М
инистерство образования Саратовской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области «Энгельсский политехникум»
(ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
УД. 02 ЭФФЕКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ НА РЫНКЕ ТРУДА
программа подготовки специалистов среднего звена
для специальностей технического профиля
29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий
на базе основного общего образования
с получением среднего общего образования
2019 г.
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего специального образования по специальности 29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий. Приказ Министерства образования и науки РФ№ 534 от15 мая 2014 г. | РАССМОТРЕНО на заседании предметно-цикловой комиссии ______________________________________ ______________________________________ Протокол №__, дата «___»________2019 г. Председатель комиссии _______________ /______________________/ Протокол №__, дата «___»________2020 г. Председатель комиссии ______________ /______________________/ Протокол №__, дата «___»________2021г. Председатель комиссии _______________ /______________________/ Протокол №__, дата «___»________2022 г. Председатель комиссии _______________ /______________________/ | ОДОБРЕНО методическим советом техникума Протокол №___ от «_____» __________2019 г. Председатель _____________/______________/ Протокол №___ от «_____» __________2020 г. Председатель _____________/______________/ Протокол №___ от «_____» __________2021 г. Председатель _____________/______________/ Протокол №___ от «_____» __________2022 г. Председатель _____________/______________/ | |
Составитель(и) (автор):
Акчурина С. М., преподаватель специальных дисциплин ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум»
Рецензенты:
Внутренний:
Ковалева Т. С., методист ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум»
Внешний:
Беляева О.А., к.э.н., зав.кафедрой экономики Поволжского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации.
СОДЕРЖАНИЕ
| стр |
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ | 10 |
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИН | 13 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ УД.02 ЭФФЕКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ НА РЫНКЕ ТРУДА
Область применения программы
Программа учебной дисциплины УД.02 Эффективное поведение на рынке труда, предназначена для реализации требований ФГОС СПО по специальности 29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий.
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплинаУД.02 Эффективное поведение на рынке труда относится к общеобразовательному циклу (дополнительные дисциплины).
Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Обучающийся владеет общими универсальными технологиями деятельности, позволяющими осуществлять эффективное трудоустройство и планировать профессиональную карьеру.
В результате освоения дисциплины у обучающихся формируются компетенции:
Код | Наименование общих компетенций |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем |
ОК 3. | Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. |
ОК 4. | Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6. | Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. |
ОК 7. | Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
У.1. - давать аргументированную оценку степени востребованности специальности на рынке труда;
У.2. - аргументировать целесообразность использования элементов инфраструктуры для поиска работы;
У.3. - проектировать собственную деятельность, оценивать свои профессиональные планы, устремления и возможности, выявлять профессиональные способности и резервы в связи с меняющимися компетенциями и запросами общества;
У.4. - оценить и уверенно назвать свои сильные качества как работника: знания, умения и навыки, личностные качества и др., составить свой профессионально-психологический портрет; подготовить и провести самопрезентацию в ситуации поиска работы и трудоустройства;
У.5. - владеть навыками подготовки пакета презентационных документов: профессионального резюме, мини-резюме, автобиографии, сопроводительного письма, поискового письма, рекомендации;
У.6. - применять основные правила ведения диалога с работодателем в модельных условиях;
У.7. - давать оценку в соответствии с трудовым законодательством законности действий работодателя и работника в произвольно заданной ситуации, пользуясь Трудовым кодексом РФ и нормативными правовыми актами.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
З.1. - основные понятия, значимые для данной дисциплины, и их значение для эффективного поиска работы и трудоустройства;
З.2. структуру рынка труда, современные тенденции российского и регионального рынка труда и рынка профессий;
З.3. структуру и способы составления профессионально-психологического портрета и собственного портфолио;
З.4. пути и способы поиска работы, их возможности; возможные ошибки и затруднения при поиске работы, способы их преодоления;
З.5. требования к подготовке и прохождению собеседования при приеме на работу, структуру и этапы делового общения
З.6. нормативно-правовые акты, помогающие понять условия трудового договора, принципы защиты трудовых прав; преимущества организации своей профессиональной деятельности в соответствии с требованиями трудового права по трудовому договору.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 51 часа в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 34 часа;
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 51 |
