СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемы работы со словарными словами на уроках русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эффективные приемы усвоения слов с непроверяемыми орфограммами.

 Учащиеся начальных классов должны запомнить большое число слов с непроверяемыми орфограммами. Уже на первых страницах “Букваря” дети сталкиваются со словами абажур, арбуз, библиотека, конура и многими другими. Число таких слов с каждой страницей учебников по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру и другим дисциплинам всё больше возрастает, достигая к концу обучения в начальной школе внушительной цифры. Наиболее часто употребляемые слова из этих слов должны быть усвоены всеми учащимися начальных классов. Научить ребёнка писать эти слова без ошибок – одна из сложнейших задач, стоящих перед учителем. 

Просмотр содержимого документа
«Приемы работы со словарными словами на уроках русского языка»


Приемы работы со словарными словами 


на уроках русского языка


Эффективные приемы усвоения слов с непроверяемыми орфограммами.

Учащиеся начальных классов должны запомнить большое число слов с непроверяемыми орфограммами. Уже на первых страницах “Букваря” дети сталкиваются со словами абажур, арбуз, библиотека, конура и многими другими. Число таких слов с каждой страницей учебников по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру и другим дисциплинам всё больше возрастает, достигая к концу обучения в начальной школе внушительной цифры. Наиболее часто употребляемые слова из этих слов должны быть усвоены всеми учащимися начальных классов. Научить ребёнка писать эти слова без ошибок – одна из сложнейших задач, стоящих перед учителем. 
Особенно трудно усваивают такие слова учащиеся, у которых плохо развита зрительная память. Что нужно сделать, чтобы дети лучше усваивали написание таких слов, меньше допускали ошибок?

Изучая соответствующую литературу по данной теме, я пришла к выводу, что усвоение написания трудных слов требует многократных систематических упражнений, которые связываются со всеми видами письменных работ учащихся. Навык написания таких слов, с одной стороны, во многом зависит то словарных возможностей детей, их активного словаря, с другой - изучение таких слов и проведение словарно-орфографических упражнений должно способствовать активизации активного словаря школьников.

В словарно-орфографической работе выделяю следующие составные части: 
1. Представление нового словарного слова. 
2. Лексическая работа. 
3. Орфографический анализ. 
4. Этимологический анализ. 
5. Подбор ассоциаций. 
6. Использование словарного слова в речевой практике. 
Знакомство с новым словарным словом провожу в начальной части урока, для того чтобы в дальнейшем включить его в упражнения. 

Работа над каждым словом из «Словаря» должна быть непосредственно связана с изучаемым материалом, и вызывать у детей эмоциональный отклик. Учитель всегда может найти возможность предложить детям написать нужное слово, осмыслить его значение, составить с ним словосочетание, употребить это словосочетание в предложении, связном тексте. Языковым и практическим материалом для проведения таких упражнений могут стать пословицы, поговорки, загадки, стихотворения, связные тексты-отрывки из художественных произведений.

Использование языкового материала по каждому изучаемому слову включает такие разделы:

Толкование слова

К истокам слова

Фонетический разбор

Однокоренные слова

Сочетаемость слов

Синонимы – антонимы

Когда так говорят? И т.д.

Практический материал: загадки, пословицы, поговорки, предложения и тексты из художественных произведений.

Пример: http://c-psy.ru/index.php/specialists/uchitelu-defektologu/master-class/5051-2011-01-14-14-14-12

Автобус – многоместный автомобиль для перевозки пассажиров.

Происхождение слова – Заимствовано из немецкого языка в начале 20 века. Autobus (немецкое)- из французского Autobus. Автобус буквально – «автомобиль для всех(многих)»

Самый первый в мире автобус изготовил в 1801 году Ричард Тревитик (он же изобретатель первого английского паровоза). Демонстрация его автобуса состоялась 24 декабря того же года в Кэмборне (Корнуолл, Англия). Это была машина с паровым двигателем, способная перевозить 8 пассажиров.


Загадки.

Длинный, дынный Огурец

Из конца бежит в конец.

В нём полно скамеечек

Для пассажиров - семечек.


Что за чудо – длинный дом!

Пассажиров много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином.

Стихотворения.

О Сапожникова

Улыбается водитель:
– Проходите! Проходите!
У окошка место есть,
Не желаете присесть?
На моём автобусе
Полоски, как на глобусе!
Мы объедем целый свет!
Вы садитесь или нет?

С. Богуславская

Я каждое утро 
В садик иду
И по дороге 
Автобус встречаю.
Мимо пройдя
Широко улыбнусь
И в добром привете
Рукой помахаю.
-Здравствуй автобус!-
Я говорю.
А он мне ответит:
-Здравствуй малыш!-
-Где был ты вчера?-
-Я в мастерской,
Давай расскажу
Если ты не спешишь.
Я заболел,
Проколол колесо,
И дверь заскрипела,
И мотор поломался.
Меня там лечили,
Помыли всего, 
Налили бензина,
Что бы я поправлялся

 Деление слова на слоги (перенос слова): ав-то-бус
 Фонетическая транскрипция слова автобус : [афт`обус]
 Характеристика всех звуков: 

а [а] - гласный, безударный
в [ф] - согласный, твердый, глухой, парный
т [т] - согласный, твердый, глухой, парный
о [`о] - гласный, ударный
б [б] - согласный, твердый, звонкий, парный
у [у] - гласный, безударный
с [с] - согласный, твердый, глухой, парный

7 букв, 7 звук 

Наиболее распространенным видом словарно-орфографических упражнений являются диктанты.

Зрительный диктант с предварительным разбором. Учащиеся орфографически и орфоэпически проговаривают написанное на карточке слово с выделением» опасного» места и записывают его по памяти.

