СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эффективные практики формирования функциональной грамотности обучающихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации описаны основные практики формирования функциональной грамотности обучающихся, кроме того  я подобрала примеры  заданий на формирование видов функциональной грамотности из различных УМК.

Просмотр содержимого документа
«Эффективные практики формирования функциональной грамотности обучающихся»

МОУ ИРМО «Максимовская СОШ» Эффективные практики формирования функциональной грамотности обучающихся Учитель английского языка Зыкова Анастасия Геннадьевна

МОУ ИРМО «Максимовская СОШ»

Эффективные практики формирования функциональной грамотности обучающихся

Учитель английского языка

Зыкова Анастасия Геннадьевна

Понятие функциональной грамотности В обновленном ФГОС 2021 вводится понятие «функциональной грамотности учащихся»  (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий»

Понятие функциональной грамотности

В обновленном ФГОС 2021 вводится понятие «функциональной грамотности учащихся» (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий»

Основные  с о с т а в ляющи е  ф ун к ци о н а льной грамотности в современном  образовательном  пространстве: математическая  грамотность, читательская  грамотность, естественнонаучная  грамотность, финансовая  грамотность, креативное  мышление глобальные  компетенции

Основные с о с т а в ляющи е ф ун к ци о н а льной грамотности в современном образовательном пространстве:

  • математическая грамотность,
  • читательская грамотность,
  • естественнонаучная грамотность,
  • финансовая грамотность,
  • креативное мышление
  • глобальные компетенции

Владение иностранным языком сейчас рассматривается как часть профессии, поэтому он является универсальным предметом, которым стремятся овладеть современные школьники независимо от выбранных ими профильных предметов (математика, история, химия, физика и др.). Таким образом, владение иностранным языком становится одним из важнейших средств социализации и успешной профессиональной деятельности выпускника школы. На прагматическом уровне целью иноязычного образования провозглашено формирование коммуникативной компетенции обучающихся в единстве таких её составляющих, как речевая, языковая, социокультурная, компенсаторная компетенции: — речевая компетенция — развитие коммуникативных умений в четырёх основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме); — языковая компетенция — овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c отобранными темами общения; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и иностранном языках; — социокультурная/межкультурная компетенция — приобщение к культуре, традициям реалиям стран/страны изучаемого языка в рамках тем и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных её этапах; формирование умения АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК. 5—9 классы 7 представлять свою страну, её культуру в условиях межкультурного общения; — компенсаторная компетенция — развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации. Наряду с иноязычной коммуникативной компетенцией средствами иностранного языка формируются ключевые универсальные учебные компетенции, включающие образовательную, ценностно-ориентационную, общекультурную, учебно-познавательную, информационную, социально-трудовую и компетенцию личностного самосовершенствования.

Ф ункциональн а я  грамотность  н а  у р оках иностранного  языка  – э т о  уме н ие  пр и м е ни ть  п о л у че н н ы е  знания иностранного  языка  на  практике Уметь  свободно  общаться Говорить,  читать  и  писать  на   иностранном  языке. Использовать  полученные  на  уроках  знания,  умения и  навыки в рамках взаимодействия с социумом:  прочитать  письмо  и написать  ответ,  заполнить  резюме  или  анкету, открыть  счет  в банке,  спросить  дорогу  до пункта в  незнакомом  городе,  устроиться  в  гостинице, вызвать  мастера по  ремонту,  написать пригласительную  или  поздравительную  открытку другу  и  создать  буклет…..

Ф ункциональн а я грамотность н а у р оках

иностранного языка

э т о уме н ие пр и м е ни ть п о л у че н н ы е знания иностранного языка на практике

Уметь свободно общаться

Говорить, читать и писать на иностранном языке.

Использовать полученные на уроках знания, умения и навыки в рамках взаимодействия с социумом: прочитать письмо и написать ответ, заполнить резюме или анкету, открыть счет в банке, спросить дорогу до пункта в незнакомом городе, устроиться в гостинице, вызвать мастера по ремонту, написать пригласительную или поздравительную открытку

другу и создать буклет…..

