СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эффективные формы и методы организации внеурочной деятельности, направленные на развитие младших школьников.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эффективные формы и методы организации внеурочной деятельности, направленные на развитие младших школьников.

Для научных конференций учителей, статья основана на внеурочке риторика

Просмотр содержимого документа
«эффективнные формы и методы (2)»

Эффективные формы и методы организации внеурочной деятельности, направленные на развитие младших школьников. – слайд 1

Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее ФГОС ООО) главной задачей является создание в образовательном учреждении условий для вовлечения учащихся в систему внеурочной деятельности.

Моя педагогическая деятельность направлена не только на обучение школьников на уроках, но и на создание условий по организации внеурочной деятельности. Не первый год я работаю по рабочей программе риторика, составленной на основе авторской программы по детской риторике Т.А. Ладыженской. Почему выбрала именно эту внеурочную деятельность?

В повседневной жизни и на учебных занятиях или праздничных встречах мы с особым интересом слушаем того, кто говорит чисто и правильно, легко находит нужное слово для защиты или убеждения, прекрасно рассказывает. Искусству словесного мастерства учит такая наука, как риторика.

Введение занятий риторики в школьное расписание необходимо уже в начальных классах.

Шести - семилетние дети приходят в школу со словарным запасом примерно от 3 до 6 тысяч слов, они практически владеют грамматикой родного языка, некоторые сочиняют стихи, придумывают сказки, фантастические и реальные истории. Начиная постигать основы наук, обучающиеся усваивают много специальных слов, некоторые книжные конструкции. Однако развитие их связной речи тормозится, речь детей становится менее раскованной и эмоциональной, более трафаретной, даже обедняется. Избежать этого помогает разработанная на научной основе методика развития речи детей младшего школьного возраста.

Таким образом, обучающиеся не просто расширяют и углубляют полученные в школе знания, но и раскрывают свои возможности, попробовать свои силы в самых разных областях творчества.

Слайд 2. Цель курса риторики – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить обучающихся эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.

Слайд 2. Главной задачей этого курса является обучение эффективному общению. Эффективное общение - это результативное общение, при котором реализуется коммуникативная задача как практического, так и духовного плана.

Чтобы научить эффективному общению, т.е. такому общению, при котором говорящий достигает своей коммуникативной цели - убедить, утешить, склонить к какому-либо действию, то на занятиях риторики, обучающиеся должны как можно больше сами говорить и писать. Большая часть времени уделяется практике. На каждом занятие рассматривается жизненная или воображаемая ситуация, даются рекомендации, как следует готовиться к выступлению, учитывать аудиторию и устанавливать с ней контакт, как реализовать свой замысел, оценить свою речь.

Разнообразит занятия использование различных видов деятельности: разыгрывание ситуаций, инсценирование, дискуссии, игры, работа по картинам. Таким образом, обыкновенное занятие превращается в маленький праздник, спектакль, где знания усваиваются и запоминаются как бы сами собой. Важную роль на занятиях с младшими школьниками играют инсценировки. Дети в игре, выполняя разнообразные социальные роли, накапливают тем самым определенный нравственный опыт.

Курс риторики в школе - предмет сугубо практический. При этом большая часть времени уделяется риторическому анализу устных и письменных текстов; риторическим задачам; риторическим играм.

Слайд 3. Риторический анализ предполагает обсуждение таких вопросов:

1. Что сказал говорящий (ритор); Что он хотел сказать; Что сказал ненамеренно.

2. Общая характеристика текста: устный или письменный, род красноречия — общественно-политическое, судебное, академическое, социально-бытовое, богословско-церковное.

3. Соблюдение нормы культуры речи, требований литературного языка. Особенности авторского стиля речи.

(например, задание: доказать, что данный отрывок является текстом)

Слайд 4 схема.

Слайд 5. (фото) Риторические задачи основываются на описаниях всех значимых компонентов речевой ситуации:

• кто говорит - пишет (адресант);

• кому (адресат);

• для чего - зачем (задача высказывания);

• что - о чём (содержание высказывания);

• как (в устной или письменной форме, в каком стиле и т. д.);

• где (место, где происходит общение, расстояние между учащимися, если это важно);

• когда, как долго (время, когда происходит общение, - сейчас, в прошлом; время, отведенное, а общение, если это важно).

