СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эффективная заготовка древесины

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Эффективная заготовка древесины»

Технологическая карта урока по Технологии в 6-м классе по теме

Тема урока: «Эффективная заготовка древесины »

Тип урока: открытия нового знания (Технология деятельностного метода, авт Л.Г. Петерсон)

Цели урока сформулированы на основе предметных планируемых результатов:

1) сформировать умение называть и характеризовать актуальные технологии производства лесозаготовки;

2) сформировать умение называть и характеризовать перспективные технологии производства лесозаготовки;

3) объяснять на примерах технологические решения с позиции защиты природы;

4) оценивать условия применимости технологии с позиций экологичности.



Планируемые результаты урока в виде метапредметных и личностных результатов представлены в разделах технологической карты. В ТК нет столбца по личностным результатам, они приведены в столбце про регулятивные действия.


Материалы:



Технологическая карта выстроена следующим образом: вначале представлен конспект этапа урока,затем технологическая карта данного этапа.




1. Мотивация к учебной деятельности.

У: Ребята, сегодня идет модернизация всех сфер производства. И что особо значимо, это связано с необходимостью решения экологических проблем, которые человек же и создал. Если их не начать решать, то год от года природа будет гибнуть, а вместе с нею и человек. Посмотрите, какие конкурсы для бизнеса проводятся сегодня в нашей стране: «Государством объявлен конкурс со значительным призовым фондом, достаточным для открытия собственного дела. Грант достанется той компании, которая предложит способ заготовки древесины, при котором за 100 лет эксплуатации лесного массива будет заготовлен максимальный объём древесины при минимальном вреде окружающей среде.


У: Зачем такой конкурс объявлен?(Основным материалом, используемым при изготовлении изделия, является древесина. Древесина – ценный и широко используемый конструкционный материал. Но для того чтобы использовать его, необходимо уничтожить деревья, которые, в свою очередь, необходимы для существования всех живых существ на Земле. Деревья вырабатывают кислород и поглощают углекислый газ. Лес - одно из ценнейших природных богатств.)


Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые

действия



Формируемые

способы

деятельности

Осуществляемые

действия



Формируемые

способы

деятельности

Осуществляемые

действия



Формируемые

способы

деятельности

1 ЭТАП - Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Произносит вступительную речь мотивирующего содержания.

Устанавливают причину проведения конкурса

Устанавливать причинно-следственные связи


Слушают учителя. Высказывают причины проведения конкурса

Слушать учителя.

Строить монологическое высказывание

Личн: оценивают роль государства в решении экологических проблем связанных с восполнением лесных массивов


Отношение к экологическим проблемам современности и значении технологического прогресса для их решения


2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.


У: Что знаете о современных способах лесозаготовки?


Д: Рассказывают, что им известно (жизненный опыт)

У: Какое решение могли предложить участники этого гранта?


2 ЭТАП - Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

  1. Задаёт вопросу.

  2. Организует фиксацию учащимися затруднения в выполнении пробного действия


Пытаются ответить на вопросы

Предполагают, формулируют гипотезы


Отвечают на вопросы учителя

Описывают жизненные представления о лесозаготовках

Выполняют пробное действие и фиксируют затруднение

Предлагают вариант решения


3. Выявление места и причины затруднения.

У:Каких знаний вам не хватает, чтобы предложить решение?

Д: Мы не знаем современных технологий лесозаготовки и почему они разрушают экологию.

У: Сформулируйте тему урока

Д: Заготовка древесины, не наносящая урона природе.

У: Если надо, то уточняю тему.

3 ЭТАП - Выявление места и причины затруднений.

  1. Задает вопросы, направленные на анализ учащимися пробного действия.

  2. Обеспечивает фиксацию учащимися места и причины затруднения.

Предполагают, каких знаний не хватает

Формулировка проблемы.

Взаимодействуют учителя в фронтальном режиме.


Строить монологическое высказывание.


Формулируют тему урока

Определять тему урока

4. Построение проекта выхода из затруднения

У: Что нужно узнать для того, чтобы сделать вывод при каких условиях лесозаготовка не будет наносить ущерб природе.

Выберите из предложенного перечня:

- Нанять экспертов, которые разберутся в тем, что надо менять в лесозаготовках

- Понять, почему современные технологии вредят природе

- Изучить прежние способы лесозаготовок

- Найти способы, как уменьшить пагубное влияние на природу.

