СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эффективные приемы работы с учебником

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Эффективные приемы работы с учебником»

 Тема: Эффективные приёмы и формы работы с учебником. Формирование общеучебных умений и навыков во время работы с книгой.

Современный человек, человек будущего не может жить без книги. Чтение в его жизни – это важнейший способ восхождения, самосовершенствования, самообразования. Амонашвили Ш.А.

  1. Работа с учебником: проблемы, поиск, результаты.

Задача учителя в современных условиях состоит в том, чтобы научить детей учиться, сформировать у них учебные навыки, в том числе приемы работы с учебником. И что удивительно, не так просто убедить учащихся, что учебник – это их помощник, что учебник является как справочником, в котором ученик может найти материал и уточнить то, что он забыл или недостаточно усвоил, так и источником новых знаний. Эффективных результатов работы с учебником можно добиться только при хорошей ее организации.

Многолетний опыт учителей и специальные исследования показали, что учебник, как средство организации самостоятельной работы, обладает большими формирующими возможностями. По мнению известных педагогов, учебник – это самоучитель, основной источник знаний, выполняющий многие функции:

  • информационную;

  • систематизирующую;

  • закрепления и самоконтроля;

  • самообразования; интегрирующую;

  • мотивационную и т.д.

Однако опыт преподавания показывает, что у школьников снизился интерес к учению. Учащиеся не хотят и не умеют работать с учебником. В чем же причина?

Одной из причин является двойственная цель современного образования. С одной стороны, заявлено личностно – ориентированное обучение, с другой – развитие личности предлагается контролировать усвоением некоего содержания стандарта, рассчитанного на «обобщенный образ» ученика, т.е. усвоение ЗУНов, предъявленных в виде тестовых материалов ЕГЭ. При этом целью становится уже не развитие личности, а скорее поступление в вуз. Учитель, как никто другой, понимает двойственность своего положения. Конечно же, ответственный педагог пытается совместить обе цели, используя различные методы и приемы, однако сокращение учебного времени на изучение предметов, повышение теоретического уровня учебного материала и его излишняя усложненность неминуемо приводит к перегрузке ученика, к снижению мотивации в обучении, а у учителя чувство неудовлетворенности результатами своего труда. Проблема перегрузки учебных предметов, и в том числе учебников, стала особенно актуальной в наше информационно – насыщенное время.

С другой стороны, даже самый удачный учебник не принесет пользы, если учитель игнорирует его сам, не прививает школьникам вкус и умение работать с ним, заменяя его своим рассказом. Не секрет, что многие учащиеся вообще не открывают учебники и даже не считают нужным приносить их на уроки, в большинстве своем очень быстро ориентируясь на систему опроса учителя. Многие учителя не признают эту работу необходимой, так как считают, что в 7-ом, а тем более в 8-11 классах ученик уже подготовлен к работе с учебником учителями начальной школы, литературы и истории. Отрицательный результат налицо: ребята не учатся работать с книгой.

Как изменить существующее положение? Отчетливо видится то, над чем должны работать авторы учебников, памятуя слова К.Д. Ушинского о том, что в детском возрасте внешнее и внутреннее, форма и сущность смешиваются весьма легко: … изорванный, запачканный, дурно напечатанный учебник почти так же отбивает у детей охоту к учению, как и непривлекательная наружность учителя.   Другой выход я вижу в перестройке работы учителя с учащимися. Каким же образом?

Во – первых, необходимо вызвать интерес у школьников к учебнику, желание работать с ним. При каких психолого-педагогических условиях это возможно? Важнейшим из них является постановка перед учащимися познавательных задач. Распространенное задание «Читайте параграф…», не заключающее в себе задачу, является одной из причин равнодушного отношения школьников к учебнику. Здесь будут уместными слова Канта: «И на вопросы детей, отчего так, не следует, как правило, давать готовых ответов… Воспитывать должна сама необходимость, а не принуждение, формирующее рабов».

Во-вторых, одного желания работать с учебником, конечно же, недостаточно: необходимо, чтобы учащиеся умели работать с ним. Для этого надо сначала определить состав умений работы с учебником, а также последовательность их формирования. Большое внимание разработке этой проблемы уделяла Н.К. Крупская, которая сформулировала основные правила работы с книгой. В овладение умением работать с книгой она ставила такие задачи: «Первая задача при чтении – это уяснить себе и усвоить отчет, прочитанный материал. Вторая задача – продумать прочитанное. Третья – сделать из прочитанного необходимые для памяти выписки. И, наконец, четвертая задача – это дать себе отчет, чему новому научила прочитанная книга…».  

В-третьих, для формирования умений самостоятельной работы с учебником, необходимо знать, как их формировать. К сожалению, в настоящее время нет целенаправленных методик формирования умений, и чаще всего учителя проходят эту школу путем проб и ошибок. Приемы работы с учебным текстом  условно можно разделить на 3 вида: репродуктивно-поисковые, сравнительно-аналитические и творческие. В настоящее время большую помощь в подобной работе оказывают и издающиеся рабочие тетради с печатной основой. Такая работа может быть организована на всех типах уроков с подбором наиболее удачных тем и на всех этапах урока. В формировании умений самостоятельно работать с учебником важную роль играют и различные формы занятий, таких как конференция, семинар, к которым учащиеся готовят доклады и сообщения и применение некоторых новейших педагогических технологий.

Итак, работа с учебником – процесс подчас малоприятный и малоинтересный, но умело поставленная задача, правильно определенная последовательность формирования общеучебных умений и широкий набор эффективных приемов работы с учебником радикально его меняют. Эти три компонента, отвечая на вопросы: «зачем, чему и как учиться?», являются постоянным предметом совершенствования, точками роста качества образования и условием обеспечения успешной деятельности учащихся. Конечно же, формирование умений работы с учебником – процесс трудоемкий, требующий немало терпения, усилий и временных затрат, но вполне осуществимый и доступный и очень нужный для самообразования и самосовершенствования современного школьника.  Самостоятельная работа с учебником может захватывать все этапы процесса обучения, ускоряет процесс образования комплекса умений и позволяет в рамках обычного урока осуществлять личностно-ориентированный и дифференцированный подход в обучении.