Функциональная  грамотность на уроках  иностранного  языка э т о  у мени е пр и менит ь п о лученны е зна н и я на практике: умение  извлекать информацию из  различных  источников: СМ И ,  И н терн е т ,  книги,  с х е м ы м е тро, рейтинговые  таблицы,  объявления  на дверях  учреждений,  названия магазинов, буклеты  туристических  агентств. умение  анализировать  графики,  диаграммы  и  составлять монологические  и диалогические  высказывания  на основе  информации. Умение сопоставлять полученные на других предметах знания с информацией представленной на иностранном языке и применять их для достижения своей цели Умение определять достоверность источника информации

Функциональная грамотность на уроках иностранного языка э т о у мени е пр и менит ь п о лученны е зна н и я на практике:

  • умение извлекать информацию

из различных источников: СМ И , И н терн е т , книги, с х е м ы м е тро, рейтинговые таблицы, объявления на

дверях учреждений, названия магазинов, буклеты туристических агентств.

  • умение анализировать графики, диаграммы и составлять монологические и диалогические высказывания на основе информации.
  • Умение сопоставлять полученные на других предметах знания с информацией представленной на иностранном языке и применять их для достижения своей цели
  • Умение определять достоверность источника информации
Читательская  грамотность как  базовый  навык функциональной грамотности и  обязательное  условие успешности.

Читательская грамотность как базовый навык функциональной грамотности и обязательное условие успешности.

Основные  этапы  работы  с  текстом Предтекстовый  (Pre-reading) создание  мотива  чтения; развитие  умения  прогнозирования; а к тив и зац и я  фон о в ы х  зна н и й  и  с н я т и е  я з ы к о в ых трудностей. Текстовый  (While-reading) Осмысленное понимание  прочитанного Послетекстовый (Post-reading)  проверка  понимания  п р о чи т а н н о г о  и  сл у ж а т  с р е дст в о м  к о н т р о ля  фо р мир о в а н и я  умений смыслового чтения и возможным использованием  полученной  информации  в  будущем .

Основные этапы работы с текстом

  • Предтекстовый (Pre-reading)

создание мотива чтения;

развитие умения прогнозирования;

а к тив и зац и я фон о в ы х зна н и й и с н я т и е я з ы к о в ых трудностей.

  • Текстовый (While-reading)

Осмысленное понимание прочитанного

  • Послетекстовый (Post-reading) проверка понимания п р о чи т а н н о г о и сл у ж а т с р е дст в о м к о н т р о ля фо р мир о в а н и я умений смыслового чтения и возможным использованием полученной информации в будущем .
1.Предтекстовый  (Pre-reading) Цели:  определить  (сформулировать)  речевую  задачу  для  первого  прочтения;  создать  необходимый  уровень мотивации  у учащихся;  сократить уровень  языковых  и  речевых  трудностей.

1.Предтекстовый (Pre-reading)

Цели: определить (сформулировать) речевую задачу для первого прочтения; создать необходимый уровень

мотивации у учащихся; сократить

уровень языковых и речевых трудностей.

1.Предтекстовый  (Pre-reading) Задания: Работа  с  заголовком:  определить  тематику  текста; перечень поднимаемых  в  нем проблем;  ключевые  слова  и выражения. Использование  ассоциаций,  связанных с именем автора: К какому  жанру можно  отнести текст? Кто  будет  главным  героем, его  профессия, национальность? Где  и в  какое  время может  происходить  действие? Формулирование  предположений  о тематике  текста  на  основе  имеющихся иллюстраций. Работа  с  новой  лексикой  и  определение тематики/проблематики  текста на  основе  языковой  догадки. Прочитать  вопросы/утверждения  по  тексту и  определить  его тематику  и  проблематику. Ответить на  вопросы до  чтения  текста . приемы работы:  «мозговой  штурм», предсказывание/предугадывание,  ассоциации  с  иллюстрацией или  заголовком  текста,  выявление имеющихся  у  учащихся  знаний  по  проблемам,  затронутым в тексте,  ответы  на  вопросы , «облако слов» итд

1.Предтекстовый (Pre-reading)

Задания:

  • Работа с заголовком: определить тематику текста; перечень

поднимаемых в нем проблем; ключевые слова и выражения.

  • Использование ассоциаций, связанных с именем автора:
  • К какому жанру можно отнести текст?
  • Кто будет главным героем, его профессия, национальность?
  • Где и в какое время может происходить действие?
  • Формулирование предположений о тематике текста на основе имеющихся иллюстраций.
  • Работа с новой лексикой и определение

тематики/проблематики текста на основе языковой догадки.

  • Прочитать вопросы/утверждения по тексту и определить его

тематику и проблематику.

  • Ответить на вопросы до чтения текста .