Обязательная аудиторная учебная занятия (всего) | 34 |
в том числе: | |
теоретических занятия | 20 |
практические занятия | 14 |
Самостоятельная работа | 17 |
Промежуточная аттестация в форме зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
УД.02 ЭФФЕКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ НА РЫНКЕ ТРУДА
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | Осваиваемые элементы компетенций |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Тема 1. Анализ современного рынка труда | Содержание учебного материала | |
1 | Определение понятия «рынок труда», структура современного рынка труда РФ. Занятость населения как показатель баланса спроса и предложения рабочей силы. Безработица. Региональные особенности рынка труда. Высвобождение рабочей силы, его причины в регионе. | 2 | 2 | ОК1-7 |
Тема 2. Политика занятости населения в Российской Федерации | Содержание учебного материала | |
2 | Государственная политика в области содействия занятости населения. Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» | 2 | 2 | ОК1-7 |
3 | Практическое занятие №1 Изучение профессиональной направленности личности. Методика «Дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова» | 2 | |
Тема 3. Профессиональная деятельность и ее субъекты на рынке труда | Содержание учебного материала | ОК1-7 |
4 | Определение понятия «профессия», современный мир профессий, тенденции в его развитии, классификация профессий. Основные типы профессий, их характеристика. | 2 | 2 |
5 | Практическое занятие №2 Составление профессиограммы. | 2 | 2 |
Тема 4. Понятие карьеры и карьерная стратегия | Содержание учебного материала | | ОК1-7 |
6 | Понятие «карьера» в узком и широком смысле. Карьера и личностное самоопределение человека. Типология карьеры (вертикальна, горизонтальная, профессиональная, должностная и др.). Этапы карьеры и мотивы карьерного роста. | 2 | 2 | |
7 | Практическое занятие №3 Построение индивидуального плана профессиональной карьеры. | 2 | 2 | |
Тема 5. Процесс трудоустройства | Содержание учебного материала | |
8 | Принятие решения о поиске работы. Проблемы, стоящие перед соискателем. Этапы поиска работы. Эффективные способы поиска работы. Каналы распространения сведений о себе: объявление, помощь знакомых, электронные СМИ, работа с сайтами, печатные СМИ, распространение по каналам профессиональных и общественных организаций, массовая («веерная» рассылка) собственными силами. | 2 | 2 | ОК1-7 |
9 | Психологические аспекты успешного трудоустройства | 2 | |
Тема 6. Документационное обеспечение трудоустройства | Содержание учебного материала | |
11 | Резюме и его роль в эффективном трудоустройстве. Виды и структура резюме. Ошибки при составлении резюме. Правила составления сопроводительных писем. Предварительные телефонные переговоры с потенциальным работодателем. | 2 | 2 | ОК1-7 |
12 | Практическое занятие №5 Анализ готовых резюме. Составление собственного резюме с учетом специфики работодателя. Обсуждение полученных результатов. Телефонные переговоры с потенциальным работодателем в модельной ситуации. | 2 | 2 |
Тема 7. Посредники на рынке труда. | Содержание учебного материала | |
13 | Государственные службы занятости населения (пособие по безработице, профессиональное обучение, консультации, поиск вакансий на бирже труда). Типы кадровых агентств. Составление объявления о поиске работы. Работа с ответами на свое объявление. | 2 | 2 | ОК1-7 |
14 | Практическое занятие №6 Сравнительный анализ способов трудоустройства (Государственная служба занятости, интернет, личные знакомства, непосредственное обращение к работодателю, СМИ, рекрутинговые агентства) по следующим критериям: надежность, уровень доступности информации, затраты времени и финансовых средств, эффективность. | 2 | 2 |
Тема 8. Прохождение собеседования | Содержание учебного материала | |
15 | Характеристика собеседований. Виды собеседований. Подготовка к собеседованию. Поведение на собеседовании. Вопросы, которые могут задавать на собеседовании. Типичные ошибки, допускаемые при собеседовании. Самопрезентация. Основные способы самопрезентации. Препятствия для эффективной самопрезентации. | 2 | 2 | ОК1-7 |
16 | Практическое занятие №7 Деловая игра «Самопрезентация» - проведение диалога с работодателем в модельных условиях (ответы на «неудобные вопросы»). | 2 | 2 |
Тема 9. Правовые аспекты трудоустройства и увольнения | Содержание учебного материала | |
17 | Порядок приема на работу. Понятие, содержание и подписание трудового договора (контракта). Основные права и обязанности работника и работодателя при приеме на работу. Особенности прохождения испытательного срока. Процедура увольнения. Причины увольнения. Правовые аспекты увольнения с работы. | 2 | 2 | ОК1-7 |
18 | Практическое занятие №8 Определение общих прав и обязанностей работодателя и работника в соответствии с Трудовым кодексом РФ. Оценка законности действий работодателя и работника при приеме на работу и увольнении (решение ситуативных задач). Анализ типичных ошибок при ведении кадровой документации. | 2 | 2 | |
| | Самостоятельная работа | 17 | | |
| Промежуточная аттестация -зачет | 2 | | |
Всего аудиторных занятий: | 51 | | |
3.условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы имеется в наличии учебный кабинет.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
- посадочные места по количеству учащихся;
- рабочее место преподавателя;
- ученическая доска
Технические средства обучения:
- компьютер с выходом в сеть Интернет;
- проектор,
- колонки.