Картинный диктант. Учитель показывает карточку-картинку, дети называют изображенный предмет, объясняют написание "опасных" мест в слове и записывают его по памяти.

Выборочный диктант. 1) детям диктуют слова, они должны записать в первый столбик слова –названия животных, во второй – слова- названия растений; 2) записать в первый столбик слова, в написании которых нужно запомнить гласную е, во второй – слова, в написании которых нужно запомнить гласную а (комбайн, берег, магазин, впереди, космонавт…) 3) выписать только слова из «Словаря»: « Урожай! Урожай! Наше лето провожай! Сколько сладкого гороха! Огурцы как на подбор! На грядке сорвать не плохо крупный помидор! Пробежишься огородом – съешь морковку мимоходом! ( Тургенев)

Диктант с использованием загадок. Учитель читает загадку, дети отгадывают ее и объясняют, по каким признакам они догадались об отгадке. Затем ученики записывают слово – отгадку и выделяют в записанном слове орфограммы.

Диктант по памяти. 1) Записать по памяти слова, обозначающие названия инструментов (молоток, лопата, топор..), названия овощей, ягод и т.д 2) учитель группирует слова по восемь (1 уровень), десять (2уровень), двенадцать (3уровень) и пятнадцать слов (высший уровень).

В начале урока детям раздаются карточки, на которых напечатаны группы слов, дети в течение 3 минут запоминают слова, затем пишут. На следующий урок дети переходят на другой уровень, или закрепляют предыдущий.

Диктант с комментированием. Учитель называет слово из «Словаря» или однокоренные ему слова, один ученик комментирует написание, остальные записывают эти слова в тетрадь.

Творческий диктант.

Заменить развернутое предложение одним словом. К примеру: 1) четвертый день недели (четверг); 2) прием пищи в середине дня (обед); 3)плод яблони (яблоко); 4) помещение для торговли чем – нибудь (магазин) 5) рукой подать (близко).

Буквенный диктант.

На доске слова в которых пропущены «опасные» места (м…роз, уч..ник, з…вод, к…р..ндаш, л…с..ца,..), учитель показывает слова, дети записывают только пропущенную букву.

Помимо словарных диктантов значительное место в системе словарно-орфографических упражнений должны занимать упражнения лексического характера. Очень важно, чтобы ученики понимали как изучаемое слово, так и однокоренные ему слова и могли использовать это слово в речи в соответствующем значении. Наиболее частым приемом объяснения значения изучаемого слова является показ предмета или его изображения Не менее интересным приемом является работа с загадками. Однако, эти приемы учитель чаще использует при знакомстве с новым словом.

Можно предложить учащимся и другие виды упражнений, способствующих осознанию значения трудных слов и правильности их использования в речевой практике. Вот примеры таких упражнений: 1) запишите только те однокоренные слова (осина, осинник, осиновый, осинка, подосиновик), которые соответствуют следующим значениям: а) молодая осина; б) осиновый лес; в) гриб с красной или коричнево-красной шляпкой, который чаще всего можно встретить в осиновом лесу.

2)Прочитайте и объясните различие в значении каждой пары слов. Составьте предложение с любым словом: морковь-морковка, жёлтый-желтоватый, ветер- ветрище, сверкать-сверкнуть….

3) Впишите в предложение, словосочетание подходящие по смыслу слова из «Словаря».

Сапоги, ботинки – это обувь, а …..,……. – это одежда. Заяц,…..- это звери, а ……,…….- это птицы. Пенал,………,….., - это учебные принадлежности., а……….,…..,- это инструменты.

4) Объясните значение выделенных слов.

Весело сияет месяц за окном. Белый снег сверкает, синим огоньком. (И Никитин) Третий месяц у ворот – это к солнцу поворот. (Ю Коринец)

5) Привлечение учащихся к поисковым методам работы. Задания «Знаешь ли ты?»

На уроках часто возникают проблемные ситуации, когда дети не знают значения слов. Тогда желающие берут индивидуальное задание и готовят доклад по данному слову (С алгоритмом дети знакомы, или имеют памятку).

3) Задания «Занимательная орфография», когда дети представляют изучаемое слово в виде рисунка.


1 2 3


4 5




Таким образом, для совершенствования обучения нужно:

во-первых, включить работу со словами с непроверяемыми написаниями в общую систему формирования орфографических умений.

во-вторых, следует разнообразить работу путем использования различных средств и способов обучения. 

Особая роль при этом отводится этимологическому анализу .

Опыт показал, что планомерное применение названных в работе приемов дает возможность повысить эффективность обучения словарным словам на 35–40 % по сравнению с обучением таким написаниям с помощью традиционных приемов.

При использовании описанных приемов работы со словами с непроверяемыми написаниями учащиеся усваивают орфографию не только слов, предусмотренных программой, но и многих других. А каждый учитель знает: чем больше слов усвоит учащийся, тем богаче его речь, тем легче ему учиться , тем глубже и прочнее его знания по всем предметам. Путь к знаниям лежит через усвоение слов.


Источники:

1. http://c-psy.ru/index.php/specialists/uchitelu-defektologu/master-class/5051-2011-01-14-14-14-12

3. http://tolkslovar.ru/a691.html

4. http://ru.wiktionary.org/wiki/

5. http://www.igrovaia.ru/slovarn_slova.htm

Иллюстрации:

1. http://www.igrovaia.ru/slovarn_slova.htm

2. http://www.igrovaia.ru/slovarn_slova.htm

3. http://www.igrovaia.ru/slovarn_slova.htm

4. http://rus.1september.ru/article.php?ID=200404008

5. http://r-e-b-u-s.ru/igryi/grammatika/nabor-kartochek-dlya-zapominaniya-slovarnyix-slov









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!