Городской профессиональный конкурс
«Учитель года Сочи» в 2021 г.
«Эффективные методы и приемы работы с текстом на уроках русского языка»
Подготовил: Арам Камоевич Еремян,
заместитель директора по воспитательной работе,
учитель русского языка и литературы
МОБУ Лицея №3 г. Сочи
Определяется необходимостью прежде всего научить ребёнка решать коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения
Цель работы : анализ эффективности различных методов и приемов работы с текстом на уроках русского языка.
Задачи :
- рассмотреть различные методы и приемы работы с текстом.
- определить на практике наиболее эффективные приемы, методы и технологии развития речи обучающихся.
Приемы работы с текстом:
1
2
3
Верные/неверные утверждения
Текст через призму чувств – пять чувств
Текст и я!
Текст и текст!
Текст и мир!
Обсуждение текста выстраивается из ответов на 3 вопроса, которые помогают ученику взглянуть на текст не как на реликтовый экспонат, а как на возможность для диалога:
- Какие параллели и взаимосвязи можно найти между изучаемым текстом и другими произведениями?
- Как то, что написал автор соотносится с имеющимся у ученика опытом?
- На какие глобальные вопросы и проблемы выходит текст?
.
ВЕРНЫЕ/НЕВЕРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа учебника и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.
Верно ли…
Что у слова может не быть корня?
Да
Нет
Что за корнем стоит суффикс?
Что суффикс образует новые слова?
Что в словах бывают приставки?
Что не все слова с одинаковым корнем могут являться однокоренными словами?
Что существительное изменяется по падежам?
Что существительное не изменяется по числам?
Что существительное предложении только является подлежащим?
Что раздел, в котором изучаются части речи, называется морфология?
Активизируем воображение и погружаемся в воспоминания. Кому не хотелось попробовать знаменитые плюшки, которые уплетал Карлсон? А может, вы из тех, кто буквально ощущал у себя в руках штурвал корабля и дуновение морского ветра, отправляясь в путешествие по страницам пиратской саги? Такие ассоциации точно не забудутся, а упражнение поможет детям сформировать их. Задача — зафиксировать сенсорные детали, которые были замечены в тексте: звуки, образы, ароматы, тактильные ощущения и вкусы.
Выполняются следующие
речевые задачи:
формируется собственное мнение, учится высказывать его, умеет аргументировать
прививается эстетический вкус
продуктивно усваивает учебный материал
учится видеть, слышать и чувствовать текст
пополняется речевая память учащегося
обогащается словарный запас
Метапредметные результаты
- систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
- выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов);
- заполнять и/или дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
Предметные результаты
- представление о русском языке как о государственном языке РФ;
- понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей;
- владение всеми видами речевой деятельности.
Личностные результаты
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей;
- сознание эстетической ценности русского языка;
- достаточный объём словарного запаса.
Результаты ВПР по русскому зыку в 5-7 классе
2018-2019 уч. г.
кач-во
усп-ть
52,9
2019-2020 уч. г.
63,6
кач-во
усп-ть
2020-2021 уч. г.
58,9
кач-во
66,3
усп-ть
64,7
71,8
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!