СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Речевой регламент в школе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Единый речевой режим в общеобразовательных организациях должен соблюдаться всеми участниками процесса.

Просмотр содержимого документа
«Речевой регламент в школе»

«… соблюдение единого речевого режима в школе требует воспитания речевой культуры учащихся общими силами всех учителей. Требования, предъявляемые на уроках русского языка к соблюдению норм, должны поддерживаться и на уроках по другим предметам, и в системе внеклассных занятий»

Методические рекомендации по некоторым аспектам совершенствования преподавания русского языка (на основе анализа типичных затруднений выпускников при выполнении заданий ЕГЭ). – М.:ФИПИ, 2013






Единый речевой режим

в МАОУ СОШ № 68 г. Тюмени


(памятка для учителей)








Единые требования к текстовым (устным и письменным) ответам учащихся


Любое высказывание учащихся в устной и письменной форме (развернутый ответ на определенную тему, доклад, описание физического или химического опыта, рецензия на ответ товарища и т.д.) следует оценивать, учитывая:

  1. содержание высказывания;

  2. логическое построение;

  3. речевое оформление.


Учащиеся должны уметь:

    • говорить и писать на тему, соблюдая ее границы;

    • отбирать наиболее существенные факты и сведения для раскрытия темы и основной мысли высказывания;

    • излагать материал логично и последовательно (устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы);

    • правильно и точно пользоваться языковыми средствами для оформления высказывания;

    • строить высказывания в определенном стиле (научном, публицистическом, разговорном и др.) в зависимости от цели и ситуации общения (на уроке, конференции, собрании, экскурсии и т.д.);

Улыбнитесь!

    • отвечать достаточно громко, четко, с соблюдением логических ударений, пауз, правильной интонации, правил произношения;

    • оформлять любое письменное высказывание с

соблюдением орфографических и пунктуационных норм, аккуратно, разборчивым почерком.

Грамматические нормы

К основным грамматическим нормам, подлежащим обязательному изучению в школе и последующему контролю, относятся следующие:

  • нормы образования форм имен существительных (картофельных очисток вместо очистков и др.);

  • нормы образования форм имен прилагательных (более темнее

вместо более тёмный и др.);

  • нормы образования форм местоимений (не ихнего, а их и др.);

  • нормы образования форм глагола, причастия и деепричастия (выздоровят вместо выздоровеют, лопнутый вместо лопнувший, сделая вместо сделав и др.);

  • координация подлежащего и сказуемого (модели Те, кто..; кто бы ни…, все…; одна из…; никто из тех, кто…; многие из тех…, кто... («кто, как не сама природа, научил…»); координация подлежащего, выраженного сочетанием «ряд + сущ.» и сказуемого;

  • согласование несогласованных приложений;

  • согласование определительного оборота с сочетанием слов;

  • координация подлежащего и составного именного сказуемого в предложении, построенном по модели «сущ. – это сущ.»;

  • управление с предлогами по окончании, по приезде, по завершении, по прибытии;

  • управление с предлогами благодаря, согласно, вопреки, вследствие, подобно;

  • нормы употребления однородных членов, причастных и деепричастных оборотов в составе простого предложения;

  • нормы построения сложносочиненного предложения;

    • нормы построения сложноподчиненного предложения


Умение слушать


Для речевой культуры учащихся важны также следующие умения:

  • умение слушать и понимать речь учителя и других учащихся, внимательно относиться к высказываниям участников общения;

  • умение поставить вопрос;

  • принять участие в обсуждении проблемы, что характеризует один из личностных результатов освоения основной образовательной программы – формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно - полезной, учебно-исследовательской, творческой и

других видов деятельности.

Учащиеся должны владеть навыками различных видов чтения (выразительного, вслух и про себя и др.), смысловым чтением, которое определяется как осмысление цели чтения и выбор вида чтения (выборочное, ознакомительное, просмотровое, изучающее) в зависимости от цели

Тетради учащихся для письменных работ


  1. Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются обучающие работы, к которым относятся:

    • упражнения;

    • конспекты первоисточников;

    • рефераты;

    • планы и конспекты лекций учителей;

    • планы статей и других материалов из учебников;

    • сочинения и письменные ответы на вопросы;

    • составление аналитических и обобщающих таблиц и т.п.


Для контрольных работ выделяются специальные тетради, которые в течение всего учебного года хранятся в Организации и выдаются учащимся для анализа результатов контрольной работы и выполнения в них работ над ошибками.


  1. Все записи в тетрадях учащиеся должны проводить с

соблюдением следующих требований:

писать аккуратным, разборчивым почерком;

единообразно выполнять надписи на обложке тетради: указывать, для чего предназначается тетрадь (для работ по русскому языку, для работ по развитию речи, для

лабораторных работ по физике и т. п.), класс, номер и наименование организации, местонахождение школы, фамилию и имя учащегося.

Рабочие тетради учащихся рекомендуется подписывать по следующему образцу:


Богатство речи – варьирование средств выражения, наличие разных способов выражения одного и того же содержания – необходимое качество речи педагога, поскольку он имеет дело с несформировавшейся языковой личностью.

Важной характеристикой речи педагогического работника, ориентированного на реализацию субъектно-субъектных отношений с учащимися, является и диалогичность – выражение в речи средствами языка взаимодействия с учащимися. Наличие в речи педагогического работника признаков диалога (вопросно-ответные конструкции; риторические вопросы и обращения; местоимения 1 лица мн. числа (мы), 2 лица (вы) и глаголы в соответствующих формах и др.) способствует созданию атмосферы обсуждения, стимулирует участие аудитории в разговоре.

Перечисленные характеристики (правильность, точность, логичность, уместность, богатство и выразительность) должны стать предметом самоанализа деятельности педагогического работника, а также объектом контроля качества речевой деятельности педагогического работника в общеобразовательной организации.