Учащимся предлагаю войти в описанные обстоятельства и в речевую роль.

Слайд 5. Риторические игры в отличие от риторических задач содержат соревновательный элемент и предполагают определение победителя: кто (какая команда) веселее, смешнее. В отличие от словесных речевых игр риторические игры строятся на материале программы о риторике и служат решению задач этого курса. Поэтому так важно при их организации и определении победителя осуществлять риторический подход: чётко описывать ситуацию, точно обозначать критерии оценки победителей.

(Для проведения риторических игр я выбираю (назначаю) жюри. При определении победителя использую карточки разных цветов, хлопки ("Кому больше похлопаем?", « Кто больше показывал?», «Кто больше веселил?») и т.п.)

Безусловно, преподавание риторики основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений – учащиеся анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами.

Слайд 6. Одним из результатов обучения риторики является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей. Их вы видите на экране, скажу о некоторых из них.

Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).

Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.

Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.



Слайд 7. Принципы организации внеурочной деятельности.

В основе организации внеурочной деятельности риторики лежат общедидактические принци­пы научности, доступности, систематичности и после­довательности в обучении, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности, преемствен­ности и перспективности. Наряду с ними имеются еще такие специфические методические принципы, которыми определяются, с одной стороны, содержа­ние, с другой — формы, виды и методы проведения внеурочной работы по курсу риторика. Скажу подробнее о некоторых принципах.

Принцип связи внеурочной работы с уроками русского языка. Сущность его заключается в том, что основой для работы должны являться знания, полученные учащимися на уроках русского языка. Опираясь на эти знания, учитель совершен­ствует речевые навыки учащихся. Подобно урокам русского языка, внеклассные мероприятия по русскому языку должны способствовать привитию навыков практической русской речи. С этой целью необхо­димо создавать благоприятные условия для речевой практики.

Принцип систематичности в подаче языкового материала. Этот принцип действует в тесной связи с предыдущим: содержание внеклассной работы должно быть соотнесено с программой по русскому языку. Последовательность подачи активизируемого во внеурочное время языкового материала должна совпадать с последовательностью его изучения на уроках. Взаимосвязь внеклассных и классных занятий обеспечивает систематичность в усвоении языков, материала и в выработке речевых навыков.

Принцип учета индивидуальных интересов и спо­собностей учащихся. Согласно этому принципу содер­жание внеурочной работы должно составлять в пер­вую очередь то, что интересует учащихся; задания следует варьировать, чтобы удовлетворить потребности как сильных, так и слабых учеников. Внеклассная работа тем и отличается от уроков, что содержание определяется с учетом индивидуальных интересов и запросов школьников. Такая работа стимулирует познавательную и речевую активность учащихся: каждый ученик получает задание по вкусу и по своим спо­собностям.

Принцип занимательности, что является одним из основных условий пробуждения и поддержания инте­реса к работе. Занимательность дости­гается главным образом путем использования мате­риалов занимательной грамматики — игр, шарад, ре­бусов, загадок, а также путем широкого привлече­ния средств наглядности — картин, рисунков, слайдов и т. д. Однако занимательность не следует сводить только к развлекательности. Занимательность — это то, что удовлетворяет интеллектуальные запросы уча­щихся, развивает у них любознательность, это увле­ченность выполняемой работой.

Принцип разнообразия форм и видов внеурочной работы. Интерес поддержи­вается не только содержанием проводимых меро­приятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также необыч­ностью формулировки тем занятий, формы препод­несения языкового и речевого материала. Чем разно­образнее формы и виды такой работы, тем устойчивее интерес к ней.

Принцип взаимосвязи отдельных видов. При соблюдении этого принципа создается общая система внеклассной работы по русскому языку, где каждое мероприятие имеет свое определенное место.

