СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эффективный урок

Нажмите, чтобы узнать подробности

Много другой интересной  и полезной информации можно найти в сетевом сообществе ПраСу (Проектирование и Анализ Современного Урока)

Просмотр содержимого документа
«Эффективный урок»

   Эффективный урок: проектирование и реализация С.В. Дзюбенко старший преподаватель кафедры педагогики и философии образования ГУО «Академия последипломного образования»

Эффективный урок: проектирование и реализация

С.В. Дзюбенко

старший преподаватель кафедры педагогики и философии образования ГУО «Академия последипломного образования»

План: Урок как дидактическая система Критерии эффективности урока Алгоритм проектирования урока Примеры реализации проекта урока

План:

  • Урок как дидактическая система
  • Критерии эффективности урока
  • Алгоритм проектирования урока
  • Примеры реализации проекта урока
Н.И.Запрудский цели Деят. учителя содержание Мет., пр., ср., ф. Деят. учащихся Результат

Н.И.Запрудский

цели

Деят. учителя

содержание

Мет., пр., ср., ф.

Деят. учащихся

Результат

Урок Понимается как фрагмент образовательного процесса, как законченный в содержательном, временном и организационном отношениях его отрезок       Н.И.Запрудский

Урок

  • Понимается как фрагмент образовательного процесса, как законченный в содержательном, временном и организационном отношениях его отрезок

Н.И.Запрудский

Урок как дидактическая система Целевой компонент Содержательный компонент Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы, методы, средства обучения Результат

Урок как дидактическая система

  • Целевой компонент
  • Содержательный компонент
  • Деятельность учителя
  • Деятельность учащихся
  • Формы, методы, средства обучения
  • Результат
Современные идеи образования знания, умения и навыки не могут передаваться, они образуются в результате активности ученика, в ходе его собственной деятельности; обучение направлено на индивидуальную самореализацию ученика и его личностное развитие в ходе освоения изучаемых дисциплин; развивается лишь тот, кто создает и творит новое (для себя или для других)

Современные идеи образования

  • знания, умения и навыки не могут передаваться, они образуются в результате активности ученика, в ходе его собственной деятельности;
  • обучение направлено на индивидуальную самореализацию ученика и его личностное развитие в ходе освоения изучаемых дисциплин;
  • развивается лишь тот, кто создает и творит новое (для себя или для других)
 Роль учителя заключается в организации:   учебной деятельности учащихся по отношению к изучаемому предмету; соответствующей образовательной среды, в которой ученик обучается, опираясь на личностный потенциал; ситуаций выбора смысла и целей своего образования, построения индивидуальной образовательной траектории

Роль учителя заключается в организации:

учебной деятельности учащихся по отношению к изучаемому предмету;

  • соответствующей образовательной среды, в которой ученик обучается, опираясь на личностный потенциал;
  • ситуаций выбора смысла и целей своего образования, построения индивидуальной образовательной траектории
Целевой компонент

Целевой компонент

 Сущность основных понятий   Цель - идеальное, мысленное предвосхищение РЕЗУЛЬТАТА , ради которого предпринимаются действия Проблемы целеполагания  Цели Декларативные («декларации о намерениях» учителя) Формальные (без конкретики)

Сущность основных понятий

  • Цель - идеальное, мысленное предвосхищение РЕЗУЛЬТАТА , ради которого предпринимаются действия
  • Проблемы целеполагания

Цели

Декларативные («декларации о намерениях» учителя)

Формальные (без конкретики)

Критерии качества образования  (по отношению к результату) Обученность  Личностное развитие Здоровье

Критерии качества образования

(по отношению к результату)

  • Обученность
  • Личностное развитие
  • Здоровье
Обученность

Обученность

Модель структуры деятельности (А.Н.Леонтьев) Потребность – мотив – цель – условие деятельность – действие – операция – продукт  Согласно этой модели учащийся становится субъектом своей собственной познавательной деятельности лишь в случае возникновения у него мотива к этой деятельности.

