СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эффективные формы и методы работы с одарёнными детьми на уроке и во внеурочное время в рамках подготовки учащихся к предметным олимпиадам

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опыт работы во внеурочное время с одарёнными детьми

Просмотр содержимого документа
«Эффективные формы и методы работы с одарёнными детьми на уроке и во внеурочное время в рамках подготовки учащихся к предметным олимпиадам»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №10»



Доклад на тему: «Эффективные формы и методы работы с одарёнными детьми на уроке и во внеурочное время в рамках подготовки учащихся к предметным олимпиадам»





Доклад подготовила учитель

географии Латина О.П.

для обсуждения на ШМО ОО «Обществознание» №2

31.08.2018



С.Бурлацкое 2018





Обучение одарённых детей - задача, требующая совместных действий многих специалистов. Чаще всего одаренные дети лишены необходимой для развития их талантов поддержки. Будущее одаренного ребенка, в отличие от одаренного взрослого, ещё не определено, поэтому важно создавать среду для его полноценного развития.
  «В душе каждого ребенка есть невидимые струны.

Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат».
 В.А. Сухомлинский

Сохранение и развитие одарённости детей — важнейшая проблема нашего общества. Перед учителем стоит основная задача – способствовать развитию личности ребенка.

Особенности работы с одаренными детьми в школе

Федеральные стандарты второго поколения делают акцент на деятельностный подход в образовательном процессе, т.е. способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала. Можно выделить три основные проблемы в организации работы с одарёнными детьми:

  • отсутствие у педагогов знаний об особенностях проявления детской одарённости, видовом её разнообразии;

  • функционально - целевая направленность школы в плане развития интеллекта учащихся;

  • ориентация школы на "уравнивание" под "среднего" без прогноза на индивидуальное развитие.

Формы работы с одаренными детьми

На уроках методы и формы работы с одаренными учащимися, прежде всего, должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школы и в то же время отличаться. Говоря о формах работы с одаренными детьми, необходимо сразу оговорить следующее: работа с такими учащимися распадается на две формы - урочную и внеурочную. Следует признать нецелесообразным в условиях школы выделение таких учащихся в особые группы для обучения по всем предметам. Одаренные дети должны обучаться в классах вместе с другими детьми. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, для максимально возможного развития всех учащихся для выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих заданий.



В работе с одаренными детьми целесообразно положить следующие принципы педагогической деятельности:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

  • принцип свободы выбора учащимися помощи, наставничества.

Таким образом, все перечисленные принципы в полной мере находят отражение в основополагающих идеях новых федеральных стандартов.
В работе с одаренными детьми наиболее эффективными из современных педагогических технологий являются технологии продуктивного обучения и компетентностного подхода. Эти технологии позволяют понять точку зрения учащегося и смотреть на вещи с его и со своей точек зрения, использовать исследовательские, частично-поисковые, проблемные, проектные виды деятельности.
У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию. Хотелось бы подробнее рассмотреть метод проектов.

Метод проектов

Метод проектов относится к технологиям компетентностно-ориентированного обучения. Использование данного метода на уроках и во внеурочной деятельности даёт новые возможности в активизации познавательного интереса учащихся, развития творческих способностей. С учётом интересов и уровней дарования конкретных учеников им предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным докладом с защитой своей позиции. Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку, продолжая учиться вместе со сверстниками и оставаясь включенным в привычные социальные взаимоотношения, вместе с тем качественно углублять свои знания и выявить свои ресурсы в области, соответствующей содержанию его одаренности. Учитель в этой ситуации выступает консультантом, координатором проекта, помощником, направляющим поиск решения проблемы, но не доминирующей фигурой в учебном процессе. Главная задача учителя - помочь одаренному ребенку вовремя проявить и развить свой талант.

