СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эффективные практики формирования функциональной грамотности обучающихся на уроках английского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Эффективные практики формирования функциональной грамотности обучающихся на уроках английского языка»

ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРАКТИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ  НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА   М.С. Растворова, учитель иностранного языка МКОУ ХМР «Средняя общеобразовательная школа с.Селиярово», I квалификационная категория

ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРАКТИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

М.С. Растворова,

учитель иностранного языка

МКОУ ХМР «Средняя общеобразовательная школа с.Селиярово»,

I квалификационная категория

Формирование математической грамотности начинается, когда обучающиеся работают с числительными на разных этапах обучения. Обратите внимание на пример заданий из учебника «Rainbow English» для 4 и 5 классов, где ученикам предлагают произвести простые вычисления на иностранном языке, характерные для обычной проверки математической подготовки учащихся.

Формирование математической грамотности начинается, когда обучающиеся работают с числительными на разных этапах обучения. Обратите внимание на пример заданий из учебника «Rainbow English» для 4 и 5 классов, где ученикам предлагают произвести простые вычисления на иностранном языке, характерные для обычной проверки математической подготовки учащихся.

 В исследовании PISA-2018 глобальные компетенции представлены как составляющие различных способностей и рассматриваются как:   1. Способность рассматривать вопросы и ситуации местного, глобального и межкультурного значения (например бедность, экономическая взаимозависимость, миграция, неравенство, экологические риски, конфликты, культурные различия и стереотипы);   2. Способность понимать и ценить различные точки зрения и мировоззрения;   3. Способность наладить позитивное взаимодействие с людьми разного национального, этнического, религиозного и социального и культурного происхождения или пола;   4. Способность и склонность предпринимать конструктивные действия в направлении устойчивого развития и коллективного благополучия.

В исследовании PISA-2018 глобальные компетенции представлены как составляющие различных способностей и рассматриваются как: 1. Способность рассматривать вопросы и ситуации местного, глобального и межкультурного значения (например бедность, экономическая взаимозависимость, миграция, неравенство, экологические риски, конфликты, культурные различия и стереотипы); 2. Способность понимать и ценить различные точки зрения и мировоззрения; 3. Способность наладить позитивное взаимодействие с людьми разного национального, этнического, религиозного и социального и культурного происхождения или пола; 4. Способность и склонность предпринимать конструктивные действия в направлении устойчивого развития и коллективного благополучия.

 Формирование глобальных компетенций осуществляется через технологию критического мышления. Обучающиеся принимают участие в конкурсах проектов по английскому языку. Девяти- и десятиклассники имеют все объективные возможности для того, чтобы полностью самостоятельно работать на всех этапах проекта. Они быстро формулируют проблему, без труда преобразуют ее в цель деятельности, разрабатывают подробный план, учитывая при этом имеющиеся ресурсы. У них уже достаточно знаний и опыта, за спиной значительный этап школьной жизни – все это предпосылки для успешной работы над проектом.

Формирование глобальных компетенций осуществляется через технологию критического мышления. Обучающиеся принимают участие в конкурсах проектов по английскому языку. Девяти- и десятиклассники имеют все объективные возможности для того, чтобы полностью самостоятельно работать на всех этапах проекта. Они быстро формулируют проблему, без труда преобразуют ее в цель деятельности, разрабатывают подробный план, учитывая при этом имеющиеся ресурсы. У них уже достаточно знаний и опыта, за спиной значительный этап школьной жизни – все это предпосылки для успешной работы над проектом.

 Учебник «Rainbow English» для 10 класса: Блок 3, речевая ситуация: «In Harmony with Nature», урок 12. Проектная работа: Подготовить презентацию по теме «In Harmony with Nature»

Учебник «Rainbow English» для 10 класса: Блок 3, речевая ситуация: «In Harmony with Nature», урок 12. Проектная работа: Подготовить презентацию по теме «In Harmony with Nature»

 Учебник «Rainbow English» для 11 класса: Блок 1, речевая ситуация: «Steps to your Career», урок 12. Проектная работа: Подготовить презентацию по теме «Steps to Your Career»

Учебник «Rainbow English» для 11 класса: Блок 1, речевая ситуация: «Steps to your Career», урок 12. Проектная работа: Подготовить презентацию по теме «Steps to Your Career»

 Глобальная компетентность – компонент функциональной грамотности, направленный на формирование у ученика универсальных навыков и непосредственно ориентированный на формирование Soft skills и навыков 21 века.

Глобальная компетентность – компонент функциональной грамотности, направленный на формирование у ученика универсальных навыков и непосредственно ориентированный на формирование Soft skills и навыков 21 века.

 Collaboration (сотрудничество) – умение сотрудничать, включает общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией; способность действовать с учетом позиции другого, уметь согласовывать свои действия; организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; работа в группе.

Collaboration (сотрудничество) – умение сотрудничать, включает общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией; способность действовать с учетом позиции другого, уметь согласовывать свои действия; организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; работа в группе.