Модель структуры деятельности (А.Н.Леонтьев)

  • Потребность – мотив – цель – условие
  • деятельность – действие – операция – продукт

Согласно этой модели учащийся становится субъектом своей собственной познавательной деятельности лишь в случае возникновения у него мотива к этой деятельности.

 Цель обучения   (Когнитивная цель урока) Описывается через действия  учащихся , которыми они должны овладеть к концу урока. Действия – глаголы (строят график, называют факты, решают уравнение, формулируют правило, приводят примеры…) «Источник глаголов» – 10-балльная система оценки УД!

Цель обучения (Когнитивная цель урока)

Описывается через действия учащихся , которыми они должны овладеть к концу урока.

Действия – глаголы (строят график, называют факты, решают уравнение, формулируют правило, приводят примеры…)

«Источник глаголов» – 10-балльная система оценки УД!

Какую из приведенных формулировок целей обучения можно считать диагностичной?  Обоснуйте свою точку зрения Вести понятие «цивилизация» Рассмотреть закон Ома Систематизировать знания учащихся по теме «Имя существительное» Создать условия для усвоения учащимися сущности явления электромагнитной индукции Выполнить упражнение № 45, решить задачу К окончанию урока учащиеся изображают силовые линии точечных зарядов (+ и -)

Какую из приведенных формулировок целей обучения можно считать диагностичной? Обоснуйте свою точку зрения

  • Вести понятие «цивилизация»
  • Рассмотреть закон Ома
  • Систематизировать знания учащихся по теме «Имя существительное»
  • Создать условия для усвоения учащимися сущности явления электромагнитной индукции
  • Выполнить упражнение № 45, решить задачу
  • К окончанию урока учащиеся изображают силовые линии точечных зарядов (+ и -)
Примеры записи цели:  Предполагается, что к окончанию урока учащихся будут уметь решать … задачи… типа  Владение учащимися следующими умениями …  Способность учащихся выполнить подъём с переворотом  Планируется, что к концу урока учащиеся дают определение…, выводят формулу …, анализируют причины войны…

Примеры записи цели:

  • Предполагается, что к окончанию урока учащихся будут уметь решать … задачи… типа
  • Владение учащимися следующими умениями …
  • Способность учащихся выполнить подъём с переворотом
  • Планируется, что к концу урока учащиеся дают определение…, выводят формулу …, анализируют причины войны…
Основания для целеполагания: Тема урока Требования программы («ученики должны знать: …, уметь: …») Особенности класса (наличный уровень знаний, умений, навыков учащихся) Тип урока Содержание текста учебника, информационных материалов по теме

Основания для целеполагания:

  • Тема урока
  • Требования программы («ученики должны знать: …, уметь: …»)
  • Особенности класса (наличный уровень знаний, умений, навыков учащихся)
  • Тип урока
  • Содержание текста учебника, информационных материалов по теме
Механизм диагностического описания когнитивной цели Этап 1: определить учебные элементы (УЭ) темы. Этап 2: По каждому УЭ определить действия , которыми должны овладеть ученики. Этап 3: Подобрать задания к выбранным действиям, с помощью которых можно однозначно судить, овладели ли ученики этими действиями.

Механизм диагностического описания когнитивной цели

Этап 1: определить учебные элементы (УЭ) темы.

Этап 2: По каждому УЭ определить действия , которыми должны овладеть ученики.

Этап 3: Подобрать задания к выбранным действиям, с помощью которых можно однозначно судить, овладели ли ученики этими действиями.

Личностное развитие

Личностное развитие

Воспитание и развитие: длительный, трудоёмкий процесс с результатами, которые невозможно предсказать однозначно ; носит вероятностный характер; нет механизмов, методик, средств отслеживания «приращения» воспитанности и личностного развития за малый промежуток времени.

Воспитание и развитие:

  • длительный, трудоёмкий процесс с результатами, которые невозможно предсказать однозначно ;
  • носит вероятностный характер;
  • нет механизмов, методик, средств отслеживания «приращения» воспитанности и личностного развития за малый промежуток времени.
Задачи личностного развития  Сводятся к созданию образовательных (педагогических) ситуаций , в которых с наибольшей вероятностью происходит присвоение учениками: ценностей; норм культуры; образцов поведения; качеств личности. ценностей; норм культуры; образцов поведения; качеств личности.