2. Нормативы сформированности умений и навыков работы с книгой и другими  источниками информации на разных ступенях обучения.

1 класс

Читать тексты словами и слогами, правильно выделять ударный слог. Участвовать в тихом хоровом чтении. Темп чтения вслух к концу года — 30 слов в минуту.

Учиться правильно пользоваться уче6ником,  под руководством педагога работать над текстами учебника, обращаться к оглавлению, вопросам, заданиям, образцам.

Воспринимать на слух небольшую сказку, рассказ, загадку, стихотворение; рассказать, о чем слушали; давать простейшую оценку прослушанному; членить текст на предложения; выделять слова, обозначающие, о ком или о чем говорится, что говорится. Слушать детские радиопередачи, передавать их содержание.

2 класс

Правильно, сознательно читать целыми словами, соблюдать ударение, паузы, интонацию конца предложения. Пользоваться выборочным чтением. Темп чтения вслух - 50 слов в минуту.

Ориентироваться в учебнике, работать с оглавлением, находить тексты в оглавлении и на определенной странице книги; пользоваться заданиями и вопросами, образцами, данными в учебниках.

Внимательно слушать чтение учителем или товарищем художественных и научно-популярных текстов, соответствующих требованиям программы, рассказ, объяснение учителя, ответы ребят.

3 класс

Правильно, сознательно и выразительно читать целыми словами; выделять при чтении важные по смыслу слова, соблюдать паузы между предложениями и абзацами. Пользоваться выборочным чтением и чтением по ролям. Темп чтения вслух - 80 слов, про себя — 100-120 слов в минуту.

Ориентироваться в содержании учебника, самостоятельно знакомиться с текстами; пользоваться простейшими схемами, таблицами; использовать образцы, данные в учебниках, при выполнении работы и контроле.

Слушать чтение несложных художественных и научно-популярных текстов, выделяя основные смысловые компоненты, последовательность и причинность событий; слушать рассказ, объяснение учителя, производя элементарный смысловой анализ, слушать и оценивать ответ товарища по содержанию и выразительности речи.

 

4 класс

Читать в соответствии с литературными нормами; пользоваться разными видами чтения; уметь самостоятельно подготовиться к выразительному чтению. Темп чтения вслух - 120, про себя - 120-140 слов в минуту. Самостоятельно обращаться к вопросам и заданиям учебника; работать со словарем; использовать образцы в процессе самостоятельной работы; учиться самостоятельно составлять простой план.

Слушать чтение, рассказ, объяснение учителя, усваивая основные положения; воспроизводить основные смысловые компоненты прослушанного в беседе; слушать товарища, подвергая ответ простейшему анализу.  

Приложение 1.  «Самостоятельная работа с учебником математики»

Самостоятельная работа учащихся, т.е. их работа в отсутствие учителя или, по крайней мере, без обращения к его помощи в течение какого-то промежутка времени, является важнейшей частью всей работы по изучению математики. Многие вопросы школьного курса математики могут быть успешно изучены учащимися самостоятельно с помощью учебника, так как учебник имеет обучающую функцию, во многом аналогичную функции учителя. Но от учителя зависит сделать процесс приобретения знаний с помощью учебника более успешным – научить учащихся самостоятельно приобретать знания, научить их учиться.

        Наиболее распространенными являются следующие виды работы с учебником:

  • Чтение текста вслух

  • Чтение текста про себя

  • Комментированное чтение

  • Чтение и анализ

  • Коллективный разбор текста

  • Выделение главной идеи

  • Воспроизведение содержания прочитанного вслух

  • Обсуждение прочитанного материала

  • Разбиение прочитанного текста на смысловые части (в начале с помощью учителя, потом самостоятельно), выделение главного

  • Самостоятельное составление плана прочитанного, который может быть использован учеником при подготовке к ответу

  • Анализ текста

  • Анализ аргументации авторов

  • Работа с оглавлением и предметным указателем

  • Работа с рисунками и иллюстрациями

  • Выписки определений, понятий, основных положений

  • Составление логических и текстовых схем

  • Составление планов (развернутого, структурно – логического, тематического)

  • Составление текстовых, сравнительно - обобщающих и конкретизирующих таблиц,   логических и текстовых схем, графиков на основе материала, изученного по учебнику

  • Формулирование обобщенных выводов

  • Подготовка небольших сообщений по прочитанному тексту

  • Самостоятельная постановка вопросов к тексту;

  • Выявление различных подходов к общественно-историческому развитию;

  • Составление тезисов

  • Составление конспекта

  • Подготовка и написание рефератов

  • Нахождение разных способов решения проблем на основе сопоставления нескольких источников;

  •  Выявление причинно-следственных связей и построение логической цепи суждений.

Приложение 2.Схема анализа работы с учебником  на уроке

 – делать выписки, составлять конспекты;

– ставить вопросы к тексту, соотносить текст с вопросами;

– обобщать, сравнивать, оценивать;

– выделять непонятные места в тексте;

– разбираться в причинах их непонимания;

– пользоваться справочным и другими материалами разъяснения непонятных мест;

– определять тип текста;

– определять основную мысль текста;

– разбивать текст на микротемы;

– составлять план текста;

– составлять тезисы.

3. Использовать   компоненты учебника:

  • текстовые;

  • внетекстовые:

  • вопросы-задания,

  • упражнения,

  • схемы,

  • таблицы,

  • алгоритмы,

  • иллюстрации и др.





Мастер – класс

учителя МБОУ – СОШ № 5 им. Н. Островского г. Клинцы Брянской обл.

                                         Шуваевой Анны Николаевны.