приемы работы: «мозговой штурм»,

предсказывание/предугадывание, ассоциации с иллюстрацией

или заголовком текста, выявление имеющихся у учащихся знаний по проблемам, затронутым в тексте, ответы на вопросы , «облако слов» итд

1.Предтекстовый  (Pre-reading) Crumpled papers : The teacher prints out the text which is going to be read and crumples it. He/she divides the class into groups and gives each group one crumpled version of the text. Students are not allowed to move the paper but they can move themselves trying to read some words, phrases, sentences. They take notes of whatever they are able to read and in a group discussion try to guess the main idea of the text. KWL Charts :  Ask students to write everything they know about the topic (K column) and everything they want to know (W column) and what they learned after the reading (L Column). K and W aspects can be practiced as pre-reading activities. Corner Statements:  The teacher prepares 4 sentences expressing opinions about the topic, then sticks them in 4 corners of the classroom. Students go and stand near the opinion they disagree with the most. The group explains why they disagree about the topic.

1.Предтекстовый (Pre-reading)

Crumpled papers : The teacher prints out the text which is going to be read and crumples it. He/she divides the class into groups and gives each group one crumpled version of the text. Students are not allowed to move the paper but they can move themselves trying to read some words, phrases, sentences. They take notes of whatever they are able to read and in a group discussion try to guess the main idea of the text.

KWL Charts Ask students to write everything they know about the topic (K column) and everything they want to know (W column) and what they learned after the reading (L Column). K and W aspects can be practiced as pre-reading activities.

Corner Statements:  The teacher prepares 4 sentences expressing opinions about the topic, then sticks them in 4 corners of the classroom. Students go and stand near the opinion they disagree with the most. The group explains why they disagree about the topic.

1.Предтекстовый  (Pre-reading)  Задачи: создание мотива чтения;  развитие  умения прогнозирования;  а к тивиз а ц и я  фоно в ых  зна н и й  и  снят и е языковых  трудностей. УМК «Rainbow English» 8 класс

1.Предтекстовый (Pre-reading) Задачи: создание мотива чтения; развитие умения прогнозирования; а к тивиз а ц и я фоно в ых зна н и й и снят и е

языковых трудностей.

УМК «Rainbow English» 8 класс

УМК «Rainbow English» 9 класс

УМК «Rainbow English» 9 класс

УМК Wider World 2

УМК Wider World 2

2.Текстовый  (While-reading)  Осмысленное  понимание  прочитанного Задания: найти  ответы  на  предложенные  вопросы; подтвердить  правильность  (True)  или  ложность  утверждений  (False)  ,  либо  выявить,  что  это  в  тексте  не  упомянуто  (Not stated); составить  предложения  по  порядку; найти  соответствия; выполнить  задание  на  множественный  выбор; подобрать  подходящий  заголовок  к  каждому  из  абзацев; догадаться  о зн а чении  с л о в а  ил и с л ов по  к онте к с т у , к а к ой из предложенных пере в о дов  с л о в а  наиб о л е е  т о чно  о т ража е т е г о зн а чение в данном  контексте; восполнить  недостающую  информацию; придумать  продолжение  истории. придумать заглавие к каждому абзацу текста Составить план текста Бегло прочитать текст ,чтобы увидеть оправдались ли ожидания

2.Текстовый (While-reading) Осмысленное понимание прочитанного

Задания:

  • найти ответы на предложенные вопросы;
  • подтвердить правильность (True) или ложность утверждений (False) , либо выявить, что это в тексте не упомянуто (Not stated);
  • составить предложения по порядку;
  • найти соответствия;
  • выполнить задание на множественный выбор;
  • подобрать подходящий заголовок к каждому из абзацев;
  • догадаться о зн а чении с л о в а ил и с л ов по к онте к с т у , к а к ой из предложенных пере в о дов с л о в а наиб о л е е т о чно о т ража е т е г о зн а чение в данном контексте;
  • восполнить недостающую информацию;
  • придумать продолжение истории.
  • придумать заглавие к каждому абзацу текста
  • Составить план текста
  • Бегло прочитать текст ,чтобы увидеть оправдались ли ожидания
2.Текстовый  (While-reading) УМК «Rainbow English» 7 класс

2.Текстовый (While-reading)

