Тема: Эффективное использование событийных технологий воспитательной модели школы.
Плохой учитель преподносит истину,
хороший - учит её находить.
А.Дистервег
(Слайд 2)
Это высказывание характеризует вековую мечту лучших умов человечества – формирование творческой, всесторонне-развитой, конкурентно-способной личности. Одним из главных аспектов работы педагогов можно считать воспитание настоящего человека, человека с большой буквы. Поэтому для обучающихся всегда актуальна ключевая истина: отличником ты можешь и не быть, но Человеком быть обязан. Контингент учащихся меняется, а эта истина вечна. Поэтому воспитание нужно осуществлять так, чтобы оно приводило к конкретному результату. Для этого педагог использует различные педагогические технологии.
Слайд 3.
Технология - это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности в рамках выбранного метода. Педагогическая технология – это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.
Слайд 4.
Преимущества воспитательной технологии:
легко вписывается в воспитательный процесс;
позволяет достигать поставленных воспитательной программой целей;
обеспечивает внедрение основных направлений педагогической стратегии: гуманизации, личностно-ориентированного подхода;
обеспечивает интеллектуальное и культурное развитие детей, их самостоятельность; доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу;
отличительной чертой большинства технологий является особое внимание к индивидуальности человека, его личности; четкая ориентация на развитие творческой деятельности.
Слайд 5.
Рассмотрим подробнее технологию событийности. Её авторы: Троицкий Ю.Л., Тюпа В.И. и др. Эту технологию относят к гуманитарным технологиям.
В практической деятельности педагогу, классному руководителю необходимо различать такие понятия, как «мероприятие», «событие», «событийность».
Суть событийной технологии состоит в обогащении личного опыта и ценностных отношений обучающихся. Для того чтобы процесс воспитания стал событийным, его содержание должно быть представлено в виде воспитательных событий. Нам нужно развести понятия «воспитание событиями» и «воспитание мероприятиями». Жизнь человека, обусловленная целями, мечтами, планами, надеждами наполнена событиями, которые и являются, по большому счёту, элементарными единицами жизни каждого человека.
Событие – явление настоящее, а не «понарошечное». Оно обладает свойством длиться в настоящем. Воспитание имеет смысл, если оно наполнено событиями, так как главный признак события – это наличие смысла, обусловленного памятью и опытом прошлого, а также и целями и мечтами будущего. Человек без цели, без мечты пуст, у него нет настоящего, жизнь его не наполнена событийностью, а, стало быть, он не накапливает мудрости и опыта. «Лишённое событийности физическое время – это время распада, разложения.» - пишет Виктор Петрович Зинченко в книге «Человек в пространстве времени». И тогда эта пустота заполняется либо скукой, либо суетой. Вместо событий жизнь либо заполняется бесцельными поисками развлечений и удовольствий (и в таком случае мы говорим, что время убивается или транжирится – а это и есть суета), либо не заполняется (тогда время тянется и волынится – а это есть скука и тоска). В этом случае воспитание сводится к задаче повышения занятости, охвата, задействованности, надзора за ребёнком.
Жизнь ребёнка взрослые пытаются занять мероприятиями, цели которых известны и ясны только взрослым. Эти цели не прожиты, не прочувствованы ребёнком, они «спущены» взрослыми, они ими навязаны, а навязанные цели освобождают от ответственности за их достижение.
В этом и есть разница между воспитанием событиями (они наполнены смыслом, так как их цели ясны и приняты ребёнком, а, значит, порождают опыт и мудрость) и воспитанием мероприятиями (их цели либо не ясны, либо навязаны ребёнку, а смысл ясен лишь взрослым; их отбывают, а не проживают).
Слайд 6.
Таким образом, под мероприятием подразумеваются массовые, организованные воспитателями «сверху» формы работы, которые призваны оказывать прямое воспитательное воздействие на участников. В них проявляют активность немногие, а большинству отводится роль зрителя-слушателя (лекция, митинг, концерт, линейка, собрание). Само по себе данное понятие не несет оценочной нагрузки, однако в современных условиях словосочетание «воспитательное мероприятие» вызывает у многих ассоциацию с формальным отношением к тому, что требуется провести (чаще всего для отчета перед вышестоящими органами).
Событием в воспитательном процессе может стать некая значимая, спонтанно возникшая или специально «сконструированная» ситуация, которая обеспечивает ее участникам своеобразный «психологический прорыв», выход за пределы существующего жизненного опыта. Событие происходит как встреча духовных миров его участников, которая объединяет их в ценностно-смысловом и эмоциональном отношении.
Слайд 7.
Роль педагога заключается в управлении событийностью как инструментом воздействия. Событие связывает воспитателя, воспитанника и ситуацию в единое целое. Воспитательное воздействие осуществляется не только непосредственными отношениями, а также контекстом, который задается ситуацией или событием. С этой точки зрения задача воспитателя содержит в себе организацию именно тех событий, которые оказывают позитивное влияние на личность.
Слайд 8.
Этапы организации воспитательных событий:
1 этап – определение тематики воспитательных событий.
2 этап – определение целей и задач предстоящего воспитательного события, планирование этапов подготовки. В идеале, здесь должна быть организована совместная деятельность педагога и воспитанников, но на практике не всегда так получается. Поэтому педагог сам определяет цели и задачи образовательного события. Если в данном мероприятии участвуют несколько педагогов, тогда они организуют данную деятельность совместно.