Задачи личностного развития

Сводятся к созданию образовательных (педагогических) ситуаций , в которых с наибольшей вероятностью происходит присвоение учениками:

  • ценностей; норм культуры; образцов поведения; качеств личности.
  • ценностей;
  • норм культуры;
  • образцов поведения;
  • качеств личности.
Примеры записи  задач личностного развития   создать ситуацию нравственного выбора; создать условия для взаимного обучения; создать условия для развития исследовательских способностей; способствовать присвоению ценности «семья»; содействовать развитию лидерских качеств; поддерживать стремление в построении собственных целей деятельности

Примеры записи задач личностного развития

  • создать ситуацию нравственного выбора;
  • создать условия для взаимного обучения;
  • создать условия для развития исследовательских способностей;
  • способствовать присвоению ценности «семья»;
  • содействовать развитию лидерских качеств;
  • поддерживать стремление в построении собственных целей деятельности
Здоровье

Здоровье

Задачи здоровьесбережения Вытекают из: Показателей здорового ученика данного возраста (нормы зрения, утомляемости, возрастных особенностей, …) Реальных показателей здоровья данного класса Формулируются через характеристики  условий и среды

Задачи здоровьесбережения

Вытекают из:

  • Показателей здорового ученика данного возраста (нормы зрения, утомляемости, возрастных особенностей, …)
  • Реальных показателей здоровья данного класса

Формулируются через характеристики условий и среды

Критерии оценки мотивационно-целевого этапа урока    (План урока) Соответствие целей , задач требованиям учебной программы Соответствие целей, задач типу урока; Диагностичность постановки целей обучения; Оптимальность задач личностного развития учащихся (Проведение урока) Четкость определения образовательных целей (задач) урока Вовлечение учащихся в постановку целей урока

Критерии оценки мотивационно-целевого этапа урока

(План урока)

  • Соответствие целей , задач требованиям учебной программы
  • Соответствие целей, задач типу урока;
  • Диагностичность постановки целей обучения;
  • Оптимальность задач личностного развития учащихся

(Проведение урока)

  • Четкость определения образовательных целей (задач) урока
  • Вовлечение учащихся в постановку целей урока

Содержательный компонент

Содержательный компонент

Современные теоретические подходы как содержательные векторы в проектировании урока Деятельностный подход Личностно ориентированный подход Акмеологический подход Средовый подход Синергетический подход Аксиологический подход Исследовательский подход Рефлексивный подход Компетентностный и др.

Современные теоретические подходы как содержательные векторы в проектировании урока

  • Деятельностный подход
  • Личностно ориентированный подход
  • Акмеологический подход
  • Средовый подход
  • Синергетический подход
  • Аксиологический подход
  • Исследовательский подход
  • Рефлексивный подход
  • Компетентностный и др.
Содержание личностно ориентированного обучения Предметное Метапредметное Деятельностное Личностное Рефлексивное Образовательная среда как компонент с.о.

Содержание личностно ориентированного обучения

  • Предметное
  • Метапредметное
  • Деятельностное
  • Личностное
  • Рефлексивное
  • Образовательная среда как компонент с.о.
Деятельность учащихся и деятельность учителя

Деятельность учащихся и деятельность учителя

Принципы личностно ориентированного обучения Принцип ученического целеполагания Принцип продуктивности Принцип первичности собственного образовательного продукта Принцип субъектности Принцип выбора Принцип творчества и успеха Принцип доверия и поддержки Принцип обратной связи

Принципы личностно ориентированного обучения

  • Принцип ученического целеполагания
  • Принцип продуктивности
  • Принцип первичности собственного образовательного продукта
  • Принцип субъектности
  • Принцип выбора
  • Принцип творчества и успеха
  • Принцип доверия и поддержки
  • Принцип обратной связи
Особенности организации обучения на основе технологического подхода Планирование конечных результатов учебной деятельности учащихся Предписание способов деятельности и условий, в которых эта деятельность приведет к достижению цели Возможность объективных поэтапных измерений и итоговой оценки достигнутых результатов