Принцип добровольности. Участие школьников во внеклассной работе должно быть добровольным, а не принудительным. Но, чтобы у учащихся появилось желание добровольно заниматься русским языком во внеурочное время, необходимо проводить внеклассные мероприятия увлекательно, живо, интересно.

Принцип массовости. С учетом того, что участие во внеурочной работе по русскому языку благотворно сказывается на развитии речи учащихся, желательно привлекать к внеклассной работе как можно больше учащихся. Для этого необходимо широко пропагандировать среди школьников возмож­ность их участия во внеклассной работе и разъяснять пользу последней в практическом овладении нормами языка.

Хорошо организованная внеурочная работа открывает большой простор для пробуждения у учащихся интереса к изучению русского языка, воспитывает у них любознательность, зоркость к явлениям и фактам языка, помогает повышать речевую культуру школьников.

Слайд 8. Методы организации внеурочной деятельности:

  • Проблемного обучения (проблемное изложение, частично-поисковые или эвристические, исследовательские)

  • Организации учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические; аналитические, синтетические, аналитико-синтетические, индуктивные, дедуктивные; репродуктивные, проблемно-поисковые; самостоятельной работы и работы по руководством).

  • Стимулирования и мотивации (стимулирования к учению: познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций; стимулирования долга и ответственности: убеждения, предъявление требований, поощрения, наказания).

  • Контроля и самоконтроля (индивидуальный опрос, фронтальный опрос, устная проверка знаний, контрольные письменные работы, письменный самоконтроль).

  • Самостоятельной познавательной деятельности (подготовка учащихся к восприятию нового материала, усвоение учащимися новых знаний, закрепление и совершенствование усвоенных знаний и умений, выработка и совершенствование навыков; наблюдение, работа с книгой; работа по заданному образцу, по правилу или системе правил, конструктивные, требующие творческого подхода).

Слайд 9. Формы организации внеурочной деятельности:

  • Риторические игры; (Подготовьте яркую и выразительную рекламу по сказкам для первоклассников (из «Волшебного сундучка сказок» предлагаются на выбор книги «Приключения Буратино», «Гадкий утенок», «Золушка», «Красная Шапочка» соревнования по группам).

  • Комплекс внеклассных мероприятий, проводимых в школе;

  • Литературно-музыкальные композиции; (это Инсценировка сказки « Колобок», «Теремок», басни «Квартет».

  • Блиц-опросы, викторины, конкурсы, олимпиады, турниры, марафоны;

  • Стенная печать, публикации в СМИ; (уже с 1 класса обучающиеся пробуют себя в качестве журналиста, ведущих)

  • Экскурсии в музеи, библиотеки; походы;

  • Встречи с интересными людьми;

  • Участие в научно-практических конференциях, конкурсах разных уровней;

  • Предметные недели;

Слайд 10. (фото) Технические средства, которые использую на занятиях риторики:

 Компьютер;

 Диктофон;

 Интерактивная доска;

 Проектор;

 Ауди и видеозаписи.

Технические средства позволяют разнообразить

– виды деятельности учеников на занятиях;

– приёмы преподнесения заданий на риторический анализ (примеров общения);

При использовании компьютера ученики применяют полученные на уроках информатики инструментальные знания (например, умения работать с текстовыми, графическими редакторами), тем самым у школьников формируется готовность и привычка к практическому применению новых информационных технологий.

Безусловно, записи высказываний младших школьников, созданные учителем с помощью DVD (видеотехники), могут с успехом применяться для того, чтобы анализировать удачи и промахи при создании устных высказываний, что способствует развитию умений оценки и самооценки учеников.

Анализируя и создавая тексты с многомерным представлением информации, школьники учатся критически оценивать воспринимаемую и передаваемую информацию, на практике применять современные средства информационных технологий. Тем самым повышается уровень их общей культуры, уровень владения универсальными действиями.

Слайды 11. (Виды упражнений). Теперь хочется остановиться подробно на практической стороне.

Вашему вниманию представлены некоторые виды упражнений, используемых на занятиях. Содержание занятий напрямую зависит от возраста учеников. Для младших школьников наиболее актуальным является отработка правильного и четкого произнесения звуков, поэтому им рекомендуется работать со скороговорками, чистоговорками, считалками. Кроме того, полезно для них будет и обучение вежливому общению, разгорову по телефону, ораторскому искусству. Учащимся полезны будут тренинги по публичным выступлениям.

