СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Единый речевой режим в школе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 «… соблюдение единого речевого режима в школе требует воспитания речевой культуры учащихся общими силами всех учителей. Требования, предъявляемые на уроках русского языка к соблюдению норм, должны поддерживаться и на уроках по другим предметам, и в системе внеклассных занятий»

•Методические рекомендации по некоторым аспектам совершенствования преподавания русского языка (на основе анализа типичных затруднений выпускников при выполнении заданий ЕГЭ). – М.:ФИПИ, 2013  

Просмотр содержимого документа
«Единый речевой режим в школе»

      Единый речевой режим в школе

Единый речевой режим в школе

 «… соблюдение единого речевого режима в школе требует воспитания речевой культуры учащихся общими силами всех учителей. Требования, предъявляемые на уроках русского языка к соблюдению норм, должны поддерживаться и на уроках по другим предметам, и в системе внеклассных занятий» Методические рекомендации по некоторым аспектам совершенствования преподавания русского языка (на основе анализа типичных затруднений выпускников при выполнении заданий ЕГЭ). – М.:ФИПИ, 2013

«… соблюдение единого речевого режима в школе требует воспитания речевой культуры учащихся общими силами всех учителей. Требования, предъявляемые на уроках русского языка к соблюдению норм, должны поддерживаться и на уроках по другим предметам, и в системе внеклассных занятий»

  • Методические рекомендации по некоторым аспектам совершенствования преподавания русского языка (на основе анализа типичных затруднений выпускников при выполнении заданий ЕГЭ). – М.:ФИПИ, 2013
 Метапредметное обучение русскому языку учителями-словесниками использование на уроках русского языка текстов из разных предметных областей, разработка и проведение факультативных курсов лингвистической направленности о языке СМИ, Интернета, семейного общения и т.д., осуществление внеклассной работы лингвистической направленности, охватывающей разные сферы жизни (проектно-исследовательская деятельность, классные часы, лицейские дни, тематические недели и т.д.)

Метапредметное обучение русскому языку учителями-словесниками

  • использование на уроках русского языка текстов из разных предметных областей,
  • разработка и проведение факультативных курсов лингвистической направленности о языке СМИ, Интернета, семейного общения и т.д.,
  • осуществление внеклассной работы лингвистической направленности, охватывающей разные сферы жизни (проектно-исследовательская деятельность, классные часы, лицейские дни, тематические недели и т.д.)
 Осознаваемые и неосознаваемые учителями проблемы непонимание того или иного термина, грамматической конструкции, неправильное прочтение условий задания, мешают успешному изучению школьниками соответствующей школьной дисциплины преодолению названной проблемы будет способствовать только их целенаправленная регулярная работа со школьниками

Осознаваемые и неосознаваемые учителями проблемы

  • непонимание того или иного термина, грамматической конструкции, неправильное прочтение условий задания, мешают успешному изучению школьниками соответствующей школьной дисциплины
  • преодолению названной проблемы будет способствовать только их целенаправленная регулярная работа со школьниками
Задачи: сформировать у учителей-предметников ценностную установку на важность такой работы, предложить учителям понятное и логически выстроенное ее содержание, стимулировать ее системную фиксацию и рефлексию. Такие виды работы обеспечивают обновленный, соответствующий современному социальному заказу  единый речевой режим в школе

Задачи:

  • сформировать у учителей-предметников ценностную установку на важность такой работы,
  • предложить учителям понятное и логически выстроенное ее содержание,

стимулировать ее системную фиксацию и рефлексию.

Такие виды работы обеспечивают обновленный, соответствующий современному социальному заказу

единый речевой режим в школе

Единый речевой режим  -  это комплекс мер, направленных на формирование универсальных умений, обеспечивающих речевые, языковые и социокультурные компетенции и способствующих созданию единой образовательной среды.

Единый речевой режим  - 

  • это комплекс мер, направленных на формирование универсальных умений, обеспечивающих речевые, языковые и социокультурные компетенции и способствующих созданию единой образовательной среды.
Структура единого речевого режима Педагогические требования к речи сотрудников Единые требования к речи обучающихся Речевое воспитание в семье Расширение речевой практики и активности детей и комплексное профилактическое и коррекционное развитие

Структура единого речевого режима

Педагогические требования к речи сотрудников

Единые требования к речи обучающихся

Речевое воспитание в семье

Расширение речевой практики и активности детей и комплексное профилактическое и коррекционное развитие

  Координаторы и организаторы метапредметного обучения РЯ в образовательном пространстве школы    учителя-словесники (при поддержке учителей иностранных языков)

Координаторы и организаторы метапредметного обучения РЯ в образовательном пространстве школы

  • учителя-словесники (при поддержке учителей иностранных языков)
 Цели введения понятия  ЕДИНЫЙ РЕЧЕВОЙ РЕЖИМ . содействия реализации государственной политики в области сохранения, развития и распространения русского литературного языка;   содействия профессиональному росту преподавателей русского языка и литературы всех типов учебных заведений (дошкольных, школьных, средне-специальных и высших); содействия распространения успешных технологий преподавания школьных предметов на русском языке; создания условий реализации творческого потенциала преподавателей русского языка и литературы для повышения качества преподавания и изучения русского языка и литературы в Российской Федерации; создания условий для реализации предметных, метапредметных и личностных результатов у обучающихся в Российской Федерации; создание единой развивающей образовательной среды как внутри отдельной организации, так и в сети школ.