Особенности организации обучения на основе технологического подхода

  • Планирование конечных результатов учебной деятельности учащихся
  • Предписание способов деятельности и условий, в которых эта деятельность приведет к достижению цели
  • Возможность объективных поэтапных измерений и итоговой оценки достигнутых результатов
Характерные черты личностно ориентированного обучения Сотрудничество Диалогичность Деятельно-творческий характер Погружение учащегося в необходимую информационную среду Предоставление учащемуся свободы для принятия самостоятельных решений, выбора содержания и способов учения

Характерные черты личностно ориентированного обучения

  • Сотрудничество
  • Диалогичность
  • Деятельно-творческий характер
  • Погружение учащегося в необходимую информационную среду
  • Предоставление учащемуся свободы для принятия самостоятельных решений, выбора содержания и способов учения
Как задавать вопросы? Как организовать групповую работу? Как поддерживать учебную мотивацию учащихся?
  • Как задавать вопросы?
  • Как организовать групповую работу?
  • Как поддерживать учебную мотивацию учащихся?
Формы, методы, средства обучения

Формы, методы, средства обучения

Образовательная ситуация - Это ситуация образовательного напряжения, возникающая спонтанно или организуемая учителем  Ее целью является рождение учениками образовательного результата (идей, проблем, гипотез, версий, схем, опытов и др.)  Учитель проблематизирует ситуацию, сопровождает образовательное движение учеников, но не определяет заранее конкретное содержание образовательных результатов

Образовательная ситуация -

  • Это ситуация образовательного напряжения, возникающая спонтанно или организуемая учителем
  • Ее целью является рождение учениками образовательного результата (идей, проблем, гипотез, версий, схем, опытов и др.)
  • Учитель проблематизирует ситуацию, сопровождает образовательное движение учеников, но не определяет заранее конкретное содержание образовательных результатов
Возможные типы образовательных ситуаций

Возможные типы образовательных ситуаций

Условия, необходимые для эффективной реализации урока  Необходимо осознание учителем того, что в педагогическом процессе ученик является центральной фигурой  Деятельность познания, а не преподавание; самостоятельное приобретение и применение полученных знаний становится приоритетней усвоения и воспроизведения готовых знаний

Условия, необходимые для эффективной реализации урока

  • Необходимо осознание учителем того, что в педагогическом процессе ученик является центральной фигурой
  • Деятельность познания, а не преподавание; самостоятельное приобретение и применение полученных знаний становится приоритетней усвоения и воспроизведения готовых знаний
Критерии эффективности урока Целевая  Процессуальная  Психологическая  Ресурсная

Критерии эффективности урока

  • Целевая
  • Процессуальная
  • Психологическая
  • Ресурсная
Алгоритм проектирования урока Проведение диагностики Изучение нормативных требований и рекомендаций к уроку Определение типа и места урока в блоке уроков Определение обучающей цели и отбор учебного содержания

Алгоритм проектирования урока

  • Проведение диагностики
  • Изучение нормативных требований и рекомендаций к уроку
  • Определение типа и места урока в блоке уроков
  • Определение обучающей цели и отбор учебного содержания
Алгоритм проектирования урока 5. Установление задач личностного развития учащихся и планирование ситуаций развивающего типа 6. Прогнозирование занятия 7. Определение последовательности и планирование результатов этапов урока 9. Выбор методов, форм и средств обучения

Алгоритм проектирования урока

5. Установление задач личностного развития учащихся и планирование ситуаций развивающего типа

6. Прогнозирование занятия

7. Определение последовательности и планирование результатов этапов урока

9. Выбор методов, форм и средств обучения

Алгоритм проектирования урока 10. Составление технологической карты урока 11. Продумывание механизма обратной связи 12.Определение содержания домашнего задания

Алгоритм проектирования урока

10. Составление технологической карты урока

11. Продумывание механизма обратной связи

12.Определение содержания домашнего задания

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!