СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эффективные методы и приёмы подготовки учащихся к итоговой аттестации

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Различные методы и приёмы подготовки учащихся к итоговой аттестации

Просмотр содержимого документа
«Эффективные методы и приёмы подготовки учащихся к итоговой аттестации»

Эффективные методы и приемы подготовки учащихся к итоговой аттестации по русскому языку


Из года в год учителям приходится готовить своих учеников к итоговой аттестации. Начинаем мы с подготовки к ВПР, затем – ОГЭ и ЕГЭ.  К этим видам аттестации мы должны подготовить каждого ученика с учетом его возможностей и способностей.

В копилке каждого учителя есть конкретный комплекс заданий и упражнений по русскому языку, помогающий качественно подготовить учащихся к итоговой аттестации, всероссийской проверочной работе.

Работу по подготовке к ОГЭ нужно начинать уже с пятого класса. В этот период особое внимание следует уделить формированию орфографических и пунктуационных  навыков. Предлагаю учащимся, начиная с 5 класса, завести тетради-справочники, где дети записывают не просто правила, а оформляют их в виде опорных схем, систематизируют полученные знания в таблицах, разрабатывают алгоритмы рассуждения по ним. Весь материал, содержащийся в справочнике, регулярно повторяется учениками, используется как на каждом уроке, так и при выполнении домашнего задания.

Парная работа на уроках русского языка – это идеальная форма для сотрудничества и взаимопомощи. В паре ребята могут друг друга проверить, закрепить новый материал, повторить пройденное.  Какие же формы обучения я считаю наиболее эффективными?

1. «Взаимопроверка усвоения правила» (ученик рассказывает соседу правило, приводит примеры). Затем учащиеся меняются ролями, оценивают друг друга. Учитель может спросить любую пару. Такая форма работы особенно нравится ученикам 5-6 классов.

 2. «Диалог у доски». Ученики задают вопросы по изученному материалу отвечающему у доски, комментируют его ответы.

3. Работа «Хочу спросить» полезна при проверке домашнего задания. Один спрашивает, другой отвечает. Вопросы могут быть самыми разными: найти в домашнем упражнении слова на безударную гласную в корне, объяснить постановку знаков препинания, подобрать синоним к слову, найти фразеологизм и дать его толкование, найти грамматическую основу предложения, определить тему и основную мысль и т.д

Для закрепления орфографических навыков эффективна графическая работа – выделение условия выбора орфограмм. 

4. «От слова к тексту» - такая работа эффективна на уроках развития речи при составлении текста изложения. Во время чтения учителем текста ребята выписывают ключевые слова, затем с этими словами составляют словосочетания, из этих словосочетаний составляют предложения и далее – текст. Сначала учащиеся коллективно составляют словосочетания, предложения, текст. Когда они научатся это делать, работу можно перевести в разряд самостоятельной.

Эту работу провожу на материале различных упражнений, индивидуальных карточек. Ученики запоминают условия выбора орфограммы, а потом и правописание этих слов. Такие упражнения развивают внимание, память, орфографическую зоркость. Эффективна также работа с перфокартами.

Далее учимся находить и объяснять орфограммы в тексте, где нет пропущенных букв. С этой целью регулярно провожу «объяснительные диктанты». Так идет работа по орфографии от слова (с пропущенными буквами на изучаемую орфограмму) к тексту (на все изученные орфограммы). В качестве домашнего задания предлагаю найти нужную орфограмму в тексте какого-либо произведения, выписать сложносочинённые, сложноподчинённые, бессоюзные предложения, объяснить пунктуацию в этих предложениях.

Чтобы эффективнее шел процесс подготовки к экзамену, следует продумать систему повторения изученного материала. Регулярно использую на уроках работу с опорными учебными таблицами и схемами. Такая работа позволяет изучать язык в системе, учиться работать с дополнительными пособиями, быстро повторить изученный материал, что немаловажно при подготовке к ОГЭ.

Также применяю различные виды тестов: с выбором ответа и без выбора ответа, с развёрнутым ответом, на соответствие, на заполнение пропусков, на установление истинности или ложности, на понимание текста. Это позволяет школьникам быстро ориентироваться на выпускных экзаменах.