  • Слайд 11. Придумайте чистоговорки. (чок-чок-чок - … (простучал каблучок), як-як-як - … (у меня брат моряк), жу-жу-жу - … (я с ребятами дружу), ино-ино-ино - … (вот проказник Чиполлино), ец-ец-ец - … (брат сегодня молодец), ина-ина-ина-… (здравствуй, девочка Марина!).

  • Подбор слов по теме. Учитель задает область – например, растения или животные. Задача учащихся – подобрать как можно больше подходящих слов. Если детей несколько, игра приобретает соревновательный элемент.

  • Поясни. Учащийся должен как можно подробнее описать загаданный учителем предмет.

  • Сделай словесную копию. Учитель зачитывает небольшое предложение из книги, задача учащегося – дословно повторить.

  • Подбор рифм к выбранному взрослым слову. (Н-р, морковка – коровка, листок – свисток)

  • Найди отличие. Учащемуся дается задание – кратко и емко описать, чем отличаются два предмета, например воздушный шар и футбольный мяч.

  • Учащиеся очень любят составлять рассказ по картинке. (Показывается иллюстрация, ребенок должен как можно более подробно и точно ее описать. При необходимости можно задавать вопросы, чтобы подтолкнуть ребенка. Допустимо несколько отойти от рисунка, поинтересовавшись, что думает ученик по тому или иному фрагменту картинки).

  • Составьте разговор по телефону (в паре с рядом сидящим), Задача: Познакомить детей с правилами речевого поведения во время телефонного разговора. (Игра «Разговор по телефону» по произведению К. Чуковского «Телефон». При ответе абонента, т. е. человека, который возьмет трубку по твоему звонку, нужно поздороваться и назвать себя, за исключением справочных телефонов, где нужно экономить время телефонистки. Разговор должен быть вежливым и лаконичным. Если он требует большого времени, необходимо поинтересоваться о возможности его вести. (Обогащение активного словаря учащихся, Оборудование: два игрушечных телефона, книга К. Чуковского "Телефон")

Большое значение я придаю эмоциональному состоянию ребенка на занятиях. Поэтому стараюсь создать в классе доброжелательную обстановку, где дети чувствуют себя свободно, раскованно, спокойно. На занятиях звучит музыка, лирические стихи, отрывки из произведений классиков. Музыка помогает найти ребятам образы, при помощи которых они придумывают необыкновенные истории. Решается задача развития творческого воображения и литературного творчества.

Слайд 12. Учащиеся с огромным удовольствием принимают участие в инсценировка по сказкам, басням, отрывкам из детских рассказов.

Слайд 13-14. (фото) На одном из занятий, посвященному здоровому питанию были использованы методы проблемного обучения (учащимся был представлен видео фрагмент, в котором персонажи не могли определить, что такое здоровое питание), самостоятельной познавательной деятельности, организации учебно-познавательной деятельности. (Форма внеклассное мероприятие)

Слайд 15 – 16. Экскурсии в музеи, библиотеки, встреча с интересными людьми. Они расширяют кругозор учащихся, развивает коммуникативные умения и навыки.

Слайд 17. В нашей школе уже с первого класса и до окончания школы есть Пресс-цент стена. СТЕНА - школьный пресс-центр, объединяющий молодых и талантливых журналистов, фотографов и операторов, обучающихся в школе № 35. Эта ссылка на сайт, на котором вы сможете подробнее познакомиться с работой наших ребят.

Занятия заканчивается анализом и оценкой общения: учитывается степень эффективности, корректности поведения, уровень владения языком.

Благодаря эффективным формам и методам организации внеурочной деятельности, направленных на развитие младших школьников, улучшилось навык выразительного чтения, публичные выступления стали более яркими и интересными, учащиеся научились более точно доносить свою идею до слушателя, овладели ораторским искусством, научились более точно задавать вопросы и четко формулировать ответы на них. Занятия помогут формированию самодостаточной и духовной развитой личности, раскрывают творческий потенциал ребенка.