Тема:

«Использование эффективных форм и приёмов при работе с учебником в начальной школе»

Цель:

- Профессиональное самосовершенствование участников мастер - класса

Задачи:

- Обобщение опыта по теме «Использование эффективных форм и приёмов работы с учебником на уроках в начальной школе»

- Передача опыта путём проведения практикума и моделирования учебной ситуации по овладению содержанием учебного материала на уроках в начальной школе

                                                                 План

  1. Вступление:

1.1. Актуальные вопросы.

      1.2. Цель. Задачи.

  1. Основная часть:

      2.1. Роль учебника  в учебном процессе.

      2.2. Практикум.

      2.3. Моделирование.

       

  1. Заключение:

3.1.Подведение итога. Обмен мнениями.

                                             Ход проведения мастер - класса

1.Вступление.

Здравствуйте, уважаемые коллеги.

 Я, Шуваева Анна Николаевна рада видеть всех в  родной для меня школе, хочу поделиться опытом своей работы, надеюсь на вашу поддержку , взаимное понимание и сотрудничество.

ПРОСМОТР фрагмента мультфильма «В стране невыученных уроков»

СЛАЙД 2

Мы привыкли к книге, редко думаем о ней, как о замечательном сокровище, бывает, что не всегда ценим и бережём её. А как же наши дети относятся к книге и  учебной в частности?

Ответ может быть однозначен: приблизительно так, как  главный герой мультфильма «В стране невыученных уроков» Витя Перестукин. Хотя мультфильму  много лет, но и сегодня вопросы обучения и воспитания, которые поднимаются создателями мультфильма очень актуальны и даже предлагаются пути решения проблемы.

Оставим героев мультфильма и определим цель и задачи нашей встречи.

1.1.

СЛАЙД 3

 СЛАЙД 4

1.2.

 СЛАЙД 5

В настоящее время всё более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Здесь роль школьного учебника просто незаменима.

Принципиальным отличием ФГОС является не предметный , а личностный результат. Прежде всего важна личность самого ребёнка и происходящие с ней изменения.

2.Основная часть.

СЛАЙД 6

По мнению известных педагогов Д. Д. Зуевой, М. Н. Скаткиной, И. Д. Зверевой и других, учебник – это самоучитель, основной источник знаний, выполняющий многие функции: информационную, систематизирующую, закрепления и самоконтроля, самообразования, интегрирующую, мотивационную и т. д.

Но учащиеся упорно не хотят и не умеют работать с учебником.

Одной из причин педагоги называют двойственную цель современного образования. С одной стороны заявлено личностно – ориентированное обучение, с другой стороны развитие личности предлагается контролировать усвоением содержания стандарта.

СЛАЙД 7

Большое внимание проблеме работы с книгой уделяла Н. К. Крупская, которая сформулировала основные правила работы с книгой. 

«Первая задача при чтении – это уяснить себе и усвоить отчёт, прочитанный материал. Вторая задача – продумать прочитанное. Третья – сделать из прочитанного необходимые для памяти выписки. И, наконец, четвёртая задача – это дать себе отчёт, чему новому научила прочитанная книга…». Сформулированные Н. К. Крупской правила не утратили своего значения и в наши дни.

СЛАЙД 8 (Ф. И. Достоевский «Что делать»7)

Вопрос: что делать? Постараемся сделать попытку найти пути решения существующей проблемы. Насколько удачной окажется попытка , узнаем, когда завершиться наша работа. Прошу высказать свои пожелания, замечания в «Телеграмме» можно без обратного адреса. Это будет для меня полезно в дальнейшей работе с классом. Заранее благодарю.

 Я работаю во втором классе по УМК «Школа России». Он имеет в своей основе системно – деятельностный подход, где ведущей является проектная деятельность ученика. Технология проектов без сомнения имеет свои плюсы.

Обращаясь  к теме мастер – класса, а так же учитывая то, что отношение к делу во многом определяет результат с целью повышения мотивации у детей работы с учебником в нашем классе проводился проект « Подарок любимому учебнику»,

СЛАЙД 9, СЛАЙД10, СЛАЙД 11 ( Дети - фото, текст проекта)

Конкурсы Дневника читателя по различным номинациям.

СЛАЙД 12 (Дневники читателя – фото страниц)

Но, работая второй год по этой программе, я поняла, что есть и минусы, как в любом деле. А, именно, необходимо уделять дополнительно внимание развитию критической мыслительной деятельности учащихся. Моя тема по самообразованию – «Технология развитие критического мышления на уроках в начальной школе как условие реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании». Руководствуясь, темой по самообразованию и  темой мастер –класса хочу показать вам  приёмы РКМ, которыми я владею, использую их часто на уроках. Они наиболее эффективные в работе с моим классом. Это - «фишбоун», «телеграмма», «чтение с остановками» вслух и про себя, а также незаменимые для детей этого возраста игровые приёмы, некоторые из них вы уже увидели.

СЛАЙД13, СЛАЙД14, СЛАЙД15 ( Описание приёмов)

СЛАЙД16

- Прочтите задание на экране.

- Объясните, как будете выполнять задание. Ответ давать наиболее кратко, можно  по желанию, но не повторять выбор.

- Принимаю ваши обоснования и прошу сделать выбор в пользу учебника «Окружающий мир»

- Как вы думаете почему?

- Правильно. Именно этот предмет даёт нам наиболее широкие возможности по формированию личностных УУД, что является главным в формировании УУД по ФГОС.

СЛАЙД 17

- Проведём практикум, используя метод «аквариум». Прошу разделиться на две группы.

Рабочими станут 1 и 3 ряд. 1 ряд – ученики, 2 – эксперты.

Деление  аудитории на две группы.

СЛАЙД 18 (Список необходимого для каждой группы участников: ученики, эксперты)

Посмотрите на экран и приготовьте необходимое для работы на уроке, положите на край стола, всё лишнее уберите,

Смотреть: Приложение 1. Приложение 2.