Регулярное проведение диагностики помогает определить пробелы в знаниях учащихся. Исходя из результатов диагностики, составляю план устранения пробелов. Согласно этому плану составляю планы-конспекты уроков, провожу устную работу, раздаю карточки с определёнными видами заданий для индивидуальной работы. Такое планирование помогает определить, на какую тему нужно обратить особое внимание при индивидуальной работе с учащимися.

На занятиях по подготовке к ОГЭ мы работаем над сжатым изложением. Для этого я использую материал «Работа над сжатым изложением». Учу выпускников методам и приемам сжатия текста (компрессии текста). Так, например, показываю детям 2 текста: один целый, а другой трансформированный (т.е. упрощенный, сжатый), и учащиеся должны определить, какие приемы применили для упрощения и сжатия текста. Затем дети это делают сами. После того как они научатся работать с листа, включая аудиозапись для прослушивания всего текста. Далее слушаем по абзацам и даже по предложениям (если в классе много слабых учащихся), а затем пишем. Потом уже, когда все освоили, поняли содержание текста, включаем 2 раза весь текст. Сначала пишут подробно, а потом уже перерабатывают, согласно правилам сжатия текста.

Но прежде чем начать работу над изложением, целесообразно ознакомить девятиклассников с критериями оценивания изложения. Это позволяет избежать ошибок в построении текста, выделении микротем, помогает объективно оценивать собственную работу. В процессе подготовки предлагаю учащимся проанализировать варианты экзаменационного изложения, выполненные слабыми учащимися. В ходе такой работы возникает понимание того, как правильно писать, на что нужно обратить внимание. Данный аналитический подход будет полезен как ученику, так и учителю.

При подготовке к ОГЭ активно использую информационно-коммуникационные технологии (цифровые образовательные ресурсы, а также Интернет-ресурсы), которые эффективно помогают ученикам в подготовке к урокам и к экзамену. Рекомендую учащимся и их родителям официальные сайты edu, fipi, "Решу ЕГЭ.ru ОГЭ. ru " , «По уши в ГИА». Предлагаю учащимся решать тесты на данных сайтах в онлайн формате, сама составляю тесты на изученные на уроке темы ( 20-40 заданий в зависимости от объёма задания и подготовленности учащихся) и предлагаю их в качестве домашнего задания. Такая система позволяет каждому учащемуся выполнять задания в необходимом для него количестве и в доступном для него темпе.

Если у учащегося нет компьютера, телефона или возникают проблемы с интернетом, распечатываю тестовые задания в бумажном варианте.

 Не важно, в каком виде учащемуся предлагается. Главное, он должен понимать необходимость постепенно и целенаправленно готовиться к экзаменам.

Так как способности каждого ученика индивидуальны, считаю необходимым дифференцированное обучение. Для этого используется специально подобранный раздаточный материал различных уровней сложности. После выполнения задания на экране открывается слайд с ответами. Учащиеся сверяют ответы и отмечают среди них правильно выполненные задания; задания же, с которыми учащиеся не смогли справиться, обсуждаются всем классом, чтобы стала понятна причина затруднения.

Также важен и момент рефлексии. Здесь она не чисто номинальная, формальная, как мы часто видим, не просто "Нарисуй своё настроение", "Выстави себе оценку", а конкретная: "Что я не знаю?" "Где мои слабые места?" "Что надо сделать, чтобы скорректировать ответ?" В ходе такой планомерной, неспешной, поступательной работы происходит незаметная подготовка к экзаменам.

 Итак, какие же технологии я применяю в своей работе?

 Во-первых, развивающее обучение. Во-вторых, нельзя на уроках русского языка обойтись и без проблемного обучения, перспективно-опережающего обучения. И, конечно, невозможно сейчас представить работу учителя без использования ИКТ. Все эти педагогические технологии не принесут результата, если не будут в полной мере использоваться педагогика сотрудничества, личностно-ориентированные и здоровьесберегающие технологии.

Постоянная, но разнообразная работа по подготовке к выпускному экзамену по русскому языку помогает и учителю, и ученику преодолеть психологический дискомфорт во время итогового контроля знаний.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!