ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРАКТИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
М.С. Растворова,
учитель иностранного языка
МКОУ ХМР «Средняя общеобразовательная школа с.Селиярово»,
I квалификационная категория
Формирование математической грамотности начинается, когда обучающиеся работают с числительными на разных этапах обучения. Обратите внимание на пример заданий из учебника «Rainbow English» для 4 и 5 классов, где ученикам предлагают произвести простые вычисления на иностранном языке, характерные для обычной проверки математической подготовки учащихся.
В исследовании PISA-2018 глобальные компетенции представлены как составляющие различных способностей и рассматриваются как: 1. Способность рассматривать вопросы и ситуации местного, глобального и межкультурного значения (например бедность, экономическая взаимозависимость, миграция, неравенство, экологические риски, конфликты, культурные различия и стереотипы); 2. Способность понимать и ценить различные точки зрения и мировоззрения; 3. Способность наладить позитивное взаимодействие с людьми разного национального, этнического, религиозного и социального и культурного происхождения или пола; 4. Способность и склонность предпринимать конструктивные действия в направлении устойчивого развития и коллективного благополучия.
Формирование глобальных компетенций осуществляется через технологию критического мышления. Обучающиеся принимают участие в конкурсах проектов по английскому языку. Девяти- и десятиклассники имеют все объективные возможности для того, чтобы полностью самостоятельно работать на всех этапах проекта. Они быстро формулируют проблему, без труда преобразуют ее в цель деятельности, разрабатывают подробный план, учитывая при этом имеющиеся ресурсы. У них уже достаточно знаний и опыта, за спиной значительный этап школьной жизни – все это предпосылки для успешной работы над проектом.
Учебник «Rainbow English» для 10 класса: Блок 3, речевая ситуация: «In Harmony with Nature», урок 12. Проектная работа: Подготовить презентацию по теме «In Harmony with Nature»
Учебник «Rainbow English» для 11 класса: Блок 1, речевая ситуация: «Steps to your Career», урок 12. Проектная работа: Подготовить презентацию по теме «Steps to Your Career»
Глобальная компетентность – компонент функциональной грамотности, направленный на формирование у ученика универсальных навыков и непосредственно ориентированный на формирование Soft skills и навыков 21 века.
Collaboration (сотрудничество) – умение сотрудничать, включает общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией; способность действовать с учетом позиции другого, уметь согласовывать свои действия; организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; работа в группе.
Учебник «Rainbow English» для 7 класса: Блок 3, Учебная ситуация: “Some Facts about the English-speaking World”. Упр. 6 С с.101. В парах/группах обсудите Австралию. Упомяните следующие пункты.
Creativity (креативность) – способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствования идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, нового знания и эффектного выражения воображения. Учебник «Rainbow English» для 7 класса: Блок 2, Учебная ситуация: “The language of the World”. Упр. 7 с. 83. Дополни еще одну страницу своего альбома. Ниже приведен список слов, принадлежащих к Британскому Английскому. Найди их эквиваленты в Американском Английском. Проиллюстрируй слова картинками. Используй интернет. Определите самые лучшие работы.
Учебник «Rainbow English» для 7 класса: Блок 3, Учебная ситуация: “Some Facts about the English-speaking World”. Упр. 11 с. 101. Напиши письмо иностранному другу. Расскажи ему/ей, что бы ты хотел(а) посетить в США/Австралии. Упр. 8 с. 128. Проект 3. Дополни еще одну страницу своего альбома. Найди информацию об острове Тасмания и запиши ее. Проиллюстрируй свой рассказ фото/картинками. Попроси о помощи друзей/родителей, если необходимо. Используй интернет. Определите самые лучшие работы. Проектное задание связано с одной из административных частей Австралии, островом Тасмания,о котором практически ничего не сказано в материале учебника. Однако, остров имеет интересную историю и собственные уникальные черты, о которых учащиеся способны рассказать в своих проектных работах. (Задание такого типа можно отнести и к сотрудничеству, культурной осведомленности, цифровой грамотности).
Cultural awareness (культурная осведомленность) — основополагающий элемент межкультурной компетентности, на которой базируются другие надстроечные элементы. Она включает в себя два качества: первое важнейшее качество – это осведомленность о своей собственной культуре; второе качество – это осознание другой или иной культуры. Упр. 2 с. 85. Как много вы знаете о США. Скажите, какие факты правда/ложь. Упр. 4 с. 89. Посмотри на карту и ответь на вопросы о странах. Упр. 7 с. 92. Вспомни текст, соотнеси место с его описанием.
Critical thinking (критическое мышление) – определение границ своего знания/незнания. Понимание, что за этими границами есть вопросы, ответы на которые еще предстоит получить. Умение формулировать эти вопросы. Упр. 7 с. 96. Скажи какое из этих мест США ты бы хотел посетить и почему. Упр. 6 с. 128. Согласен ли ты с пословицей? Прокомментируй ее, используя информацию о США и Австралии.
Digital literacy (цифровая грамотность) – набор знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета. Упр. 7 с. 105. Выберите один из Австралийских городов и расскажите о нем по плану. Можете использовать интернет/фото/рисунки/презентацию.
Assessment for learning (рефлексия) — помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь. В учебнике как таковых упражнений нет, но проводится по разным схемам. Например: ответы на вопросы (Do you like the lesson? What was the most easy/difficult? What new did you know? What was the most interesting for you?), дополни предложение (During the lesson I was… I feel… I think I… The homework seems to be… Now I can…).
Autonomy (автономия) – способность обучающегося самостоятельно ставить цель деятельности, планировать свои действия, выбирать способы учебной деятельности и формы работы, осуществляя при этом рефлексию, самоконтроль и самокоррекцию, а также нести полную ответственность за результаты своей учебной деятельности. Упр. 1 с. 88. Послушай диалог и дополни предложения. Упр. 6 А с. 90. Послушай, повтори географические названия. Найди их на карте.
Командообразующие игры, как метод формируют навык уважительного и безопасного взаимодействия в классе . Отсутствие проигравших и выбывших, наличие вызова, который можно преодолеть совместными усилиями, вознаграждение грамотой для пополнения портфолио обучающихся-стимулируют и развивают интерес к предмету, формируют личность ребенка, воспитывая ответственность за начатое дело, целеустремлённость, трудолюбие.
Иностранный язык-едва ли не единственный предмет в школьной программе, ставящий своей целью формирование коммуникативной компетенции, обучение общению, и в этом смысле его значение трудно переоценить .
Список использованной литературы и Интернет-ресурсы:
- Афанасьева О.В., Михеева И.В., Баранова К.М. Книга для учителя. 7 класс. ООО «ДРОФА»; АО «Издательство Просвещение;
- Афанасьева О.В., Михеева И.В., Баранова К.М. Книга для учителя. 10 класс. ООО «ДРОФА»; АО «Издательство Просвещение;
- Афанасьева О.В., Михеева И.В., Баранова К.М. Книга для учителя. 11 класс. ООО «ДРОФА»; АО «Издательство Просвещение;
- https://anglius.ru/
- https://infourok.ru/formirovanie-globalnyh-kompetencij-na-urokah-inostrannogo-yazyka-6303903.html
- https://multiurok.ru/files/tiekhnologhiia-kritichieskogho-myshlieniia-kak-voz.html
- http:// образованиеврн.рф /? p=22727