СЛАЙД 19

СЛАЙД 20

 Благодарю за внимание. Желаю успехов!

СЛАЙД 21 (Литература)

Приложение 1.

Урок окружающего мира (фрагмент)

2 класс

Тема. Что такое погода

Тип урока. «Открытие» нового знания

Цель

-

Задачи

-

Планируемые УУД

-

                                                                         Ход урока.

1.Самоопределение к деятельности.

-Здравствуйте, дети.

  Проверим, ребятки,

  Всё ли в порядке

  Книжки, ручки

  И тетрадки.

- Поднимите руку  у кого были затруднения в выполнении домашнего задания,

Все справились самостоятельно. Я рада.

- Кто сделал всё сам?

- Кому помогали старшие?

Ответы детей:

- Быть самостоятельным – это очень хорошо, почти как быть взрослым. Желаю всем как можно скорее вырасти, но прежде нужно научиться быть самостоятельным.

Не забывайте учиться быть самостоятельными.

Я буду наблюдать как у вас зто получается.

2. Актуализация знаний и мотивация.

- Ребята, сегодня Вовка пришёл в школу без шапки, без тёплой куртки, в лёгких ботинках.

Как вы думаете почему он так сделал?

Ответы детей.

- На уроке мы сможем узнать что – то такое, что будет полезно не только нам , но и Вовке.

Что бы Вовка не волновался, отправим ему срочную телеграмму.

ПРИЁМ РКМ « ТЕЛЕГРАММА»

Ответы детей.

Телеграммы «отправились» на стол учителя.

  1. Постановка учебной задачи.

- Где нам найти  ответ?

ПРИЁМ «ФИШБОУН»  Вопрос на карточке: Чего не знал Вовка? «отправляется» на голову рыбы. 

Кто наш главный помощник и друг на уроке?

Ответы детей «хором»

-Учебник.

- Конечно, наш дорогой незаменимый друг – учебник.





Эффективные приёмы и формы работы с учебником. Формирование общеучебных умений и навыков во время работы с книгой.

«Современный человек, человек будущего не может жить без книги. Чтение в его жизни – это важнейший способ восхождения, самосовершенствования, самообразования»

 Амонашвили Ш.А.

1.Работа с учебником: проблемы, поиск, результаты.

Задача учителя в современных условиях состоит в том, чтобы научить детей учиться, сформировать у них учебные навыки, в том числе приемы работы с учебником. И что удивительно, не так просто убедить учащихся, что учебник – это их помощник, что учебник является как справочником, в котором ученик может найти материал и уточнить то, что он забыл или недостаточно усвоил, так и источником новых знаний. Эффективных результатов работы с учебником можно добиться только при хорошей ее организации.

Многолетний опыт учителей и специальные исследования показали, что учебник, как средство организации самостоятельной работы, обладает большими формирующими возможностями. По мнению известных педагогов, учебник – это самоучитель, основной источник знаний, выполняющий многие функции:

информационную;

систематизирующую;

закрепления и самоконтроля;

самообразования;

интегрирующую;

мотивационную и т.д.

Однако опыт преподавания показывает, что у школьников снизился интерес к учению. Учащиеся не хотят и не умеют работать с учебником. В чем же причина?

Одной из причин является двойственная цель современного образования. С одной стороны, заявлено личностно – ориентированное обучение, с другой – развитие личности предлагается контролировать усвоением некоего содержания стандарта, рассчитанного на «обобщенный образ» ученика, т.е. усвоение ЗУНов, предъявленных в виде тестовых материалов ЕГЭ. При этом целью становится уже не развитие личности, а скорее поступление в вуз. Учитель, как никто другой, понимает двойственность своего положения. Конечно же, ответственный педагог пытается совместить обе цели, используя различные методы и приемы, однако сокращение учебного времени на изучение предметов, повышение теоретического уровня учебного материала и его излишняя усложненность неминуемо приводит к перегрузке ученика, к снижению мотивации в обучении, а у учителя чувство неудовлетворенности результатами своего труда. Проблема перегрузки учебных предметов, и в том числе учебников, стала особенно актуальной в наше информационно – насыщенное время.

С другой стороны, даже самый удачный учебник не принесет пользы, если учитель игнорирует его сам, не прививает школьникам вкус и умение работать с ним, заменяя его своим рассказом. Не секрет, что многие учащиеся вообще не открывают учебники и даже не считают нужным приносить их на уроки, в большинстве своем очень быстро ориентируясь на систему опроса учителя. Отрицательный результат налицо: ребята не учатся работать с книгой.

Как изменить существующее положение? Отчетливо видится то, над чем должны работать авторы учебников, памятуя слова К.Д. Ушинского о том, что в детском возрасте внешнее и внутреннее, форма и сущность смешиваются весьма легко: … изорванный, запачканный, дурно напечатанный учебник почти так же отбивает у детей охоту к учению, как и непривлекательная наружность учителя. Другой выход я вижу в перестройке работы учителя с учащимися. Каким же образом?

Во – первых, необходимо вызвать интерес у школьников к учебнику, желание работать с ним. При каких психолого-педагогических условиях это возможно? Важнейшим из них является постановка перед учащимися познавательных задач. Распространенное задание «Читайте параграф…», не заключающее в себе задачу, является одной из причин равнодушного отношения школьников к учебнику. Здесь будут уместными слова Канта: «И на вопросы детей, отчего так, не следует, как правило, давать готовых ответов… Воспитывать должна сама необходимость, а не принуждение, формирующее рабов».

