ГБОУ школа-интернат пгт. Ильского
ДОКЛАД
на тему:
"Эффективные методы развития музыкальных способностей детей
на уроках музыки"
Учитель по предмету музыка, пение Дедова Елена Петровна
Доклад на тему:
"Эффективные методы развития музыкальных способностей детей
на уроках музыки"
План:
1. Музыкальность - синтез музыкальных способностей
2. Основные задачи вокально-хоровой работы на уроках музыки
3.Музыкальные игры, как важнейшее средство формирования и развития творческих способностей детей
4.Список источников.
1. Музыкальность - синтез музыкальных способностей
Итак, что такое музыкальные способности?
Музыкальные способности - это индивидуальные психологические свойства человека, обусловливающие восприятие, исполнение, сочинение музыки, обучаемость в области музыки. В той или иной степени музыкальные способности проявляются почти у всех людей. Ярко выраженные, индивидуально проявляющиеся музыкальные способности называют музыкальной одаренностью.
Музыкальные способности представляют собой относительно самостоятельный комплекс индивидуально-психологических свойств. Они могут сохраняться после утраты умственных способностей из-за психических заболеваний, а также присутствовать у людей, страдающих слабоумием. Именно совокупность музыкальных способностей можно обозначить общим понятием -"музыкальность".
К основным музыкальным способностям, раскрыть которые необходимо учителю музыки на своих уроках, можно отнести, прежде всего, развитие чувства ритма, вокально-хоровых навыков, навыки музыкально- слухового восприятия, а также развитие музыкальной памяти и внимания, навыки музыкально-ритмического движения.
Для этого существуют различные упражнения, которые преподносятся детям в игровой форме, и выполняют ряд учебных и коррекционных задач.
2.Основные задачи вокально-хоровой работы на уроках музыки
Развитие вокальных навыков включает в себя работу над развитием чувства ритма, дикцией, певческим дыханием, звукообразованием, выработкой унисона, музыкальной памяти.
Для приобретения перечисленных навыков полезно применение следующих упражнений, которые я использую в работе с детьми на своих уроках:
1). «Весёлый счёт» Все учащиеся одновременно берут дыхание по знаку педагога и дружно считают: раз, два, три и так далее. Учитель заранее предупреждает детей о том, да какой цифры будет вестись счёт. Например, до десяти, на одном дыхании. Счёт лучше вести нараспев, на более удобных звуках 1-й октавы, примерно от «ми» до «ля». Считать надо в нюансе «пиано». Однако увлекаться этим упражнением не стоит.
2). «Шарик» Дети очень любят это упражнение: нужно постепенно «сдувать шарик». Одновременный вдох и постепенно выпускаем воздух.
3). «Надувные игрушки» Дети становятся в две шеренги – лицом друг к другу на небольшом расстоянии друг к другу. «Насосики» с напряжением толкают кулачками и выдыхают воздух рывками, как бы накачивая «игрушку»). «Игрушки», сидя на корточках, постепенно «надуваются». Тоже любимое упражнение детей, т.к. всё это проходит в игровой форме. Дети придумывают, какими игрушками они будут, и «надуваются» при условии, что их «насосики» стараются.
4). «Надуем шарик» Дети выдувают воздух постепенно, живот при этом напряжён. После упражнения сразу начинаем петь, и получается очень хорошее «легато», следим, чтобы животик был также напряжён, как при выполнения упражнения. (Иногда я приношу на урок настоящие воздушные шары, чтобы дети почувствовали нужное ощущение, когда их надувают, а потом с восторгом с ними играют).
5). «Задуть свечу» Просто рывком толкаем животом. Эффективно.
6). «Буквы» Показываю детям карточки с буквами «Б», «Т», «Д». И они как – бы выталкивают животом согласные звуки. При этом напрягаются мышцы живота.
Для выработки унисона я использую другие упражнения:
1). Ручные знаки (по Г.Струве)
2).Пение «по руке».
3). Показ звуковысотности рукой.
4). Некоторые фонопедические упражнения (по Емельянову).
5).Скользящие движения вверх и вниз.
Эти упражнения очень эффективны, но надо помнить, что использовать можно на уроке не более одного – двух упражнений и очень осторожно, чтобы избежать перенапряжения и головокружения у детей.
В основном же работа над навыками правильного певческого дыхания должна проводиться на специальных вокальных упражнениях. Эти упражнения должны состоять из коротких музыкальных фраз, чтобы одного дыхания хватило на всю фразу. Петь их надо на отдельные гласные или слоги, в умеренном темпе, в удобной для всех детей тесситуре, в динамике меццо-пиано, меццо-форте. Для разнообразия пение этих упражнений на отдельные гласные и слоги надо чередовать со специально подобранным, несложным текстом. («Милая мама», «Новая школа», «Родина наша» и т.п.)
Во время упражнений надо следить за тем, чтобы дети брали дыхание одновременно и активно: чтобы вместе начинали и заканчивали каждую фразу, распределяли воздух на всю фразу.
Только добившись напевности звучания можно достигнуть главного в хоровом пении.
