СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Единственное и множественное число имён существительных» 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока для учащихся 2 класса, обучающихся по программе "Школа России". К конспекту добавлена презентация отдельной разработкой.

Просмотр содержимого документа
««Единственное и множественное число имён существительных» 2 класс»

Конспект урока русского языка во 2 классе

по теме: «Единственное и множественное число имён существительных»


Тема урока: Единственное и множественное число имен существительных

Цель: создать условия для знакомства с  понятием об изменении имен существительных по числам, способствовать  развитию памяти, внимания, мышления, устной и письменной речи, формированию навыков грамотного письма, привитию аккуратности.

Проблема (идея) урока: имена существительные изменяются по числам.

Задачи урока (способы достижения цели):

Личностные:

     - мотивация учебной деятельности;

     - самооценка  на основе критериев успешности учебной  деятельности;

     - формирование социальной роли ученика.

Метапредметные:

     - формулировать и удерживать учебную задачу;

Предметные:

     - определять число имен существительных;

     - употреблять в речи единственное и множественное число имен существительных.

Планируемые результаты:

Предметные:

     - определять грамматический признак имен существительных – число;

     - изменять имена существительные по числам.

Метапредметные:

     - использовать специальную терминологию, отделять главное от второстепенного,   использовать  правила для подтверждения своей позиции;

     - работать с разными  видами информации (представленными в текстовой форме, правил, дидактических иллюстраций).

     - уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Личностные:

     - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

     - уметь слушать и понимать речь друг друга.

Технологии, методы:  самомассаж рук, динамическая пауза,

Средства (ресурсы, учебник и учебные пособия, оборудование):

В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. «Русский язык», 2класс. Учебник для общеобразовательных учреждений, часть 2.


Ход урока


  1. Организация начала урока

Психологический настрой


Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый ваш класс,

И для меня уже награда

Внимание ваших умных глаз.


Я знаю, каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок.

И мы, отбросив все сомнения,

Начнём сегодняшний урок.


- Проверим рабочие места. На партах – учебник русского языка, тетрадь, пенал, оценочный лист, карточки.


- Солнышко смеётся, и вы улыбнитесь друг другу. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение товарищам. Я вижу настроение у вас хорошее, деловое.

Гимнастика-массаж.

Разотри свои ты ушки

И на мочки надави.

Все извилинки на ушке

Пальчиком своим пройди. (Выполняем массаж ушных раковин, массируем мочки ушей, указательными пальцами аккуратно растираем ушки).


- Садитесь, пожалуйста. Приступим к работе.

Отгадайте загадку:

В середине – волшебство:

Там чудак зайчишку вынул

Из кармана своего.

Там под купол танцовщица

Улетела, как синица.

Там собачки танцевали.. .

Вы, конечно, там бывали. (Цирк)


- Сегодня на уроке мы побываем в цирке. Его артисты уже приготовили вам задания.


  1. Актуализация знаний


  1. Орфографическая минутка. (слайд 1)

- Весёлый клоун жонглирует разноцветными мячами и просит вас подсказать, какие буквы нужно написать на мячах, чтобы получились слова.


Дети вставляют буквы, объясняют их написание. Проверка – слайд 2,


  1. Минутка чистописания (слайд 3)


- А теперь весёлый клоун просит угадать, какую букву мы будем писать сегодня на чистописании. Посмотрите на мячи и скажите, какая буква лишняя. Почему? Какая из этих букв обозначает мягкость предыдущего согласного? (Лишняя буква и, так как она обозначает мягкость предшествующих согласных звуков, а остальные гласные обозначают твёрдость предшествующих согласных звуков).

- Приступаем к чистописанию. (Показать на доске)


И и

3. Давайте вспомним, с чем знакомились на уроках русского языка в конце второго триместра? (с именем существительным). Что мы о нем уже знаем? (ответы детей – обозначает, отвечает, является, …).

4. Работа по карточкам в парах.

- У вас на партах лежат карточки. Соедините слова по смыслу.

город

Байкал

кошка

Абрикосовая

море

Чёрное

девочка

Светлана Валерьевна

река

Мурка

улица

Воронеж

озеро

Инна

учитель

Волга


(выполняют работу в парах). Проверка выполнения с помощью слайда на доске (слайд 4)

- Какую орфограмму нужно знать, чтобы правильно выполнить это задание?