Во-вторых, одного желания работать с учебником, конечно же, недостаточно: необходимо, чтобы учащиеся умели работать с ним. Для этого надо сначала определить состав умений работы с учебником, а также последовательность их формирования. Большое внимание разработке этой проблемы уделяла Н.К. Крупская, которая сформулировала основные правила работы с книгой. В овладение умением работать с книгой она ставила такие задачи: «Первая задача при чтении – это уяснить себе и усвоить отчет, прочитанный материал. Вторая задача – продумать прочитанное. Третья – сделать из прочитанного необходимые для памяти выписки. И, наконец, четвертая задача – это дать себе отчет, чему новому научила прочитанная книга…».

В-третьих, для формирования умений самостоятельной работы с учебником, необходимо знать, как их формировать. К сожалению, в настоящее время нет целенаправленных методик формирования умений, и чаще всего учителя проходят эту школу путем проб и ошибок. Приемы работы с учебным текстом условно можно разделить на 3 вида: репродуктивно-поисковые, сравнительно-аналитические и творческие. В настоящее время большую помощь в подобной работе оказывают и издающиеся рабочие тетради с печатной основой. Такая работа может быть организована на всех типах уроков с подбором наиболее удачных тем и на всех этапах урока. В формировании умений самостоятельно работать с учебником важную роль играют и различные формы занятий, таких как конференция, семинар, к которым учащиеся готовят доклады и сообщения и применение некоторых новейших педагогических технологий.

Итак, работа с учебником – процесс подчас малоприятный и малоинтересный, ноумело поставленная задачаправильно определенная последовательность формирования общеучебных умений и широкий набор эффективных приемов работы с учебником радикально его меняют. Эти три компонента, отвечая на вопросы: «зачем, чему и как учиться?», являются постоянным предметом совершенствования, точками роста качества образования и условием обеспечения успешной деятельности учащихся. Конечно же, формирование умений работы с учебником – процесс трудоемкий, требующий немало терпения, усилий и временных затрат, но вполне осуществимый и доступный и очень нужный для самообразования и самосовершенствования современного школьника. Самостоятельная работа с учебником может захватывать все этапы процесса обучения, ускоряет процесс образования комплекса умений и позволяет в рамках обычного урока осуществлять личностно-ориентированный и дифференцированный подход в обучении.

2. Нормативы сформированности умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации на разных ступенях обучения.

1 класс

Читать тексты словами и слогами, правильно выделять ударный слог. Участвовать в тихом хоровом чтенииТемп чтения вслух к концу года — 30 слов в минуту.

Учиться правильно пользоваться уче6ником, под руководством педагога работать над текстами учебника, обращаться к оглавлению, вопросам, заданиям, образцам.

Воспринимать на слух небольшую сказку, рассказ, загадку, стихотворение; рассказать, о чем слушали; давать простейшую оценку прослушанномучленить текст на предложения; выделять словаобозначающие, о ком или о чем говорится, что говорится. Слушать детские радиопередачи, передавать их содержание.

2 класс

Правильно, сознательно читать целыми словами, соблюдать ударение, паузы, интонацию конца предложения. Пользоваться выборочным чтением. Темп чтения вслух – 50 слов в минуту.

Ориентироваться в учебнике, работать с оглавлением, находить тексты в оглавлении и на определенной странице книги; пользоваться заданиями и вопросами, образцами, данными в учебниках.

Внимательно слушать чтение учителем или товарищем художественных и научно-популярных текстов, соответствующих требованиям программы, рассказ, объяснение учителя, ответы ребят.

3 класс

Правильно, сознательно и выразительно читать целыми словами; выделять при чтении важные по смыслу слова, соблюдать паузы между предложениями и абзацами. Пользоваться выборочным чтением и чтением по ролям. Темп чтения вслух – 80 слов, про себя — 100-120 слов в минуту.

Ориентироваться в содержании учебника, самостоятельно знакомиться с текстами; пользоваться простейшими схемами, таблицами; использовать образцы, данные в учебниках, при выполнении работы и контроле.

Слушать чтение несложных художественных и научно-популярных текстов, выделяя основные смысловые компоненты, последовательность и причинность событий; слушать рассказ, объяснение учителя, производя элементарный смысловой анализ, слушать и оценивать ответ товарища по содержанию и выразительности речи.

4 класс

Читать в соответствии с литературными нормами; пользоваться разными видами чтения; уметь самостоятельно подготовиться к выразительному чтению. Темп чтения вслух – 120, про себя – 120-140 слов в минуту. Самостоятельно обращаться к вопросам и заданиям учебника; работать со словарем; использовать образцы в процессе самостоятельной работы; учиться самостоятельно составлять простой план.

Слушать чтение, рассказ, объяснение учителя, усваивая основные положения; воспроизводить основные смысловые компоненты прослушанного в беседе; слушать товарища, подвергая ответ простейшему анализу.

Приложение 1. «Самостоятельная работа с учебником математики»

Самостоятельная работа учащихся, т.е. их работа в отсутствие учителя или, по крайней мере, без обращения к его помощи в течение какого-то промежутка времени, является важнейшей частью всей работы по изучению математики. Многие вопросы школьного курса математики могут быть успешно изучены учащимися самостоятельно с помощью учебника, так как учебник имеет обучающую функцию, во многом аналогичную функции учителя. Но от учителя зависит сделать процесс приобретения знаний с помощью учебника более успешным – научить учащихся самостоятельно приобретать знания, научить их учиться.

Наиболее распространенными являются следующие виды работы с учебником:

Чтение текста вслух

Чтение текста про себя

Комментированное чтение

Чтение и анализ

Коллективный разбор текста

Выделение главной идеи

Воспроизведение содержания прочитанного вслух

Обсуждение прочитанного материала

Разбиение прочитанного текста на смысловые части (в начале с помощью учителя, потом самостоятельно), выделение главного

Самостоятельное составление плана прочитанного, который может быть использован учеником при подготовке к ответу

Анализ текста

Анализ аргументации авторов

Работа с оглавлением и предметным указателем

Работа с рисунками и иллюстрациями

Выписки определений, понятий, основных положений

Составление логических и текстовых схем

Составление планов (развернутого, структурно – логического, тематического)

Составление текстовых, сравнительно – обобщающих и конкретизирующих таблиц, логических и текстовых схем, графиков на основе материала, изученного по учебнику

Формулирование обобщенных выводов

Подготовка небольших сообщений по прочитанному тексту

Самостоятельная постановка вопросов к тексту;

Выявление различных подходов к общественно-историческому развитию;

Составление тезисов

Составление конспекта

Подготовка и написание рефератов

Нахождение разных способов решения проблем на основе сопоставления нескольких источников;

Выявление причинно-следственных связей и построение логической цепи суждений.

