Эффективность и взаимосвязь устных упражнений
и самостоятельных работ на уроках математики.
В настоящее время повсеместно осуществляется переход школ на работу по новому Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС). Переход основной школы на ФГОС второго поколения в обязательном порядке начался в 2014 году. Процессы модернизации в системе образования потребовали пересмотра целевых установок в определении образовательных результатов обучающихся. Цели образования на сегодняшний день перестают выступать в виде «знаний, умений и навыков», которыми должен владеть выпускник школы 21 века, а предстают в виде характеристики сформированности его личностных, социальных, познавательных и коммуникативных способностей.
«Человек знающий» заменяется на «человек, подготовленный к жизнедеятельности». Поскольку, математика наиболее точная из наук, поэтому учебный предмет "Математика" обладает исключительным воспитательным потенциалом: воспитывает интеллектуальную корректность, критичность мышления, способность рассуждать, приучает к продолжительной умственной деятельности.
Новые федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения (ФГОС), отвечая требованиям времени и не растрачивая потенциала советской школы, не только смещают акцент на формирование у ученика личностных качеств создателя и творца, его духовно-нравственное воспитание, но и предлагают конкретные инструменты, обеспечивающие этот переход:
-изменение метода обучения (с объяснительного на деятельностный);
-изменение оценки результатов обучения (оценка не только ЗУН, но
и, прежде всего, метапредметных и личностных результатов).
Сегодня из дверей школы должен выйти молодой человек, владеющий информационными технологиями, умеющий строить отношения с окружающим миром, умеющем заботиться о своем здоровье и решать проблемы. Новое поколение учащихся предъявляет такие требования, выполнить которые способен только владеющий современными образовательными технологиями, формирующий в школе исследовательскую среду, где ученики становятся главными инициаторами изменений в образовании. Будущее человечества всецело зависит от воспитания подрастающего поколения. Наше общество нуждается в образованном, убежденном, ищущем, умеющем жить и работать в динамичном мире. Все эти требования решает сегодня школа.
В свете этих изменений устные упражнения и самостоятельные работы на уроках математики приобретают более глубокий смысл.
Работая в течение последнего десятилетия над темами «Устные упражнения на уроках математики – как двигатель мыслительной деятельности учащихся» и «Виды самостоятельных работ и методика их проведения в малокомплектной школе», я убедилась в эффективности и взаимосвязи этих тем.
Еще в 19 веке немецкий педагог А. Дистервег понимал, что «развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Поэтому самодеятельность – средство и одновременно результат образования».
Действительно, в современных условиях уже невозможно делать главную ставку на усвоение учащимися определенной суммы знаний. Важно прививать учащимся умение самостоятельно учиться, ориентироваться в широком и стремительном потоке информации. Для решения данных вопросов необходимо развивать у учащихся умение самостоятельно работать с учебником, выделять главную мысль, умение делать выводы, анализировать схемы, рисунки, таблицы; сравнивать получаемые результаты и обязательно умение применять полученные знания на практике.
Работа в малокомплектной школе имеет свои преимущества и недостатки. Малочисленность учащихся способствует хорошему усвоению учащимися учебного материала, но снижает дух соревнования, здорового соперничества. Учитель в такой школе работает в режиме индивидуального обучения. Любой урок – традиционный или проблемный, развивающий или тормозящий развитие, интересный или скучный – структурно состоит из объективно существующих элементов. Их разнообразное сочетание различия во времени, степени взаимодействия между собой и определяют многообразие типов уроков. Определив элемент как этап урока, можно выделить наиболее встречающиеся элементы в практике, а именно:
Изучение нового материала.
Закрепление пройденного материала.
Контроль и оценка знаний учащихся.
Домашнее задание.
Обобщение и систематизация знаний.
Уровень современного урока, его эффективность в значительной мере определяется характером, способами взаимодействия между отдельными этапами урока.
Все эти задачи решаются успешно, если устные упражнения и самостоятельная работа на уроке направлены на решение одной цели в зависимости от типа урока.
Устные упражнения.
Устные упражнения важны тем, что они активируют мыслительную деятельность учащегося; при их выполнении у детей развивается память, речь, внимание, способность воспринимать сказанное на слух, быстрота реакции. Как показывает опыт, при умелом использовании устных упражнений они могут играть немаловажную роль в повышении эффекта урока. Основное условие при этом - рассматривать устное упражнение не как дополнительный материал, а как органически необходимую часть урока. Устные вычисления не могут быть случайным этапом урока, а должны находиться в методической связи с основной темой и носить проблемный характер. В сочетании с другими формами работы, они позволяют создать условия, при которых активизируются различные виды деятельности учащихся: мышление, речь, моторика. И устные упражнения в этом комплекте имеют большое значение.