УМК «Rainbow English» 7 класс

УМК Wider World 2

УМК Wider World 2

3.Послетекстовый  (Post-reading). Цель:  проверка  понимания прочитанного  и служат средством контроля формирования  умений  смыслового  чтения  и  возможным использованием  полученной  информации  в будущем. Задания: выявить  новое  из прочитанного  текста,  высказать  свое мнение  по  поводу  прочитанного; опровергнуть  утверждения  или  согласиться с ними; доказать  или  охарактеризовать  что-то; с о с т ави т ь  пла н  те к с т а,  в ы делив  е г о  о сн о вны е  мысл и; пересказать/кратко  изложить  содержание  текста; рассказать  текст  от лица  главного  героя; вставить  в текст  пропущенные  слова  или выражения; составить синквейн Придумать другую концовку истории (грустную/веселую) Разыграть по ролям

3.Послетекстовый (Post-reading).

Цель: проверка понимания прочитанного и служат средством контроля формирования умений смыслового чтения и возможным использованием полученной информации в будущем.

Задания:

  • выявить новое из прочитанного текста, высказать свое

мнение по поводу прочитанного;

  • опровергнуть утверждения или согласиться с ними;
  • доказать или охарактеризовать что-то;
  • с о с т ави т ь пла н те к с т а, в ы делив е г о о сн о вны е мысл и;
  • пересказать/кратко изложить содержание текста;
  • рассказать текст от лица главного героя;
  • вставить в текст пропущенные слова или выражения;
  • составить синквейн
  • Придумать другую концовку истории (грустную/веселую)
  • Разыграть по ролям

3.Послетекстовый  (Post-reading). Проверка  понимания п р о чита н ног о  и  с л у ж ат ср е дст в о м к о н тр о л я фо р ми ро в ания умений  смыслового  чтения  и возможным  использованием полученной  информации  в будущем. УМК «Spotlight 5» Ex.4,5

3.Послетекстовый (Post-reading).

Проверка понимания

п р о чита н ног о и с л у ж ат ср е дст в о м к о н тр о л я фо р ми ро в ания умений смыслового чтения и возможным использованием

полученной информации в будущем.

УМК «Spotlight 5» Ex.4,5

Формирование  математической  грамотности  как  способность человека мыслить  математически,  формулировать,  применять  и интерпретировать  математику  для решения  задач в разнообразных  практических  контекстах. Типовые  задания:  производить  простые  вычисления  на  иностранном  языке,  характерные для обычной  проверки  математической  подготовки  учащихся. Count  and  say. 1+8  =  …..  (one  plus  eight  is  nine)  9+11 =  ….  (nine  plus  eleven  is  twenty) «Ты гостишь  у  своей бабушки  в деревни.  Скажи  своему  английскому другу  Тому,  сколько  домашних птиц  есть  у  твоей  бабушки.» -Look  at  the  pictures  and  count  the  birds.  Ex:  Two  ducks  and two  cocks  are  four  birds. Look  at  the  furniture.  Match  the  furniture  and  the  geometric  figure; Draw a rectangle  for the  plan  of your  room.  Draw the plan  of your  room using  a triangle,  a circle,  a  rectangle.

Формирование математической грамотности как способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в

разнообразных практических контекстах.

Типовые задания: производить простые вычисления на иностранном языке, характерные для обычной проверки математической подготовки учащихся.

Count and say.

1+8 = ….. (one plus eight is nine) 9+11 = …. (nine plus eleven is twenty)

«Ты гостишь у своей бабушки в деревни. Скажи своему английскому

другу Тому, сколько домашних птиц есть у твоей бабушки.»

-Look at the pictures and count the birds. Ex: Two ducks and two cocks are four birds.

  • Look at the furniture. Match the furniture and the geometric figure;
  • Draw a rectangle for the plan of your room. Draw the plan of

your room using a triangle, a circle, a rectangle.

Математическая  грамотность

Математическая грамотность

Естественно  –  научная  грамотность  темы  для  обсуждения Проблема  здоровья  и долголетия. природные  ресурсы; окружающая  среда; опасности  и  риски; связь  науки и  технологий основы безопасности  жизнедеятельности глобальные  проблемы  человечества

Естественно научная грамотность темы для обсуждения

  • Проблема здоровья и долголетия.
  • природные ресурсы;
  • окружающая среда;
  • опасности и риски;
  • связь науки и технологий
  • основы безопасности жизнедеятельности
  • глобальные проблемы человечества
Упражнения на формирование естественнонаучной  грамотности   УМК Wider World 2 Цель:  развивать способность  осваивать  и  использовать  естественнонаучные знания  для  распознания  и  постановки  вопросов, для  освоения  новых  знаний,  для  объяснения  естественнонаучных  явлений,  формулирования  основанных  на  научных  доказательствах  выводов  в  связи  с  естественнонаучной  проблематикой.