- Найти информацию есть ли оборудование под эти способы

- Изучить и сравнить современные технологии заготовки древесины

Д: обосновывают, что надо узнать и в какой последовательности


4 ЭТАП - Построение проекта выхода из затруднения

1.Организует формирование плана урока



Выбирают пункты плана из перечня


Выстраивают логические цепочку.


Слушают ответы друг друга.

Дополняют.

Обосновывать выбор


Строят план изучения темы

Планировать свои действия.




5Реализация построенного проекта.

У: Начнем с первого пункта нашего плана.

Задание: Прочитайте название текста, рассмотрите рисунки, спрогнозируйте о чем этот текст.Прочитайте текст и заполните в парах таблицу «Этапы лесозаготовки».



Таблица. Технология лесозаготовки (заполнить недостающую информацию)

Операции, проводимые при заготовке леса

Используемое оборудование или профессия человека



Определение спелости древесины

Лесник

Валка леса


Обрезание сучков и веток

Харвестер (Оператор харвестера)


Форвардер (Оператор форвардера)

Раскряжовка



Харвестер(Оператор харвестера)

Высадка саженцев




Текст. Современная технология лесозаготовки

Восстановлением, расширением и использованием лесных насаждений занимаются работники лесной промышленности. Основными предприятиями лесной промышленности являются лесхозы, состоящие из лесничеств.

В лесхозах проводят рубку для ухода за лесом и отпускают лесоматериалы заготовителям; организуют сбор семян и выращивание посадочного материала; создают искусственные лесные насаждения в местах вырубок

Заготовку древесины для работы начинают с определения её спелости, т. е. состояния деревьев, при котором они наиболее пригодны для использования.

После выбора деревьев их спиливает харвестер - это уникальная машина, представляющая собой основную часть современного лесозаготовительного комплекса.Техника уникальна тем, что заменяет практических бригаду рабочих, работает в 5 раз эффективнее и отличается повышенной проходимостью.

Когда смотришь на работу харвестера, возникает ощущение фантастического фильма, но тем не менее это абсолютная реальность, и принципы работы лесозаготовительного комплекса, на первый взгляд, довольно просты. Харвестер обхватывает ствол огромными ножами, пильные шины срезают дерево практически под корень, и дальше протяжными вальцами ствол протягивается и очищается от сучков и коры, а затем те же пильные шины отрезают части ствола того размера, который задан оператором. Всё просто, если не принимать во внимание сложность управления и сложность работы всей этой техники.

Рабочий цикл харвестера делится на несколько этапов:

  1. Оператор подгоняет транспорт к дереву, подводит многофункциональную головку к стволу.

  2. Осуществляется захват ствола, а датчики определяют его толщину.

  3. Дерево срезается .

  4. Рабочий блок отпускает ствол и проворачивается, чтобы избежать повреждения при падении дерева.

  5. Срезаются ветки и сучки со ствола.

  6. При снижении толщины датчики подают сигнал, а дерево обрезается.

  7. Материалы складываются партиями или грузятся в машины для перевозки.


Когда харвестер закончил работы, это еще не означает, что весь процесс лесозаготовки завершен. Нужно еще собрать и перевезти сортименты, однако харвестер сделать это уже не может.

Д ля таких работ используется другая уникальная машина, которая называется Форвардер (Forwarder). Форвардер переводится с английского как "перевозчик", "экспедитор".




Форвардер также предназначен для лесозаготовительных работ. В его функции входит работа по сортировке, сбору и вывозу брёвен с места, где происходит валка леса. Работая в паре, форвардер и харвестер переводят лесозаготовительные работы на совершенно другой уровень эффективности.

Образец заполнениякарточки:

Операции, проводимые при заготовке леса

Используемое оборудование или профессия человека



Определение спелости древесины

Лесник

Валка леса

Харвестер(Оператор харвестера)

Обрезание сучков и веток

Харвестер(Оператор харвестера)

Трелёвка

Форвардер (Оператор форвардера)

Раскряжовка

Харвестер(Оператор харвестера)

Таксация

Харвестер( Оператор харвестера)

Высадка саженцев

Лесник


У: Представьте, что получилось, как заполнили таблицу.

У: Теперь мы знаем, как заготавливают древесину. Второй шаг, надо понять, почему современные технологии вредят природе, где могут быть риски. Осудите в четверках, на каких этапах могут возникнуть риски пагубного влияния на природу.