Устные упражнения как этап урока имеет свои цели:
Устная работа по подготовке к изучению нового материала.
Устная работа по закреплению изученного материала.
Устная работа по повторению пройденного материала.
Если после устных упражнений провести самостоятельную работу, решающую те же задачи, то коэффициент усвоения материала увеличивается.
Хорошо, когда устные упражнения содержат задания для повторения, для проверки домашнего задания и часть заданий для подготовки к изучению новой темы.
Самостоятельная работа.
Самостоятельная работа - это метод, который очень помогает учителю для выяснения способностей учащихся. Работая самостоятельно, ученик должен постепенно овладеть такими общими приемами самостоятельной работы как ясное представление цели работы ее выполнение, проверка, исправление ошибок. При правильной методике организации проведения самостоятельных работ активируется умственная деятельность детей. Если детям прививать навыки выполнения самостоятельной работы и использовать на уроках различные ее виды, то у детей вырабатывается самостоятельность и развивается мышление, они стремятся выполнять более трудные задания.
Самостоятельная работа - это такая познавательная учебная деятельность, когда последовательность мышления ученика, его умственные и практические операции и действия зависят и определяются самим учеником.
Самостоятельная работа ученика - главный путь воспитания самостоятельности. Присутствие самостоятельных работ необходимо на уроках математики, так как они тренируют волю, воспитывают работоспособность, внимание, дисциплинируют учащихся. Учителю на уроках математики необходимо опираться на самостоятельную работу учеников, самостоятельное рассуждение, умозаключение. Самостоятельная работа, как и устная работа может проводиться на любом этапе урока. Все зависит от цели, с которой она проводится. В зависимости от цели можно провести:
Самостоятельная работа по подготовке к изучению нового материала.
Самостоятельная работа по закреплению изученного материала.
Самостоятельная работа по повторению пройденного материала.
Как видим цели у самостоятельных работ и устных упражнений одинаковы, форма работы разная.
Взаимосвязь устных упражнений и самостоятельной работы
при изучении новой темы.
Рассмотрим урок изучения новой темы и примеры устных упражнений и последующей самостоятельной работы.
Объяснение нового материала всегда опирается на раннее усвоенные знания, строится на уже известных правилах, выводах, фактах, которые являются частью новой информации. Это позволяет учителю строить урок таким образом, чтобы привести учащихся к выводам самостоятельно.
Например, при изучении темы «Пропорции» сначала можно провести устные упражнения, предложив ребятам такие задания:
Сократите дробь:
16, 15, 9 .
48 45 27
Приведите дроби к знаменателю 48:
1, 3, 5 .
8 4 12
Решите уравнение: х • 2= 2,6 • 3;

В первом задании учащиеся при сокращении дробей могут заметить, что результат один и тот же и это наблюдение учитель может использовать при объяснении новой темы. Приводя дроби к новому знаменателю, умножая и производя деление дробей, решая уравнения, мы вплотную подводим учащихся к понятию пропорции, показав с помощью самих учащихся оба вида записи:
16:48 = 1:3,
a : b = c : d,
Далее можно предложить учащимся самостоятельно изучить материал по учебнику и сделать выводы по теме.
После решения упражнений на закрепление темы, ученикам предлагается самостоятельная работа. Результаты проверки самостоятельной работы позволяют учителю определить степень усвоения нового материала.
Таким образом, устный счет на уроках математики способствует развитию и формированию прочных вычислительных навыков и умений, он играет немаловажную роль в привитии и повышении у детей познавательного интереса к урокам математики, как одного из важнейших мотивов учебно-познавательной деятельности, развития логического мышления, и развития личностных качеств ребенка.
Самостоятельная работа всегда завершается какими-либо результатами, так как к ним ученик приходит самостоятельно. Ценность и значимость их осознаются острее по сравнению с теми, которые добиваются в совместной деятельности. В результате работ всегда обнаруживается не только уровень знаний, но и самостоятельность школьника, индивидуальный стиль его деятельности, творчество и нестандартный подход.
Считаю эти два разных этапа урока особенно важными, так как именно на них отрабатываются и закрепляются новые знания, пробуждают интерес к знаниям у учащихся, дисциплинирует мысль, рождает у школьников веру в себя, в свои силы и возможности.