Единый урок парламентаризма
Слайд 1. Титульный слайд.
Как называется высший законодательный орган Российской Федерации?
?
Слайд 2. Как называется высший законодательный орган Российской Федерации? Какова структура Федерального собрания?
1.История Совета Федерации
Слайд 3. 1. История Совета Федерации.
Двухпалатная структура парламента имеет глубокие корни в отечественной истории. Познакомимся с историей Совета Федерации.
Слайд 4. В начале XIX века по поручению императора Александра I выдающийся российский
реформатор и правовед Михаил Михайлович Сперанский наметил контуры законосовещательного
и представительного органа во главе с государем. Он должен был состоять из двух палат –
Государственного совета и Государственной думы.
Сперанский М.М.
Император Александр I
1810 г – Государственный совет
- высшее законосовещательное учреждение Российской империи
- полномочия и функции полностью соответствовали полномочиям и функциям верхних палат европейских парламентов
все законодательные акты, перед утверждением императором, обсуждались в Государственном совете
в компетенцию входило рассмотрение вопросов объявления войны и заключения мира
Слайд 5. Комментарии к схеме. В 1810 году был учрежден Государственный совет, который стал высшим законосовещательным учреждением Российской империи. Его полномочия и функции полностью соответствовали полномочиям и функциям верхних палат европейских парламентов. Все законодательные акты, перед тем как их утвердит император, должны были обязательно
обсуждаться в Государственном совете. В компетенцию этого органа входило также рассмотрение
вопросов объявления войны и заключения мира.
Худ. И.Репин
2. Формирование двухпалатного парламента
Слайд 6 . 2. Формирование двухпалатного парламента.
Слайд 7. Сформировать Государственную думу в XIX веке не удалось. Закон об учреждении в
Российской империи Государственной думы был подписан только в 1905 году императором
Николаем II.
Слайд 8. Последующим манифестом 1906 года император установил, что «со времени созыва Государственного совета и Государственной думы закон не может воспринять силы без одобрения
Совета и Думы». Таким образом, идея создания общероссийского законосовещательного и
представительного органа воплотилась в жизнь: был создан первый российский двухпалатный
парламент.
Манифест 1906 г. - «со времени созыва Государственного совета и Государственной думы закон не может воспринять силы без одобрения Совета и Думы»
Слайд 9. Точкой отсчета становления парламентаризма в России стало 27 апреля 1906 года – день,
когда император обратился с приветственной речью к приглашенным в Зимний дворец членам
Государственного совета и Государственной думы. Тогда же прошли раздельные заседания
Государственного совета (в Мариинском дворце) и Государственной думы (в Таврическом дворце).
27 апреля 1906г – открытие I Государственной Думы
Слайд 10. В современной России день 27 апреля установлен федеральным законом как День российского парламентаризма. Инициатива принятия соответствующего закона исходила от Председателя Совета Федерации В.И. Матвиенко и Председателя Государственной Думы С.Е. Нарышкина. Впервые День российского парламентаризма широко отмечался в стране в 2013 году
3. Советский парламентаризм
Слайд 11. 3. Советский парламентаризм.
В ходе Февральской и Октябрьской революций 1917 г. сложилась новая система представительной власти – Советы
Слайд 12. В ходе Февральской и Октябрьской революций 1917 года сложилась новая система
представительной власти – Советы.
Верховный Совет СССР
- высшая законодательная и представительная функция
Центральный Исполнительный Комитет СССР
Совет Национальностей
Совет Союза
- представители от союзных, автономных республик, автономных областей
- пропорциональное представительство союзных республик
Слайд 13. Комментарии к схеме. В Союзе Советских Социалистических Республик с 1924 г. законодательная и представительная функция принадлежала Верховному Совету СССР. Для текущей работы был сформирован Центральный Исполнительный Комитет СССР, состоявший из двух палат – Союзного Совета, в котором союзные республики были представлены пропорционально населению каждой из них, и Совета Национальностей, который формировался по представительному принципу: от союзных республик, автономных республик, автономных областей.
Конституция СССР 1936 г. сохранила двухпалатный парламент, который просуществовал вплоть до распада СССР
Слайд 14. 4. Федеральное собрание РФ.
Федеральное собрание – представительный и законодательный орган РФ (гл.5. Конституции РФ)
Совет Федерации (верхняя палата)
по два представителя от каждого субъекта РФ – от представительного и исполнительного органов государственной власти
- включает постоянные комитеты и комиссии
Государственная Дума (нижняя палата)
450 депутата
- депутатом может быть избран гражданин РФ (21 год), имеющий право участвовать в выборах
- депутат Государственной Думы не может быть одновременно депутатом иных представительных органов
- включает постоянные комитеты и комиссии
Слайд 15. Комментарии к схеме.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (12 декабря 1993г) парламент России – Федеральное Собрание Российской Федерации – состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы.
Основная функция Совета Федерации – осуществление законодательных полномочий
- в порядке реализации права законодательной инициативы самостоятельно разрабатывает проекты федеральных законов и федеральных конституционных законов
- совместно с Государственной Думой участвует в разработке законопроектов, рассмотрении законов и принятии решений по ним
Совет Федерации - постоянно действующий
орган
Слайд 16. Совет Федерации представляет интересы регионов на федеральном уровне и отражает федеративную природу российского государства. Основной функцией палаты является осуществление законодательных полномочий.
Организация законодательной работы в Совете Федерации осуществляется по двум основным направлениям:
1. совместно с Государственной Думой участвует в разработке законопроектов, рассмотрении законов и принятии решений по ним;
2. в порядке реализации права законодательной инициативы Совет Федерации самостоятельно разрабатывает проекты федеральных законов и федеральных конституционных законов.
Совет Федерации в отличие от Государственной Думы является постоянно действующим органом.
Совет Федерации участвует в формировании государственных органов:
- назначает выборы Президента РФ
- отрешает Президента РФ от должности
- назначает на должность судей Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ
- назначает на должность и освобождает от должности Генерального прокурора РФ и заместителей Генерального прокурора РФ
Слайд 17. Вопросы, отнесенные к ведению Совета Федерации, определены Конституцией РФ. Совет Федерации участвует в формировании государственных органов:
1. назначает выборы Президента Российской Федерации;
2. отрешает Президента Российской Федерации от должности;
3. назначает на должность судей Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ;
4. назначает на должность и освобождает от должности Генерального прокурора РФ и заместителей Генерального прокурора РФ;
Иные конституционные вопросы ведения Совета Федерации:
- утверждение изменения границ между субъектами РФ
- утверждение указов Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения
- решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами ее территории
- обращение с запросами в Конституционный Суд РФ
Слайд 18. К иным конституционным вопросам ведения Совета Федерации относятся:
1. утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
2. утверждение указов Президента Российской Федерации о введении военного и
чрезвычайного положения;
3. решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами ее территории;
4. обращение с запросами в Конституционный Суд Российской Федерации.
Слайд 19. Не менее важную роль в жизни общества и каждого из нас играют органы местного самоуправления. Сегодня у нас в гостях депутат Вилючинской городской Думы Букин Сергей Сергеевич.
Беседа с депутатом.