Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области «Тацинская специальная школа-интернат»
Сообщение по теме:
«Эффективные формы и методы
проведения профориентационных занятий
для обучающихся с нарушениями интеллекта»
Громадина С.М.
педсовет
ноябрь 2023г
Слайд 1.
О чем мечтает учитель? Об отличной успеваемости в классе, где он ведет предмет. А о чем мечтает учитель, преподающий в классе с детьми с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)? О том же самом - привить интерес к своему предмету! Чтобы процесс обучения был успешным необходимо, чтобы дети хотели учиться, чтобы у них была мотивация к обучению и не пропадала познавательная активность. Это побуждает искать эффективные методы и формы обучения, то есть современные формы и методы проведения урока– это и совершенно новые, и не теряющие связи с прошлым, одним словом – обновленные, актуальные, действенные, имеющие непосредственное отношение к интересам детей, насущные, существующие, проявляющиеся в действительности.
Я учитель профессионального обучения, профильного труда второй год и первый год педагог-навигатор по профориентированию старшеклассников. Нахожусь в постоянном поиске методов и форм преподавания, позволяющих достичь лучшего усвоения учебного предмета, развитие интереса, активизации учебной деятельности учащихся, повышению уровня практической направленности.
Слайд 2.
Традиционные формы проведения урока:
- формы теоретического обучения (лекция, урок-консультация);
- формы практического обучения (практикум);
- формы смешанного обучения (урок-экскурсия).
Слайд 3.
Нетрадиционные формы: урок – онлайн-тренажер, урок – профориентационный сериал, урок – интервью, урок-поиск, урок взаимообучения, урок – блог, урок-резюме.
На платформе проекта «Билет в будущее» доступны интересные профориентационные инструменты и форматы, которые мы апробируем впервые для наших учеников:
- урок-диагностика, онлайн-тренажер;
- профориентационный сериал;
- виртуальная профпроба;
- урок рефлексия;
- видеоурок.
Слайд 4. Видеозанятие на платформе «Билет в Будущее».
Как-то на обсуждении один из учеников Антон М. предложил собственный опыт. Это натолкнуло меня на идею проводить уроки в форме взаимообучения. Ребята охотно делятся друг с другом собственным опытом. На такие уроки привлекались ученики из других классов, обучающиеся по другому профилю. Евгений М. сам предложил презентовать свой опыт, чем вовлек всю группу в активную работу. А ученица Анна Л. обмолвилась о возможной форме урока – урок-блог. Мы с ребятами уже обсуждали как это сделать. Предложение удачное. С ребятами старших классов начали подготовку к уроку-резюме. Этот урок - представление, зачет, самооценки своих индивидуальных результатов.
Эффективно провести учебную работу особенно в старших классах помогает небольшое отступление от темы. Большинство учеников изначально были настроены безразлично к уроку по профминимуму «Билет в будущее». Мне стоило большого труда уговорить некоторых учеников (Александр Л., Рыполов М.) пройти обязательную диагностику на компьютере. Выяснилось, что дети умело пользуются телефоном, но плохо ориентируются на клавиатуре компьютера. И тут прозвучал вопрос от Насти Ю.: «А что вы знаете английский язык?» Весь класс замер в ожидании ответа. За первым вопросом проследовало предложение: «Давайте учить английский язык». Увлекаться этим процессом не нужно: надо быстро и корректно возвращаться к работе: «С удовольствием, на перемене вы всегда можете подойти ко мне, что я знаю, научу, вы скачаете приложение и тд. А сейчас вы как раз потренируетесь, проходя диагностику». Ученики уважают многокомпетентность учителя, желание быть многокомпетентным, с интересом идут на урок.
Слайд 5,6.
Для реализации любой формы проведения урока, необходим эффективный инструмент – метод. Использовать один метод изолированно невозможно. В своей работе комбинирую несколько методов и использую их одновременно.
Методы проведения урока.
Наглядный (иллюстрация, демонстрация, самостоятельные наблюдения) Применение наглядных методов в обучении детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) создает условия для более полного усвоения ими учебного материала. Использование наглядных методов позволяет подготовить учащихся к изучению более сложной техники в профессиональном обучении. Зрительные образы изучаемого материала быстрее формируются и дольше сохраняются в памяти, чем создаваемые только на основе речевого сообщения; именно этим объясняется эффективность применения наглядных средств.
Видеометод - просмотр, обучение, упражнения под контролем «электронного учителя». Как метод обучения с использованием экранных источников информации, видеометод позволяет получать знания в наглядной форме. Получаемая таким образом информация усваивается быстрее и легче. Видеоматериал тщательно подбирается и фильтруется под задачи занятия, продолжительность, ограничение по возрасту, актуальность (современность).