3 этап – подготовка к воспитательному событию. В процессе подготовки воспитанники получают знания и умения, которые будут необходимы при проведении события. Здесь проводятся творческие мастерские, детям даются специальные задания, ребята готовят творческие работы, осуществляется просмотр тематических материалов.
4 этап – проведение воспитательного события, самый замечательный и долгожданный момент действия. Сам сценарий воспитательного события разрабатывается педагогом.
5 этап – рефлексия, эффект от участия в событии. По итогам проводится обмен мнениями об участии в событии, участники делятся своими впечатлениями, высказывают свое мнение по поводу прожитого.
Общение со сверстниками, рефлексия праздника, огонька, посещение кружков, победы в индивидуальных конкурсах, организация исследовательской деятельности – все может стать событием для ребенка.
Слайд 9.
Формы организации событий:
«Корзина грецких орехов»
«Дискуссионные качели»
«Театр-экспромт»
К фразеологическому сочетанию «крепкий орешек» обращаются, когда говорят о том, сущность чего не познать с первого взгляда и проблема чего не может быть легко разрешена без огромных усилий или помощи других людей. Какие-то жизненные вопросы решаются без затруднений, как семечки, а иные вопросы сопровождают человека всю жизнь, оставаясь часто так и не разрешенными. «Грецкий орех» - зрительный образ трудного вопроса жизни, стоящего перед школьником. Иногда он надеется на помощь чью-либо, часто уверен, что сам справится со своими духовными препятствиями. Однако момент обозначения проблемы, ее формулировки, выдвижения в качестве главного вопроса жизни – уже начало разрешения. «Корзина грецких орехов» - это разговор о том, что заботит школьника, перед чем он останавливается в раздумье, с чем не может пока справиться, - вопросы, крепкие, как грецкий орех, который не расколешь без инструмента и без особых усилий.
«Дискуссионные качели»
Суть этой занимательной формы - в имитации раскачивающихся качелей: два партнера поочередным толчками на доску раскачивают «качели»; чем сильнее толчок, тем выше взлет «качелей». Партнерами становятся две группы детей, расположившиеся друг против друга. После того как предложен вопрос для обсуждения, они поочередно от каждой группы высказывают суждения па предложенному вопросу - «качели» начинают свое движение. Поощряя, корректируя, направляя, усиливая высказывания детей, педагог поддерживает ход дискуссионных «качелей», пока ему не покажется, что силы детей исчерпаны. Он останавливает «качели». «Долго качаться нельзя - голова закружится!» - подводится итог дискуссии. Ведущий задает ритм разговору, поддерживает игровой элемент формы, иногда комментирует ход дискуссии, поддерживая участников в их усилиях. Он же содействует сохранению возвышенного уровня, следя, чтобы «качели» не «ползли па земле», а возносились в осмыслении сути явлений жизни.
«Театр-экспромт»
Методика организации театра-экспромта предельно проста. Составляется текст для «Голоса за кадром», обычно – сказочный, фантастический, детективный, так, чтобы на сцене развертывались занимательные события. Потом – фиксируются все персонажи представления, обозначаются на карточках. Эти карточки распределяются среди пришедших на спектакль детей, и они тут же приглашаются за кулисы. По ходу звучания текста, несущего в себе информацию о действиях героев, актеры появляются из-за кулис и исполняют все, о чем сообщает «Голос за кадром». Надо, чтобы в пьесе было много действий, сменяющих одно другим, чтобы разворот событий был неожиданным и, в итоге, веселым и чуть смешным. Действующими лицами являются и люди, и звери, и растения, и вещи, и природные явления, такие, как ветер, светила, облака.
В заключении события обязательна рефлексия, эффект от участия в образовательном событии. По итогам образовательного события проводится обмен мнениями об участии в событии, участники делятся своими впечатлениями, высказывают свое мнение по поводу прожитого. На этапе оценки анализируются полученные результаты, определяется эффективность воспитательного воздействия, учитывается положительный и негативный опыт организации и осуществления события, с учетом проведенного анализа вносятся коррективы в воспитательный процесс. Ценность образовательного события в том, что оно создает целостное единство образовательного процесса, а его содержание отражает картину всего изученного, приобретенного, накопленного, сформированного в творческой, речевой, культурной, эмоциональной сфере. В воспитательном событии также представлена целостная картина личностных качеств ребенка – это работоспособность, настойчивость, исполнительность и качества межличностного общения – это творческое сотрудничество, доброта, отзывчивость, сопереживание. Подготовка к событию – это творческий процесс и совместная деятельность педагога, детей, родителей, где каждый находит себе место и познает новые возможности своих личностных качеств.
Слайд 10.
Преимущества этого метода очевидны. Это прекрасный способ мотивации для развития познавательного интереса. Дети получают навыки осознанного выбора, партнерских отношений, межличностных коммуникаций; учатся самовыражению, самоопределению, самореализации и рефлексии. Каждый ребенок включён в деятельность, которая имеет культурологическое содержание и которая ему по душе. Таким образом, воспитательное событие – прекрасный способ, интересно организовать школьную жизнь на высоком интеллектуальном и культурном уровне.