- Назовите одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Подчеркните одушевленные имена существительные красным цветом, а неодушевленные – зеленым.

Проверьте свою работу, оцените её. Если всё получилось так, как у нас на доске – поставьте себе «+» на оценочном листочке возле задания 1.

  1. Словарная работа

- Дрессированный тюлень предлагает вам написать картинный диктант. (слайд 5)

(Картинки – на доске)

- Запишите слова в столбик.

берёза

карандаш

медведь

заяц


- Поставьте ударение, подчеркните орфограммы.

- К какой части речи относятся слова?

- Какие из них относятся к одушевлённым именам существительным?

-Какие из них относятся к неодушевлённым именам существительным?

- Слова, которые мы записали, обозначают один предмет или много?

Самоопределение к деятельности

(Открываю картинки во втором столбике на доске)

- Подпишем картинки во втором столбике.


берёзы

карандаши


медведи

зайцы


- Как изменились слова?

-Какие имена существительные обозначают один предмет, а какие несколько предметов?

- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

- Попробуйте сами сформулировать тему урока.


Единственное и множественное число имен существительных (тема на доске)


- Прочитайте тему нашего урока в учебнике на с.61.

- Какую цель мы перед собой поставим сегодня на уроке? (научиться определять число имен существительных)

- Какие учебные задачи попробуем решить?


(Выяснить, в каком числе могут употребляться имена существительные.

Учиться определять число имён существительных)


  1. Работа по теме урока

  1. Упр. 104 (С.61) (Устно)

- Объясните значение слов один – единственное, много – множественное.

  1. Работа с правилом (с.61)

- В каком числе может употребляться имя существительное?

- Сколько предметов обозначают имена существительные в единственном числе?

- Сколько предметов обозначают имена существительные во множественном числе?

  1. Игра «Один – много»

- Если я назову слово в единственном числе, вы поднимаете одну руку.

- Если я назову слово во множественном числе, вы поднимаете две руки.

Машины, корова, собака, стулья, бабочки, кошка, мячи, утка, девочка, мальчики, ворона.

Если вы не ошибались в игре – поставьте себе «+» на оценочном листочке возле задания 2.Физкультминутка. (Цирк).

4. Упр. 105 стр. 61

1) – чтение слов.

2) – распределительное списывание с комментированием (5 имен существительных единственного числа, 5 имен существительных множественного числа) (кто понял задание, может работать на опережение)

3) – проверка выполненной работы

4) – объединение по группам (одушевленные – неодушевленные; собственные – нарицательные).

5. Прочитайте правило тётушки Совы на стр. 62.

- При изменении формы слова меняется значение имени существительного?

  1. Упр. 107 стр. 62. (самостоятельная работа)

- Запишите пары слов, определите число, подчеркните орфограммы. (У доски работают два ученика самостоятельно)

- Как называется одинаковая часть в этих парах слов? (Корень). Выделите корень в этих словах. (другие 2 ученика).

- Сравните свою работу с работой ребят у доски, поставьте + в своем оценочном листке.

  1. Рефлексия

- Какую цель мы ставили с вами сегодня на уроке?

- Какие учебные задачи должны были решить?

- Удалось нам их выполнить?

- Вы большие молодцы и наш друг медведь просит вас помочь братьям лосям опуститься на землю, а для этого надо распределить слова по корзинам.

  1. Подведение итогов урока

- О каком признаке имени существительного вы узнали?

- Все ли вам было понятно?

- Какое задание вам было интересно выполнять?

- Покажите мне своими личиками ваше настроение после сегодняшнего урока: улыбнитесь те, кто всё, понял, у кого всё получилось. После урока сдайте, пожалуйста, ваши оценочные листки.

  1. Домашнее задание

Учебник: с.61 (правило), упражнение 106


Дополнительное задание:

- Медвежонок даёт вам задание. Распределите слова в два столбика.

Дождь, чайник, груши, уж, машины, ежи, ворчун, малыши.




Выполняют взаимопроверку, сверяя с контрольным листом.