Д: Обсуждают, записывают в таблицу.

У: Давайте обсудим, что получилось. Фиксирует и дополняет информацию о пагубном влиянии на природу.

У: Какой следующий шаг.

Д: Найти способы, как уменьшить пагубное влияние на природу.

У: Как будете делать

Д: Можно придумать самим, можно задать вопрос и получить информацию в Интернете, можно посмотреть в учебнике.

У: так и поступим. Образует три группы, каждая будет работать, используя обозначенные способы. Называю номера групп – это будет способ получения информации.

Д: 1 группа – сами пытаются оформить решение; 2 группа – работают с интернет источниками, 3 группа – работают с текстом учебника.

У: Организует обсуждение и фиксацию результатов.


5 ЭТАП Реализация построенного проекта.

1.Организует работу с текстом до чтения, во время чтения и после чтения.


2. Консультирует по возникающим вопросам.

По заглавию и фото предполагают содержание текста.

Читают текст, заполняют таблицу.

Предполагают где могут возникнуть экологические риски

Находят в тексте требуемую информацию из разных источников

Преобразовывают текст, «переводя» его в таблицу.

Выстраивать причинно-следственные связи, в том числе с биологией.


Работают в парах

Организовывают учебное взаимодействие в паре, принимать мнение друг друга, аргументировать, презентовать результаты работы



Выполняют задание, первый пункт плана

Принимать и сохранять учебную задачу.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Оценивать полученный результат


6 Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи


У: Вам даны описания конкретных решений. Оцените, какую проблему влияния на природу решается этим технологическим решением.

Д: Решают и обосновывают. Выступают с решениями.



6 ЭТАП - Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

  1. Дает задания

  2. Помогает в решении.

  3. Организует обсуждение решений.

  4. Фиксирует правильные варианты рассуждений

Выполняют задания.

Анализ задания, сравнение с описанным алгоритмом, формулировка выводов

Презентуют решение, дополняют, задают вопросы

Слушать учеников. Строить монологическое высказывание, задавать вопросы


Личн: оценивают технологическое решение с позиции влияния на природу и уменьшения экологических рисков.

Выполняют задание

Планируют свои действия в соответствии с заданием.

Л: оценивают экологичность технологического решения.


7 Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.


У: Задание: Оцените, какую проблему влияния на природу решается этим технологическим решением. Описание технологического решения:….

У: организует проверку детьми решений по эталонам.Для организации самооценки учащимися выполнения задания использует алгоритм самооценки (в авт. Д.Д. Данилов).

- Какое было задание?

- Справился полностью или частично?

- Справился сам или с помощью?

- По каким критериям мы выставляем отметку?

- Какую отметку заслуживает твоя работа?


7 ЭТАП - Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

  1. Организует выполнение самостоятельной работы.

Решают самостоятельно задание

Анализ задания, сравнение с описанным алгоритмом, формулировка выводов


Внутренняя коммуникация

На основе оценки учителя проводят самооценку решения задания

Оценивать достижение результата


8 Этап включения в систему знаний и повторения

У: Сформулируйте современную стратегию развитиятехнологии производства лесозаготовки.

Д: Формулируют вывод о том, что данные стратегии связаны с сохранением природы, леса.


8 ЭТАП Этап включения в систему знаний и повторения

1.Задает вопросы

2. обобщает выводы детей

Формулируют стратегию развития технологии лесозаготовки

Прогнозирование, формулируют стратегию

Отвечают на поросы

Строят монологическое высказывание как общий вывод

Личн: определяют стратегию развития лесозаготовок

Л: понимают значение выбора экологически направленных стратегий производства



9Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

У: Какая задача перед нами стояла. Смогли бы вы предложить решения в рамках гранта?

Д: Обращаются в задаче урока и излагают способ разработки решения в области эффективной лесозаготовки.

У: Чья идея вам показалась самой интересной из всех, что мы рассмотрели.? Почему?

Каждая группа оценивает себя и другие группы заполняя таблицу оценивания:

9 ЭТАП Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Просит изложить общий способ повышения эффективности лесозаготовок с позиции экологии

Описывают способ

Формулируют причинно-следственные связи

Отвечают на вопросы

Строят монологическое высказывание, дополняют друг друга

Оценивают самую актуальную идею технологического решения

Оценка на основе критериев








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!