«… соблюдение единого речевого режима в школе требует воспитания речевой культуры учащихся общими силами всех учителей. Требования, предъявляемые на уроках русского языка к соблюдению норм, должны поддерживаться и на уроках по другим предметам, и в системе внеклассных занятий»
•Методические рекомендации по некоторым аспектам совершенствования преподавания
русского языка (на основе анализа типичных затруднений выпускников при выполнении заданий ЕГЭ). – М.:ФИПИ, 2013
Просмотр содержимого документа
«Единый речевой режим в школе»
Единый речевой режим в школе
«… соблюдение единого речевого режима в школе требует воспитания речевой культуры учащихся общими силами всех учителей. Требования, предъявляемые на уроках русского языка к соблюдению норм, должны поддерживаться и на уроках по другим предметам, и в системе внеклассных занятий»
- Методические рекомендации по некоторым аспектам совершенствования преподавания русского языка (на основе анализа типичных затруднений выпускников при выполнении заданий ЕГЭ). – М.:ФИПИ, 2013
Метапредметное обучение русскому языку учителями-словесниками
- использование на уроках русского языка текстов из разных предметных областей,
- разработка и проведение факультативных курсов лингвистической направленности о языке СМИ, Интернета, семейного общения и т.д.,
- осуществление внеклассной работы лингвистической направленности, охватывающей разные сферы жизни (проектно-исследовательская деятельность, классные часы, лицейские дни, тематические недели и т.д.)
Осознаваемые и неосознаваемые учителями проблемы
- непонимание того или иного термина, грамматической конструкции, неправильное прочтение условий задания, мешают успешному изучению школьниками соответствующей школьной дисциплины
- преодолению названной проблемы будет способствовать только их целенаправленная регулярная работа со школьниками
Задачи:
- сформировать у учителей-предметников ценностную установку на важность такой работы,
- предложить учителям понятное и логически выстроенное ее содержание,
стимулировать ее системную фиксацию и рефлексию.
Такие виды работы обеспечивают обновленный, соответствующий современному социальному заказу
единый речевой режим в школе
Единый речевой режим -
- это комплекс мер, направленных на формирование универсальных умений, обеспечивающих речевые, языковые и социокультурные компетенции и способствующих созданию единой образовательной среды.
Структура единого речевого режима
Педагогические требования к речи сотрудников
Единые требования к речи обучающихся
Речевое воспитание в семье
Расширение речевой практики и активности детей и комплексное профилактическое и коррекционное развитие
Координаторы и организаторы метапредметного обучения РЯ в образовательном пространстве школы
- учителя-словесники (при поддержке учителей иностранных языков)
Цели введения понятия ЕДИНЫЙ РЕЧЕВОЙ РЕЖИМ
.
- содействия реализации государственной политики в области сохранения, развития и распространения русского литературного языка;
- содействия профессиональному росту преподавателей русского языка и литературы всех типов учебных заведений (дошкольных, школьных, средне-специальных и высших);
- содействия распространения успешных технологий преподавания школьных предметов на русском языке;
- создания условий реализации творческого потенциала преподавателей русского языка и литературы для повышения качества преподавания и изучения русского языка и литературы в Российской Федерации;
- создания условий для реализации предметных, метапредметных и личностных результатов у обучающихся в Российской Федерации;
- создание единой развивающей образовательной среды как внутри отдельной организации, так и в сети школ.
Универсальные приемы системной языковой работы предметников
Предварительная работа (перед уроком):
анализ языковых аспектов материала, который будет изучаться на уроке (выделить термины, другие слова и конструкции из текста параграфа, которые могут вызвать затруднения у школьников при восприятии и запоминании).
Подготовка заданий, стимулирующих работу с языком предмета.
Подготовка этимологических справок о терминах в рамках данной темы
Некоторые направления
- определение значения (значений) того или иного слова по словарю или без словаря,
- передача смысла той или иной фразы (фрагмента текста) другими словами,
- поиск слов-терминов, которые используются в другом значении в других науках или бытовой речи замена встретившихся в тексте символов, сокращений полными словами,
- сопоставление значений слов из текста со значениями родственных слов, если возможна путаница значений (история: дьяк, подьячий, дьячок, дьякон)
- фиксация типичных ошибок школьников в употреблении терминов и различных словесных конструкций, используемых при ответе по тематике урока (география: «Америка» вместо «США», «места рождения нефти» вместо «месторождение нефти»),
- точное соответствие ответов школьников вопросу, заданному учителем, сохранение первоначального смысла при пересказе, перефразировании,
- коррекция грамматических, стилистических и др. ошибок, недопустимых формулировок («многозначное слово – это когда у слова больше одного значения»).
- . Работа на уроке: обсуждение и применение приемов мнемотехники
Языковая работа, стимулирующая интерес к предмету
- использование лингвокультурологического материала, имеющего занимательный характер, связывающего язык предмета с историями из жизни ученых и других известных людей, традициями и обычаями народа,
- проведение игр, викторин, связанных с языком предмета.
Приемы метапредметного обучения русскому языку способствуют
- лучшему усвоению специальной терминологии,
- пониманию текстов заданий, определений,
- более эффективному поиску нужной информации,
- запоминанию правил и теорем,
- развитию речи на уроках предмета,
- повышению мотивации в обучении предмету,
- развитию исследовательских умений.
Единый речевой режим в школе – залог успешности учащихся в решении заданий ЕГЭ и олимпиад