Приложение 2.Схема анализа работы с учебником на уроке

– делать выписки, составлять конспекты;

– ставить вопросы к тексту, соотносить текст с вопросами;

– обобщать, сравнивать, оценивать;

– выделять непонятные места в тексте;

– разбираться в причинах их непонимания;

– пользоваться справочным и другими материалами разъяснения непонятных мест;

– определять тип текста;

– определять основную мысль текста;

– разбивать текст на микротемы;

– составлять план текста;

– составлять тезисы.

3. Использовать компоненты учебника:

текстовые;

внетекстовые:

вопросы-задания,

упражнения,

схемы,

таблицы,

алгоритмы,

иллюстрации и др.



«Какие эффективные приемы и формы работы с учебником необходимо использовать во время обучения на уроке.»

Евсенковой С. И.

Многолетний опыт учителей и специальные исследования показали, что учебник, как средство организации самостоятельной работы, обладает большими формирующими возможностями. Однако опыт преподавания показывает, что у школьников снизился интерес к учению. Учащиеся не хотят и не умеют работать с учебником. В чем же причина?

Одной из причин является двойственная цель современного образования. С одной стороны, заявлено личностно – ориентированное обучение, с другой – развитие личности предлагается контролировать усвоением некоего содержания стандарта, рассчитанного на “обобщенный образ” ученика, предъявленных в виде тестовых материалов ЕГЭ. При этом целью становится уже не развитие личности, а скорее поступление в вуз. Учитель понимает двойственность своего положения. Мы пытается совместить обе цели, используя различные методы и приемы, однако сокращение учебного времени на изучение предметов, повышение теоретического уровня учебного материала и его излишняя усложненность неминуемо приводит к перегрузке ученика, к снижению мотивации в обучении, а у учителя чувство неудовлетворенности результатами своего труда. Проблема перегрузки учебных предметов, и в том числе учебников, стала особенно актуальной в наше информационно – насыщенное время.

С другой стороны, даже самый удачный учебник не принесет пользы, если учитель игнорирует его сам, не прививает школьникам вкус и умение работать с ним, заменяя его своим рассказом. Не секрет, что многие учащиеся вообще не открывают учебники и даже не считают нужным приносить их на уроки, в большинстве своем очень быстро ориентируясь на систему опроса учителя. Многие учителя не признают эту работу необходимой, так как считают, что в 7-ом, а тем более в 8-11 классах ученик уже подготовлен к работе с учебником учителями начальной школы, литературы и истории. Отрицательный результат налицо: ребята не учатся работать с книгой.

Как изменить существующее положение?

Во–первых, необходимо вызвать интерес у школьников к учебнику, желание работать с ним. При каких психолого-педагогических условиях это возможно? Важнейшим из них является постановка перед учащимися познавательных задач. Распространенное задание “Читайте параграф…”, не заключающее в себе задачу, является одной из причин равнодушного отношения школьников к учебнику. На своих уроках я детям стараюсь давать задания, побуждающие их к самостоятельному поиску источников. Например, при изучении темы в 9 классе «Металлы и их сплавы» ребята ищут материал в дополнительной литературе, а при изучении темы «Углерод», интерес вызывает применение алмазов, их применение и нахождение в природе. Они готовят доклады и сообщения, пользуясь дополнительной литературой.

Во-вторых, одного желания работать с учебником недостаточно: необходимо, чтобы учащиеся умели работать с ним. Для этого надо сначала определить состав умений работы с учебником, а также последовательность их формирования. Большое внимание разработке этой проблемы уделяла Н.К. Крупская, которая сформулировала основные правила работы с книгой. В овладение умением работать с книгой она ставила такие задачи: “Первая задача при чтении – это уяснить себе и усвоить отчет, прочитанный материал. Вторая задача – продумать прочитанное. Третья – сделать из прочитанного необходимые для памяти выписки. И, наконец, четвертая задача – это дать себе отчет, чему новому научила прочитанная книга…” Сформулированные Н.К. Крупской правила при работе с книгой не утратили своего значения и в наши дни.

В-третьих, для формирования умений самостоятельной работы с учебником, необходимо знать, как их формировать. В настоящее время нет целенаправленных методик формирования умений, и чаще всего учителя проходят эту школу путем проб и ошибок. На своих уроках я стараюсь использовать различные приемы работы с учебным текстом, которые условно можно разделить на 3 вида: репродуктивно-поисковые, сравнительно-аналитические и творческие. В настоящее время большую помощь в подобной работе оказывают и издающиеся рабочие тетради с печатной основой. Такая работа может быть организована на всех типах уроков с подбором наиболее удачных тем и на всех этапах урока. В формировании умений самостоятельно работать с учебником важную роль играют и различные формы занятий, таких как конференция, семинар, к которым учащиеся готовят доклады и сообщения и применение некоторых новейших педагогических технологий. Так, на своих уроках я использую технологии коллективного способа обучения и технология индивидуализированного обучения, которые в наибольшей мере способствуют формированию умений работы с учебником.