 Учебник «Rainbow English» для 7 класса: Блок 3, Учебная ситуация: “Some Facts about the English-speaking World”.  Упр. 6 С с.101. В парах/группах обсудите Австралию. Упомяните следующие пункты.

Учебник «Rainbow English» для 7 класса: Блок 3, Учебная ситуация: “Some Facts about the English-speaking World”. Упр. 6 С с.101. В парах/группах обсудите Австралию. Упомяните следующие пункты.

 Creativity (креативность) – способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствования идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, нового знания и эффектного выражения воображения.    Учебник «Rainbow English» для 7 класса: Блок 2, Учебная ситуация: “The language of the World”. Упр. 7 с. 83. Дополни еще одну страницу своего альбома. Ниже приведен список слов, принадлежащих к Британскому Английскому. Найди их эквиваленты в Американском Английском. Проиллюстрируй слова картинками. Используй интернет. Определите самые лучшие работы.

Creativity (креативность) – способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствования идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, нового знания и эффектного выражения воображения. Учебник «Rainbow English» для 7 класса: Блок 2, Учебная ситуация: “The language of the World”. Упр. 7 с. 83. Дополни еще одну страницу своего альбома. Ниже приведен список слов, принадлежащих к Британскому Английскому. Найди их эквиваленты в Американском Английском. Проиллюстрируй слова картинками. Используй интернет. Определите самые лучшие работы.

Учебник «Rainbow English» для 7 класса: Блок 3, Учебная ситуация: “Some Facts about the English-speaking World”. Упр. 11 с. 101. Напиши письмо иностранному другу. Расскажи ему/ей, что бы ты хотел(а) посетить в США/Австралии. Упр. 8 с. 128. Проект 3. Дополни еще одну страницу своего альбома. Найди информацию об острове Тасмания и запиши ее. Проиллюстрируй свой рассказ фото/картинками. Попроси о помощи друзей/родителей, если необходимо. Используй интернет. Определите самые лучшие работы.   Проектное задание связано с одной из административных частей Австралии, островом Тасмания,о котором практически ничего не сказано в материале учебника. Однако, остров имеет интересную историю и собственные уникальные черты, о которых учащиеся способны рассказать в своих проектных работах. (Задание такого типа можно отнести и к сотрудничеству, культурной осведомленности, цифровой грамотности).

Учебник «Rainbow English» для 7 класса: Блок 3, Учебная ситуация: “Some Facts about the English-speaking World”. Упр. 11 с. 101. Напиши письмо иностранному другу. Расскажи ему/ей, что бы ты хотел(а) посетить в США/Австралии. Упр. 8 с. 128. Проект 3. Дополни еще одну страницу своего альбома. Найди информацию об острове Тасмания и запиши ее. Проиллюстрируй свой рассказ фото/картинками. Попроси о помощи друзей/родителей, если необходимо. Используй интернет. Определите самые лучшие работы. Проектное задание связано с одной из административных частей Австралии, островом Тасмания,о котором практически ничего не сказано в материале учебника. Однако, остров имеет интересную историю и собственные уникальные черты, о которых учащиеся способны рассказать в своих проектных работах. (Задание такого типа можно отнести и к сотрудничеству, культурной осведомленности, цифровой грамотности).

 Cultural awareness (культурная осведомленность) — основополагающий элемент межкультурной компетентности, на которой базируются другие надстроечные элементы. Она включает в себя два качества: первое важнейшее качество – это осведомленность о своей собственной культуре; второе качество – это осознание другой или иной культуры.   Упр. 2 с. 85. Как много вы знаете о США. Скажите, какие факты правда/ложь. Упр. 4 с. 89. Посмотри на карту и ответь на вопросы о странах. Упр. 7 с. 92. Вспомни текст, соотнеси место с его описанием.

Cultural awareness (культурная осведомленность) — основополагающий элемент межкультурной компетентности, на которой базируются другие надстроечные элементы. Она включает в себя два качества: первое важнейшее качество – это осведомленность о своей собственной культуре; второе качество – это осознание другой или иной культуры. Упр. 2 с. 85. Как много вы знаете о США. Скажите, какие факты правда/ложь. Упр. 4 с. 89. Посмотри на карту и ответь на вопросы о странах. Упр. 7 с. 92. Вспомни текст, соотнеси место с его описанием.

 Critical thinking (критическое мышление) – определение границ своего знания/незнания. Понимание, что за этими границами есть вопросы, ответы на которые еще предстоит получить. Умение формулировать эти вопросы.    Упр. 7 с. 96. Скажи какое из этих мест США ты бы хотел посетить и почему. Упр. 6 с. 128. Согласен ли ты с пословицей? Прокомментируй ее, используя информацию о США и Австралии.

Critical thinking (критическое мышление) – определение границ своего знания/незнания. Понимание, что за этими границами есть вопросы, ответы на которые еще предстоит получить. Умение формулировать эти вопросы. Упр. 7 с. 96. Скажи какое из этих мест США ты бы хотел посетить и почему. Упр. 6 с. 128. Согласен ли ты с пословицей? Прокомментируй ее, используя информацию о США и Австралии.