Упражнения на формирование естественнонаучной грамотности

УМК Wider World 2

Цель: развивать способность осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений, формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой.

Упражнения на формирование естественнонаучной  грамотности

Упражнения на формирование естественнонаучной грамотности

Упражнения  на  формирование финансовой функциональной  грамотности : УМК «Spotlight 5»

Упражнения на формирование финансовой функциональной грамотности :

УМК «Spotlight 5»

Современные  психолого-педагогические  технологии и  ф унк ц иональ н а я  грамот н ос т ь Информационно  –  коммуникационная технология Технология  развития  критического  мышления Проектная  технология Т ехн о лог и я  разв и ваю щ е г о  о б учения Т ехн о лог и я  про б лемн о г о  о б учения И г ровые  т ехн о лог и и М о д у льн а я  т ехн о л о гия Технология  мастерских Кейс  –  технология Технология  интегрированного  обучения Педагогика  сотрудничества. Г р упповы е  т ехн о лог и и.

Современные психолого-педагогические технологии

и ф унк ц иональ н а я грамот н ос т ь

  • Информационно – коммуникационная

технология

  • Технология развития критического мышления
  • Проектная технология
  • Т ехн о лог и я разв и ваю щ е г о о б учения
  • Т ехн о лог и я про б лемн о г о о б учения
  • И г ровые т ехн о лог и и
  • М о д у льн а я т ехн о л о гия
  • Технология мастерских
  • Кейс – технология
  • Технология интегрированного обучения
  • Педагогика сотрудничества.
  • Г р упповы е т ехн о лог и и.

Мет о д ы и при е мы , напра в ленн ы е н а разв и тиие креативного мышления

  • Нахождение в ряде слов «лишнего слова» по отличающемуся признаку.
  • Группировка слов по какому-либо признаку.
  • Составление рассказа на определенную тему.
  • Составление текста или рассказа по предложенным вопросам или изображениям.
  • Образование слов из одного слова.
  • Подбор антонимов и синонимов к слову.
  • Метод «мозгового штурма». Учащиеся генерируют идеи на определенную тему.
  • Составление синквейнов. Синквейн – небольшое стихотворение, состоящее из 5 строк, обладающее определенной формой и структурой.
  • Метод проектов. Метод проектов – это такая организация обучения, при которой обучающийся включен в активный познавательный процесс, обучающийся самостоятельно формулирует учебную проблему, собирает информацию по проблеме, находит пути решения проблемы, проводит анализ собственной деятельности, делает определенные выводы, тем самым обучающийся приобретает новые знания и учебный опыт.
  • Проведение интервью.
  • Прием «ассоциаций». Обучающиеся называют как можно больше слов на определенную тему.
  • Написание творческих диктантов. Обучающиеся прослушивают текст на иностранном языке, затем изображают услышанное в виде рисунка или схемы.
  • Решение ребусов, викторин, кроссвордов.
  • Конкурс сочинений, сообщений.

15 6 шляп

Использование  на  уроках  английского  языка  подобного рода  заданий способствует  развитию  функциональной грамотности  учащихся, грамотности чтения и  комплексному освоению учащимися основных видов  речевой  деятельности,  а  также  развивает творческое  мышление,  приучает  учащихся  к  внимательному  и  вдумчивому  отношению  к  тексту.  Формирование  функциональной  грамотности  средствами  иностранного  языка  –  это  залог не  только  успешного  применения  иностранного  языка в  различных  сферах деятельности,  но и  развитие учащегося  как успешной личности  и его  дальнейшее саморазвитие,  стремление  к познанию  нового.

Использование на уроках английского языка подобного

рода заданий

способствует развитию функциональной

грамотности учащихся, грамотности чтения и комплексному освоению учащимися основных видов речевой деятельности, а также развивает

творческое мышление, приучает учащихся к внимательному и вдумчивому отношению к тексту. Формирование функциональной грамотности средствами иностранного языка это залог не только успешного применения иностранного языка

в различных сферах деятельности, но и развитие

учащегося как успешной личности и его дальнейшее

саморазвитие, стремление к познанию нового.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!