Слайд 18. Спасибо за внимание.







Просмотр содержимого презентации
«эффективные формы и методы - копия»

Гудкова Наталья Сергеевна, учитель начальных классов  МОБУ СОШ №35 г. Таганрога

Гудкова Наталья Сергеевна,

учитель начальных классов МОБУ СОШ №35

г. Таганрога

Цель курса риторики  – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить обучающихся эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь. Главная задача - обучение эффективному общению.

Цель курса риторики – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить обучающихся эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.

Главная задача - обучение эффективному общению.

Риторический анализ – анализ компонентов речевой ситуации. Риторическая задача – вхождение в описанную ситуацию или в речевую роль. Риторическая игра – метод, основанный на соревновании

Риторический анализ – анализ компонентов речевой ситуации.

Риторическая задача – вхождение в описанную ситуацию или в речевую роль.

Риторическая игра – метод, основанный на соревновании

Фото

Фото

Ценность жизни и человека   Ценность общения   Ценность добра и истины   Ценность семьи   Ценность труда и творчества   Ценность социальной солидарности   Ценность гражданственности и патриотизма
  • Ценность жизни и человека
  • Ценность общения
  • Ценность добра и истины
  • Ценность семьи
  • Ценность труда и творчества
  • Ценность социальной солидарности
  • Ценность гражданственности и патриотизма
Принцип связи внеурочной работы с уроками русского языка.  Принцип систематичности в подаче языкового материала.  Принцип учета индивидуальных интересов и спо­собностей учащихся.  Принцип занимательности.  Принцип разнообразия форм и видов внеурочной работы.  Принцип взаимосвязи отдельных видов.  Принцип добровольности.  Принцип массовости.
  • Принцип связи внеурочной работы с уроками русского языка.
  • Принцип систематичности в подаче языкового материала.
  • Принцип учета индивидуальных интересов и спо­собностей учащихся.
  • Принцип занимательности.
  • Принцип разнообразия форм и видов внеурочной работы.
  • Принцип взаимосвязи отдельных видов.
  • Принцип добровольности.
  • Принцип массовости.
Организации учебно-познавательной деятельности .  Проблемного обучения .  Стимулирования и мотивации .  Самостоятельной познавательной деятельности .  Контроля и самоконтроля .
  • Организации учебно-познавательной деятельности .
  • Проблемного обучения .
  • Стимулирования и мотивации .
  • Самостоятельной познавательной деятельности .
  • Контроля и самоконтроля .
Риторические игры;  Комплекс внеклассных мероприятий, проводимых в школе;  Экскурсии в музеи, библиотеки; походы;  Участие в научно-практических конференциях, конкурсах разных уровней;  Предметные недели;  Литературно-музыкальные композиции;  Стенная печать, публикации в СМИ;  Встречи с интересными людьми; Блиц-опросы, викторины, конкурсы, олимпиады, турниры, марафоны.
  • Риторические игры;
  • Комплекс внеклассных мероприятий, проводимых в школе;
  • Экскурсии в музеи, библиотеки; походы;
  • Участие в научно-практических конференциях, конкурсах разных уровней;
  • Предметные недели;
  • Литературно-музыкальные композиции;
  • Стенная печать, публикации в СМИ;
  • Встречи с интересными людьми;
  • Блиц-опросы, викторины, конкурсы, олимпиады, турниры, марафоны.
Фото занятий

Фото занятий

Виды упражнений, используемых на занятиях:  Придумай чистоговорки.  Сделай словесную копию.  Подбор рифм к выбранному взрослым слову.  Найди отличие.  Поясни.  Составь рассказ по картинке.  Составь разговор по телефону.

Виды упражнений, используемых на занятиях:

  • Придумай чистоговорки.
  • Сделай словесную копию.
  • Подбор рифм к выбранному взрослым слову.
  • Найди отличие.
  • Поясни.
  • Составь рассказ по картинке.
  • Составь разговор по телефону.

Фото детей с мероприятий

Фото детей с мероприятий