Digital literacy (цифровая грамотность) – набор знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета.   Упр. 7 с. 105. Выберите один из Австралийских городов и расскажите о нем по плану. Можете использовать интернет/фото/рисунки/презентацию.

Digital literacy (цифровая грамотность) – набор знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета. Упр. 7 с. 105. Выберите один из Австралийских городов и расскажите о нем по плану. Можете использовать интернет/фото/рисунки/презентацию.

Assessment for learning (рефлексия) — помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь.   В учебнике как таковых упражнений нет, но проводится по разным схемам. Например: ответы на вопросы (Do you like the lesson? What was the most easy/difficult? What new did you know? What was the most interesting for you?), дополни предложение (During the lesson I was… I feel… I think I… The homework seems to be… Now I can…).

Assessment for learning (рефлексия) — помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь. В учебнике как таковых упражнений нет, но проводится по разным схемам. Например: ответы на вопросы (Do you like the lesson? What was the most easy/difficult? What new did you know? What was the most interesting for you?), дополни предложение (During the lesson I was… I feel… I think I… The homework seems to be… Now I can…).

Autonomy (автономия) – способность обучающегося самостоятельно ставить цель деятельности, планировать свои действия, выбирать способы учебной деятельности и формы работы, осуществляя при этом рефлексию, самоконтроль и самокоррекцию, а также нести полную ответственность за результаты своей учебной деятельности.   Упр. 1 с. 88. Послушай диалог и дополни предложения. Упр. 6 А с. 90. Послушай, повтори географические названия. Найди их на карте.

Autonomy (автономия) – способность обучающегося самостоятельно ставить цель деятельности, планировать свои действия, выбирать способы учебной деятельности и формы работы, осуществляя при этом рефлексию, самоконтроль и самокоррекцию, а также нести полную ответственность за результаты своей учебной деятельности. Упр. 1 с. 88. Послушай диалог и дополни предложения. Упр. 6 А с. 90. Послушай, повтори географические названия. Найди их на карте.

 Командообразующие игры, как метод формируют навык уважительного и безопасного взаимодействия в классе . Отсутствие проигравших и выбывших, наличие вызова, который можно преодолеть совместными усилиями, вознаграждение грамотой для пополнения портфолио обучающихся-стимулируют и развивают интерес к предмету, формируют личность ребенка, воспитывая ответственность за начатое дело, целеустремлённость, трудолюбие.

Командообразующие игры, как метод формируют навык уважительного и безопасного взаимодействия в классе . Отсутствие проигравших и выбывших, наличие вызова, который можно преодолеть совместными усилиями, вознаграждение грамотой для пополнения портфолио обучающихся-стимулируют и развивают интерес к предмету, формируют личность ребенка, воспитывая ответственность за начатое дело, целеустремлённость, трудолюбие.

 Иностранный язык-едва ли не единственный предмет в школьной программе, ставящий своей целью формирование коммуникативной компетенции, обучение общению, и в этом смысле его значение трудно переоценить .

Иностранный язык-едва ли не единственный предмет в школьной программе, ставящий своей целью формирование коммуникативной компетенции, обучение общению, и в этом смысле его значение трудно переоценить .

Список использованной литературы и Интернет-ресурсы: Афанасьева О.В., Михеева И.В., Баранова К.М. Книга для учителя. 7 класс. ООО «ДРОФА»; АО «Издательство Просвещение; Афанасьева О.В., Михеева И.В., Баранова К.М. Книга для учителя. 10 класс. ООО «ДРОФА»; АО «Издательство Просвещение; Афанасьева О.В., Михеева И.В., Баранова К.М. Книга для учителя. 11 класс. ООО «ДРОФА»; АО «Издательство Просвещение; https://anglius.ru/ https://infourok.ru/formirovanie-globalnyh-kompetencij-na-urokah-inostrannogo-yazyka-6303903.html https://multiurok.ru/files/tiekhnologhiia-kritichieskogho-myshlieniia-kak-voz.html http:// образованиеврн.рф /? p=22727

Список использованной литературы и Интернет-ресурсы:

  • Афанасьева О.В., Михеева И.В., Баранова К.М. Книга для учителя. 7 класс. ООО «ДРОФА»; АО «Издательство Просвещение;
  • Афанасьева О.В., Михеева И.В., Баранова К.М. Книга для учителя. 10 класс. ООО «ДРОФА»; АО «Издательство Просвещение;
  • Афанасьева О.В., Михеева И.В., Баранова К.М. Книга для учителя. 11 класс. ООО «ДРОФА»; АО «Издательство Просвещение;
  • https://anglius.ru/
  • https://infourok.ru/formirovanie-globalnyh-kompetencij-na-urokah-inostrannogo-yazyka-6303903.html
  • https://multiurok.ru/files/tiekhnologhiia-kritichieskogho-myshlieniia-kak-voz.html
  • http:// образованиеврн.рф /? p=22727


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!