букву б.

- Помните, что при письме необходимо соблюдать верное написание букв.

- Оцените свою работу, подчеркните простым карандашом самые удачно написанные буквы.



Лист самооценки

(оценивают своё участие в минутке чистописания)


Сигнал готовности к дальнейшей работе (поднятая ручка в руке).








-Запишите слова: бабушка, баран, барабан, бабочки без ошибок, аккуратно.

- К какой части речи относятся эти слова? (Имя существительное)

- На доске выстраивается схема:

- Что обозначает имя существительное? (предмет)

- На какие вопросы отвечает имя существительное? (кто? что?)

- Какие имена существительные отвечают на вопрос кто? (одушевлённые)

- Какие имена существительные отвечают на вопрос что? (неодушевлённые)

- Какие ещё признаки имени существительного вы знаете? (собственные и нарицательные)

3.























4.

Постановка учебной задачи.






















Первичное закрепление.

- Работа в группах: (правило работы в группе)

- Сегодня на уроке мы ещё откроем один секрет об имени существительном.

- У вас на парте лежат листы.

- На экране даны слова: бабушка, баран, барабан, бабочки.

- Прочитайте эти слова еще раз и подумайте, на какие группы можно их разделить?

Сигнал готовности к дальнейшей работе (поднятые соединенные «домиком» руки в группе).

- (Одушевленные и неодушевленные).

- Я согласна с вами.

- Может у кого-то есть другой вариант для разделения этих слов на группы?

- (Обозначают 1 предмет и обозначают много предметов).


Определение темы урока, постановка цели.

- Сформулируйте тему урока?

«Единственное и множественное число имён существительных»

- Тогда цель нашего сегодняшнего урока? (Цель: научится изменять имена существительные по числам).

Лист самооценки

(оценивают своё участие в работе группы)





- Может кто-то знает, как обозначается число?

- В русском языке принято записывать сокращённо единственное число Ед.ч, множественное число Мн.ч.

Работа в паре:

- У вас на партах лежит карточка.

- Ваша задача распределить слова по числам.

- Птицы, капель, дожди, книга, дерево, воробей, грачи, грибы.


Ед.ч

Мн.ч








Сигнал готовности к дальнейшей работе (поднятые соединенные «домиком» руки в паре).

- Какие слова вы записали в 1 столбик? (капель, книга, дерево, воробей)

- Почему вы записали эти слова в первый столбик?

- Имена существительные, которые обозначают 1 предмет, находятся в единственном числе.

- А какие во второй столбик? (птицы, дожди, грачи, грибы)

- Почему вы записали эти слова во второй столбик?

- Имена существительные, которые обозначают несколько предметов, находятся во множественном числе.

- Сверьте с эталоном.

- Какая пара выполнила без ошибок?

- Кто допустил ошибки?

- Кто не справился с заданием?

- Сформулируйте правило сами. ( Имена существительные в единственном числе обозначает один предмет. Имена существительные во множественном числе обозначают два или несколько предметов.)

- Откройте учебник на странице 61. Прочитайте правило в оранжевой рамочке.

- Давайте проверим, подтвердилась ли наше предположение? (Да)

- Зачитайте правило вслух.

- Итак, что нового мы сегодня узнали об имени существительном? (Может употребляться в единственном и во множественном числе).

- Все правильно! Молодцы!


Лист самооценки

(оценивают своё участие работы в паре)


- Вы молодцы справились с заданием.


Физминутка:


- Ну а сейчас давайте встанем и немного отдохнём. Но будем отдыхать с пользой. - Я буду называть имена существительные единственного и множественного числа.

- Если услышите существительные единственного числа, вы хлопайте 1 раз.

- Если услышите существительные множественного числа – нужно присесть и руки вытянуть вперёд.

Слова: дом, город, дома, улицы, загадка, снег, чайки, дети, кит, уроки.

Лист самооценки

(оценивают своё участие в физминутке)


- Вы молодцы справились с заданием.









Самостоятельная работа.

- Продолжаем нашу работу, сейчас вы будите работать самостоятельно, вам нужно преобразовать имена существительные единственного числа в слова множественного числа, и наоборот.

- Ребята давайте посмотрим, по каким критериям мы будем оценивать себя в этом задании:

1.Аккуратность написания.

2.Правильно изменены и записаны слова в нужной форме.

3.Правильно указано число.

4.Правильно выделена часть слова.

1 вариант.

- Прочитайте слова. Измените и запишите данные имена существительные в форме единственного числа.

Книги - книга, ягоды - …, моря - …, облака - …

- Над каждым, словом укажите его число.

- Подчеркните в каждом слове ту часть, которая указывает на то, что имя существительное изменяется по числам.


2 вариант.

- Прочитайте слова. Измените и запишите данные имена существительные в форме множественного числа.

Машина - машины, улица - …, трава - …, пчела - …

- Над каждым, словом укажите его число.

- Подчеркните в каждом слове ту часть, которая указывает на то, что имя существительное изменяется по числам.

Сигнал готовности к дальнейшей работе (поднятая ручка в руке).

- Прочитайте слова парами.

- Как же изменяются имена существительные? (по числам)

- Что изменяется в словах ед. и мн. числа? (форма слова, окончание)

- Давайте проверим, подтвердилась ли наше предположение?

- Открываем с. 62 в учебнике и читаем правило.

- Зачитайте правило вслух.

Лист самооценки

(оценивают своё участие в самостоятельной работе)


- Вы молодцы справились с заданием.

4.

Рефлексия эмоционального состояния

- С каким настроением заканчиваем наш урок?

Лист самооценки (смайлик рисуют)

5.

Подведение итогов урока.

- Давайте вспомним тему нашего урока. (….).

- Достигли ли мы цели нашего урока?

- Над какой частью речи работали? (имя существительное)

- Что обозначает имя существительное? (предмет)

- На какие вопросы отвечает имя существительное? (кто? что?)

- Какие имена существительные отвечают на вопрос кто? (одушевлённые)

- Какие имена существительные отвечают на вопрос что? (неодушевлённые)

- Какие ещё признаки имени существительного вы знаете? (собственные и нарицательные)

- Какой ещё секрет мы узнали об имени существительном? (имена существительные изменяются по числам)

- Что я могу добавить к нашей схеме? (имя существительное может употребляться ед.ч и мн.ч)

6.

Домашнее задание.

Выучить правила стр.61-62, стр.62, упр.107.

- Все спасибо за урок! Вы – молодцы!