СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Единый урок парламентаризма

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Единый урок парламентаризма»

Единый урок парламентаризма.

Целевая аудитория: 8-11 классы

Форма проведения: классный час

Оборудование: компьютер, проектор, экран, ppt «История парламентаризма в России», тест.

Цель: знакомство с историей парламентаризма в России, с полномочиями и структурой Федерального Собрания РФ, формирования гражданской и правовой грамотности учащихся
опережающее задание: подготовить сообщения «истоки парламентаризма в России» в три этапа в форме исторической справки. 1 этап: от вече к Боярской думе и Земскому собору. 2 этап: от Государственного совета к Государственной Думе 1906г. 3 этап от Советов к Федеральному Собранию. (готовят 3 ученика 9 класса)

Подготовить сообщение о Государственном Собрании Эл Курултай в РА. (готовят два ученика 10 класса)


Ход мероприятия.

  1. Оргмомент.

  2. Знакомство с историей парламентаризма в России.


Учитель: В соответствии с Конституцией Российской Федерации парламент России – Федеральное Собрание Российской Федерации – состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. Двухпалатная структура парламента имеет глубокие корни в отечественной истории. 


Выступления подготовленных учащихся 

1 этап: от вече к Боярской думе и Земскому собору.

Со времен Киевской Руси, наряду с княжеской властью существовало вече, народное собрание, которое решало важнейшие вопросы жизни Руси. Князья вынуждены были считаться с гласом народа. Особенно сильно было вече на Северо-Западе Руси в Новгороде и Пскове. В период феодальной раздробленности начала формировать боярская дума, первый представительный орган власти. Изначально она была советом феодалов –великого князя и его вассалов. С конца XV века Дума превратилась в постоянный совещательный орган при монархе. Со второй половины ХVII века роль Боярской думы постепенно сокращалась, пока она не была отменена Петром I. Первый Земский собор (Собор примирения, как его назвал царь Иван Васильевич) был создан в 1549 году. Создание это сословно-представительного органа связано с ростом влияния дворянства в политической жизни страны. При первом царе династии Романовых роль Земского Собора была велика, но во второй половине XVIIв. Соборы потеряли свою значимость, в 1653 состоялось заседание последнего в нашей истории Собора. XVIII век – это век абсолютизма, при котором представительные органы власти не созывались.


2 этап: от Государственного совета к Государственной Думе 1906г.

1В начале XIX века по поручению императора Александра I выдающийся российский реформатор и правовед Михаил Михайлович Сперанский наметил контуры законосовещательного и представительного органа во главе с государем. Он должен был состоять из двух палат – Государственного совета и Государственной думы.

В 1810 году был учрежден Государственный совет, который стал высшим законосовещательным учреждением Российской империи. Его полномочия и функции полностью соответствовали полномочиям и функциям верхних палат европейских парламентов. Все законодательные акты, перед тем как их утвердит император, должны были обязательно обсуждаться в Государственном совете. В компетенцию этого органа входило также рассмотрение вопросов объявления войны и заключения мира.

Сформировать Государственную думу в XIX веке не удалось. Закон об учреждении в Российской империи Государственной думы был подписан только в 1905 году императором Николаем II. Последующим манифестом 1906 года император установил, что «со времени созыва Государственного совета и Государственной думы закон не может воспринять силы без одобрения Совета и Думы». Таким образом, идея создания общероссийского законосовещательного и представительного органа воплотилась в жизнь: был создан первый российский двухпалатный парламент.


Учитель: Точкой отсчета становления парламентаризма в России стало 27 апреля 1906 года – день, когда император обратился с приветственной речью к приглашенным в Зимний дворец членам Государственного совета и Государственной думы. Тогда же прошли раздельные заседания Государственного совета (в Мариинском дворце) и Государственной думы (в Таврическом дворце).


3 этап от Советов к Федеральному Собранию

В современной России эта дата установлена федеральным законом как День российского парламентаризма. Инициатива принятия соответствующего закона исходила от Председателя Совета Федерации В.И. Матвиенко и Председателя Государственной Думы С.Е. Нарышкина. Впервые День российского парламентаризма широко отмечался в стране в 2013 году

В ходе Февральской и Октябрьской революций 1917 года сложилась новая система представительной власти – Советы. В Союзе Советских Социалистических Республик с 1924 года законодательная и представительная функция принадлежала Съезду Советов.

