Эффективный урок: проектирование и реализация
С.В. Дзюбенко
старший преподаватель кафедры педагогики и философии образования ГУО «Академия последипломного образования»
План:
- Урок как дидактическая система
- Критерии эффективности урока
- Алгоритм проектирования урока
- Примеры реализации проекта урока
Н.И.Запрудский
цели
Деят. учителя
содержание
Мет., пр., ср., ф.
Деят. учащихся
Результат
Урок
- Понимается как фрагмент образовательного процесса, как законченный в содержательном, временном и организационном отношениях его отрезок
Н.И.Запрудский
Урок как дидактическая система
- Целевой компонент
- Содержательный компонент
- Деятельность учителя
- Деятельность учащихся
- Формы, методы, средства обучения
- Результат
Современные идеи образования
- знания, умения и навыки не могут передаваться, они образуются в результате активности ученика, в ходе его собственной деятельности;
- обучение направлено на индивидуальную самореализацию ученика и его личностное развитие в ходе освоения изучаемых дисциплин;
- развивается лишь тот, кто создает и творит новое (для себя или для других)
Роль учителя заключается в организации:
учебной деятельности учащихся по отношению к изучаемому предмету;
- соответствующей образовательной среды, в которой ученик обучается, опираясь на личностный потенциал;
- ситуаций выбора смысла и целей своего образования, построения индивидуальной образовательной траектории
Целевой компонент
Сущность основных понятий
- Цель - идеальное, мысленное предвосхищение РЕЗУЛЬТАТА , ради которого предпринимаются действия
- Проблемы целеполагания
Цели
Декларативные («декларации о намерениях» учителя)
Формальные (без конкретики)
Критерии качества образования
(по отношению к результату)
- Обученность
- Личностное развитие
- Здоровье
Обученность
Модель структуры деятельности (А.Н.Леонтьев)
- Потребность – мотив – цель – условие
- деятельность – действие – операция – продукт
Согласно этой модели учащийся становится субъектом своей собственной познавательной деятельности лишь в случае возникновения у него мотива к этой деятельности.
Цель обучения (Когнитивная цель урока)
Описывается через действия учащихся , которыми они должны овладеть к концу урока.
Действия – глаголы (строят график, называют факты, решают уравнение, формулируют правило, приводят примеры…)
«Источник глаголов» – 10-балльная система оценки УД!
Какую из приведенных формулировок целей обучения можно считать диагностичной? Обоснуйте свою точку зрения
- Вести понятие «цивилизация»
- Рассмотреть закон Ома
- Систематизировать знания учащихся по теме «Имя существительное»
- Создать условия для усвоения учащимися сущности явления электромагнитной индукции
- Выполнить упражнение № 45, решить задачу
- К окончанию урока учащиеся изображают силовые линии точечных зарядов (+ и -)
Примеры записи цели:
- Предполагается, что к окончанию урока учащихся будут уметь решать … задачи… типа
- Владение учащимися следующими умениями …
- Способность учащихся выполнить подъём с переворотом
- Планируется, что к концу урока учащиеся дают определение…, выводят формулу …, анализируют причины войны…
Основания для целеполагания:
- Тема урока
- Требования программы («ученики должны знать: …, уметь: …»)
- Особенности класса (наличный уровень знаний, умений, навыков учащихся)
- Тип урока
- Содержание текста учебника, информационных материалов по теме
Механизм диагностического описания когнитивной цели
Этап 1: определить учебные элементы (УЭ) темы.
Этап 2: По каждому УЭ определить действия , которыми должны овладеть ученики.
Этап 3: Подобрать задания к выбранным действиям, с помощью которых можно однозначно судить, овладели ли ученики этими действиями.
Личностное развитие
Воспитание и развитие:
- длительный, трудоёмкий процесс с результатами, которые невозможно предсказать однозначно ;
- носит вероятностный характер;
- нет механизмов, методик, средств отслеживания «приращения» воспитанности и личностного развития за малый промежуток времени.
Задачи личностного развития
Сводятся к созданию образовательных (педагогических) ситуаций , в которых с наибольшей вероятностью происходит присвоение учениками:
- ценностей; норм культуры; образцов поведения; качеств личности.