Итак, работа с учебником – процесс малоприятный и малоинтересный, но умело поставленная задача, правильно определенная последовательность формирования общеучебных умений и широкий набор эффективных приемов работы с учебником радикально его меняют. Эти три компонента, “зачем, чему и как учиться?”, являются постоянным предметом совершенствования, точками роста качества образования и условием обеспечения успешной деятельности учащихся. Конечно же, формирование умений работы с учебником – процесс трудоемкий, требующий немало терпения, усилий и временных затрат, но вполне осуществимый и доступный и очень нужный для самообразования и самосовершенствования современного школьника. Достоинство данного опыта заключается и в том, что самостоятельная работа с учебником может захватывать все этапы процесса обучения, ускоряет процесс образования комплекса умений и позволяет в рамках обычного урока осуществлять личностно-ориентированный и дифференцированный подход в обучении.

Меня радует то обстоятельство, что у детей появился больший интерес к изучению химии и желание работать с учебником. Учащиеся показывают неплохие результаты в различных конкурсах, участвуют олимпиадах. Выпускники продолжают свое обучение в медицинских и технологических вузах.



Формы и методы работы с учебником

Умение работать с учебной книгой является одним из важнейших умений, которым необходимо владеть учащимся школы.

За время обучения в школе ученики должны овладеть следующими умениями и навыками в работе с учебником:

  • уметь выделять главное в тексте, рисунке, таблице;

  • устанавливать логическую связь и зависимость между сведениями, изложенными в параграфе учебника;

  • сравнивать изучаемые явления;

  • делать обобщения, выводы по одному или нескольким параграфам;

  • составлять схемы, таблицы, графики по тексту учебника;

  • делать анализ содержания рисунков;

  • составлять словарь по теме;

  • самостоятельно изучать отдельную тему учебника;

  • составлять план по тексту учебника;

  • уметь составлять задачи, используя текст учебника;

  • писать конспекты, сочинения;

  • выполнять опыты, описанные в учебнике.

Важнейшие приемы обучения учащихся умениям и навыкам работы с учебником на уроках:

Очень важным этапом в работе с рисунком учебника является внимательное рассматривание рисунка. Правильная постановка вопросов в процессе рассматривания рисунков имеет большое дидактическое значение. Задача учителя заключается в том, чтобы своими вопросами направлять внимание учащихся на то, что является главным в данном рисунке. Иногда работа по рассмотрению рисунка проходит так, что учитель излагает содержание рисунка, включая его в свой рассказ. Такая работа с рисунком в процессе сообщения нового материала ценна тем, что учитель дал образец того, как нужно рассказывать, и показал что рисунок помогает понять и усвоить новый материал. Работа с рисунками учебника может заключаться в сравнении рисунков. Работа с рисунками учебника может сопровождаться чтением текста учебника, в котором описывается то, что изображено на рисунке. Это показывает, что рисунок и текст учебника – единое целое. В практике учителей данный вид работы с рисунком учебника проводится двояко. В одних случаях содержание рисунка разбирается по вопросам, после чего учитель предлагает найти текст к рисунку и прочитать его. В других случаях учащиеся рассматривают рисунок, а затем находят текст к рисунку и читают его.

8. В процессе сообщения новых знаний проводится работа с текстом учебника. Она помогает ученикам в освоении нового материала, способствует формированию у учащихся навыков работы с ученой литературой. Учителю нужно ставить перед учащимися конкретные задания, которые стимулируют их к серьезной работе над текстом учебника. При изучении текста учебника учителя используют такие приемы, как чтение статьи по частям с последующим разбором каждой части по вопросам, чтение всей статьи с предварительным или последующим разбором и чтение статьи по частям или всей статьи с проведением опытов и разбором.

Самостоятельная работа учащихся с учебником может проводиться в течение всего урока или занять всего несколько минут на уроке. Вполне возможно применение различных форм самостоятельной работы на одном уроке по одной и той же теме, но каждая работа должна быть тщательно продумана, правильно организована, хорошо оборудована.

Рис. 1 Некоторые приемы обучения учащихся умениям и навыкам самостоятельной работы с учебником

Самостоятельную работу учитель может предложить ребятам и во время, отводимое на проведение проверки знаний учащихся. При всем многообразии видов самостоятельной работы учащихся успех обусловлен определенными дидактическими условиями:

1. Наличие у учащихся знаний, позволяющих понять цель задания, его содержание и последовательность выполнения.

2. Присутствие в содержании задания нового материала, придающего заданию исследовательское направление, вызывающего познавательный интерес учащихся и требующего самостоятельного решения.

3. Необходимость фиксации результатов самостоятельной работы в записях, рисунках, чертежах, схемах.

4. Работа с учебником должна сочетаться с другими видами самостоятельной работы на уроке.

Вывод:

Учебник является необходимым условием для того, чтобы у учащихся образовались новые устойчивые временные связи, чтобы учащиеся прочно усвоили материал, объясненный учителем. Учебник создает для ребят возможность возвращаться к данному материалу, для того чтобы глубже продумать и закрепить этот материал или отдельные его части.

Работа по формированию у учащихся умений и навыков работы с учебником должна вестись учителями на всех этапах обучения: при сообщении нового материала, при осмыслении и закреплении знаний, при проверке домашних заданий

Работа по привитию учащимся умений и навыков самостоятельной работы с учебником должна проводиться из урока в урок, по определенной, строго разработанной системе.

Эту работу можно предлагать с различной дидактической целью и на различных этапах урока: при изучении нового материала, при повторении и изучении некоторых теоретических вопроса, при изучении принципа действия и устройств приборов, при подготовке к лабораторным работам, закреплении, обобщении и систематизации знаний учащихся.

 

Формирование умений и навыков работы с учебником в школе VIII вида

Формирование умений и навыков работы с учебником в школе VIII вида должно проводиться систематически.

Важно, чтобы выработался алгоритм такой деятельности.

Структуры учебников в коррекционных классах различны. В начальной школе учащиеся из учебника используют только задания, а в пятом классе нужно научить их читать текст учебника.

Начинается работа с ознакомления с учебником: кто автор учебника, год издания, форзац учебника, оглавление, обозначение.