Цели введения понятия ЕДИНЫЙ РЕЧЕВОЙ РЕЖИМ

.

  • содействия реализации государственной политики в области сохранения, развития и распространения русского литературного языка; 
  • содействия профессиональному росту преподавателей русского языка и литературы всех типов учебных заведений (дошкольных, школьных, средне-специальных и высших);
  • содействия распространения успешных технологий преподавания школьных предметов на русском языке;
  • создания условий реализации творческого потенциала преподавателей русского языка и литературы для повышения качества преподавания и изучения русского языка и литературы в Российской Федерации;
  • создания условий для реализации предметных, метапредметных и личностных результатов у обучающихся в Российской Федерации;
  • создание единой развивающей образовательной среды как внутри отдельной организации, так и в сети школ.
Универсальные приемы системной языковой работы предметников Предварительная работа (перед уроком): анализ языковых аспектов материала, который будет изучаться на уроке (выделить термины, другие слова и конструкции из текста параграфа, которые могут вызвать затруднения у школьников при восприятии и запоминании). Подготовка заданий, стимулирующих работу с языком предмета. Подготовка этимологических справок о терминах в рамках данной темы

Универсальные приемы системной языковой работы предметников

Предварительная работа (перед уроком):

анализ языковых аспектов материала, который будет изучаться на уроке (выделить термины, другие слова и конструкции из текста параграфа, которые могут вызвать затруднения у школьников при восприятии и запоминании).

Подготовка заданий, стимулирующих работу с языком предмета.

Подготовка этимологических справок о терминах в рамках данной темы

Некоторые направления определение значения (значений) того или иного слова по словарю или без словаря, передача смысла той или иной фразы (фрагмента текста) другими словами, поиск слов-терминов, которые используются в другом значении в других науках или бытовой речи замена встретившихся в тексте символов, сокращений полными словами, сопоставление значений слов из текста со значениями родственных слов, если возможна путаница значений (история: дьяк, подьячий, дьячок, дьякон)

Некоторые направления

  • определение значения (значений) того или иного слова по словарю или без словаря,
  • передача смысла той или иной фразы (фрагмента текста) другими словами,
  • поиск слов-терминов, которые используются в другом значении в других науках или бытовой речи замена встретившихся в тексте символов, сокращений полными словами,
  • сопоставление значений слов из текста со значениями родственных слов, если возможна путаница значений (история: дьяк, подьячий, дьячок, дьякон)
фиксация типичных ошибок школьников в употреблении терминов и различных словесных конструкций, используемых при ответе по тематике урока (география: «Америка» вместо «США», «места рождения нефти» вместо «месторождение нефти»), точное соответствие ответов школьников вопросу, заданному учителем, сохранение первоначального смысла при пересказе, перефразировании, коррекция грамматических, стилистических и др. ошибок, недопустимых формулировок («многозначное слово – это когда у слова больше одного значения»).
  • фиксация типичных ошибок школьников в употреблении терминов и различных словесных конструкций, используемых при ответе по тематике урока (география: «Америка» вместо «США», «места рождения нефти» вместо «месторождение нефти»),
  • точное соответствие ответов школьников вопросу, заданному учителем, сохранение первоначального смысла при пересказе, перефразировании,
  • коррекция грамматических, стилистических и др. ошибок, недопустимых формулировок («многозначное слово – это когда у слова больше одного значения»).
. Работа на уроке: обсуждение и применение приемов мнемотехники
  • . Работа на уроке: обсуждение и применение приемов мнемотехники
 Языковая работа, стимулирующая интерес к предмету использование лингвокультурологического материала, имеющего занимательный характер, связывающего язык предмета с историями из жизни ученых и других известных людей, традициями и обычаями народа, проведение игр, викторин, связанных с языком предмета.

Языковая работа, стимулирующая интерес к предмету

  • использование лингвокультурологического материала, имеющего занимательный характер, связывающего язык предмета с историями из жизни ученых и других известных людей, традициями и обычаями народа,
  • проведение игр, викторин, связанных с языком предмета.
 Приемы метапредметного обучения русскому языку способствуют лучшему усвоению специальной терминологии, пониманию текстов заданий, определений, более эффективному поиску нужной информации, запоминанию правил и теорем, развитию речи на уроках предмета, повышению мотивации в обучении предмету, развитию исследовательских умений.  Единый речевой режим в школе – залог успешности учащихся в решении заданий ЕГЭ и олимпиад

Приемы метапредметного обучения русскому языку способствуют

  • лучшему усвоению специальной терминологии,
  • пониманию текстов заданий, определений,
  • более эффективному поиску нужной информации,
  • запоминанию правил и теорем,
  • развитию речи на уроках предмета,
  • повышению мотивации в обучении предмету,
  • развитию исследовательских умений.

Единый речевой режим в школе – залог успешности учащихся в решении заданий ЕГЭ и олимпиад