Работу над звукообразованием надо начинать с правильного образования гласных звуков («а», «о», «у», «э», «и») и отдельных слогов в сочетании этих гласных с различными согласными звуками. Благодаря соединению гласных звуков с согласными обеспечивается наиболее активное звукообразование. При этом согласные должны произноситься легко и коротко, т.е. служить исходной точкой в формировании следующих за ними гласных звуков.
При разучивании песен нужно также развивать музыкальную память. Этому способствуют такие приёмы, как:
-Разучивание песни с мячом. Учитель поёт одну фразу, бросает мяч ребёнку, ребёнок повторяет фразу и возвращает мяч учителю. И.т.д.
-Запоминание «по руке». Цель: кто быстрее запомнит и споёт.
-Слушание незнакомой песни из урока в урок. Постепенно дети сами начинают подпевать.
-Запоминание, слушая аудиозапись.
Необходимо развивать творческое мышление у детей. Для этого эффективно применять:
-Сочинение попевок при помощи ручных знаков;
-Словесное сочинение. Сначала слушают музыку, рассказывают о своих представлениях, потом детально разбираем произведение: характер, динамические оттенки, тембр и пр. Здесь дети не только учатся слышать и фантазировать, но овладевают некоторыми музыкальными терминами.
-Декламация. Выразительное проговаривание текста.
3.Музыкальные игры, как важнейшее средство формирования и развития творческих способностей детей.
Занятия с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья должны проводиться в игровой форме, или с элементами игры. Дети их очень любят.
-«Музыкальный платочек» - под музыку передают платочек.
-«Музыкальный кот и мыши» - об этой игре я говорила выше. Она полезна и в связи с музыкально – ритмическими движениями, а также направлена на внимание.
-«Угадай, кто я?» - для определения тембра голоса.
-«Найди звук» - отыскивают звук на металлофоне.
-«Птичка на ветках» - для развития звуковысотности. Сначала дети повторяют за учителем высоту звука(если уже интонируют), затем показывают высоту звука рукой. Позже показывает один из обучающихся, а остальные повторяют.
-«Догони – ка» -для определения скачкообразной мелодии.
-«Волшебная шкатулка» Когда основные игры дети уже знают, то они записываются на карточки(дети помогают оформлять и рисовать нужные картинки для тех, кто ещё не умеет читать). И используются на занятиях.
Музыкальная деятельность включает детей в общий процесс, развивает эмоционально-волевую сферу детей. В процессе каждого урока происходит постепенное включение детей в различные виды музыкальной деятельности. Смена деятельности на уроках предусматривает переключение педагогом внимания детей, а сочетание заданий различной эмоциональной и физической нагрузки одновременно помогает педагогу вести обучение динамично и разнообразно.
Детям трудно высказываться о музыке, поэтому нужно научить их пользоваться простейшими музыкальными понятиями. И даже когда дети не могут выговорить большинство звуков, всё - равно нужно говорить с ними доступным, но грамотным языком. Доступность изложения материала не должна быть примитивной. К тому же детям необходимо знать музыкальные термины, элементарные музыкальные понятия, чтобы учиться самим грамотно излагать свои мысли.
Ученики 5-го и 6-го класса имеют уже достаточный музыкальный опыт для того, чтобы выразить свои чувства и ощущения от восприятия той или иной музыки.
Постепенно, посредством музыкальной деятельности, у детей накапливается свой собственный музыкальный опыт, из которого постепенно формируются и собственные музыкальные потребности детей, расширяется их кругозор и появляется определённый музыкальный вкус.
Дети постепенно учатся разбираться в музыкальных инструментах. Для этого я показываю им иллюстрации(от современных до древних - орган, клавесин, или настоящие инструменты (балалайку, аккордеон). При помощи различных приёмов (например, викторина"Угадай мелодию", музыкальная игра "Волшебная шкатулка") достигается и различение детьми по звуку данных инструментов.
С помощью творческих заданий дети получают представления о жанрах, формах и стилях музыки разных эпох, о стилистических особенностях того или иного композитора, узнают о высоте и продолжительности музыкальных звуков, формируется музыкальное мышление детей. Конечно, необходимо включать в процесс обучения как можно больше наглядных средств, начиная от простых карточек с изображением животных, картин природы, дидактических игр, до использования современных информационных и коммуникационных технологий(ИКТ).
Эффективность нашей с детьми совместной деятельности за небольшое количество времени уже значительно возросла, дети с удовольствием поют, с желанием выступают на сцене. А самое главное достижение – это то, что дети с ограниченными возможностями здоровья активно вовлечены в общий музыкальный процесс, и это создаёт необходимые предпосылки для развития их эмоционально – волевой сферы и социализации.
4.Список источников:
1.С.Ф.Грдличка "Очерки по истории музыкальной жизни России" Краснодар 2004, 2005, 2007.
2.В.Сургаутайте «О начальном этапе развития чувства ритма» вып.6 «Музыкальное воспитание в школе».
3.Д.Кабалевский «Как рассказывать детям о музыке?» Москва «Просвещение» 1989г.
4.Т.Шмагина «Музыка в московских школах» Москва 1993г.
5.Н.Колосова "Здравствуй, музыка!" "Молодая гвардия" 1969г.
6.Г.П.Стулова "Хоровой класс" Москва "Просвещение" 1988г.