Для текущей работы был сформирован Центральный Исполнительный Комитет СССР, состоявший из двух палат – Союзного Совета, в котором союзные республики были представлены пропорционально населению каждой из них, и Совета Национальностей, который формировался по представительному принципу: от союзных республик, автономных республик, автономных областей. Конституция СССР 1936 года сохранила двухпалатный парламент. Были предусмотрены механизм согласительных процедур в случае возникновения разногласий между палатами, а также возможность роспуска обеих палат в случае недостижения согласия. Двухпалатная структура высшего представительного органа власти просуществовала вплоть до распада СССР.

Учитель. Принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года Конституция Российской Федерации установила, что представительным и законодательным органом власти в Российской Федерации является двухпалатный парламент – Федеральное Собрание Российской Федерации.


Сообщение о Государственном Собрании Эл Курултай в РА.

Государственное Собрание — Эл Курулта́й Республики Алтай – высший представительный и законодательный орган государственной власти, парламент РеспубликиАлтай.

Истоки республиканского парламентаризма заложены были в истории республики, когда формировалась Горная Дума, а затем Горно-Алтайская автономная область. Государственное Собрание — Эл Курултай Республики Алтай учреждено постановлением Верховного Совета Республики Алтай от 14 октября 1993 года "О реформировании представительных органов власти и местного самоуправления в Республике Алтай". Этим постановлением предусматривалось, что "высшим представительным и законодательным органом Республики Алтай является Государственное Собрание - Эл Курултай" из 27 депутатов, работающих на постоянной основе.

На сегодняшний день действует Государственное Собрание Республики Алтай шестого созыва 2014-2019 гг.

Парламент республики состоит из 41 депутата, избираемых по пропорционально-мажоритарной системе.

Председатель парламента с 2016 года - Депутат от избирательного объединения «Региональное отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия» Республики Алтай».Тюлентин Владимир Николаевич

Государственное Собрание - Эл Курултай РА имеет подписанные договоры о сотрудничестве с законодательными собраниями Татарстана, Алтайского края, Новосибирской, Томской области, Московской городской думой.

8 сентября единый день голосования. В этот день пройдут выборы депутатов Государственного Собрания - Эл Курултай и Главы Республики Алтай.


Учитель: У вас на столах документ (5 глава Конституции РФ) и задания к нему. На работу групп отводится 4 мин.

в группах подготовьте:

1.группа ст. 95-98

- определите общие сведения о Федеральном Собрании РФ.

- подготовьте 3 вопроса к аудитории.

2. группа ст. 99-101

- определите принципы формирования Совета Федерации;

- подготовьте 2 вопроса к аудитории.

3 группа ст.102

- определите, что относится к ведению Совета Федерации

- подготовьте 3 утверждения, часть из которых правдивая, часть ложная

4 группа ст. 103

- определите, что относится к ведению Государственной Думы

-.- подготовьте 3 утверждения, часть из которых правдивая, часть ложная

5 группа.ст. 105, 107

- определите порядок принятия законов в РФ


Выступление каждой группы с обсуждение подготовленных группами вопросов.


В качестве закрепления предлагается решить тест с самопроверкой.

Подведение итогов урока рефлексия :

напишите синквейн к понятию «парламент»





















Приложение 1 Конституция РФ. Глава 5. Федеральное Собрание

Статья 94

Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

Статья 95

1. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

2. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

3. Государственная Дума состоит из 450 депутатов.

Статья 96

1. Государственная Дума избирается сроком на пять лет.

2. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральными законами.

Статья 97

1. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

2. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

3. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Статья 98

1. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

2. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания.

Статья 99

1. Федеральное Собрание является постоянно действующим органом.

2. Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Президент Российской Федерации может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока.

3. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат.

4. С момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия Государственной Думы прежнего созыва прекращаются.

Статья 100

1. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.

2. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания.

3. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.

Статья 101

1. Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей. Государственная Дума избирает из своего состава Председателя Государственной Думы и его заместителей.

2. Председатель Совета Федерации и его заместители, Председатель Государственной Думы и его заместители ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты.

3. Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания.

4. Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.

5. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.

Статья 102

1. К ведению Совета Федерации относятся:

а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

д) назначение выборов Президента Российской Федерации;

е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;

ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации;

з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации;

и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

2. Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации.

3. Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

Статья 103

1. К ведению Государственной Думы относятся:

а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

 

в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

д) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

е) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

ж) объявление амнистии;

з) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

2. Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации.

3. Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

Статья 104

1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

2. Законопроекты вносятся в Государственную Думу.

3. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

Статья 105

1. Федеральные законы принимаются Государственной Думой.

2. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

3. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

4. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

5. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Статья 106

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;

е) войны и мира.

Статья 107

1. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

2. Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.

3. Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.

Статья 108

1. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации.

2. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.

Статья 109

1. Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111и 117 Конституции Российской Федерации.

2. В случае роспуска Государственной Думы Президент Российской Федерации назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.

3. Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после ее избрания.

4. Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации.

5. Государственная Дума не может быть распущена в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации.

источник: http://www.constitution.ru






























Приложение 2.

ТЕСТ «парламентаризм в России»

Задание 1

Вопрос:

Какие органы входят в структуру Федерального Собрания Российской Федерации?

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) Совет Федерации РФ

2) Государственная Дума РФ

3) Администрация Президента РФ

4) Правительство РФ

5) Федеральные министерства

Задание 2

Вопрос:

Какому термину соответствует следующее определение?

Объединение депутатов, сформированное на основе политической партии или избирательного блока, прошедшего в Государственную Думу.

Запишите ответ: __________________________________________

Задание 3

Вопрос:

Какое из утверждений является верным?

1. Попытка создания двухпалатного парламента европейского типа, была предпринята в начале 19 века Михаилом Михайловичем Сперанским.

2. Первый русский парламент просуществовал всего чуть более 10 лет.

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) верно 12) верно 1 и 23) верно 24) неверно 1 и 2

Задание 4 Вопрос:

Высший представительный и законодательный орган государственной власти - это ...

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) сенат2) конгресс3) совет4) парламент5) дума

Задание 5 Вопрос:

Из скольких депутатов состоит Государственная Дума? Запишите число:____

Задание 6

Вопрос:

В каких случаях возможно проведение совместного заседания палат Федерального Собрания?

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) для заслушивания выступлений руководителей иностранных государств

2) для принятия новых федеральных законов

3) для заслушивания посланий Конституционного суда Российской Федерации

4) для заслушивания посланий Президента Российской Федерации

5) в случае объявления чрезвычайного или военного положения

Задание 7 Вопрос:

Какой российский император своим манифестом учредил Государственную Думу?

Изображение:

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) Александр I2) Александр III3) Николай II4) Пётр III5) Пётр I

Задание 8

Вопрос:

Из скольких палат состоит Федеральное Собрание Росисской Федерации?

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) пяти2) двух3) четырёх4) одной5) трёх

Задание 9

Вопрос:

Какие вопросы можно отнести к ведению Государственной Думы?

Выберите несколько из 7 вариантов ответа:

1) решение вопроса о возможности использования Вооружённых Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации

2) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации

3) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации

4) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации

5) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счётной палаты и половины состава её аудиторов

6) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации

7) заслушивание ежегодных отчётов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности

Задание 10 Вопрос:

Какие вопросы можно отнести к ведению Совета Федерации?

Выберите несколько из 7 вариантов ответа:

1) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации

2) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного и военного положения

3) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации

4) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации

5) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом

6) отрешение Президента Российской Федерации от должности; назначение выборов Президента Российской Федерации

7) назначение выборов Президента Российской Федерации




Ответы:

1) (4 б.) Верные ответы: 1; 2;

2) (4 б.) Верный ответ: "фракция".

3) (3 б.) Верные ответы: 4;

4) (3 б.) Верные ответы: 4;

5) (4 б.): Верный ответ: 450;

6) (5 б.) Верные ответы: 1; 3; 4;

7) (5 б.) Верные ответы: 3;

8) (3 б.) Верные ответы: 2;

9) (5 б.) Верные ответы: 2; 5; 6; 7;

10) (5 б.) Верные ответы: 1; 2; 4; 6; 7;








Скачать

© 2023, 376 7

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!