В некоторых случаях, предоставляется несколько коротких сюжетов, предлагаю обучающимся сравнить технологические операции - метод анализа, сравнения. Еще вариант, когда видео останавливается и ведется обсуждение вариантов дальнейшего возможного сценария: «Подумайте и скажите, какие действия будут дальше» - игровой метод. Эти методы обучения в школе способствуют развитию познавательного интереса у детей, учат обсуждать и дискутировать - словесный метод. Далее ученики демонстрируют увиденное и запомнившееся на тренажерах - практический метод – упражнения.
Конечно, у большинства ребят появляются сомнения в правильности выполнения задания. Обучающийся Илья С. качественно выполняет индивидуальное несложное задание, но в паре и в групповой работе в выполнении сложных заданий сомневается. Обучающийся Антон М. успешно работает индивидуально, в паре, в группе. Но в самостоятельной работе при выполнении сложных заданий, боится приступать к работе. Здесь приходит на помощь метод стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении – убеждение: «Сделай первый шаг и у тебя получится. Не получится – ты сразу исправишь, ребята помогут. «А если я все-таки не смогу сделать? Ты сделаешь! По-другому быть не может! Ты вспомнишь, и у тебя получится! Дорогу осилит идущий». Мотивация становится положительной только в том случае, если эта деятельность успешна, а способности ребёнка оцениваются объективно и позитивно.
Слайд 7, 8.
В течение урока я снимаю на телефон видео, фотографирую процесс выполнения задания и конечный результат. Полученную информацию загружаю в учебный чат Сферума. На последующих уроках ребята соотносят учебное и текущее видео и фото - метод самоконтроля, оценивают себя - метод самооценки.
Слайд 9.
Учебная платформа Сферум – помощник во взаимодействии с учениками. На некоторых уроках – закреплениях даю задание ученикам самостоятельно подобрать наиболее рациональный способ выполнения технологического процесса – поисковый, исследовательский метод. Ребята просматривают видео, статьи в интернете, скачивают. Перед выполнением задания напоминаю, что есть критерии, которые необходимо учесть: исходный материал, инструменты, климат, степень владения операциями. Далее вместе с классом обсуждаем и выбираем самое подходящее - метод стимулирования, словесный метод (дискуссия).
У кого нет телефона, работают на компьютере под контролем учителя.
Урок - экскурсия как форма обучения очень выгодный, для применения разных методов. В процессе экскурсий обучающиеся наблюдают объекты в реальных условиях. Когда ребята находятся за пределами двора школы-интерната, обращаю их внимание на здания, как они оштукатурены, окрашены. Если есть незаконченные объекты, спрашиваю у ребят: «Какая операция последует дальше» - метод исследования. Антон М. сам обращает внимание на необходимость проведения каких-либо работ, рассказывает, как бы он сделал.
Иногда без предупреждения даю ребятам неправильные подсказки по новому материалу. Метод исследования действует впечатляюще. Ученики находятся несколько секунд в замешательстве, далее некоторые сразу находят правильное решение, действие, повествуют о неправильности подсказки, а некоторые задают вопрос: «А как сделать?». Тогда я предлагаю просто начать действие на свой выбор, «А если даже оно не будет правильным, у тебя появится возможность получить опыт».
Слайд 10.
Ребята с удовольствием оценивают себя по прошествии небольшого периода. Хочется отметить, что ставят смело в учебном чате те оценки, которые как считают они, заслужили: «хорошо», значит «хорошо», «трудно», — значит «трудно» и тд.
Слайд 11, 12.
Метод самооценки на уроках профильного труда. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус). Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка. В начале урока детям сообщается, что каждый займет свое рабочее место, если назовет правила поведения в кабинете профильного труда. Тот, кто знает ответ поднимает карточку со знаком «Плюс». Кто не знает -«Минус». При таком методе дети не боятся поднимать карточку со знаком минус. Далее предлагаю этим ребятам взять помощь у чемоданчика – помощника. В работу вступает метод поиска. Необходимо найти подсказку из их множества. Для тех, кто не умеет читать, подсказки-иллюстрации. Ребенок не чувствует себя ущербным.
Слайд 13,14.
В течение урока ученики работают с чек-листом самооценки. За правильный ответ каждого задания ставили плюс, за отсутствие ответа или неправильный ставили минус. В конце урока объявляю о возможности исправить минус на плюс – задаю дополнительные вопросы по новоизученному. Также в конце чек-листа есть пустая строка, в которой предлагаю поставить дополнительно плюс тем, кто помогал отвечать. Метод самооценки работает в паре с методом стимулирования.
Таким образом, можно сделать три следующих вывода:
1. Ни один отдельно взятый метод не может обеспечить необходимых результатов в полном объеме.
2. Каждый последующий метод вытекает из предыдущего; хороших результатов можно добиться лишь при использовании целого ряда методов.
3. Наибольшего эффекта можно достигнуть, используя не разнонаправленные, а дополняющие друг друга.