3.2.. Особенности реализации учебной дисциплины для лиц с ограниченными возможностями здоровья
На основании Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ (ред. От 29.12.2015 года) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»; Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»; Распоряжение Правительства РФ от 15.10.2012 года № 1921-р «О комплексе мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов и на обеспечение доступности профессионального образования»; Письма Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО от 18 марта 2014 года №06-281 «Требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса», в техникуме созданы условия доступности для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Создание безбарьерной среды в Энгельсском политехникуме направлено на потребности следующих категорий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: с нарушениями зрения; с нарушениями слуха; с ограничением двигательных функций.
Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья обеспечен доступ к фондам учебно- методической документации.
На официальном сайте Энгельсского политехникума http://politehnikum-eng.ru/index/specialistov_srednego_zvena/0-390 представлены федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования, учебные планы, аннотации рабочих программ, учебно-методические материалы, разработанные педагогическими работниками техникума, обеспечен доступ всех студентов в интернет. Кроме того, доступ к этим документам возможен из любой точки, где есть интернет.
Обучающиеся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.
Материально-технические условия, обеспечивающие возможность беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в аудитории и другие помещения.
Обеспечена доступность к прилегающей территории учебных корпусов по адресу: 413116 Саратовская область, г. Энгельс, ул. Полтавская, дом 19 и ул.Железнодорожная, дом 13. Входные пути, пути перемещения внутри здания и территория соответствуют условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения маломобильных групп студентов с ограниченными возможностями, беспрепятственному подъезду машин скорой помощи.
В кабинете имеются места для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению и слуху.
На пункте охраны у дежурного есть возможность оперативно вызвать врача.
В учебном кабинете используется мультиимедийное оборудование: слайд-проектор, экран, колонки.
Обучающиеся инвалиды, как и все остальные студенты, могут обучаться по индивидуальному учебному плану в установленные сроки с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
Организация итоговой аттестации для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Государственная итоговая аттестация выпускников с ограниченными возможностями здоровья является обязательной и осуществляется после освоения основной образовательной программы в полном объеме.
Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования и локальными нормативными документами Энгельсского политехникума.
Выпускники с ограниченными возможностями здоровья при подготовке к государственной итоговой аттестации и в период ее проведения имеют возможность доступа в аудитории, к библиотечным ресурсам техникума.
Технические средства для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Для слабовидящих студентов в учебном кабинете предусмотрена возможность просмотра удаленных объектов - слайда на экране. Сайт техникума разработан с учетом особенностей обучающихся с ОВЗ (имеется доступ к версии для слабослышащих).
Для слабослышащих студентов имеются мультимедийные средства и видеоматериалы.
3.3 Информационное обеспечение обучения
Перечень используемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Важенин Г.А. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественнонаучного, гуманитарного[Текст]: учебник/ А.Г. Важенин. –М. : Академия, 2016. –432 с
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с поправками) // СЗ РФ. — 2017. — № 4. — Ст. 445.
Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 28.12.2016) "О занятости населения в Российской Федерации" [Электронный ресурс]
"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ [Электронный ресурс]
Интернет – ресурсы:
http://www.consultant.ru/ - «Консультант Плюс» - законодательство РФ: кодексы, законы, указы
http://www.garant.ru/ - «Гарант» - информационно-правовое обеспечение: законодательство с комментариями: законы, кодексы указы, постановления, приказы
http://www.mintrud.saratov.gov.ru/- Министерство занятости, труда и миграции
Саратовской области
https://trudvsem.ru/- Работа в России
http://www.job.ru - Работа в России
http://www.gks.ru - Сайт федеральной службы государственной статистики
3.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Квалификация педагогических работников образовательной организации должна отвечать квалификационным требованиям, указанных в квалификационных справочниках, и профессиональных стандартах. Педагогические работники, привлекаемые к реализации образовательной программы, должны получать дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной в п. 1.5. ФГОС.