Психологические особенности одаренных детей

Есть одаренные ребята, в которых удачно сочетаются высокий интеллект, творчество и скромность, доброта, чуткость, внимательное отношение к людям. У одаренных

ребят есть еще один стимул - побеждать. Хотя цена этих побед - долгая и трудная работа над собой. И здесь незаменима помощь учителей. «Технические достижения не стоят ровным счетом ничего, если педагоги не в состоянии их использовать. Чудеса творят не компьютеры, а учителя!» - отмечает Крейг Барретт, и с этим

невозможно не согласиться.
Обучение талантливого ребенка и выработка у него умения самостоятельно усваивать сложный материал – это тот первый шаг, который должен проделать педагог со своим подопечным, чтобы привить ребенку вкус к серьезной, включающей в себя элементы творческого подхода работе, которая будет сопутствовать данному ребенку в жизни. Кроме того, вводя талантливого ребенка в предмет исследования, приобщая его к науке, необходимо ставить конкретную задачу, а именно, развитие самостоятельности в принятии решений по научным вопросам и проблемам, а также придумывание ребенком своим, качественно новых идей.
Немаловажную роль в этом играет реакция взрослых, умение учителя создать максимально благоприятные условия для всестороннего развития ребёнка, стимулировать творческую деятельность одарённых детей, что, как показывает опыт, возможно сделать уроках. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком доступным для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность и творчество. Система работы с одарёнными детьми учителя географии Латиной О.П.

В качестве основных направлений работы с одаренными детьми выделяю:
- создание условий для самореализации, наиболее полного раскрытия творческого потенциала каждого ученика - индиви­дуализацию обучения одаренных детей;
- систему дополнительного образования, позволяющую обеспечить выявление, поддержку и развитие способностей одаренных детей в рамках внешкольной деятельности.
Вся моя работа условно включает четыре этапа:
Организационный этап
Одарённых детей условно делю на 4 группы:
- дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта;
- дети с высоким уровнем творческих способностей - дети, достигшие определенных успехов по предмету. Эту категорию чаще называют талантливыми; - дети, хорошо обучающиеся в школе. Этап предварительного поиска
Основным смыслом работы на этом уровне считаю сбор предварительной информации о ребенке, поступающем в 5 класс. Эту информацию собираю из четырех основных источников – это психолог, учитель начальных классов, родители и сами дети. В практике - посещение занятий в начальной школе, с целью наблюдения за способностями каждого ребёнка, беседы с учителем начальных классов. На уроках в 5-6 классах провожу конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, где каждый ученик может реализовать свои эмоциональные, физические способности. Для более эффективной и целенаправленной работы каждый год составляю собственную программу по работе со способными (одарёнными) детьми, которой руководствуюсь в течении всего года. Урочную и внеурочную деятельность строю таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности.

В работе с одарёнными детьми использует следующие формы:
-творческие мастерские; - работа по индивидуальным планам (инструктивным карточкам); -предметные недели;
- олимпиады разных уровней, подготовка к которым идёт систематически по разработанному учителем плану. Этап заключительного отбора
Полученная информация позволяет с большей долей уверенности говорить о степени одаренности и способности детей и, что особенно важно, служит довольно надежным основанием для построения прогноза развития каждого из них. Практический этап-развитие способностей учащихся, их самореализация в направлении одарённости. На каждом уроке таких детей не оставляю без внимания: на этапе проверки домашнего задания, дети выполняют творческие задания повышенного уровня; на этапе изучения нового материала решают проблемные и исследовательские задания, на этапе выполнения практических работ они вовлекаются учителем в консультативную работу со слабоуспевающими учащимися. На протяжении многих лет веду кружковую деятельность с детьми повышенных интеллектуальных способностей, где дети изучают более глубоко географию родного края, создавая проекты по данному направлению, знакомят с ними учащихся нашей школы на научно-практических конференциях. Способные и одаренные дети участники предметной олимпиады различных уровней, школьных внеклассных мероприятий по предмету, конкурсах и научно-практических конференций различных уровней.

В заключение хотелось бы отметить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями. Он требует постоянного

роста мастерства педагогической гибкости, умения отказаться оттого, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной. Об этом очень точно высказался Сократ: «Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться».








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!