Именно в коррекционном классе важно продумать систему уроков над общей темой “Обучение работе над учебным текстом”. Эта работа проходит по такому плану, где предусмотрен переход от простых навыков и умений к более сложному:

работа с учебником после объяснения нового материала;

чтение текста учителем с выделением главных мыслей;

чтение текста учителем и составление плана прочитанного;

составление учителем образца ответа по составленному плану;

ответ учащихся по составленному плану;

чтение текста учащимися и разбиение его на составные части;

чтение учащимися текста и самостоятельное или с помощью учителя составление плана прочитанного.

Систематическая работа по этому плану в I полугодии дают хорошие результаты. Целесообразно применить и такой прием: разделение труда между учителем и учащимися коррекционной школы. Учитель излагает некоторую часть материала, а остальную часть учащиеся осваивают по учебнику совместно с учителем или родителями. Для того чтобы ученик привык работать с учебником, домашние работы в I полугодии задаются аналогичные тем, которые разобрали в тексте пункта.

 

Поисково-репродуктивная работа с учебником в коррекционной школе VIII вида

Многолетняя работа в школе VIII вида показывает, что многие ученики с нарушениями в развитии не умеют работать с учебником. Поэтому формирование необходимых навыков приходится начинать с первых уроков. В дальнейшем эта работа проводится систематически, изменяясь и усложняясь соответственно возрастным особенностям учеников коррекционной школы.

Наиболее простой формой работы с учебником на уроке можно считать комментированное чтение параграфа.

Вопросы при этом могут быть следующими.

Что из прочитанного вам уже известно?

Что нового вы узнали?

Как выделены в тексте новые понятия?

Ответы на эти вопросы помогают научить учеников коррекционной школы ориентироваться в тексте.

Следующая форма работы – устные или письменные ответы на вопросы к параграфу. Эта работа часто игнорируется учителями, хотя позволяет решать сразу несколько задач:

способствует закреплению материала в ходе урока (фронтально);

формирует умение отвечать кратко и четко;

облегчает дифференцированный подход к обучению: ученикам школы VIII вида с разным уровнем подготовки даются разные по сложности вопросы (при этом слабоуспевающие ученики с отклонениями в развитии могут получать положительные оценки);

при письменных ответах появляется возможность выставлять дополнительные оценки.

Вопросы к параграфу могут быть сформулированы и самим учителем. В этом случае они должны предусматривать:

Кроме устной работы в школах VIII вида над новыми терминами можно проводить также и письменную работу. Для этого имеется несколько вариантов:

выписать новые термины и их определения.

Важно научиться записывать термины так, чтобы их можно было легко находить среди других записей – брать в рамку, подчеркивать или выделять;

записать терминологический текст (составленный учителем),

вставить пропущенные термины и подчеркнуть их. Данная форма может охватывать практически все новые термины конкретного урока и помогает обнаружить взаимосвязь между ними;

заполнить таблицу.

Составление схем, которые являются наиболее кратким и наглядным изложением текстовой информации совместно с учителем – также весьма важная форма работы.

 

Работа над схемами складывается из нескольких этапов.

1. Учитель готовит схемы по изучаемому вопросу, объясняет ученикам школы VIII вида, что они отражают, и показывает, как читать схемы и составлять рассказ.

2. Ученики школы VIII вида учатся объяснять материал по готовой схеме.

3. Ученикам школы VIII вида предлагают схемы, заполненные только частично, как образец. Основную часть они должны заполнить самостоятельно, используя текст или рисунки учебника.

4. Ученикам с умственной отсталостью поручается самостоятельное составление схем. К этому этапу можно переходить тогда, когда все предыдущие этапы уже освоены.

В старших классах следует объяснять, каким образом, используя эти приемы, можно готовиться к зачетам и экзаменам, усваивать большой объем информации.

Наиболее простые примеры схем имеются почти в каждом учебнике, есть они и в рабочих тетрадях на печатной основе. Также можно пользоваться схемами из сборников (в таблицах и схемах) или составлять их самостоятельно.

Строить работу со схемами на уроке можно, используя различные приемы:

составление схем под руководством учителя;

заполнение немых схем учениками школы VIII вида самостоятельно;

объяснение учителя по готовой схеме;

озвучивание готовых схем учениками школы VIII вида;

заполнение и озвучивание схем учениками школы VIII вида.

Если использовать такой вид работы регулярно, то ученики с умственной отсталостью лучше усваивают материал, повышается интерес к предмету и качество знаний. У учеников школы VIII вида появляется возможность получить положительную оценку и сохранить уверенность в себе.

К осознанному пониманию материала ведет и использование опорных конспектов, основанных на структурно-логических схемах, основные положения или понятия которых зашифрованы определенными сигналами или условными знаками. Работа с опорными конспектами имеет много специфических особенностей и представляет собой целую систему, которая была разработана В.Ф. Шаталовым. Важно то, что если использовать всю систему нет возможности, то даже применение ее отдельных элементов позволяет при творческом подходе получать хорошие результаты.

Более трудным является составление конспектов (цитатного, свободного, тематического). Кроме краткости, здесь требуются логичность, четкость и умение формулировать свои мысли. Для формирования навыка составления конспекта также необходима памятка, как общеобразовательных школ, так и для школ VIII вида.

Как составить конспект. Конспект – краткое изложение материала. Для этого необходимо:

1. составить план прочитанного текста;

2. разъяснить и дополнить каждый пункт цитатами (выдержками из текста) или мыслями, сформулированными самостоятельно;

3. сопоставь разные точки зрения, сделать вывод.

Если ученики школы VIII вида испытывают затруднения в самостоятельном составлении планов и конспектов, то первоначально такую работу можно проводить в классе коллективно, разбирая каждый этап.

Тексты школьных учебников удобны относительной краткостью, что позволяет отрабатывать навык, который в дальнейшем поможет при работе с большими объемами дополнительной литературы.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!