- ценностей;
- норм культуры;
- образцов поведения;
- качеств личности.
Примеры записи задач личностного развития
- создать ситуацию нравственного выбора;
- создать условия для взаимного обучения;
- создать условия для развития исследовательских способностей;
- способствовать присвоению ценности «семья»;
- содействовать развитию лидерских качеств;
- поддерживать стремление в построении собственных целей деятельности
Здоровье
Задачи здоровьесбережения
Вытекают из:
- Показателей здорового ученика данного возраста (нормы зрения, утомляемости, возрастных особенностей, …)
- Реальных показателей здоровья данного класса
Формулируются через характеристики условий и среды
Критерии оценки мотивационно-целевого этапа урока
(План урока)
- Соответствие целей , задач требованиям учебной программы
- Соответствие целей, задач типу урока;
- Диагностичность постановки целей обучения;
- Оптимальность задач личностного развития учащихся
(Проведение урока)
- Четкость определения образовательных целей (задач) урока
- Вовлечение учащихся в постановку целей урока
Содержательный компонент
Современные теоретические подходы как содержательные векторы в проектировании урока
- Деятельностный подход
- Личностно ориентированный подход
- Акмеологический подход
- Средовый подход
- Синергетический подход
- Аксиологический подход
- Исследовательский подход
- Рефлексивный подход
- Компетентностный и др.
Содержание личностно ориентированного обучения
- Предметное
- Метапредметное
- Деятельностное
- Личностное
- Рефлексивное
- Образовательная среда как компонент с.о.
Деятельность учащихся и деятельность учителя
Принципы личностно ориентированного обучения
- Принцип ученического целеполагания
- Принцип продуктивности
- Принцип первичности собственного образовательного продукта
- Принцип субъектности
- Принцип выбора
- Принцип творчества и успеха
- Принцип доверия и поддержки
- Принцип обратной связи
Особенности организации обучения на основе технологического подхода
- Планирование конечных результатов учебной деятельности учащихся
- Предписание способов деятельности и условий, в которых эта деятельность приведет к достижению цели
- Возможность объективных поэтапных измерений и итоговой оценки достигнутых результатов
Характерные черты личностно ориентированного обучения
- Сотрудничество
- Диалогичность
- Деятельно-творческий характер
- Погружение учащегося в необходимую информационную среду
- Предоставление учащемуся свободы для принятия самостоятельных решений, выбора содержания и способов учения
- Как задавать вопросы?
- Как организовать групповую работу?
- Как поддерживать учебную мотивацию учащихся?
Формы, методы, средства обучения
Образовательная ситуация -
- Это ситуация образовательного напряжения, возникающая спонтанно или организуемая учителем
- Ее целью является рождение учениками образовательного результата (идей, проблем, гипотез, версий, схем, опытов и др.)
- Учитель проблематизирует ситуацию, сопровождает образовательное движение учеников, но не определяет заранее конкретное содержание образовательных результатов
Возможные типы образовательных ситуаций
Условия, необходимые для эффективной реализации урока
- Необходимо осознание учителем того, что в педагогическом процессе ученик является центральной фигурой
- Деятельность познания, а не преподавание; самостоятельное приобретение и применение полученных знаний становится приоритетней усвоения и воспроизведения готовых знаний
Критерии эффективности урока
- Целевая
- Процессуальная
- Психологическая
- Ресурсная
Алгоритм проектирования урока
- Проведение диагностики
- Изучение нормативных требований и рекомендаций к уроку
- Определение типа и места урока в блоке уроков
- Определение обучающей цели и отбор учебного содержания
Алгоритм проектирования урока
5. Установление задач личностного развития учащихся и планирование ситуаций развивающего типа
6. Прогнозирование занятия
7. Определение последовательности и планирование результатов этапов урока
9. Выбор методов, форм и средств обучения
Алгоритм проектирования урока
10. Составление технологической карты урока
11. Продумывание механизма обратной связи
12.Определение содержания домашнего задания
Спасибо за внимание!