Тетрадь для работ

по обществознанию учащегося 8 «А» класса

МБОУ г.Мурманска гимназии №2 Петрова Петра

Тетрадь

для контрольных работ по физике

учащегося 9 «А» класса

БОУ г.Мурманска гимназии №2 Иванова Ивана



Соблюдение речевого режима педагогическими

работниками

Требования к ведению тетрадей

Педагогический работник должен демонстрировать качественную речь, основными характеристиками которой являются следующие: правильность, точность, логичность, уместность, богатство и выразительность.

Правильность речи педагогического работника, т.е. соблюдение им норм русского языка, является важным фактором закрепления языковой нормы в речи учащихся.

В частности, особую роль в формировании у учащихся нормативного русского произношения играет его реализация в устной речи учителя. В связи с этим следует обратить внимание на строгое соблюдение учителем орфоэпических норм – норм ударения, особенно в группе слов, контроль за усвоением которой выносится на итоговую аттестацию по русскому языку. Целесообразно выделить в представленном списке тематические группы слов, регулярно используемые в преподавании того или иного предмета, и организовать систематическую работу над соответствующей группой в рамках изучения предмета.

Последовательно должны реализовываться в речи педагогического работника и грамматические нормы.

Одним из важных метапредметных умений учащихся является умение грамотно рассуждать. Между тем педагогический работник имеет возможность в рамках своего предмета демонстрировать образцы речи, построенной по модели «тезис – доказательства - вывод», закрепляя данные метапредметные умения учащихся.

Соблюдать поля. В тетрадях по большинству предметов поля размещаются с внешней стороны. В случаях, когда работа проверяется по нескольким группам критериев и/или за одну работу ставится более одной оценки, целесообразно предусмотреть поля с обеих сторон страницы и использовать их для маркировки не только недостатков, но и достоинств ученической работы в соответствии с параметрами оценки.

Указывать дату выполнения работы цифрами на полях (например, 10.09.14). В тетрадях по русскому и иностранному языкам число и месяц записываются словами в форме именительного падежа (например, Десятое сентября), точка в конце записи не ставится.

Указывать на отдельной строке место выполнения работы (классная или домашняя), название темы урока, а также темы письменных работ (изложений, сочинений, практических и других работ).

Обозначать номер упражнения (например, Упражнение 35),

задачи или указывать вид выполняемой работы (план, конспект, ответы на вопросы и т. д.).

Соблюдать красную строку.

Между датой и заголовком, наименованием вида работы и заголовком, а также между заголовком и текстом в тетрадях по русскому языку строку не пропускать. В тетрадях в клетку (по математике, литературе и др.) во всех этих случаях пропускать только 2 клетки.

Между заключительной строкой текста одной письменной работы и датой или заголовком (наименованием вида) следующей работы в тетрадях в линейку пропускать 2 линейки, а в тетрадях в клетку – 4 клетки (для отделения одной работы от другой и для

выставления оценки за работу).



Класс

Оптимальная периодичность проверки

в V классе и в первом полугодии VI класса

после каждого урока у всех учащихся

во втором полугодии VI класса и в VII — IХ

классах

после каждого урока только у учащихся, испытывающих трудности в обучении, а у остальных учащихся — не все работы, а лишь

наиболее значимые по своей важности, но с таким расчетом, чтобы раз в неделю тетради всех учащихся проверялись

в Х—XI

классах

после каждого урока у учащихся, испытывающих трудности в обучении; у остальных проверяются не все работы, а наиболее значимые по своей важности, но с таким расчетом, чтобы 1 раз в месяц учителем проверялись тетради всех учащихся


Проверка тетрадей


Имена существительные

Орфоэпические нормы

Глаголы Причастия

алфавИт аэропОрты

баловАть (в одном ряду со словами баловАться,

балОванный, включённый-

бАнты избаловАть, разбаловАть… включЁн



















В проверяемых работах по всем предметам учителям необходимо отмечать и исправлять допущенные учащимися орфографические, пунктуационные, речевые и грамматические ошибки.

При применении критериального оценивания письменных работ по любому предмету целесообразно использовать систему условных обозначений (сокращение, обозначение № критерия, заглавная буква, соответствующая ключевому слову критерия или позиции оценивания, и т.д.) достоинств и недостатков работы учащегося в соответствии с критериями.

бухгАлтеров вероисповЕдание диспансЕр

досУг жалюзИ Иксы каталОг

некролОг

квартАл

мЕстностей мусоропровОд свЁкла, сирОты столЯр

цемЕнт цепОчка шАрфы щавЕль экспЕрт Имена

прилагательные давнИшний красИвее, кровоточАщий кУхонный мозаИчный оптОвый

но:бАловень судьбы)

брать-бралА, брАться- бралАсь включИть- включИшь, включИт, влИться-влилАсь, ворвАться-ворвалАсь

воспринЯть-воспринялА воссоздать-воссоздалА гнать-гналА гнАться- гналАсь добрАть-добралА, добрАться

закУпорить

занЯть-зАнял, занялА, зАняло звонИть-звонИшь, звонИт

исчЕрпать крАсться-крАлась кровоточИть наврАть-навралА нарвАть-нарвалА насорИть-насорИт

начАть-нАчал, началА, нАчали облегчИт озлОбить

опломбировАть опОшлить- опОшлят

освЕдомиться- освЕдомишься, отозвать- отозвалА, отозвАться принУдить, углубИть

зАгнутый, зАнятый

избалОванный, кормЯщий кровоточАщий молЯщий

нажИвший нАжитый- налИвший налитА нанЯвшийся начАвший, нАчатый, ободрённый понЯвший, прИнятый, приручЁнный прожИвший снЯтый-снятА, сОгнуты