Контроль и оценка результатов освоения
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и самостоятельных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных и групповых заданий, проектов, исследований.
Таблица 1
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Критерии оценки | Формы и методы оценки |
Уметь: | | |
У.1. - давать аргументированную оценку степени востребованности специальности на рынке труда; | 5 (отлично) - знает материал и отвечает на дополнительные вопросы; 4 (хорошо) - знает материал, затрудняется ответить на дополнительные вопросы; 3 (удовлетворительно) - знает не четко материал, не отвечает на дополнительные вопросы; 2 (неудовлетворительно) – не знает материал и не отвечает на дополнительные вопросы. | Экспертная оценка результата выполнения практического задания на практическом занятии № 1 Устный опрос |
У.2. - аргументировать целесообразность использования элементов инфраструктуры для поиска работы; | 5 (отлично) - знает материал и отвечает на дополнительные вопросы; 4 (хорошо) - знает материал, затрудняется ответить на дополнительные вопросы; 3 (удовлетворительно) - знает не четко материал, не отвечает на дополнительные вопросы; 2 (неудовлетворительно) – не знает материал и не отвечает на дополнительные вопросы. | Экспертная оценка хода выполнения практического задания на практическом занятии № 6 |
У.3 проектировать собственную деятельность, оценивать свои профессиональные планы, устремления и возможности, выявлять профессиональные способности и резервы в связи с меняющимися компетенциями и запросами общества; | 5 (отлично) - знает материал и отвечает на дополнительные вопросы; 4 (хорошо) - знает материал, затрудняется ответить на дополнительные вопросы; 3 (удовлетворительно) - знает не четко материал, не отвечает на дополнительные вопросы; 2 (неудовлетворительно) – не знает материал и не отвечает на дополнительные вопросы. | Экспертная оценка хода выполнения практического задания на практическом занятии № 3 |
У.4. - оценить и уверенно назвать свои сильные качества как работника: знания, умения и навыки, личностные качества и др., составить свой профессионально-психологический портрет; подготовить и провести самопрезентацию в ситуации поиска работы и трудоустройства; | 5 (отлично) - знает материал и отвечает на дополнительные вопросы; 4 (хорошо) - знает материал, затрудняется ответить на дополнительные вопросы; 3 (удовлетворительно) - знает не четко материал, не отвечает на дополнительные вопросы; 2 (неудовлетворительно) – не знает материал и не отвечает на дополнительные вопросы. | Экспертная оценка результата выполнения практического задания на практическом занятии № 7 Устный опрос |
У.5. - владеть навыками подготовки пакета презентационных документов: профессионального резюме, мини-резюме, автобиографии, сопроводительного письма, поискового письма, рекомендации; | 5 (отлично) - знает материал и отвечает на дополнительные вопросы; 4 (хорошо) - знает материал, затрудняется ответить на дополнительные вопросы; 3 (удовлетворительно) - знает не четко материал, не отвечает на дополнительные вопросы; 2 (неудовлетворительно) – не знает материал и не отвечает на дополнительные вопросы. | Экспертная оценка хода и результата выполнения практического задания на практическом занятии № 5 |
У.6. - применять основные правила ведения диалога с работодателем в модельных условиях; | 5 (отлично) - знает материал и отвечает на дополнительные вопросы; 4 (хорошо) - знает материал, затрудняется ответить на дополнительные вопросы; 3 (удовлетворительно) - знает не четко материал, не отвечает на дополнительные вопросы; 2 (неудовлетворительно) – не знает материал и не отвечает на дополнительные вопросы. | Экспертная оценка хода и результата выполнения практического задания на практическом занятии № 7 Тестирование, Устный опрос |
У.7. - давать оценку в соответствии с трудовым законодательством законности действий работодателя и работника в произвольно заданной ситуации, пользуясь Трудовым кодексом РФ и нормативными правовыми актами. | 5 (отлично) - знает материал и отвечает на дополнительные вопросы; 4 (хорошо) - знает материал, затрудняется ответить на дополнительные вопросы; 3 (удовлетворительно) - знает не четко материал, не отвечает на дополнительные вопросы; 2 (неудовлетворительно) – не знает материал и не отвечает на дополнительные вопросы. | Экспертная оценка хода выполнения практического задания на практическом занятии № 8 Тестирование |