СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Эффективность урока как условие повышения качества образования»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа  посвящена вопросу повышения качества образования. Будет интересна широкому кругу читателей..

Просмотр содержимого документа
««Эффективность урока как условие повышения качества образования»»



Доклад





«Эффективность урока как условие повышения качества образования»







Подготовила: заместитель директора по УВР М.Н.Дагуева





Эффективность урока как условие повышения качества образования.

Цель: определить взаимозависимость эффективности урока и качества образования и наметить направления повышения эффективности урока как основы качества образования

«Урок-первая искорка, зажигающая факел любознательности»

В.А. Сухомлинский

Одной из главных задач развития образования в Республике Дагестан на сегодняшний день является повышение качества образования. Качественное изменение содержания обучения предполагает и обновление соответствующих ему методов, средств и форм обучения с учетом новых реалий в обществе и новых закономерностей самой системы образования. Качество знаний - это процесс постоянного совершенствования, это целостная совокупность, характеризующая результат учебно-познавательной деятельности учащихся: полнота, глубина, оперативность, гибкость, конкретность, обобщённость, систематичность, осознанность, прочность. Это то, что требует постоянной работы, чтобы успевать идти «в ногу со временем». А самое главное средство повышения качества образования- это эффективность урока.

Обращение к проблеме эффективного урока не связано с Е.А.Толстиковой. Оно оправдано при любом уровне профессионализма учителей на любом уровне движения школы к более высокому качеству образования.
И какие бы новации не вводились, только на уроке, как 400 лет назад, когда Ян Амос Коменский впервые придумал урок, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик.
Урок- это одна из главных составляющих качества образовательного процесса. Реальная эффективность урока- это результат, степень усвоения материала учениками. Какими бы внешне эффективными приемами ни пользовался учитель, но если ученики не усвоили тему, урок эффективным назвать нельзя. «Иду на урок!». Из года в год миллионы учителей произносят эту фразу. «Иду на урок! С чем? Каким он нам видится? Для чего и, главное, для кого? Что ожидает каждого из нас на уроке? Прохождение ли программного материала при абсолютной тишине и повиновение учащихся? Гладких ли ответов отдельных ребят по пройденному материалу, или горячих споров, поисков, полноценного участия в коллективном труде всех?». Я думаю, что эффективный урок имеет свое лицо, своеобразие, которое определяется индивидуальным стилем учителя и личностным своеобразием учеников. Но кроме творческой неповторимости, мастерства в уроке должна быть видна и просто грамотность учителя. К сожалению, есть учителя, которые не могут иногда отвечать на простые вопросы детей или на материал, выходящий за рамки данной темы, курса. Школа стала местом, куда пришли провести время. Тогда как труд учителя – это творчество! Как художник или поэт создает и восхищается своим произведением, так и учитель, должен относиться к каждому своему ученику как к шедевру. Верить в него, дать ему «крылья». В начальной школе сидит ученица. Уроки проходят без всякого ее участия. На возмущение, почему девочку учительница «не видит», она мне начала приводить разные доводы. Что она, якобы, с нею месяц отдельно дополнительно занималась, но результатов нет, и она ее оставила. И таких «брошенных» учеников можно увидеть в каждом классе. У каждой медали есть две стороны. Каждый учитель должен задать себе вопрос: - А может дело во мне? В подтверждении сказанного приведу следующее. Американскими психологами был открыт феномен, который был назван «эффект Пигмалиона, или самореализуещееся пророчество». Наугад в одной из школ Сан-Франциско они отобрали по пять учеников из каждого класса. После чего учащимся были предложены специальные тесты, призванные определить вероятность их успеха в будущем, проверяющие как бы, между прочим, сообщали учителям, что отобранные для эксперимента дети способны сделать резкий рывок вперед. На самом деле потенциал учащихся был весьма посредственный. Результат оказался совершенно неожиданным. Успеваемость этих учащихся действительно резко возросла как в сравнении с другими детьми, так и безотносительно к чужим успехам. Вывод напрашивается сам собой:  решающую роль сыграла вера учителей в возможности своих питомцев. Интересными результатами этого исследования явилось то, что дети, которым прогнозировался успех, воспринимались учителями как более жизнерадостные и любознательные, привлекательные и приятные в общении, обладающие более живым и любознательным умом.

Однако если неперспективные дети вопреки прогнозам тоже достигали повышенных результатов, то это воспринималось учителем как нежелательное явление, которое нарушало их представление о нормах их интеллектуального развития. При этом самые неблагоприятные характеристики давались детям, которые посещали классы для малоспособных, добивались наилучших результатов. Отсюда следует, что если перспективные дети оправдывают ожидания, они выигрывают и во многом другом. Тех, на которых навесили ярлык бесперспективности, в будущем ожидают большие трудности. Таким образом, ничего не меняя в методах и приемах обучения, можно повысить результативность обучения только за счет изменения отношения учителя к своим ученикам, главным образом за счет их искренней веры в большие потенциальные возможности своих учеников.

