СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эффективность групповой работы на уроках технологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эффективность групповой работы

Просмотр содержимого документа
«Эффективность групповой работы на уроках технологии»

МБОУ Сеченовская средняя школа















Условия и приемы организации эффективной групповой работы






















Учитель технологии


высшей категории


С.И.Андреев








Сеченово, 2018

Организация групповой работы школьников на уроке технологии:

аспект требований ФГОС (из опыта работы)

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования нацеливает на приоритетное направление по формированию общеучебных умений и навыков. Здесь важна активная позиция ученика для решения учебной задачи. А это возможно при особой организации учащихся в учебном процессе, а именно при использовании парной и групповой работы, где ребенок вооружается навыками самостоятельной деятельности, становится в позицию исследователя, становится равноправным участником обучения.

Любой учитель, тем более учитель, работающий в системе развивающего обучения, стремится воспитать ученика, умеющего учиться, стремится обучить детей умению спорить, отстаивать свое мнение, задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний.

Цель групповой работы: активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.

Задачи групповой работы:

1.Активизация познавательной деятельности.

2.Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, выбор оптимального пути, умение предусматривать последствия своего выбора, объективно оценивать его.

3.Развитие умений успешного общения (умение слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание и т.д.).

4.Совершенствование межличностных отношений в классе.

Для успешного проведения групповой работы соблюдаются следующие принципы:

1.Учитывать уровень образовательных возможностей учащихся.

2.Учитывать особенности состава группы.

3.Составлять задания исключительно для совместного поиска решения, т. е. справиться с которыми за ограниченное время посильно только в группе.

4.Распределять роли между участниками группы.

5.Организовывать коммуникацию в группе и между группами.

6.Анализировать способ деятельности. Итогом групповой работы должна быть рефлексия учебной деятельности.

Разделение класса на группы – это важный момент в организации работы. Способов разделения существует множество, и они в значительной степени определяют то, как будет протекать дальнейшая работа в группе, и на какой результат эта группа выйдет.

1. По желанию.

2. Случайным образом.Группа, формируемая по признаку случайности, характеризуется тем, что в ней могут объединяться (правда, не по взаимному желанию, а волей случая) дети, которые в иных условиях никак не взаимодействуют между собой либо даже враждуют. Работа в такой группе развивает у участников способность приспосабливаться к различным условиям деятельности и к разным деловым партнерам. Способы формирования «случайной» группы: жребий; объединение тех, кто сидит рядом (в одном ряду, в одной половине класса); с помощью импровизированных «фантов» (один из учеников с закрытыми глазами называет номер группы, куда отправится ученик, на которого указывает в данный момент педагог) и т.п.

3. По определенному признаку.Такой признак задается либо учителем, либо любым учеником. Так, можно разделиться по первой букве имени (гласная – согласная), в соответствии с тем, в какое время года родился (на четыре группы), по цвету глаз (карие, серо-голубые, зеленые) и так далее. Этот способ деления интересен тем, что, с одной стороны, может объединить детей, которые либо редко взаимодействуют друг с другом, либо вообще испытывают эмоциональную неприязнь, а с другой – изначально задает некоторый общий признак, который сближает объединившихся учащихся. Есть нечто, что их роднит и одновременно отделяет от других. Это создает основу для эмоционального принятия друг друга в группе и некоторого отдаления от других (по сути дела – конкуренции).

4. По выбору «лидера. Формирование групп осуществляется самими «лидерами». Например, они выходят к доске и по очереди называют имена тех, кого они хотели бы взять в свою группу. Наблюдения показывают, что в первую очередь «лидеры» выбирают тех, кто действительно способен работать и достигать результата. Иногда даже дружба и личные симпатии отходят на второй план. В том случае если в классе есть явные аутсайдеры, для которых ситуация набора в команду может быть чрезвычайно болезненной, лучше или не применять этот способ, или сделать их «лидерами».

5. По выбору педагога.В этом случае учитель создает группы по некоторому важному для него признаку, решая тем самым определенные педагогические задачи. Он может объединить учеников с близкими интеллектуальными возможностями, со схожим темпом работы, а может, напротив, создать равные по силе команды. При этом организатор групповой работы может объяснить принцип объединения, а может уйти от ответа на вопросы участников по этому поводу.

Учитель, работающий группами, выполняет разные функции:

1. В следствие специфического оснащения кабинета технологии и работы, при которой учащиеся используют опасные орудия труда, необходимо постоянно контролировать ситуацию на уроке.

2.Организовывать работу учащихся.

3.Оценивать работу учеников.

4.Предлагать участникам групп разные варианты решений в случае, когда они оказались в затруднении.

6.Выступать в роли наставника, исследователя или источника информации.

На уроках технологии учащиеся объединяются преимущественно для выполнения практических заданий, а также для работы над проектами.Освоение проектно-исследовательской деятельности учащимися в свете ФГОС оценивается как достижение образовательных результатов, среди которых преобладают метапредметные.Работа над проектами требует от учащихся дружной и согласованной работы всех членов группы, что даёт ощутимо лучший результат, чем мог бы получить каждый из участников, если бы работал один (например, макетирование). Это задания на развитие творческого мышления, где требуется генерировать максимальное количество оригинальных идей; задания, требующие принятия решений, непосредственно касающихся будущей деятельности данной группы; проблемные задания, создающие определенное познавательное затруднение, предоставляющие возможность для активного использования имеющихся знаний и поиска новых.

Групповая форма организации работы имеет немало достоинств: повышается учебная и познавательная мотивация; снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач; в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний; улучшается психологический климат в классе; ученики с разным уровнем знаний и подготовки проявляют творческое мышление.

Однако в групповой работе есть и некоторые трудности:

  1. Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий.

  2. Групповой работе надо сначала научить. Для этого тратится большое количество времени на уроке.

  3. Некоторые участники групп могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников. Учитель создает условия, при которых ученик выполняет свою часть работы самостоятельно, что развивает ответственность перед коллективом за свою работу (личностные УУД).

  4. Работа в группах может проходить непросто, с возникновением конфликтов. Учителю необходимо обучать детей навыкам выхода из конфликтных ситуаций.

  5. В классе всегда найдутся дети, желающие работать в одиночестве. Им надо создать условия для этого. Однако, только при работе в группах ученик получает возможность в полной мере развивать коммуникативные УУД. Учителю необходимо помочь учащемуся начать работать в группе.

В основе групповой работы на уроках технологии лежит принцип вовлечения участников образовательного процесса в конкретную практическую деятельность по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда на основе знаний, умений и навыков, полученных, в том числе, и в других предметных областях.

Школьники учатся воплощать в жизнь идеи, способные развивать собственные творческие способности, а вместе с ними и процесс производства в целом. Групповая работа позволяет отказаться от формального обучения школьников умениям и навыкам, и перейти к мотивированному выполнению заданий с целью получения личностно-значимого результата.

Работа в группах развивает социальный аспект личности учащегося за счет включения его в различные виды деятельности в реальных социальных и производственных отношениях, помогает адаптироваться в условиях конкуренции, дает возможность учащимся приобретения жизненно необходимых знаний и умений.В процессе коллективной работы формируются коммуникативные и организационные навыки.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!