Таким «экспериментом» в нашей школе можно считать успехи некоторых учащихся из 11 а класса. Им каждый день внушали, что они лучше, тот стереотип, который сложился у окружающих, надо разрушить. Даже в маленьком, незначительном их учили видеть успех. Ученики, которые в начале года не знали элементарные азы математики, претендуют к концу учебного года на оценки «хорошо»!

Поэтому главным условием для повышения качества образования я считаю раскрытие творческих способностей детей, побуждение их к работе мысли и чувства. Учёные замечают: «Чем выше интерес и активность учеников на уроке, тем выше и результат занятия». В основе каждого урока должен лежат мотивационный принцип. При подготовке к уроку учитель в первую очередь должен искать ответы на вопрос: «Как сегодня сохранить у учеников желание писать, читать и говорить?»


Итак. Что делать для эффективности урока как условия повышения качества образования?

Выводы:

1. более широко использовать нетрадиционные формы проведения уроков: как показывает практика опытных учителей, эти формы уроков являются достаточно эффективными и имеют немало преимуществ, в частности способствуют развитию умения анализировать, сравнивать и обобщать изученные явления;

2. выбрать правильный метод (или прием) обучения: качество усвоения учебного материала прежде всего зависит от выбора доминирующего метода изучения той или иной темы и ,конечно, ни в коем случае не пренебрегать учебником (Коменский, который ввел первые учебники считал , что «с учебником даже плохой учитель может просветить 30-35 учеников»)

3. раскрывать творческие способности детей, побуждать их к работе мысли и чувства;

4. использовать исследовательские методы обучения, цель которых – разбудить мысль, заставить ребенка размышлять;

5. каждому учителю самостоятельно разрабатывать поурочные планы своих уроков наилучшим образом соответствующих особенностям того или иного класса, темы, раздела;


6.учитывать учебные и воспитательные возможности учащихся разных возрастов, классов, групп, учитывать запросы, особенности, интересы, склонности учащихся;


7.формулировать кроме темы еще и так называемое «имя» урока в виде яркого афоризма, крылатой фразы, поговорки, эмоционально выражающих суть главной идеи урока;


8.специально спланировать деятельность по обеспечению не только учебной, но и воспитательной функции урока, то есть воспитания в процессе обучения;


9. органично, корректно и только целесообразно включать компьютер в педагогические технологии на уроках по всем предметам;


10. общаться с учащимися на уроке только на основе сочетания высокой требовательности с безусловным уважением к личности школьника;


11. обеспечивать благоприятные для работы на уроке гигиенические условия.

И еще. Я хотела бы раздать всем учителям «Лист анализа эффективности урока». Пусть каждый из вас заполнит его и самокритично выставит баллы.



«АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА»

Ф.И.О. учителя

Преподаваемый предмет

Показатели

Баллы

  1. Наличие продуманного плана урока


а

Опрос и объяснение


б

Постановка целей урока и подведение его итогов вместе с учащимися


в

Проблема; вовлечение в разрешение проблемы


  1. Организация деятельности учащихся, обеспечивающая учебную мотивацию:


а

Слушание


б

Деятельность под руководством учителя


в

Самостоятельное открытие новых знаний под руководством учителя


  1. Оптимизация за счет формы организации познавательной деятельности учащихся, методов обучения, технологий


а

  • Работа с учебником

  • Наглядность

  • Дидактические материалы


б

  • Формирование общеучебных умений и навыков учащихся

  • Формирование ключевых компетенций учащихся


в

  • Информационно-коммуникативные технологии и другие современные технологии


  1. Личностно ориентированное обучение


а

Работа со всем классом (без индивидуального и дифференцированного подходов)


б

Индивидуальный подход к некоторым учащимся


в

Дифференцированный подход


  1. Микроклимат на уроке


а

Дисциплина обеспечена


б

Атмосфера сотрудничества


в

Создание условий для развития творческих способностей учащихся


Сумма баллов (эффективность урока)




Приложение.

В каждой из пяти позиций выбирается одна из оценок-10,15 или 20 баллов в зависимости от степени проработки данного блока учителем при подготовке к уроку. Эффективность урока оценивается по сумме баллов и выражается в процентах.

Ниже 40%-нет четко выраженных целей урока, учителем не продумана деятельность учащихся, на уроке преобладает монолог учителя, у большей части детей наблюдается низкий уровень учебной мотивации.

45%-60%-низкий уровень проведения урока. На таком уроке не реализуется постановка цели урока вместе с учащимися. Урок малопродуктивен и не способствует формированию учебной мотивации.

65%-70%-уровень проведения урока-достаточный. Педагоги, проводящие уроки такого уровня, в основном способны адекватно оценить свой урок и увидеть перспективы повышения его эффективности.

От 80% и более- высокий уровень. На таких уроках продуманы и созданы проблемные ситуации, дети вовлечены в учебные дискуссии, цель которых решить проблему. Все учащиеся мотивированы, и потому активны. В атмосфере сотрудничества и творчества дети самостоятельно или при поддержке учителя приобретают новые знания, исследуют, проектируют, мыслят, действуют.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!